Родился 14 августа 1937 года в селе Утятском Притобольного района Курганской области. Семилетнюю школу заканчивал в Утятском, среднюю школу — в городе Кургане. Окончил Курганский педагогический институт (1958 г.) и заочно Литературный институт им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР (1967 г.). С 1958 по 1967 г. работал литературным сотрудником, а затем ответственным секретарём областной молодёжной газеты «Молодой ленинец» в Кургане. Был редактором Курганского отделения Южно-Уральского книжного издательства. С 1970 по 1997 г. — литературный консультант в Курганской писательской организации. Много лет являлся членом редколлегии журнала «Урал». На X съезде Союза писателей России Виктор Федорович избран членом Правления Союза писателей России и членом высшего творческого совета. Последние годы работает в Приемной коллегии Союза писателей России, г. Москва.
Первая книга рассказов «Журавли прилетели» вышла более 40 лет назад. Многие рассказы переведены на все основные европейские языки. Общий тираж изданий составляет около 7 млн. экз. Виктор Федорович автор более 50 книг, изданных в Кургане, Челябинске, Новосибирске, Москве. Наиболее известны: «Пристань», «Шальная весна», «Над зыбкой», «Ожидание моря», «Тихая вода», «Сельские монологи», «Избранное», «Ради этой минуты», «Поздний гость», «Иван Иванович», «Белые кони», «Доченька», «Золотой ковчег».
Виктор Потанин известен как активный общественный деятель. Избирался депутатом Курганского областного Совета народных депутатов (четыре созыва). Делегат многих съездов Союза писателей СССР и России. Член Высшего Координационного Совета при Союзе писателей России. Заслуженный работник культуры России, Почётный Гражданин города Кургана и Курганской области. Лауреат премии Губернатора Курганской области, литературных премий имени Ленинского комсомола, имени И. А. Бунина, В. М. Шукшина, Д. Н. Мамина-Сибиряка. Имеет правительственные награды. В 2007 году в Кургане вышло пятитомное собрание сочинений Виктора Потанина, за которое ему в этом же году была присуждена (во второй раз) литературная премия им. В. М. Шукшина.
В Союз писателей СССР состоит с 1966 года.
В 2012 году Виктор Потанин стал тринадцатым лауреатом литературной премии имени Александра Грина за произведения для детей и юношества, учрежденной правительством Кировской области.
Эта награда считается высшей в профессиональном сообществе литераторов На днях в Москве прошла церемония награждения победителей Большой литературной премии Союза писателей России. Виктор Потанин получил награду за книгу «Ангел мой» в номинации «Проза». По словам писателя, эта премия для него «сродни Нобелевской», ведь среди литераторов она считается главной профессиональной высотой.
Книга «Ангел мой» была напечатана совсем недавно — в 2015 году, одна из её повестей — «Чародеи» — особенно пришлась по душе читателям. Их мнение, кстати, также учитывалось при определении победителей. «Если честно, большая редкость, когда недавно изданная книга так быстро оказывается в центре внимания жюри конкурса столь высокого уровня», — сказал нам по телефону Виктор Фёдорович.
На церемонии помимо награды зауральский писатель получил заманчивое предложение: подготовить некоторые произведения для дальнейшего их издания (отдельной книгой) в Китае. Сейчас автор занимается подбором материала.
С получением премии Виктора Фёдоровича поздравил губернатор Курганской области Алексей Кокорин. «Мы гордимся вами, нашим земляком. Вы — наша легенда. От души поздравляем вас с заслуженной наградой», — обратился глава Зауралья к знаменитому писателю. Губернатор Алексей Кокорин пожелал Виктору Потанину здоровья, неиссякаемой энергии и реализации литературных замыслов. В свою очередь литератор поделился мыслями о будущем российской литературы и своих творческих планах.
Отметим, Большая литературная премия России ежегодно вручается авторам поэтических, прозаических, драматургических произведений. За 15 лет премию получили десятки авторов, среди которых Валентин Распутин, Дмитрий Балашов, Михаил Алексеев, Виктор Лихоносов, Владимир Карпов, Владимир Костров, Юрий Лощиц и другие. В этом году в списке финалистов значилось 18 лучших писателей страны.
Павлиди Ксения
Павлиди, Ксения. Виктор Потанин получил Большую литературную премию // Курган и курганцы. — 2016. — 30 января. — С. 5.
Как пишет Владимир Олейник в предисловии к собранию сочинений Виктора Потанина: «...Виктор Федорович Потанин родился 14 августа 1937 года в зауральском селе Утятском. Его предки были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и духовной свободы... Старообрядческие семьи аккумулировали в себе духовную энергию невиданной силы, позволявшую выдерживать любые искушения и самые страшные испытания. Такое испытание пришло в 1921 году, когда дед Виктора Потанина был расстрелян вместе с другими односельчанами карательным отрядом ЧК. Вся вина состояла в его вере и в его имуществе, достаточном, чтобы объявить Тимофея Ивановича кулаком и расстрелять...».
Удивительное сходство судеб: Макара Леонтьевича Шукшина также объявили врагом народа и репрессировали в 1933 году. Избушка, в которой родился Василий Макарович, изображена на полотне И.П. Попова, троюродного брата Шукшина. Похожа она скорее на сараюшку, чем на кулацкий дом.
«...Вскоре семью (Потаниных) постигнет еще одна беда — читаем у В. Олейника — отец, сельский учитель Федор Степанович Потанин, уйдет в армию и погибнет в том проклятом сорок первом году. От него сыну останется только мучительная боль детской памяти, преследующая всю жизнь. И все голодные и холодные военные годы опорой, защитой и надеждой для маленького Вити было женское лицо. Мамы и бабушки. Образ женщины с раннего детства станет для него нравственным мерилом, основным ценностным критерием».
Память об отце руководила творческим поиском Василия Макаровича. А основным жизненным путеводителем станет для него образ матери. Об отношении В. М. Шукшина к своей матери сказано и написано много. Хотелось бы привести слова также благодарного сына, губернатора нашего края Александра Карлина:
«Да, я согласен. Мария Сергеевна — великая женщина и великая мать. Но ведь у каждого мать — великая. И что интересно: добрая мать не только делится со своим ребенком тем, чем обладает сама — жизненным опытом, представлениями о добре, справедливости, порядочности. Она еще и дает импульс к познанию нового, к совершенствованию...
Во взаимоотношениях Шукшина и Марии Сергеевны, его матери, меня трогает и даже изумляет другое. Вырастая, мы в большинстве своем начинаем стесняться выражать свои чувства к родителям. Потом, когда уже поздно, корим себя, что не смогли, не сумели, не сказали своим матерям то, что должны были сказать. А Василий Макарович — он сказал! Во всем эпистолярном наследии наиболее трогательны его письма к Марии Сергеевне. Где он при всей своей суровости мог находить слова для матери, какие далеко не каждый сын — и даже дочь! — находит...».
Василий Макарович не только сказал, он делал немало для матери, при всем этом продолжая корить себя: «В законе Божьем есть заповедь — почитай отца твоего и матерь твою... Чтобы тебе хорошо было и чтоб продолжились дни твои на земле. А мы все как-то не успеваем. Почитать мы их не успеваем, вот ведь что... Вот ведь отчего совесть-то гложет...». (Ирина Ракша. Дневники. Мемуары).
Страдал, что не может в полной мере заботиться о матери, знал, как она скучает по нему и ждет, поэтому старался восполнить этот пробел. Кто бы из близких ни поехал на Алтай, он просил побывать у нее, попроведывать.
В начале семидесятых годов В.М. Шукшин готовился к съемкам «Степана Разина» и на съезд российских писателей приехал прямо с натурных съемок. Хотя Василий Макарович не любил бывать на подобных мероприятиях, видеться с близкими ему по духу Беловым, Распутиным и другими писателями доводилось чаще именно здесь.
О той встрече Виктор Федорович Потанин рассказал во время первого приезда в Сростки в июле 2007 года. Он был почетным гостем праздника как лауреат премии им. В. М. Шукшина: «В мой номер постучался Василий Белов и передал приглашение Василия Шукшина встретиться. Шукшин первый подал руку: „Хорошо жмешь, крепко“, — шуткой отметил, что доволен обращению по имени-отчеству... Он плохо себя чувствовал, прилег, а руку мою держал на коленях, не отпускал от себя. Разговор длился до утра. Речь его удивляла образным богатством, слова играли. Я сетовал на то, что после первого прочтения изданных рассказов, кажется, многое сказал бы не так, многое изменил, а Василий Макарович утешал меня: „Самоедство — это великое дело. Актер выходит на премьеру тоже в сыром виде и с каждым выходом оттачивает свое мастерство. Так и первое издание писателя“.
Помню, приглашал, даже просил, съездить в Сростки, к своей матери, — ведь ему необходимо было возвращаться обратно, на съемки, а я бы утешил ее, попил травок целебных, красоту его родины посмотрел.... Пришлось извиниться, ведь у меня тоже мама в возрасте, тоже ждет меня, и он понял: „Конечно, конечно, мать — это святое“!
Когда рассказывал о фильме „Степан Разин“, руки крепко сжимались. Часто повторял: „Я сделаю, я добьюсь...“. Василий Макарович Шукшин был по-государственному озабочен вопросами языка ради сохранения русской нации. Он дорожил словом, лелеял его, как птенца в ладони, как крестьянин склоняется над плутом, так и он склонялся над рабочим столом».
Где найти слов, чтобы достойно охарактеризовать тех, кто обладал таким даром, даром слова. Каждый по-своему. Виктор Федорович — мастер изящной словесности, тонкого и трепетного отношения к слову. Василий Макарович — хранитель русской народности, исследователь души, шлифовал и оттачивал текст до предела, вкладывая туда всю свою измученную душу. Это слово «душа» издавна волнует литературу, называющуюся классической, а значит, бессмертной, вместившую в себя имена Виктора Потанина и Василия Шукшина — носителей духовных ценностей.
Удивительное сходство: первый сборник рассказов Виктора Федоровича Потанина выпустило издательство газеты «Советское Зауралье» в 1963 году. Первый шукшинский сборник «Сельские жители» опубликован в 1963 году московским издательством «Молодая гвардия». Разницей в один год оба писателя вступили в Союз писателей СССР. Шукшин — в 1965 году, Потанин — в 1966. Грани соприкосновения своего творчества с трудами Василия Макаровича Виктор Федорович определяет сам в переписке с сотрудниками музея:
«Всех героев-чудаков объединяет глубокая и древняя логика русского национального характера. Даже не логика, а Дух. Он выражается в радости соприкосновения героя с чем-то непостижимо-таинственным, одному ему ведомым. Это радость добродетели, радость жертвенности, сострадания и страдания. Все это есть минуты соприкосновения с Божественной тайной. Шукшина интересует не столько ситуация и поведение человека в ней, сколько поиск таких минут». Когда я прочел все это, то просто вздрогнул от радости, ведь что-то подобное ищут в жизни и герои моих повестей и рассказов. Эти «минуты соприкосновения» для них — и есть вершина судьбы, момент Высшей Истины...«.
Еще несколько строк из письма В.Ф. Потанина музею хотелось привести: «А Алтай и Сростки нам снятся, и это наши самые сокровенные сны. Это были лучшие минуты моей жизни, и Господь подарил их на закате жизни. Я много думаю об этом и даже пишу повесть с таким же названием — „На закате“».
С нетерпением ждем новой повести Виктора Федоровича Потанина, писателя, гражданина и патриота России, которому когда-то Шукшин сказал: «Я в тебя верю!» И хотелось бы надеяться, что измученное и надорванное телевизионными уроками безнравственности молодое поколение сможет преодолеть чужое давление и стать думающим и благодарным читателем.
Гагин В.И. (Вера Ивановна Гагин — научный сотрудник музея)
Гагин, В. И. Удивительное сходство судеб [Электронный ресурс] / В. И. Гагин // Режим доступа: http://kultura.kurganobl.ru/3617.html. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 18.08.2017).
Первое, главное воспоминание детства писателя Виктора Потанина: уходящий в армию отец посадил его, малыша, впереди себя, и верхом на коне они промчались вокруг села Утятское. И это осталось в памяти как завещание, что жизнь скоротечна и надо уметь подняться над обыденностью, что родное село — тоже планета, за которую можно отдать жизнь.
Отец писателя, Фёдор Степанович, пограничник, погиб в бою на реке прут, где продвижение гитлеровцев и их союзников-румын было надолго остановлено.
В Москве выпускнику Литинститута, уже известному писателю, Виктору Фёдоровичу Потанину предложили высокооплачиваемую должность в советско-болгарском журнале «Дружба», показали квартиру, которую он может занять, но Виктор Фёдорович предпочел остаться на малой родине. Груз воспоминаний, ответственность перед ними перевесили. вот эвакуированные дети спешат вместе с ним в Утятскую школу... Зима, но холод здесь, за Уралом, уже не страшен маленьким ленинградским блокадникам, вот мама, Анна Тимофеевна, спасает ребенка, тонущего в проруби, и потом долго болеет. всю тяжкую, многотрудную жизнь страны познал писатель Потанин, вырастая в Утятском среди будущих героев своих повестей и рассказов.
Как формируется талант — большая тайна. в Сибири народ колючий, и один из сверстников как-то сказал: «Да какой Витька писатель! Мы ж с ним вместе сенокосили!»... Но, будучи начинающим, Потанин никогда не преодолевал враждебность среды. Это городским авторам достается. Сельское общество, наоборот, с доброжелательным волнением следит, как соколенок кружит сначала над озером Акулинкино, а потом острым дальнозорким оком обозревает всю планету, переживает за весь мир.
Писателю Виктору Потанину в Библиотеке конгресса США довелось с понятным волнением подержать свои книги, что там хранятся... Первая книжка Виктора Федоровича называлась «Журавли прилетели». Напечатанная в Кургане, она сразу привлекла к себе внимание. Потанин не искал героев за тридевять земель. Он, на детство которого выпала великая Отечественная, послевоенное становление страны, сразу понял, что жизнь его односельчан достойна глубинного осмысления, что, идя по жизни рядом с ними, можно проникнуть ой в какие тайны характеров, судеб, сюжетных обстоятельств. Но чтобы это свершилось, надо было начиняться знаниями. Мамочка, сельская учительница, одарила его дисциплиной и усидчивостью в освоении школьных предметов, а бабушка-старообрядка — княгиня духа — открыла многие тайны истории России. Книга всегда была путеводной звездой семьи Потаниных. Эта влюбленная в литературу среда и сформировала писателя Виктора Потанина. Дальше была только огранка таланта: учеба на филфаке Курганского пединститута, работа в областной газете «Молодой ленинец» корреспондентом, ответственным секретарем, совмещая это с обучением на заочном отделении прозы в Литературном институте имени А. М. Горького Союза писателей СССР. Повесть «Над зыбкой», опубликованная в Москве, приковала к Потанину внимание столичных литературных критиков, и, оценив дарование молодого сибиряка, они больше никогда не выпускали его из вида. Он твердо занял свое место на пьедестале литературного успеха — рядом с «деревенщиками» Василием Беловым, Валентином Распутиным, Виктором Лихоносовым, при этом никогда не соглашаясь, что так называемые «деревенщики» — реальность.
После Великой Победы 1945 года литературный процесс был необыкновенно сложен. Эпоха навязывания ярлыков, казалось, никогда не кончится. Писателей, этих больших птиц, назначенных для свободных полетов, для простоты управления именовали «военными», «городскими», «деревенскими». То они жили и умирали на асфальте, то с превеликим трудом возвращались на почву. В то время, как каждый из них, стараясь найти и сохранить присущую ему интонацию, стремился к одному: реализовать творческие замыслы и честно изжить священную энергию своего сердца. «Нет ни городских, ни деревенских писателей, — говорит Виктор Потанин. — Есть просто писатели, ходоки к Богу!»
Идя вслед за Фёдором Михайловичем Достоевским, его нравственный последователь Виктор Фёдорович Потанин исповедует ту же концептуальную философию жизни: «Кто обрабатывает землю, тот и ведет всё за собою. Земледельцы являются сутью государства, его сердцевиной». Как и Достоевский, Виктор Потанин любит обращаться к сердцу человека («идеи меняются, сердце остается одно»). «Люди, любите друг друга» — это главный нравственный призыв творчества Виктора Фёдоровича. Герои этого писателя чаще всего живут чувством и сердцем!
Архиепископ Константин не случайно наградил Потанина медалью № 1 преподобного Далмата Исетского. Тонкий психолог, он, пожалуй, единственный понял, что проза зауральского писателя — это трагическое повествование о безбожном времени, где люди спасаются заповеданной Христом любовью. в прозе Потанина нет церковной жизни, ее зримых примет, но нравственные ценности христианского сознания налицо. Герои писателя живут и действуют в створе сохраненного народом православного мировоззрения. Он своим творчеством убедительно доказывает, что историческая память народа не иссякла, что любовное единение, стремление к общинности заложены в сущности российского человека и выражают даже на подсознательном уровне верность заповедям Христа, что лежит в основании совести персонажей потанина. И те, кто идет против совести, сваливаются в трагическое пике.
Другое нелегкое испытание писателя — сострадание к людям. Сострадать — это не праздник. Мы далеки от совершенства, состоим из острых углов и треугольников. Мало кто умеет видеть себя со стороны. Потанин умеет. психологически он очень устойчив и постоянно в мыслях о стране и людях. Не было случая, чтобы он чего-то не знал из того, к чему приковано внимание всех. прогнозы и мысли писателя всегда взвешенны, реалистичны, часто сбываются. Широта его душевно-социальных забот — от Крыма и Сирии до сельских учительских зарплат. Он много раз избирался депутатом областного и городского уровней. Не раз я ловил себя на мысли: зачем известному писателю озадачиваться вопросом питьевой колонки на улице Климова? Казалось, его социальный ресурс используют не по назначению! Но Потанин в полной мере соответствует писательской сверхзадаче, сформулированной Александром Герценом: «Мы не певцы, мы — боль». помню, студентом дневного отделения Литинститута на закате брежневской власти я уезжал, погостив у Потанина в Утятском... Ждали автобус. Мимо нас проехала в сельмаг нагруженная доверху спиртным грузовая машина. по лицу писателя пробежала видимая гримаса боли. «все раскупят», — безнадежно сказал он.
Помню, с каким волнением он рассказывал, как ждали мужей с фронта солдатки — великие женщины. Год ждут, два, три, четыре: трудятся на полях, растят детей, пережидают одинокие лютые зимы. А потом отчаяние, надрыв, терзающий души. Сколько же сострадательных ран на сердце восьмидесятилетнего писателя! Но Виктор Фёдорович Потанин своим творчеством утверждает право на надежду. Солидарный с Достоевским, он верит, что «именно в душе человека и только в ней коренится добро и зло человечества». «Если захотят все, то и сбудется.... Сделавшись сами лучшими, мы и среду исправим», — этот завет Фёдора Михайловича с христианским терпением воплощает в жизнь талантливый, большой русский писатель Виктор Фёдорович Потанин.
Носков, В. Сердце писателя / В. Носков // Курган и курганцы. — 2017. — 12 августа. — С. 5.
Сегодня, 8 августа 2017г., правительство Курганской области приняло решение о присвоении областной детской библиотеке имени Виктора Федоровича Потанина — выдающегося русского писателя, нашего земляка. Решение принято накануне 80-летия писателя, которое будет отмечаться 14 августа. Произведения Виктора Потанина стали классикой советской и российской литературы, их перевели на многие языки мира.
Виктор Потанин — лауреат премии имени Ленинского комсомола, Большой литературной премии, премии Союза писателей РСФСР, литературной премии имени И. А. Бунина, шукшинской литературной премии (дважды), Всероссийской премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, премии Губернатора Курганской области. Ему присвоены звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почётный гражданин Курганской области», «Почётный гражданин города Кургана».
Он награждён орденом «Знак Почёта», орденом Почёта, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медалью имени М. Ю. Лермонтова, медалью «Шедевры русской литературы», памятной медалью «К 100-летию М. А. Шолохова», памятной медалью «Энциклопедия «Лучшие люди России», медалью в честь 60-летия Монгольской Народной Республики, памятной медалью Общества советско-финской дружбы, дипломом I славянского литературного форума «Золотой Витязь».
Литвиненко Дмитрий
Литвиненко, Д. Курганской областной детской библиотеке присвоено имя Виктора Потанина [Электронный ресурс] / Д. Литвиненко // Режим доступа: https://kikonline.ru/2017/08/08/kurganskoy-oblastnoy-detskoy-biblioteke-prisvoeno-imya-viktora-potanina/. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 18.08.2017).
Виктор Потанин вошел в литературу с поколением, которое сегодня принято называть «шестидесятниками». Именно в 60-е годы XX века произошло условное разделение писателей на «горожан» и «деревенщиков». Суть мировоззренческих расхождений между ними обозначилась в конечных выводах их творчества: «горожане» были либерально настроены, образованны и ориентированы на западную культуру; «деревенщики» были провинциалами, крестьянскими детьми и искали смысл бытия в глубинах русской души.
Все сказанное в определенной степени условно и спорно. Но думается, что с той поры началась и не заканчивается до сих пор идейная борьба о путях развития России, выхода из экономической стагнации и духовного тупика.
В 90-е годы роль писателя в обществе, значение его слова, мягко говоря, сошла на нет. Духовный вакуум не только становился проблемой, но и делал проблематичным само существование общества. В новом же тысячелетии опять возникла потребность в моральном авторитете Слова. Вот только тех, кто его говорит, к кому прислушиваются, стало гораздо меньше. К этой немногочисленной когорте по праву принадлежит и наш земляк — Виктор Федорович Потанин. Писатель, мудрец, наследник и хранитель традиций великой Литературы.
* * *
Предки Виктора Потанина были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и духовной свободы. Многое пережила его семья... Со временем она переехала в село Утятское Притобольного района. Здесь мама будущего писателя Анна Тимофеевна встретит единственную любовь, родит сына и даст ему имя Виктор. Всю свою жизнь она проработает в сельской школе. Вскоре семью постигнет общая для страны беда — отец Виктора, сельский учитель Федор Степанович Потанин, уйдет в армию и погибнет в самом начале войны.
Мама станет для Вити первым учителем. Уроки русского языка и литературы откроют ему другой мир — мир Книги. Мир загадочный и прекрасный, где всегда побеждает добро, где исполняются все желания, где в человеческих сердцах царит радость и счастье. Мечты обретут физическую осязаемость образов и представлений, подтолкнут к первым творческим опытам со Словом. Поэтому после окончания школы для Виктора Потанина не было вопроса о выборе профессии. Себя он видел только учителем русской словесности.
Поступление на факультет русского языка и литературы Курганского пединститута стало для него логичным и естественным, как выражение душевной потребности. Столь же логичным и естественным было и его участие в институтском литературном кружке, а также публикации в районной и областных газетах первых статей и рассказов.
Большой удачей для начинающего писателя стало приглашение на Всероссийское совещание молодых прозаиков в подмосковной Малеевке в 1959 году. 21-летний курганский прозаик познакомился с людьми, во многом определившими его жизнь и судьбу, — Виктором Астафьевым и Юрием Казаковым. Там же Потанину дали рекомендацию для поступления в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окрыленный, он вернулся в Курган с обретенным смыслом и ясной целью. Писать и только писать!
В 1963 году вышел первый сборник рассказов писателя — «Журавли прилетели». Для Потанина наступил творческий взлет. Совсем еще молодой человек жил крайне интенсивной жизнью — работал в газете, писал прозу, заочно учился в Литинституте.
В 1966 году Потанин был участником Кемеровского зонального семинара молодых писателей под руководством Сергея Антонова. Именно тогда он вошел в круг литературной молодежи, которая определила одно из направлений развития русской литературы. Их назовут «деревенщиками»... Имена Виктора Астафьева, Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина обретут непререкаемый нравственный авторитет. Именно эти люди станут для Потанина творческим примером, а Валентин Распутин и Виктор Лихоносов еще и ближайшими сердечными друзьями.
В том же 1966 году Виктор Потанин был принят в Союз писателей СССР. Общим итогом работы стали выходящие в региональных и московских издательствах книги — «Подари мне сизаря», «Пристань», «Над зыбкой», «Память расскажет», «Ожидание моря», «Тихая вода», «Сельские монологи»... Автора этих книг уже можно было отнести к числу тех, кто вернул в русскую литературу традиционные ценности и обратился к корневой народной культуре. Вслед за читательским признанием пришло и общественное — в 1978 году Виктору Потанину была присуждена премия Ленинского комсомола.
* * *
По сути своего выбора герой Потанина, помня о Прошлом, живет в Настоящем ради Будущего. Герой Потанина — сокровенный человек, он всегда на острие сложного конфликта — конфликта с самим собой. Душа героя с ее нравственным напряжением напоминает сверхчувствительный камертон, реагирующий на самые вроде бы простые поступки и слова. В столкновении с обыденностью раскрывается его характер и причина его рефлексии.
Говорить об идеале писателя внешне кажется просто. Для Потанина это люди, исполненные собственной мерой, живущие сердцем, созидатели, творящие добро по духовной природе своей. Они связаны с родной землей, семьей, языком, культурой. Идеал же всегда остается умозрительной линией горизонта. Художественное пространство писателя расположено на пути к этому идеалу, по которому он и ведет читателя.
В литературе Потанин начинал с рассказа. И сразу зарекомендовал себя мастером этого жанра. Его литературными учителями были Чехов и Бунин, из современников — Юрий Казаков. Он учился у них, вырабатывая свой особый, потанинский стиль. Его слово, фраза легко опознаваемы по своему индивидуальному почерку. В емких и чрезвычайно насыщенных образах ему удается сочетать жесткость сюжетной конструкции с тонким и трепетным отношением к миру и человеку.
* * *
На рубеже 80–90-х годов творческая интуиция и художественный анализ действительности привели писателя к печальному выводу — над человеком зависла угроза духовного самоуничтожения. Внешние перемены запустили в действие механизм, разрушающий ценностный мир, всю многообразную систему бытия человека. На волне предчувствия он создает повести-катастрофы «Мой муж был летчик-испытатель», «Плакала кукушка», «Доченька». Более того, Потанин увидел страшное — подмену понятий. В человеческом сознании «ржавчина» стала замещать те ценности, которые всегда отстаивал и утверждал писатель. Эта мировоззренческая катастрофа стала для Потанина и личной трагедией, и материалом для художественного обобщения. Более подробно остановлюсь на одной из его повестей — «Плакала кукушка»...
...Совсем не случайно появление Жан-Жака Руссо на ее страницах. Только с его помощью могут утолиться печали Веры Семеновны Залесовой. Только он способен дать ей утешение, ибо жизнь ее, смятая историей, обернулась в конце... Верная материалистическому пониманию действительности, Вера Семеновна никогда не роптала на судьбу. Потеряв родителей в Гражданскую, она, сидя за книгой по ночам, стала учительницей. Сельской учительницей в однокомплектной школе. Когда вышла замуж — началась война. На работе не щадила сил — не стало здоровья. Вышла на пенсию — одинокая старость никому не нужна. Скончалась — на ее могиле построили новую дорогу. Как будто никогда и не было Веры Семеновны. Только письма из ниоткуда, из прошлого дошли в этот мир...
Через вторые и третьи руки попадают они к читателю. Это не случайный прием. Потанин, дистанцируясь от своей героини, стремится показать типичность, более того — заурядность человеческой судьбы. И вот тут по-настоящему становится страшно. Образ Веры Семеновны перерастает задуманное, социальное, вбирает в себя иносказательное, укрупняясь от судьбы Женщины до судьбы России.
Что определило такую судьбу? Писатель здесь не судья и не прокурор. Он жертва. Жертвой, бессильной жертвой оказывается и читатель. Его ждет не просто потрясение и катарсис, ибо страшное уже произошло со всеми нами, ибо и нас распахали, перемололи и построили над нами дорогу. Только куда? В ответ — безмолвие.
Если у Некрасова «косточки русские» по бокам дорог, то здесь ни креста, ни погоста на несколько поколений. Разорванная связь времен прошлась по остаткам фундамента и сегодня убивает будущее. Чума распада и вырождения уже отгуляла по спитым и обезлюженным селам и деревням, по земле-кормилице. И держатся старческие немощные руки Веры Семеновны за томик Руссо... Во вселенском угаре чумного пира человека может оградить и спасти только вера. А она даже молиться не умеет. И спасается чувствованием.
Потанин почти декларативно утверждает сентиментализм как форму защитной реакции души, как последнее утешение, как причастие умирающему. Потанин жалеет и сострадает человеку по-настоящему, не отказывая в последней просьбе. А в такие минуты сомкнуты уста, и все поступки определяются движением сердца.
Вера Семеновна удивляет своей покорностью судьбе. Но писатель относится к ней не с осуждением, а с пониманием. Может быть, в Потанине это самое главное — сострадательное понимание. Жизнь Залесовой — целая эпоха, в которую вместились все противоречия прошедшего века: энтузиазм и отчаяние, вера и страх. Подозреваю, что и имя героини не случайно: оно указывает и на путь, и на трагедию разочарования. Потанин, вступив на стезю философских обобщений, все чаще и чаще сгущает свою лирическую прозу вполне прозрачными аллюзиями и метафорами.
* * *
Не менее значима и повесть Виктора Потанина «Последний пароход», посвященная вечной памяти Виктора Астафьева. Это подробный рассказ о встречах с человеком, ставшим для Потанина нравственной опорой в жизни и наставником в литературе. На страницах повести, как на ладонях, лежит вся жизнь писателя. Поездки, встречи, семинары — это те моменты, когда он появляется на людях, на обозрении, выходя из своего творческого подполья. И эти публичные минуты оказываются ключевыми на целые годы дальнейшей работы. Потому что интимный характер творчества во многом зависит от объективной оценки, дружеского участия. И на всем протяжении своей писательской жизни Потанин обнаруживает отчетливый след воздействия целостного мира личности Виктора Петровича Астафьева. Потанин не открывает тайн, не делает сенсационных откровений — просто рассказывает о времени и о себе, о близком общении с личностью, повлиявшей на его жизнь и творчество. Личностью, которая своей глубиной погружения в жизнь своего народа и глубиной его понимания поставила такую художественную и гражданскую планку, что достичь ее уже очень трудно.
* * *
По глубочайшему убеждению Потанина, мир держится именно на Культуре. Для него это синкретичное понятие, равное цивилизации. И если рушится мир в человеческих душах, обнажая зыбкость всего сущего, то единственную надежду на спасение он видит именно в Культуре. Поэтому сеет и сеет он зерна разумного и доброго...
Ведь Культура немыслима без этой ежедневной кропотливой работы. Этого непосредственного труда души. Это способность построить в себе Храм и удержать его в целости. И держаться самому. Только тогда вокруг тебя возникает та аура, которую и называют духовностью. Может, мои слова и грешат пафосом, но жизнь Виктора Федоровича Потанина представляет собой такое повседневное служение. Она состоит не только из творческой работы, из мучительного и прекрасного писательского труда. Это и его общественная деятельность, его отзывчивость на чужую боль и беду. Ведь Культура — это еще и живые люди со своими насущными проблемами. Еще в советское время, будучи депутатом Курганского областного совета народных депутатов, Потанин отдавал все силы для обеспечения работников культуры жильем, для решения их бытовых вопросов. Он прекрасно понимал, что именно библиотекари, заведующие сельскими клубами, как и учителя, — это та соломинка, удерживающая народ над пропастью. И если не выдержала она напора времени, то не вина это писателя, а неизбывная боль. Его мучения от собственного бессилия и невозможности помочь. Это сострадательное качество личности Потанина и является тем духовным светом, который исходит от него и которым он щедро делится.
Это и его просветительская, наставническая работа. Символично и закономерно, что староста литературного кружка 50-х годов, Потанин уже больше десяти лет руководит литературной студией в Курганском государственном университете. На его свет по средам в аудитории собираются не только студенты, но и те, кто слышал о студии и кто свои смятенные чувства пробует выразить Словом. Из-под его крыла вышло уже не одно поколение творческой молодежи. Не все они стали поэтами и прозаиками, но все состоялись людьми думающими, ищущими, неравнодушными.
А главный итог — Книги. Написанные болью его души. Тем прекрасным русским языком, какой уже не встретишь на газетных страницах и не услышишь с экрана телевизора. Потанин в своих книгах сохраняет высокие традиции литературного языка — чувственного и трепетного, образного и многозначного. Это очень серьезно — быть хранителем родного Языка. И пусть сегодня читают мало, пусть читают «легкие жанры», но на полках библиотек стоят Книги. И пока они есть, не прервется связь времен — от поколения к поколению, от сердца к сердцу.
P.S. Таков путь Виктора Потанина в литературу, в жизнь Зауралья и Российского государства. И по сей день он остается наставником и учителем нового поколения творческой молодежи, примером для всех творческих людей. А совсем недавно мы получили очень приятное известие: к 80-летнему юбилею российского писателя Виктора Федоровича Потанина его имя будет присвоено Курганской областной детской библиотеке!
Владимир ОЛЕЙНИК
Олейник, В. Дорогой правды и любви / В. Олейник // Советская Россия. — 2017. — 11 августа. — С. 3.
Однажды, возвращаясь из командировки, в центре села Глядянское я увидел немудреный щит, на котором прочитал такие слова: «В нашем районе жили писатели Борис Ручьёв, Виктор Потанин, Алексей Югов...»
О чём тогда подумалось? О многом, и особенно о том, что связано с именем Виктора Потанина. Во-первых, в сердце шевельнулось чувство огромной благодарности к безымянным авторам, придумавшим простой текст для щита, никем не санкционированный, никем не навязанный. Я увидел в этом народное признание, если хотите, гордость народную за своего земляка-писателя. Думаю, что такое признание дороже многих печатных рецензий и исследований. Только глагол «жил» для Виктора Потанина в прошедшем времени не подходил. Ведь он и сейчас живет на земле Притоболья. Там в селе Утятке, до сих пор стоит отцовский дом, хранимый и поддерживаемый в жилом состоянии руками памятливого сына. Там, на площади стоит обелиск в память погибшим на Великой Отечественной. На обелиске имя Федора Степановича Потанина, отца Виктора Потанина, имена его близких родственников. Догадываюсь, с каким сердечным трепетом, с какой сыновней болью в душе часто приходит к этой святыне Виктор Потанин вместе с сыном, нареченным в честь деда Федором. В этом тоже есть глубочайший смысл и символ: не должна рушиться связь поколений, нетленна память об ушедших, сыновья берут отцовскую ношу на свои плечи, продолжают то, что не свершили отцы.
Здесь-то и уместно обратиться к творчеству Потанина Виктора Федоровича, проследить, как оно, творчество, неразрывно связано с судьбой самого писателя, судьбой земли и народа, живущего на ней. Кто хорошо знаком с произведениями писателя, тот непременно заметит, что герои его повестей, рассказов, очерков — плоть от плоти наши земляки-зауральцы. Их язык, нравы, уклад жизни, характер особенны, не похожи на героев других авторов, живущих в иных краях. Пейзажные картины потанинских произведений также легко узнаваемы. Невелика география края, в котором живут герои Потанина, но это нисколько не обедняет колорит созданного писателем, не умаляет и не сужает масштабы авторской философии. Ибо для него даже один человек — это целый непознанный мир. А в любви к малой родине, как в капле воды, отражены сыновние, гражданские чувства к нашей большой, общей родине. В книге «Сельские монологи» есть авторское предисловие, в котором писатель признается: «В этой книге много объяснений в любви. И эти объяснения — самые прямые и откровенные. Что скрывать, если я с детства люблю все наши сельские дела и заботы, люблю сельскую природу — наши невообразимые по своей красоте леса и озерные плёсы...»
Все людские дела, леса и озерные плёсы — для писателя не отвлеченные понятия. Он убежден одновременно, что для каждого Родина начинается с материнского молока, с запаха хлеба, тепла добрых материнских рук. В своё время с чьей-то лёгкой руки ряд писателей был поименован писателями-деревенщиками. Некоторые из этой когорты обижались на такую градацию. Я же в этом не видел и не вижу ничего обидного. Ведь дело в том, что в обойму «деревенщиков» вошли действительно лучшие писатели, в том числе и Виктор Потанин, Ещё в 1974 году в интервью журналу «Вопросы литературы» Виктор Астафьев говорил: «Что касается „пришвинской традиции“, то пока живы выходцы из села, „дети природы“, до тех пор она, эта „российская традиция“, наша отечественная, извечная, будет жива и даст миру ещё немало чистых и светлых строк и музыки. Евгений Носов, Юрий Куранов, Сергей Залыгин, Василий Белов, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Михаил Алексеев, Сергей Воронин, Виктор Потанин, Василий Юровских, Владимир Солоухин и ряд других писателей не только не дают затихнуть и загаснуть этой традиции, они обновляют её. Хорошо, чисто, высокопрофессионально пишут названные писатели и оказывают своей работой благотворное влияние на молодую прозу...» С Виктором Потаниным мне посчастливилось близко сойтись и подружиться в 1966 году на Кемеровском семинаре молодых писателей Западной Сибири и Урала, а потом много лет работать бок о бок. Вспоминая тот Кемеровский семинар, Виктор Потанин впоследствии не раз возвращался к напутствию своего наставника Сергея Антонова. Вот эти слова: «Перед молодым писателем два пути — либо перестать быть индивидуальностью, перестать радовать людей богатством видения мира, сдаться, взять на вооружение штамп и шаблон и сочинять серые, стандартные поделки, либо оставаться мужественным, беречь свой талант, развивать его своеобразие и совершенствовать его...»
Виктор Потанин не только запомнил это мудрое напутствие, но и следовал ему в последующем творчестве. Оглядывая даже бегло написанное им, легко и радостно убеждаешься, что вера учителей в своих учеников сбылась, зерна мудрости упали в благодатную почву и дают щедрые плоды. Действительно , Виктор Потанин за многие годы работы в литературе никогда не был подвержен влиянию моды, ему чужды метания между сиюминутными, коньюктурными проблемами-однодневками. Его мысль, его сердце всегда остаются направленными на главное — человеческую душу, на нравственные проблемы, вечные и непреходящие. Даже в строго документальных очерках Потанина меньше всего интересует «деловая» сторона; пристальное внимание писателя всегда обращено на чувства, думы героя, на его отношение к святая святых — земле-кормилице.
В мою задачу сегодня не входит хоть в малой мере обобщить итог работы писателя за десятилетия. Во-первых , я не литературовед и не критик. Во-вторых, мне на правах друга и коллеги трудно быть беспристрастным. Поэтому я постараюсь воспользоваться высказыванием о Потанине известных критиков.
В издательстве «Молодая гвардия» вышла книга Виктора Потанина «Избранное». К ней написал послесловие известный и требовательный критик Николай Яновский. Вот, что он писал: «Много лет наблюдая за развитием творчества Виктора Потанина, убеждаешься, как он становится зрелее и не картинки создает с трогательными сюжетами, а социальные типы — художник начал мыслить более крупными категориями... Верой в победу добра и красоты проникнуто каждое произведение Потанина, и в этом оптимизме — первейшая особенность писателя, всегда остро ощущающего время и его потребности. Он знает, что подлинная красота жизни открывается художнику через тщательный и всесторонний анализ сложных, порой противоречивых явлений действительности и душевных движений человека... Произведения Виктора Потанина вносят неоценимый вклад в дело нравственного воспитания молодежи, утверждают высокие моральные принципы: любовь к Родине, уважение к труду... Едва ли не все его книги озаряет убеждение: «Свет любви согревает людей»...
Как уже сказано, любимые герои Потанина — сеятели добра или стремятся к такому благородному деянию. Недаром, например, Виктор Астафьев на вопрос: «Чему бы Вы хотели научить читателя?», коротко ответил: «Добру. Умению ценить добро».
Виктор Потанин младший собрат Астафьева. Он тоже стремится научить читателя ценить добро. Вернее, даже не научить, а убедить нас в том, что свет добра столь же необходим человеку, как пища, кров, любовь, воздух...
Очень верно, на мой взгляд, заметил особенности потанинского дарования критик Николай Кузин. Он писал: «Виктор Потанин по складу своего дарования — лирик. Лирическая струя превалирует в поэтике писателя, определяет своеобразие его стилистической манеры. У Потанина почти во всех произведениях слышен взволнованный голос рассказчика, звучащий то в полную силу, то несколько приглушенно, но с большой внутренней напряженностью...»
Тот же Николай Кузин писал о Потанине: «Вступив в пору зрелости, талантливый прозаик продолжает свои художественные поиски в русле той литературной школы, что настойчиво, последовательно и весьма успешно развивает великие традиции отечественной классики. И нет сомнения в том, что найденная писателем еще в начале пути орбита душевности остается его надежным маршрутом и в будущем...»
Подумать только: мы с Виктором Потаниным знакомы более сорока лет! Большая часть его жизни и творчества прошла на моих глазах. Вспоминаю его молодым и ловлю себя на мысли: и в тридцать лет он мне казался мудрым не по возрасту. А сегодня, убеленный сединой семидесятилетний Виктор Потанин мыслью и сердцем молод, как сорок лет назад. В день своего 65-летия Виктор Потанин признавался: «Жизнь пройдет, как ветер дунет. Я чувствую дуновение этого ветра. Ветра не южного, ветра горького, напоминающего о жизненных сроках... Земные сроки убывают, а сделано, увы, мало. Поэтому грызет червячок сомнения, сомобичевания, самокопания...» Что касается грусти по уходящим годам — это потанинская поэтическая душа говорит. Что касается «самобичевания и самокопания», то это естественно для него, чрезвычайно скромного и даже застенчивого человека. Что касается, «сделано, увы, мало», то тут категорически не согласен. Сделано им много. Между первой книжкой «Подари мне сизаря» и такими последними книгами, как «Доченька» и «Золотой ковчег» стоят не менее 50 книг Виктора Потанина с общим тиражом около 7 миллионов экземпляров. Значительным явлением в русской литературе были и остаются его такие книги, как «Ожидание моря», «Шальная весна», «Последние кони», «Сельские монологи», «Тихая вода», «Поезда не возвращаются», «Пристань», «Письма к сыну» и многие другие. Огромный пласт творчества В.Потанина составляет его публицистика. На протяжении многих лет читатель встречался на страницах газет и журналов с глубокими, мудрыми и актуальными раздумьями В.Потанина о судьбе русского Слова, Языка, о нравственном состоянии нашего общества, о судьбе подрастающего поколения.
В последней книге «Золотой ковчег» опубликовано произведение В.Потанина «Последний пароход». Затрудняюсь назвать его жанр. Оно о великом Викторе Петровиче Астафьеве, с которым автор был дружен десятки лет. Это не просто воспоминание, это некий сплав чувств и раздумий, яркий и неповторимый образ Писателя, Воина, Человека. Это произведение не поддается ни краткому пересказу, ни жанровому определению. В литературе я не читал ничего подобного. Сравнить его можно только с бунинским «О Чехове». Читая «Последний пароход», я плакал, что редко бывает при чтении чего-то необыкновенного, небывалого. Об Астафьеве написано много и ещё будет много написано. Но так, как написал Виктор Потанин, никто не написал и не напишет. Уверен в этом.
И ещё об одном. Меня всегда поражала и поражает и сегодня поистине титаническая работоспособность Виктора Потанина. Речь идет не только о его чисто литературной работе. В советские времена он был депутатом Областного Совета, в котором был заместителем председателя комиссии по культуре. Не перечесть, скольким людям он помог в решении жизненных проблем. Многие годы он работал литературным консультантом в Курганской областной писательской организации. Видел, как бережно и нежно он относится к молодым, начинающим авторам. Люди тянулись к нему и всегда находили тонкий и тактичный совет мастера. Из-под его тёплого крыла вышло немало тех, кто в последствии становились журналистами, писателями и просто хорошими людьми, влюбленными в литературу. Дар, талант наставника даётся не каждому. Потанина можно называть Учителем с большой буквы. Много лет при Курганском госуниверситете существует литературная студия, которую практически основал и которой руководит и сейчас Виктор Федорович Потанин. Вижу , как горюет и сокрушается он, когда появляются иногда, с позволения сказать, начинающие, снобистски и цинично относящиеся к классической литературе, к русскому языку. И вообще молодежь совершенно не читает художественную литературу. Однако В.Потанин умеет безошибочно и скрупулёзно отделять зерно, находит и пестует тех, кто наделён хотя бы крупицей божьего дара. Его питомцы издают поэтические сборники, участвуют во всероссийских , региональных семинарах молодых литераторов.
Надо сказать, В.Потанин никогда не был обижен вниманием критики. Если бы собрать всю критическую литературу о творчестве Потанина — получился бы солидный том. На тему о его творчестве в Шадринском пединституте и в Курганском университете студенты пишут курсовые и дипломные работы. А в конце 2005 года преподаватель Курганской сельскохозяйственной академии Н.Е.Украинцева успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фольклоризм прозы В.Ф.Потанина».
Виктор Потанин любим и широко известен на родине и во всей России. У него много друзей и единомышленников в разных концах страны: Валентин Распутин — в Иркутске (теперь в Москве), Виктор Лихоносов — в Краснодаре, Виктор Смирнов — в Смоленске. Про Москву и говорить нечего: он является членом Высшего Координационного Совета, членом приемной комиссии при Союзе писателей России.
Не обойден В.Потанин и наградами, свидетельствующими о широком признании его литературных заслуг. Он является лауреатом самых авторитетных литературных премий: имени И.Бунина, В.Шукшина, Д.Мамина-Сибиряка и других . На родине ему несколько раз присуждалась премия губернатора. Он — Почётный гражданин города Кургана и Курганской области.
Я счастлив и горд тем, что судьба подарила мне возможность жить и работать с человеком, который, несомненно, олицетворяет собой современную классику русской литературы.
Иван ЯГАН
Яган, И. Из когорты «деревенщиков» [Электронный ресурс] / И. Яган // Режим доступа: http://kultura.kurganobl.ru/3617.html. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 18.08.2017).
Новость прилетела с байкальских и ангарских берегов. Здесь, в Иркутске, состоялся VIII Международный славянский литературный форум «Золотой витязь». В этом городе хорошо помнят и чтят писателей-земляков, которые прославили свой край — Валентина Распутина и Александра Вампилова. Под знаком их юбилеев (тому и другому в 2017 году исполнилось бы 80 лет) и прошел литературный праздник. На форуме вручены престижные литературные награды: золотой медали им. Пушкина, учрежденной фондом «Золотой витязь», за выдающийся вклад в русскую литературу удостоены писатели Виктор Потанин и Захар Прилепин. Поздравляем лауреатов!
Пушкинская медаль Виктора Потанина // Курган и курганцы. – 2017. – 19 сентября. – С. 2.
Виктор Потанин вошел в литературу с поколением, которое сегодня принято называть «шестидесятниками». Именно в 60-е годы XX века произошло условное разделение писателей на «горожан» и «деревенщиков». Суть мировоззренческих расхождений между ними обозначилась в конечных выводах их творчества: «горожане» были либерально настроены, образованны и ориентированы на западную культуру; «деревенщики» были провинциалами, крестьянскими детьми и искали смысл бытия в глубинах русской души.
Все сказанное в определенной степени условно и спорно. Но думается, что с той поры началась и не заканчивается до сих пор идейная борьба о путях развития России, выхода из экономической стагнации и духовного тупика. В 90-е годы роль писателя в обществе, значение его слова, мягко говоря, сошла на нет. Духовный вакуум не только становился проблемой, но и делал проблематичным само существование общества. В новом же тысячелетии опять возникла потребность в моральном авторитете Слова. Вот только тех, кто его говорит, к кому прислушиваются, стало гораздо меньше. К этой немногочисленной когорте по праву принадлежит и наш земляк – Виктор Федорович Потанин. Писатель, мудрец, наследник и хранитель традиций великой Литературы.
* * *
Предки Виктора Потанина были старообрядцами, пришедшими в Сибирь в поисках свободной земли и духовной свободы. Многое пережила его семья... Со временем она переехала в село Утятское Притобольного района. Здесь мама будущего писателя Анна Тимофеевна встретит единственную любовь, родит сына и даст ему имя Виктор. Всю свою жизнь она проработает в сельской школе. Вскоре семью постигнет общая для страны беда – отец Виктора, сельский учитель Федор Степанович Потанин, уйдет в армию и погибнет в самом начале войны.
Мама станет для Вити первым учителем. Уроки русского языка и литературы откроют ему другой мир – мир Книги. Мир загадочный и прекрасный, где всегда побеждает добро, где исполняются все желания, где в человеческих сердцах царит радость и счастье. Мечты обретут физическую осязаемость образов и представлений, подтолкнут к первым творческим опытам со Словом. Поэтому после окончания школы для Виктора Потанина не было вопроса о выборе профессии. Себя он видел только учителем русской словесности.
Поступление на факультет русского языка и литературы Курганского пединститута стало для него логичным и естественным, как выражение душевной потребности. Столь же логичным и естественным было и его участие в институтском литературном кружке, а также публикации в районной и областных газетах первых статей и рассказов. Большой удачей для начинающего писателя стало приглашение на Всероссийское совещание молодых прозаиков в подмосковной Малеевке в 1959 году. 21-летний курганский прозаик познакомился с людьми, во многом определившими его жизнь и судьбу, – Виктором Астафьевым и Юрием Казаковым. Там же Потанину дали рекомендацию для поступления в Литературный институт им. Горького на отделение прозы. Окрыленный, он вернулся в Курган с обретенным смыслом и ясной целью. Писать и только писать!
В 1963 году вышел первый сборник рассказов писателя – «Журавли прилетели». Для Потанина наступил творческий взлет. Совсем еще молодой человек жил крайне интенсивной жизнью – работал в газете, писал прозу, заочно учился в Литинституте. В 1966 году Потанин был участником Кемеровского зонального семинара молодых писателей под руководством Сергея Антонова. Именно тогда он вошел в круг литературной молодежи, которая определила одно из направлений развития русской литературы. Их назовут «деревенщиками»... Имена Виктора Астафьева, Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина обретут непререкаемый нравственный авторитет. Именно эти люди станут для Потанина творческим примером, а Валентин Распутин и Виктор Лихоносов еще и ближайшими сердечными друзьями. В том же 1966 году Виктор Потанин был принят в Союз писателей СССР. Общим итогом работы стали выходящие в региональных и московских издательствах книги – «Подари мне сизаря», «Пристань», «Над зыбкой», «Память расскажет», «Ожидание моря», «Тихая вода», «Сельские монологи»… Автора этих книг уже можно было отнести к числу тех, кто вернул в русскую литературу традиционные ценности и обратился к корневой народной культуре. Вслед за читательским признанием пришло и общественное – в 1978 году Виктору Потанину была присуждена премия Ленинского комсомола.
* * *
По сути своего выбора герой Потанина, помня о Прошлом, живет в Настоящем ради Будущего. Герой Потанина – сокровенный человек, он всегда на острие сложного конфликта – конфликта с самим собой. Душа героя с ее нравственным напряжением напоминает сверхчувствительный камертон, реагирующий на самые вроде бы простые поступки и слова. В столкновении с обыденностью раскрывается его характер и причина его рефлексии.
Говорить об идеале писателя внешне кажется просто. Для Потанина это люди, исполненные собственной мерой, живущие сердцем, созидатели, творящие добро по духовной природе своей. Они связаны с родной землей, семьей, языком, культурой. Идеал же всегда остается умозрительной линией горизонта. Художественное пространство писателя расположено на пути к этому идеалу, по которому он и ведет читателя. В литературе Потанин начинал с рассказа. И сразу зарекомендовал себя мастером этого жанра. Его литературными учителями были Чехов и Бунин, из современников – Юрий Казаков. Он учился у них, вырабатывая свой особый, потанинский стиль. Его слово, фраза легко опознаваемы по своему индивидуальному почерку. В емких и чрезвычайно насыщенных образах ему удается сочетать жесткость сюжетной конструкции с тонким и трепетным отношением к миру и человеку.
* * *
На рубеже 80–90-х годов творческая интуиция и художественный анализ действительности привели писателя к печальному выводу – над человеком зависла угроза духовного самоуничтожения. Внешние перемены запустили в действие механизм, разрушающий ценностный мир, всю многообразную систему бытия человека. На волне предчувствия он создает повести-катастрофы «Мой муж был летчик-испытатель», «Плакала кукушка», «Доченька». Более того, Потанин увидел страшное – подмену понятий. В человеческом сознании «ржавчина» стала замещать те ценности, которые всегда отстаивал и утверждал писатель. Эта мировоззренческая катастрофа стала для Потанина и личной трагедией, и материалом для художественного обобщения. Более подробно остановлюсь на одной из его повестей – «Плакала кукушка»...
...Совсем не случайно появление Жан-Жака Руссо на ее страницах. Только с его помощью могут утолиться печали Веры Семеновны Залесовой. Только он способен дать ей утешение, ибо жизнь ее, смятая историей, обернулась в конце… Верная материалистическому пониманию действительности, Вера Семеновна никогда не роптала на судьбу. Потеряв родителей в Гражданскую, она, сидя за книгой по ночам, стала учительницей. Сельской учительницей в однокомплектной школе. Когда вышла замуж – началась война. На работе не щадила сил – не стало здоровья. Вышла на пенсию – одинокая старость никому не нужна. Скончалась – на ее могиле построили новую дорогу. Как будто никогда и не было Веры Семеновны. Только письма из ниоткуда, из прошлого дошли в этот мир...
Через вторые и третьи руки попадают они к читателю. Это не случайный прием. Потанин, дистанцируясь от своей героини, стремится показать типичность, более того – заурядность человеческой судьбы. И вот тут по-настоящему становится страшно. Образ Веры Семеновны перерастает задуманное, социальное, вбирает в себя иносказательное, укрупняясь от судьбы Женщины до судьбы России.
Что определило такую судьбу? Писатель здесь не судья и не прокурор. Он жертва. Жертвой, бессильной жертвой оказывается и читатель. Его ждет не просто потрясение и катарсис, ибо страшное уже произошло со всеми нами, ибо и нас распахали, перемололи и построили над нами дорогу. Только куда? В ответ – безмолвие.
Если у Некрасова «косточки русские» по бокам дорог, то здесь ни креста, ни погоста на несколько поколений. Разорванная связь времен прошлась по остаткам фундамента и сегодня убивает будущее. Чума распада и вырождения уже отгуляла по спитым и обезлюженным селам и деревням, по земле-кормилице. И держатся старческие немощные руки Веры Семеновны за томик Руссо… Во вселенском угаре чумного пира человека может оградить и спасти только вера. А она даже молиться не умеет. И спасается чувствованием.
Потанин почти декларативно утверждает сентиментализм как форму защитной реакции души, как последнее утешение, как причастие умирающему. Потанин жалеет и сострадает человеку по-настоящему, не отказывая в последней просьбе. А в такие минуты сомкнуты уста, и все поступки определяются движением сердца. Вера Семеновна удивляет своей покорностью судьбе. Но писатель относится к ней не с осуждением, а с пониманием. Может быть, в Потанине это самое главное – сострадательное понимание. Жизнь Залесовой – целая эпоха, в которую вместились все противоречия прошедшего века: энтузиазм и отчаяние, вера и страх. Подозреваю, что и имя героини не случайно: оно указывает и на путь, и на трагедию разочарования. Потанин, вступив на стезю философских обобщений, все чаще и чаще сгущает свою лирическую прозу вполне прозрачными аллюзиями и метафорами.
* * *
Не менее значима и повесть Виктора Потанина «Последний пароход», посвященная вечной памяти Виктора Астафьева. Это подробный рассказ о встречах с человеком, ставшим для Потанина нравственной опорой в жизни и наставником в литературе. На страницах повести, как на ладонях, лежит вся жизнь писателя. Поездки, встречи, семинары – это те моменты, когда он появляется на людях, на обозрении, выходя из своего творческого подполья. И эти публичные минуты оказываются ключевыми на целые годы дальнейшей работы. Потому что интимный характер творчества во многом зависит от объективной оценки, дружеского участия. И на всем протяжении своей писательской жизни Потанин обнаруживает отчетливый след воздействия целостного мира личности Виктора Петровича Астафьева. Потанин не открывает тайн, не делает сенсационных откровений – просто рассказывает о времени и о себе, о близком общении с личностью, повлиявшей на его жизнь и творчество. Личностью, которая своей глубиной погружения в жизнь своего народа и глубиной его понимания поставила такую художественную и гражданскую планку, что достичь ее уже очень трудно.
* * *
По глубочайшему убеждению Потанина, мир держится именно на Культуре. Для него это синкретичное понятие, равное цивилизации. И если рушится мир в человеческих душах, обнажая зыбкость всего сущего, то единственную надежду на спасение он видит именно в Культуре. Поэтому сеет и сеет он зерна разумного и доброго…
Ведь Культура немыслима без этой ежедневной кропотливой работы. Этого непосредственного труда души. Это способность построить в себе Храм и удержать его в целости. И держаться самому. Только тогда вокруг тебя возникает та аура, которую и называют духовностью. Может, мои слова и грешат пафосом, но жизнь Виктора Федоровича Потанина представляет собой такое повседневное служение. Она состоит не только из творческой работы, из мучительного и прекрасного писательского труда. Это и его общественная деятельность, его отзывчивость на чужую боль и беду. Ведь Культура – это еще и живые люди со своими насущными проблемами. Еще в советское время, будучи депутатом Курганского областного совета народных депутатов, Потанин отдавал все силы для обеспечения работников культуры жильем, для решения их бытовых вопросов. Он прекрасно понимал, что именно библиотекари, заведующие сельскими клубами, как и учителя, – это та соломинка, удерживающая народ над пропастью. И если не выдержала она напора времени, то не вина это писателя, а неизбывная боль. Его мучения от собственного бессилия и невозможности помочь. Это сострадательное качество личности Потанина и является тем духовным светом, который исходит от него и которым он щедро делится.
Это и его просветительская, наставническая работа. Символично и закономерно, что староста литературного кружка 50-х годов, Потанин уже больше десяти лет руководит литературной студией в Курганском государственном университете. На его свет по средам в аудитории собираются не только студенты, но и те, кто слышал о студии и кто свои смятенные чувства пробует выразить Словом. Из-под его крыла вышло уже не одно поколение творческой молодежи. Не все они стали поэтами и прозаиками, но все состоялись людьми думающими, ищущими, неравнодушными.
А главный итог – Книги. Написанные болью его души. Тем прекрасным русским языком, какой уже не встретишь на газетных страницах и не услышишь с экрана телевизора. Потанин в своих книгах сохраняет высокие традиции литературного языка – чувственного и трепетного, образного и многозначного. Это очень серьезно – быть хранителем родного Языка. И пусть сегодня читают мало, пусть читают «легкие жанры», но на полках библиотек стоят Книги. И пока они есть, не прервется связь времен – от поколения к поколению, от сердца к сердцу.
P.S. Таков путь Виктора Потанина в литературу, в жизнь Зауралья и Российского государства.
И по сей день он остается наставником и учителем нового поколения творческой молодежи, примером для всех творческих людей.
А совсем недавно мы получили очень приятное известие: к 80-летнему юбилею российского писателя Виктора Федоровича Потанина его имя будет присвоено Курганской областной детской библиотеке!
Владимир ОЛЕЙНИК
Олейник, В. Дорогой правды и любви / В. Олейник // Советская Россия. – 2017. – 11 августа. – С. 3.
Солидный том с названием «И час настал…» словно намекает на большой жизненный рубеж. Так оно и есть: сборник избранных повестей Виктора Потанина издан в Кургане к его 80‑летию. Многие строки Потанина, вошедшие в этот том избранного, связаны с именами больших русских писателей, в частности Валентина Распутина и Виктора Астафьева. Да и послесловие к сборнику написал лауреат Государственной премии РФ Виктор Лихоносов. Опираясь на дружбу с нашим земляком и на его повести, Лихо‑ носов пишет, что «расхожее учебное выражение «изящная словесность» воспринято Потаниным со святой наивностью души и стало его путеводной нитью в трудной профессии».
Портнягин, В. Изящная словесность Потанина / В. Портнягин // Курган и курганцы. – 2017. – 30 сентября. – С. 9.