Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Уильям Шекспир — большая легенда (к 450-летию со дня рождения)

Биобиблиографическое пособие. Курган. 2014

В 2014 году исполняется 450 лет со дня рождения великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира.

Чем дальше мы погружаемся в глубь веков, тем больше тайн, окутывающих великие имена, сохраненные историей. И конечно, далеко не все из этих тайн разгаданы.

Время от времени случаются удивительные открытия, способные перевернуть наши привычные представления. Почему бы и не предположить, что в случае с Шекспиром литературный мир еще будет потрясен настоящей сенсацией.

Пособие «Уильям Шекспир — большая легенда» содержит материал о жизни и творчестве великого драматурга. В указателе использованы статьи из периодических изданий 2000 — 2014 гг. Список литературы располагается в обратной хронологии.

Шекспир — самый известный из всех, никогда не существовавших людей.

Марк Твен

Фамилия величайшего драматурга и поэта Уильяма Шекспира в переводе с английского языка означает «потрясающий копьем». Но мир он покорил не оружием, а своими комедиями, трагедиями, поэмами и сонетами. Шекспир прожил замечательную, богатую событиями жизнь и умер в самом расцвете сил в 1616 году, в тот же день, когда и родился, 23 апреля. Какая-то странная симметрия есть в этом, завораживающая. Как заметил Шекспир: всё в нашей жизни неспроста.

О Шекспире, о его личности мы знаем очень мало. Шекспир — «полумифический нарвал, сокрытый в глубине своих текстов» — заметил английский поэт и критик У. Оден.

День рождения Шекспира — 23 апреля — день святого Георгия, покровителя Англии. Правда, некоторые считают дату его рождения натянутой. Ведь известно лишь, когда крестили новорождённого Уильяма — 26 апреля. Но так как в те времена обычно крестили быстро, через два-три дня после рождения, то, скорее всего, будущий драматург родился именно 23 апреля. Есть запись о его крещении и смерти в книге церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Там же, в этой старинной церкви, в алтарной части, находится и могила гения.

Биография

Уильям Шекспир родился в 1564 году в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне. Его отец, Джон Шекспир, был перчаточником, в 1568 г. был избран мэром города. Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу».

Что было дальше?

О юности Шекспира сложилось немало легенд. Доподлинно же известно, что он стал мужем и отцом семейства в 18 лет, причём его избранница Энн Хэтуэй была старше его на восемь лет и выходила замуж, уже будучи беременной. Их дочь Сусанна родилась меньше чем через полгода после свадьбы. Ещё через полтора года у них появились на свет близнецы: сын Гамнет (умер в десятилетнем возрасте) и дочь Джудит. Больше детей у них не было, а молодой отец вскоре, оставив семью, покинул Стратфорд-на-Эйвоне... Это дало повод считать, что их брак был несчастным.

Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть «утерянными годами», т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир.

Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина «На грош ума, купленного за миллион раскаяния», где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»).

В 1594 г. Шекспир числится одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера», а в 1599 г. — становится одним из совладельцев нового театра «Глобус», в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует». В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля. К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание джентльмен.

В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 г. стал откупщиком церковной десятины. В 1612 г. Шекспир покидает Лондон и возвращается в родной Стратфорд. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью — на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 года в гости к Шекспиру приехали его друзья — знаменитый драматург Бен Джонсон и поэт Майкл Дрейтон. В их честь был устроен банкет, в конце которого с Шекспиром случилась горячка. Спасти поэта не удалось и он умер в тот же час.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено под алтарём стратфордской церкви. На его надгробии написаны строки:

Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.

Перевод А. Величанского

Творчество

Шекспир написал примерно 37 пьес, 154 сонета и 2 поэмы. Он признан самым издаваемым в мире автором. Его произведения по тиражам стоят на втором месте после Библии. Его пьесы переведены, наверное, на все языки мира и идут на тысячах сцен, появляются всё новые экранизации. Прошло более четырёх веков, а произведения Шекспира волнуют, восхищают, потрясают. Мало кто так «зажигает», как этот загадочный английский бард: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»...

Какая из пьес Шекспира самая совершенная? Тут мнения расходятся. Многие считают, что это «Гамлет». Другие называют «Ромео и Джульетту».

В томе первого полного издания пьес Шекспира (так называемое «Первое фолио» 1623 года), хранящегося в библиотеке Оксфордского университета, самым «зачитанным» произведением была именно трагедия о веронских влюблённых, а в ней — почти истёртая до дыр от прикосновений рук читавших знаменитая сцена у балкона.

Великого драматурга начали впервые переводить в России в XVIII веке. Вспыхнувшее в обществе необыкновенное увлечение театром в это время требовало расширять репертуар. Первые пьесы Шекспира предстали на русской сцене в почти в неузнаваемом виде. И даже сама Екатерина II, любившая нa досуге сочинять для сцены, переделала несколько его пьес.

Но настоящая мода на Шекспира началась в XIX веке, в эпоху романтизма. Во Франции увлечение им приняло вид мании. Группа молодых писателей во главе с Альфредом де Виньи и Виктором Гюго образовала общество по переводу его пьес. Из Франции эти переводы проникли в Россию. И это было второе пришествие Шекспира в нашу страну.

Очень скоро его пьесы заняли прочное место в репертуаре русских театров, его образы проникли в русскую литературу и с тех пор остались в ней. И даже сами англичане признают, что есть такое понятие «русский Шекспир».

Шекспировский вопрос

По сей день остаётся открытым вопрос об авторстве шекспировских пьес. Сегодня можно даже по-новому перефразировать великую формулу «Быть или не быть». Теперь она звучит как «быть или не быть Шекспиру».

В начале XX века один из героев фельетона Власа Дорошевича г-н Вишневский, ведущий актёр МХТ, открывает глаза знакомому генералу:

— А вы знаете, ваше превосходительство, ведь Шекспира-то, оказывается, нет!

— Как нет, мой друг?!

— Так и нет. Сегодня только выяснилось. Не было и нет!

А существовал ли Шекспир? Оказывается, данный вопрос интриговал не только наших современников. «Антишекспиристы» появились еще в XVIII веке, и первым претендентом на авторство в 1772 году был назван Фрэнсис Бэкон. Герберт Лоренс, друг знаменитого актера Дэвида Гарика утверждал: «Бэкон сочинял пьесы. Нет надобности доказывать, насколько он преуспел на этом поприще. Достаточно сказать, что он назывался Шекспиром».

В 1828-1832 гг. была напечатана «Кабинетная энциклопедия» Дионисия Ларднера, в которой утверждалось, что пьесы Шекспира «изобилуют грубейшими непристойностями — более грубыми, нежели у любого из современных драматургов». В 1848 г., видимо под влиянием «Кабинетной энциклопедии», полковник Джозеф Харт в своем «Романе о прогулке на яхте» предположил, что Шекспир «покупал или добывал тайком» пьесы других авторов, которые впоследствии «приправлял непристойностями, сквернословием и грязью».

В 1856 г. журналистка Делия Бэкон в своей статье выдвигает предположение о том, что пьесы Шекспира были плодом коллектива авторов (Уолтер Рэли, Эдмунд Спенсер и др.). Для доказательства своей версии она отправилась в Англию, где провела несколько лет изучая материалы эпохи Шекспира. В Стратфорде в церкви Святой Троицы, она попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, однако ее задержали местные сторожа. Делия Бэкон первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия. Свою теорию она изложила в 1857 г. в обширной монографии «Раскрытая философия пьес Шекспира».

Так начинается образовываться т.н. «антистратфордианское» или «нестратфордианское» движение (по названию города в котором родился Шекспир), отвергающее авторство Уильяма Шекспира из Стратфорда. К «антистратфордианскому» движению присоединяются такие выдающиеся личности, как Марк Твен и Зигмунд Фрейд, которые также сомневались в существовании Шекспира. Немало усилий было приложено для того, чтобы попытаться отыскать криптограммы и другие ключи к разгадке авторства в текстах и иных источниках — таких, как, например, гравюра Мартина Дройсхоута.

Круг кандидатов на авторство произведений Шекспира становился все больше и больше — граф Дерби, граф Эссекс, королева Елизавета, Кристофер Марло, граф Оксфорд и граф Рэтленд. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство. Список продолжает множиться.

Не осталось рукописей, нет писем, дневников, нет воспоминаний его современников, только упоминания. Отсутствие автографов, рукописей особенно обескураживает исследователей, которые увлеклись в последние десятилетия XX века «шекспировским вопросом».

Шекспир, играющий на флейте.
У флейты множество отверстий.
Вся флейта жаждет рук и губ.
Он научился в дырки дуть.
Шекспир, Офелия и флейта,
Офелия и тишина.
Как девственница,
Елизавета
в Шекспира флейту влюблена.
Она печальна как
Офелия, но внутрь вселяется веселие —
все пушки — это флейты флота,
и даже флот — большая флейта,
на нём играет Елизавета.
Но флот испанский, как Офелия,
не весел от сего веселия.
Хотя Елизавета девственница,
но всё ещё на всё надеется,
и даже есть такая версия,
что дул Шекспир во все отверстия.
Лишь иногда наденет траур,
как узника оденет Тауэр,
иль иногда отрубит голову,
когда её обидят голую.
Но разгласит нам тайны эти
Шекспир, играющий на флейте.

Константин Кедров

Интересные факты

Даты рождения и смерти Шекспира приходятся на 23 апреля (соответственно 1564-го и 1616 года).

Ежегодно 14 февраля почта Вероны получает несколько тысяч «валентинок», адресованных Джульетте.

Все спутники Урана названы именами шекспировских персонажей.

Пять героинь шекспировских пьес по ходу действия переодеваются мужчинами, а общее число самоубийств в них равняется 13.

126 из 154 сонетов Шекспира адресованы некоему молодому человеку — Fair Lord’y. На основании чего (а также содержания сонетов) некоторые биографы делают вывод о нетрадиционной сексуальной ориентации автора.

«Краб» из «Двух веронцев» — единственная собака в пьесах Шекспира.

В 1964 году в Великобритании вышла почтовая марка с Шекспиром. Он стал первым человеком не королевских кровей, удостоенным подобной чести.

Самая длинная Шекспировская пьеса — «Гамлет»: в тексте оригинала 4042 строки и 29551 слово. А главный ее герой соответственно самый говорливый персонаж Шекспира: 11610 слов.

У Шекспира было трое детей, но среди ныне живущих людей нет ни одного, кто бы доводился ему прямым потомком.

Шекспир писал и произносил свою фамилию 11 разными способами. Интересно, что у нас она одно время писалась как «Шакеспеар».

Около 450 слов современного английского языка придумал Шекспир. Например, «bedroom», «hurry», «football».

Шекспир — самый экранизируемый писатель: 420 кинопостановок (включая «модернизированные» версии и пародии). Более трети из них приходятся на «Гамлета», «Ромео и Джульетту» и «Макбета».

Известно еще несколько Уильямов Шекспиров. Так, например, звали игрока в американский футбол и английского крикетера.

В пьесах Шекспира 1277 «говорящих» персонажей.

Несколько британских литераторов носят неофициальный титул «барда» с соответствующей «географической приставкой». Есть среди них два просто Барда. Так называют Шекспира в Англии и Бернса в Шотландии.

Джеймс Джозеф «Джин» Танни, в 1920-е годы завоевавший титул чемпиона по боксу в тяжелом весе, одно время читал в Йельском университете лекции о Шекспире.

В Северной Америке скворцы появились в 1890-е годы, когда биолог Юджин Шайффелин выпустил в Нью-Йорке сотню специально завезенных из Европы птиц. По преданию, ученый хотел, чтобы в Америке были все виды птиц, упоминаемые в произведениях Шекспира. (Скворцы присутствуют в «Генрихе IV»).

Так называемый «шекспировский» вопрос (наряду с «гомеровским» вопросом или вопросом об истории создания «Слова о полку Игореве») — одна из «вечных» тем литературоведения.

В России имя Шекспира впервые упомянуто в 1748 году в «Эпистоле о стихотворстве» Сумарокова.

На сегодня известно лишь два аутентичных изображения Шекспира.

С «Макбетом» связано огромное число театральных суеверий. В Англии актеры вместо настоящего названия трагедии используют эвфемизмы вроде «Шотландская пьеса» или «Пьеса Барда», у нас в ходу «Эта пьеса».

Вольтер и Лев Толстой не любили Шекспира.

По количеству экранизаций Шекспир — абсолютный рекордсмен всех времен.

Художественные произведения

Акройд, Питер. Шекспир. Биография.

Берджесс, Энтони. Влюбленный Шекспир.

Де Труа, Даниэль. Псевдоним(б). В поисках Шекспира : роман-расследование.

Домбровский, Юрий. Новеллы о Шекспире.

Фильмы о Шекспире

Аноним (Великобритания-Германия; реж. Роланд Эммерих), 2011 год.

Шекспир против Шекспира (реж. Элла Аграновская), 2010 год.

Мигель и Уильям (Испания; реж. Инесс Парис), 2007год.

Загадка сонетов Шекспира (Великобритания; реж. Джон МакКэй), 2005 год.

Уильям Шекспир (Великобритания), 2000 год.

Влюбленный Шекспир (Великобритания; реж. Джон Мэдден), 1998 год.

Жизнь Шекспира (Великобритания; реж. Роберт Найтс), 1978 год.

Господин Уилл Шекспир (США; реж. Жак Турнер), 1936 год.

Жизнь Шекспира (Великобритания; реж. Фрэнк Гроукотт), 1914 год.

Литература об Уильяме Шекспире

  1. Ярцева, Н. Шекспир. Остальное — молчание / Н. Ярцева // Тайны и преступления. — 2014. — № 2. — С. 37-44.
  2. Дьяченко, О. Был или не был? Вот в чем вопрос : на роль Шекспира много претендентов / О. Дьяченко // Эхо планеты. — 2013. — № 27. — С. 42-44; 2012. — № 26. — С. 26-28.
  3. Кедров, К. Много шума. Из ничего? / К. Кедров // Эхо планеты. — 2013. — № 27. — С. 40-41; 2012. — № 26. — С. 24-25.
  4. Щербакова, В. Шекспир, конечно же, был сицилийцем / В. Щербакова // Эхо планеты. — 2013. — № 27. — С. 38-39; 2012. — № 26. — С. 22-23.
  5. Литвинова, М. И снова — кто ты? / М. Литвинова // Знание-сила. — 2013. — № 5. — С. 107-113.
  6. Шайтанов, И. Обстоятельства и проблемы творческой биографии Шекспира (до 1594 года) / И. Шайтанов // Вопросы литературы. — 2013. — № 2. — С. 72-109.
  7. Хрусталева, А. Большая легенда / А. Хрусталева // Учительская газ. — 2012. — № 18. — С. 18.
  8. Кедров, Константин. Шекспирова флейта / К. Кедров // Эхо планеты. — 2012. — № 5. — С. 51-53; 2011. — № 16. — С. 36-39.
  9. Гранцева, Н. Шекспир и технологии 3Д / Н. Гранцева // Нева. — 2011. — № 6. — С. 196-209.
  10. Шайтанов, И. История с пропущенными главами : шекспироведение / И. Шайтанов // Вопросы литературы. — 2011. — № 3. — С. 233-274.
  11. Козаровецкий, В. Шекспир умер — да здравствует Шекспир! / В. Козаровецкий // Литературная учеба. — 2011. — № 1. — С. 234-269.
  12. Пешков, И. Опечатка, или Ключ к имени автора / И. Пешков // Новое литературное обозрение. — 2010. — № 105. — С. 156-170.
  13. Шенкман, В. Весь мир — Шекспир : [памятники] / В. Шенкман // Литература. — 2009. — № 14. — С. 43-45.
  14. Шекспир в России // Нева. — 2009. — № 4. — С. 236-244.
  15. Логинов, Д. Много шума из Шекспира / Д. Логинов // Смена. — 2008. — № 10. — С. 53-55.
  16. Бартошевич, А. В. Шекспир как зеркало русской истории / А. В. Бартошевич // Человек. — 2008. — № 3. — С. 78-92.
  17. Журенков, К. Шекспир на двоих / К. Журенков // Огонек. — 2008. — № 16. — С. 53-55.
  18. Шестаков, В. П. Шекспир и феминизм / В. П. Шестаков // Вопросы культурологи. — 2007. — № 12. — С. 25-29.
  19. Крупнофф, Г. Как Шекспир сошел с лица : [портреты Шекспира] / Г. Крупнофф // Исторический журнал. — 2007. — № 11. — С. 98-101.
  20. Бретон, Э. Шекспир — русский / Э. Бретон // Вопросы литературы. — 2007. — № 4. — С. 214-223.
  21. Андреев, П. Игра великого ума / П. Андреев // Всемирный следопыт. — 2007. — № 6. — С. 22-33.
  22. Гранцева, Н. Шекспир и предел собственности / Н. Гранцева // Нева. — 2005. — № 4. — С. 206-
  23. Липков, А. Игра великого ума / А. Липков // Вокруг света. — 2003. — № 10. — С. 146-156.
  24. Новомирова, В. Кто придумал Шекспира? / В. Новомирова // Литературная газ. — 2002. — № 17. — С. 8.

Электронные ресурсы

  1. Мир Шекспира : электронная энциклопедия // http://world-shake.ru/
  2. Русский Шекспир : информационно-исследовательская база данных // http://rus-shake.ru/
  3. Шекспир. РФ // http://www.stratford.ru/

Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.


Система Orphus

Я думаю!