Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Станислав Сергеевич Говорухин
(к 80-летию со дня рождения)

Биобиблиографическое пособие. Курган. 2016

Уважаемые читатели!

Предлагаем Вашему вниманию библиографическое пособие, посвященное жизни и творчеству советского и российского кинорежиссера, актера, сценариста, продюсера, публициста, живописца, политика и общественного деятеля Станислава Сергеевича Говорухина.

Цель пособия поднять интерес у читателей к современному киноискусству, познакомить с творчеством деятелей кино.

В работе использованы газетно-журнальные статьи, имеющиеся в фонде библиотеки. Материал расположен в алфавитном порядке.

Биография

Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники Свердловской области. Отец — Говорухин Сергей Георгиевич (1908-1938), донской казак. Мать — Прасковья Афанасьевна Глазкова, портниха.

Детство Станислава Говорухина было нищим, жили в бараках. До 8 класса проходил в военной форме — дядя был военным, из его обносков ему и доставалось. Но были в его детстве два совершенно счастливых года, когда они жили в маленьком городке Тетюши между Казанью и Ульяновском, на высоком берегу Волги. Самые голодные годы были, но Станислав Сергеевич помнит их как самые счастливые... Все благодаря Волге: места красивейшие, пароходы, рыбалка. Кинотеатр, похожий на сарай. Он в детстве все пытался заглянуть за экран, чтобы увидеть артистов, которые на этом экране играют. Именно там он посмотрел лучшие фильмы (сейчас этот сарай превратили в настоящий кинотеатр и назвали именем Станислава Говорухина).

По полученной в университете специальности геолога Станиславу Говорухину работать не довелось. Он принимал активное участие в жизни университета — вместе с друзьями ходили в походы, занимались спортом, делали университетскую газету — друзья и позвали его осваивать на тот момент совершенно новое для страны дело — телевидение. В то время по всей стране открывались первые ТВ-студии. Открыли такую студию и в Казани. Те два года, которые там проработал (1959-1961), Станислав Сергеевич называет самыми творческими в своей биографии — изучали новое дело. Он был и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну, а с телевидения — прямая дорога в кино! В 1961 году Станислав Говорухин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).

Еще во время учебы он был уверен, что будет работать в Одессе. Он никогда там не был, но знал этот город по литературе — Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину. К тому же в те времена — времена подъема и расцвета советского кинематографа, на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — любимые фильмы Станислава Сергеевича.

Начало карьеры

В Одессу он приехал вместе со своим однокурсником Борисом Дуровым. Приехали очень удачно — как раз «горела» одна картина (надо было выполнять план и сдавать 5 фильмов в год, одного не хватало). Им предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. «Мы посмотрели сценарий, — вспоминает Станислав Сергеевич, — и поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм? Подумали, покрутили и решили сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили сниматься Владимира Высоцкого и взяли прекрасного композитора Софью Губайдуллину. И она прекрасно подала публике, аранжировала простые и чистые мелодии Высоцкого».

Это был фильм «Вертикаль» (1966). Группе альпинистов, идущих на штурм непокоренной кавказской вершины, пика Ор-Тау, послан сигнал о немедленном возвращении: надвигается грозовой циклон. Связист скрывает от товарищей это предупреждение, и они оказываются в критической ситуации. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов...

В фильме, одну из ключевых ролей играют горы: они прекрасны, малодоступны, горды и величественны; они не хотят поступаться уединением своих вершин, в пользу честолюбивых устремлений человека. Нетронутость своих вершин, они защищают с помощью: лавин, камнепадов, в подмогу берут — циклоны и обмораживающий холод.

Люди стремящиеся к горной вершине: срываются с насиженных мест, готовые рисковать своим здоровьем и даже жизнью, переносить кучу невзгод, преодолевая препятствие за препятствием. Все это, ради того, что бы испытать чувство счастья, поднявшись на непокорный горный пик.

Горы заставляют людей сбрасывать с себя, все напускное, фальшивое, искусственное так характерное для их суетливой, городской жизни. В горах люди предстают в своем истинном обличье, такими, какие они есть, в своей настоящей, неподдельной сущности. Испытать самого себя, узнать чего ты стоишь сам и цену другим, почувствовать свое природное естество, — вот какую возможность дарят горы.

«Вертикаль» это кино о высоких чувствах — позволяющих человеку оставаться человеком, даже в экстремальных ситуациях, и заставляющим его двигаться вперед, оставляя позади все преграды.

Здесь вам не равнины
Здесь климат иной
Идут лавины, одна за одной
И здесь, за камнепадом ревёт камнепад
И можно свернуть, обрыв обогнуть
Но мы выбираем, трудный путь,
Опасный как военная тропа.

Возможно, кто-то может сказать, что данный фильм наивен и нереален, и нет в нем особо глубокого смысла, но все очень просто и ясно: ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нужно двигаться вперед, и тогда ты не только сможешь покорить недоступную вершину, но и найти что-то большее...

После фильма вышла гибкая пластинка с песнями из фильма и Владимир Высоцкий стал известен всей стране.

Потом был еще один фильм про горы. В 1969 году Станислав Говорухин снимал фильм «Белый взрыв», картина малоизвестная, но сильная, блестящий состав актеров... Этот фильм настоящий, без компьютерных спецэффектов, альпинистский, горный фильм. 26 июля режиссер полетел на вертолете на разведку для будущих съемок, и в 9.15 утра машина врезалась в скалу. Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но выжили. Это событие навеки запечатлелось в сердце Станислава Сергеевича. Этот день он считает самым счастливым в своей жизни: «Мы с Леней Елисеевым, альпинистом, лежим возле этого вертолета, ждем, когда к нам подойдут спасательные отряды — а солнышко, тепло — и я ему говорю: «Это самый счастливый день в моей жизни». А он мне отвечает: «И у меня тоже».

Биография художника — это его фильмы. Станислав Говорухин снял более 10 художественных фильмов, среди которых (помимо уже упомянутых картин) — «День ангела», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину», «Не хлебом единым». Все они хорошо известны широкой публике.

Режиссер по праву гордится своей детской серией. Когда он понял, что дети перестали читать, и в их духовном воспитании уже не принимают участия такие великие духовные педагоги, как Даниель Дефо, Марк Твен, Жюль Верн (девиз которого был «Воспитывать, развлекая»), то решил, что должен снять фильмы по тем книгам, которые его так впечатлили в детстве. Это и «Робинзон Крузо», и «Приключения Тома Сойера», и «Дети капитана Гранта».

В 1979 году Станислав Говорухин с Борисом Дуровым (Дуров — как режиссер, Говорухин — как автор сценария) сняли романтический фильм «Пираты XX века», чемпион советского проката (за год его посмотрели 100 миллионов зрителей). Фильм бесконечно долго ругали критики. Но лучший судья — время, и оно поставило все на свои места. Прошло 35 лет, но фильм и сейчас часто показывают по телевизору, его рейтинг среди подобных картин — один из самых высоких.

Помимо «Пиратов XX века» Станислав Сергеевич написал еще более 10 сценариев, книги «Великая криминальная революция», «Страна воров», «Неизвестное об известных». Как актер он снялся в 20 фильмах, сыграл главную роль в фильме Сергея Соловьева «Асса», а также роли в картинах «Среди серых камней», «Сукины дети» и др.

Творческая зрелость

Вершиной творчества режиссера стал фильм «Место встречи изменить нельзя» (1979) по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия». Первые годы во время показов страна буквально вымирала — прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров.

Интересно совсем по-иному взглянуть на известный, кажется, наизусть, очень популярный и часто показываемый по телевидению криминальный фильм Станислава Говорухина, снятый им задолго до яростных публицистических откровений «Так жить нельзя» и «Вторая криминальная революция». Разойдясь на поговорки и анекдоты, войдя в сознание миллионов людей почти на мифологическом уровне, экранизация вроде бы обычного детектива давно превратилась не столько в факт искусства, сколько в узнаваемую примету общественного менталитета.

Знаменитый режиссёр уверен, что ошибка многих его коллег-режиссёров в том, что они делают скучные работы, в которых напрочь отсутствует ирония и юмор. Даже в серьёзном фильме, по мнению Говорухина, должны быть смешные места. В этом, по-видимому, и кроется секрет неимоверной популярности фильмов Станислава Сергеевича. Во всех своих картинах, среди которых, кстати, нет комедий, сценарист обязательно включал несколько эпизодов, где присутствует юмор. Причём Говорухину это удалось просто великолепно: зрители до сих пор цитируют многие сцены из знаменитого фильма «Место встречи изменить нельзя».

«...В любой моей ленте обязательно присутствует юмор. Даже в таком социальном детективе, как „Место встречи изменить нельзя“, есть сцены с Манькой Облигацией, Копченым, Кирпичом, которые можно смело назвать комедией. Они ужасно смешные, люди до сих пор цитируют фразы из этого фильма. Даже в такой тяжелой драме обязательно должно быть место смеху. Жизнь так устроена: страшное и смешное всегда рядом».

Станислав Говорухин о главных наградах

Удивительно, но у режиссёра нет наград за его работы. При этом фильмы Говорухина давно уже стали народными. Сам режиссёр с юмором относится к такой парадоксальной ситуации, отмечая, что если бы он относился к наградам с трепетом, то должен был бы признаться, что не удался как режиссёр: «У меня никаких наград нет, не было и не будет. Это совершенно разное кино — собирающее награды за границей и то, которое с годами становится народным».

Важным показателем своего признания как режиссёра, Станислав Сергеевич считает празднование 30-50-летних юбилеев собственных картин, не имеющих официальных наград. Так, недавно фильму «Вертикаль» исполнилось 50 лет и 35 лет любимому зрителями «Месту встречи...», а в этом году отметит своё 35-летие популярный детский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

Станислава Говорухина можно смело назвать основоположником российского кинофестивального движения. В 1987 году он организовал в Одессе первый Международный фестиваль жанрового кино «Золотой Дюк». Не было ни спонсоров, ни государственного финансирования — все делалось на собственном энтузиазме и на собственные деньги. Уже после появятся «Кинотавр» и «Ника». Но тот фестиваль был первым. Он не просто удался, он стал всенародным праздником.

Интенсивно работать в кино Станислав Говорухин перестал в 1985 году. Он активно включился в политику. Сначала выступал как публицист, публиковался в «Литературной газете», газете «Советская культура». Его статьи вызывали широкий резонанс в обществе. Постепенно Станислав Сергеевич понял, что готов снять публицистический фильм. В результате появилась картина «Так жить нельзя» (1990, приз Союза кинематографистов «Ника» за лучший фильм 1990 года), побившая все рекорды кассовых сборов и во многом изменившая политический климат в стране. Это был не просто фильм, но и политический акт, гражданский поступок. Фильм «Так жить нельзя» впоследствии положил начало художественно-документальной трилогии режиссера о России: на экраны вышли картины «Россия, которую мы потеряли» (1992) и «Великая криминальная революция» (1994). Газетные выступления и кинопублицистику можно считать началом пути Станислава Говорухина в большую политику.

Политические взгляды и деятельность

Членом КПСС Станислав Говорухин не был. После перестройки стал одним из лидеров Демократической партии России (ДПР). В 1990 году снял острый публицистический фильм о России в XX веке «Так жить нельзя», за который получил кинопремию «Ника». В 1992 году вышли его фильмы «Александр Солженицын» и «Россия, которую мы потеряли», которые отражали широкие антикоммунистические настроения того времени. В последнем Говорухин благосклонно оценивает Российскую империю.

В 1993 году Говорухин был избран депутатом Государственной думы от ДПР, в списке которой значился вторым номером. На думских выборах 1995 года создал «Блок Станислава Говорухина», набравший. Блок в Думу не прошёл, однако сам Говорухин был избран депутатом по Кавминводскому одномандатному округу № 53. Некоторое время возглавлял думский комитет по культуре.

После октябрьских событий 1993 года Говорухин постепенно перешёл на сторону левопатриотической оппозиции. В 1996 году он поддерживал лидера коммунистов Г. А. Зюганова во втором туре президентских выборов. В 1999 году был избран депутатом Госдумы третьего созыва от блока «Отечество — Вся Россия» (в списке был под номером шесть и неоднократно говорил о своём восхищении лидерами блока — Е. М. Примаковым и Ю. М. Лужковым).

19 февраля 2000 года Станислав Говорухин был зарегистрирован кандидатом в президенты Российской Федерации и на президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 года, набрал 0,44 % голосов избирателей.

После ухода из парламента в 2003 году Станислав Говорухин отошел от активной политической деятельности и стал больше времени уделять созданию художественного кино. В это время он — режиссер киноконцерна «Мосфильм». За два года Станислав Говорухин снял два фильма — «Благословите женщину» (2003) и «Не хлебом единым» (2005) по роману Владимира Дудинцева, вышедшему в журнале «Новый мир» в 1956 году, после XX съезда партии. За ним стояли очереди в библиотеках, он передавался из рук в руки, но потом роман начали изымать из библиотек, автора подвергли острой критике и отлучили от литературы, оставив до конца жизни без копейки денег. Хотя роман был издан практически во всех странах мира, причем совершенно официально — издательство «Советский писатель» получало за него огромные гонорары...

В 2005 году Говорухин оставил левопатриотическую оппозицию и перешёл на сторону президента Путина, вступив в правящую партию «Единая Россия». На довыборах в Государственную думу в декабре 2005 года Говорухин был в очередной раз избран депутатом, одержав победу над своим конкурентом — сатириком В. А. Шендеровичем, набравшим В 2007 году Говорухин был вновь избран в Госдуму — уже по списку «Единой России».

27 ноября 2011 года на предвыборном съезде «Единой России» Говорухин первым предложил новое выдвижение кандидатуры В. В. Путина в президенты России.

8 декабря 2011 года Станислав Говорухин был избран главой предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах 2012 года.

27 января 2012 года в интервью газете «Известия» Говорухин заявил, что «проблема» проведения Путина в президенты «будет решена в первом туре», назвал распространяющуюся в Интернете информацию о массовых фальсификациях на декабрьских думских выборах «чушью», косвенно признал непопулярность Путина в Москве: «Когда он выходит к людям не в Москве, а на аудиторию в Красноярске, Ханты — Мансийске или в Кемерово или в Кисловодске, он видит восторженную любовь к себе».

Станислав Говорухин, глава предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах 2012 года.

17 января 2012 года Станислав Говорухин в прямом эфире радио «КП», отвечая на вопросы радиослушателей, Интернет-пользователей и читателей газеты «Комсомольская правда», на вопрос: «Вы возглавили предвыборный штаб Путина... Высоцкий подал бы вам руку, будь он жив?», заявил: «Знаете, вопрос оскорбительный, но я не оскорблюсь. Потому что я знал Володю Высоцкого лучше, чем тот, кто задаёт этот вопрос. Уже больше тридцати лет прошло, как его нет на свете. Но мысленно я все эти годы с ним советуюсь. И я не думаю, чтобы он пошёл за теми, кто хочет для России беды и развала. Уверен: Володя Высоцкий мой выбор сегодня поддержал бы».

Этот ответ вызвал бурю критики в адрес режиссёра в блогосфере.

13 февраля 2012 года Станислав Говорухин в интервью российскому новостному Интернет-изданию «Лента. ру» объяснил, зачем России после восьми лет президентства снова нужен Путин: «.. Я никого другого не вижу, я же тоже гражданин РФ. Я лично не вижу никакого другого лидера, которому я мог бы доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки... Тот период, который прошёл, можно назвать периодом восстановления народного хозяйства. Оно ещё полностью не восстановлено после разрухи 1990-х годов. Скажем, были разрушены все основные заводы, а Путин вернул к жизни примерно 150 заводов, построил новые. Сегодня все оборонные заводы полны заказов Минобороны, надо полагать, что через 2-3 года у нас будет настоящая боеспособная армия...» «Двадцать лет я жил и работал в Одессе, на Одесской киностудии, и хорошо знаю, что такое украинский национализм. На себе неоднократно испытывал»

Одной из последних работ режиссера стал фильм «Конец прекрасной эпохи» (2015). Молодому журналисту и писателю Андрею Лентулову, известному прямотой своих взглядов, свободой мысли и дерзостью суждений, предлагают переехать из Питера в Таллин, чтобы работать в местной газете. Там Андрей с головой уходит в полный противоречий роман с редактором Мариной, бесконечные случайные связи, но, что самое главное — яростное сопротивление системе. Какой была борьба бунтаря, любимца женщин и «самого аморального сотрудника» против жесточайшей цензуры, слежки и ханжества, и кто в ней победил?

Фильм, рассказывающий о периоде работы Сергея Довлатова журналистом в газете «Советская Эстония». Фильм основан как минимум на двух книгах писателя «Компромисс» и «Ремесло». Судя по тому, что получилось, для Говорухина было главным передать дух эпохи. И это ему блестяще удалось. Во многом благодаря его умению убедительно воспроизводить различные исторические периоды на экране (что сегодня редкость). Ключевую роль в этом сыграла черно-белая стилистика. Ему удалось создать великолепный, объемный, зачаровывающий и, самое главное, убедительный черно-белый мир.

Духовные наставники

А. М. Горький в свое время сказал, что всем лучшим в себе он обязан книгам. С. С. Говорухин считает, что это с полным правом относится и к нему. Самое сильное впечатление на него произвели те книги, которые он впоследствии экранизировал. Особенно «Робинзон Крузо», которого Станислав Сергеевич называет библией приключенческой литературы. Громадное впечатление в детстве произвели на него романы Жюля Верна. Что касается русской литературы, он четыре раза перечитывал «Войну и мир».

Но, разумеется, кроме книг были и люди. Люди, которые очень многое ему дали. В том числе и научили читать. Станислав Сергеевич вспоминает: «Когда я был еще совсем ребенком, у нас в бараке жил один морячок, старшина. Дело было после войны, году в сорок восьмом. Он работал на авиационном заводе. И учился в вечерней школе. Я прихожу к нему — у него 30 томов Горького. Он понимал, что без образования многого не добиться. И вот решил прочесть все, что написано. Тогда он дочитывал 17-й том Горького, потом собирался прочитать всего Толстого. „Ты знаешь, сколько Толстой написал? — спрашиваю. — Я у своей одноклассницы видел — 81 том! За всю жизнь не перечитаешь“. Он говорит: „Это для тебя, для лентяя, — всю жизнь. А в меня твой Толстой пулей летит“. Вот такой был человек...»

Большое влияние на Станислава Говорухина оказал Владимир Высоцкий. Научил быть сильным. Высоцкий — один из тех, кого Станислав Сергеевич называет своими духовными учителями. Среди них также и его классный руководитель Владимир Львович Лившиц, и мама, и дед. Были и другие люди, с которыми он встречался коротко или надолго. Например, Борис Андреев, философ, замечательный артист и литератор.

В начале 90-х годов Станислав Говорухин познакомился с Александром Солженицыным, дважды был у него в Вермонте. Александр Исаевич, по его словам, просветил его по многим вопросам, в частности — по вопросам русской истории. Режиссер снял фильм «Александр Солженицын» — объемное интервью с писателем о его жизни и творчестве.

Увлечения

Станислав Сергеевич помимо литературы, увлекается симфонической музыкой и живописью. Такие виды искусства предполагают вдумчивое отношение к себе, созерцательность и душевный покой.

Заниматься живописью режиссёр начал с середины 1990-х годов. Он рисует в свободное время, на отдыхе и во время служебных поездок. Станислав Сергеевич работает в жанре пейзажной живописи — природа средней полосы России, Италии, Испании, Франции, Швейцарии, Австрии, Крыма. Картины, передающие состояния природы в разное время года и суток, выполнены в традициях русской реалистической школы. В пейзажах точно продуманы композиция, колорит картины, светотеневая моделировка помогает передать настроение каждой работы. Поэтичные пейзажи проникнуты любовью художника к природе, восхищением ее красотой. Графические наброски Станислава Говорухина отличаются свободной линией, лаконизмом штриха, своей «характерностью», наблюдательностью автора.

В залах Академии художеств прошло несколько выставок работ Говорухина: в 2001 году — выставка живописи «Парламентские каникулы», в 2006 году — выставка, посвященная 70-летию со дня его рождения.

Его персональные выставки живописи состоялись в 1998 году в Доме кино, в 2006 году — в Галерее искусств на Пречистенке, в феврале 2011 года выставка работ Говорухина состоялась в Киеве.

Станислав Говорухин — почетный член Российской академии художеств.

Сын Станислава Сергеевича Сергей Говорухин (1961-2011) тоже воспитывался на книгах. Окончив сценарный факультет ВГИКа, Сергей Говорухин решил снять документальный фильм о войне. С камерой прошел Таджикистан, Чечню, все горячие точки, в Чечне в результате ранения потерял ногу. Награжден орденами. Снятый им документальный фильм «Прокляты и забыты» получил высшую российскую кинематографическую премию «Ника».

Станислав Говорухин православный христианин. Живет и работает в Москве.

Говорухин уже давно стал классиком отечественного кино, но классиком активно действующим, продолжающим удивлять и вызывать общественный резонанс своими картинами. Его фильмы всегда откровенны и честны — будь то захватывающая приключенческая лента, романтическая комедия или суровый боевик. Какие планы сейчас у знаменитого режиссера? Говоря о своих творческих планах, Станислав Говорухин вспоминает поговорку: «Если хочешь рассмешить Бога, поведай ему о своих планах».

Фильмография

1964 Аптекарша (короткометражный)

1967 Вертикаль

1968 День ангела

1969 Белый взрыв

1972 Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо

1974 Контрабанда

1977 Ветер «Надежды»

1978 Маршал революции Кутепов

1979 Место встречи изменить нельзя

1979 Пираты XX века

1980 Вторжение

1981 Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна

1982 Возвращение Баттерфляй

1983 Комбаты

1983 Среди серых камней

1985 В поисках капитана Гранта

1986 Тайны мадам Вонг

1987 Десять негритят

1987 Асса

1988 Брызги шампанского

1989 Двойная экспозиция

1990 Сукины дети

1990 Так жить нельзя

1991 И возвращается ветер...

1992 Анкор, ещё анкор!

1992 Ка — ка — ду

1992 Россия, которую мы потеряли

1994 Великая криминальная революция

1994 Подмосковные вечера

1995 Чёрная вуаль

1995 Орёл и решка

1996 Милый друг давно забытых лет...

1997 Война окончена. Забудьте...

1999 Ворошиловский стрелок

2000 Русский бунт

2002 Женская логика

2002 Женская логика 2

2003 Женская логика 3

2003 Радости и печали маленького лорда

2003 Благословите женщину

2004 Женская логика 4

2005 Не хлебом единым

2005 9 рота

2006 Женская логика 5

2007 Артистка

2007 Репортёры

2009 Пассажирка

2008 В июне 41-го

2010 В стиле jazz

2010 Любовь — морковь 3

2013 Weekend

2014 Дневник мамы первоклассника

2014 Тайна тёмной комнаты

2015 Конец прекрасной эпохи

Театральные постановки

«Контрольный выстрел» (авторы пьесы — С. Говорухин, Ю. Поляков; МХАТ имени М. Горького).

«Па-де-де» (автор пьесы — Т. Москвина; Московский театр «Школа современной пьесы»).

Документальное кино

1989 — «Александр Солженицын» (объёмное интервью с известным писателем о его жизни и творчестве)

1990 — «Так жить нельзя»

1992 — «Вторжение»

1992 — «Россия, которую мы потеряли»

1994 — «Великая криминальная революция»

Книги

1993 — «Великая криминальная революция»

1994 — «Страна воров на дороге в светлое будущее»

1998 — «Написал»

Государственные награды и звания

1986 — почётное звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР».

1995 — звание «Почётный гражданин города-курорта Железноводска».

2006 — почётное звание «Народный артист Российской Федерации» — за большие заслуги в области искусства.

Общественные награды и звания

1991 — лауреат российской кинематографической премии «Ника» в категории «Лучший документальный фильм» за 1990 год — за документальный фильм «Так жить нельзя».

2005 — приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» в рамках XII Международного кинофестиваля «Лістапад» в Минске.

2005 — приз зрительских симпатий (гран-при) на XII Международном кинофестивале «Лістапад» в Минске — за фильм «Не хлебом единым».

2005 — главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счёт» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге — за художественный фильм «Не хлебом единым».

2007 — главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счёт» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XV фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге — за художественный фильм «Артистка».

2008 — Гран-при «Гранатовый браслет» (приз-символ) и приз зрительских симпатий имени Клары Лучко XIV российского кинофестиваля «Литература и кино» в городе Гатчине — за художественный фильм «Артистка».

2008 — главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счёт» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XVI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге — за художественный фильм «Пассажирка».

2008 — приз зрительских симпатий (Гран-при) на XV Международном кинофестивале «Лістапад» в Минске — за фильм «Пассажирка».

2009 — почётный член Российской академии художеств.

2010 — специальная премия «Мастер» на Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос».

2010 — приз «Классик отечественного кинематографа» на Первом международном кинофестивале стран Арктики «Северное сияние» в Мурманске.

2010 — приз «Золотая ладья» за первое место в конкурсе «Выборгский счёт» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XVIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге — за художественный фильм «В стиле Jazz».

2011 — приз «Живая легенда российского кино» фестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге.

2013 — приз «Золотая ладья» за второе место в конкурсе «Выборгский счёт» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XXI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге — за художественный фильм «Weekend».

2014 — специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» в рамках XXI Международного кинофестиваля «Лістапад» в Минске.

2015 — почётный приз «За вклад в отечественный кинематограф» кинопремии «Золотой орёл» Национальной академии кинематографических искусств и наук России за 2014 год.

2016 — лауреат кинопремии «Золотой орёл» Национальной академии кинематографических искусств и наук России в категории «Лучшая режиссёрская работа» за 2015 год — за фильм «Конец прекрасной эпохи».

Список использованной литературы:

Статьи о нем:

  1. Абросимова, А. «Без книжки не могу» / А. Абросимова // Литературная газета. — 2010. — № 49. — С. 11.
  2. Альперина, С. Это не «Компромисс» : Станислав Говорухин / С. Альперина // Российская газета (Неделя). — 2015. — 2 июля. — С. 27.
  3. Барышев, И. Станислав Говорухин: «Мы обрели криминальную Россию» / И. Барышев // Человек и закон. — 2004. — № 10. — С. 105-108.
  4. Вислов, А. Станислав Говорухин: «Хотел бы посмотреть на героя романа в настоящее время!» / А. Вислов // Литературная газета. — 2005. — № 34/35. — С. 11.
  5. Говорухин в стиле джаз: Станислав // Известия. — 2011. — 29 марта. — С. 11.
  6. Грачев, С. Сытой тупости — нет! / С. Грачев // Аргументы и факты. — 2015. — № 27. — С. 3.
  7. Грицаюк, Е. Благословение Говорухина / Е. Грицаюк // Литературная газета. — 2003. — № 34. — С. 9
  8. Грицаюк, Е. Только циники и мерзавцы говорят, что искусство не должно воспитывать / Е. Грицаюк // Литературная газета. — 2011. — № 11/12. — С. 11.
  9. Доронина, Т. Слово о Говорухине / Т. Доронина // Литературная газета. — 2006. — № 13. — С. 11.
  10. Есин, С. Анализу поддается с трудом / С. Есин // Литературная газета. — 2006. — № 13. — С. 11.
  11. Если фильм понравился зрителю, значит я снял неудачное кино : Станислав Говорухин // Собеседник. — 2015. — № 22. — С. 12-13.
  12. Колотаев, В. Расставание с Эдипом / В. Колотаев // Искусство кино. — 2000. — № 5. — С.67-73.
  13. Корсакова, Т. Станислав Говорухин: «Это можно было бы остановить» / Т. Корсакова // Литературная газета. — 2004. — № 11. — С. 11.
  14. Мельман, А. «Легкой отсидки, сынок» / А. Мельман // Московский комсомолец. — 2011. — 29 марта. — С. 41.
  15. Минаев, Б. Новая театральная революция / Б. Минаев // Огонек. — 2004. — № 49. — С. 46-47.
  16. Переверзева, Г. Станислав Говорухин: «Хуже тинейджеров только критики!» / Г. Переверзева // Искусство кино. — 2006. — № 2. — С. 65-71.
  17. Петрова, Е. Станислав Говорухин: «Я — такой маленький Солженицын» / Е. Петрова // Аргументы и факты. — 2011. — № 12. — С. 3.
  18. Поляков, Ю. Актуализация артефакта / Ю. Поляков // Литературная газета. — 2006. — № 13. — С. 11.
  19. Полякова, Э. Станислав Говорухин: Не хочу угождать юным дуралеям / Э. Полякова // Эхо планеты. — 2011. — № 13. — С. 41-43.
  20. Презираю глупых людей : Станислав Говорухин // Аргументы и факты. — 2014. — № 37. — С. 3.
  21. Райхельгауз, И. Человек для Театра / И. Райхельгауз // Литературная газета. — 2006. — № 13. — С. 11.
  22. Станислав Говорухин // Крестьянка. — 2007. — № 2. — С. 26-29.
  23. Скворцова, Е. Я бы обвинил Путина в излишней мягкости : режиссер Станислав Говорухин / Е. Скворцова // Собеседник. — 2014. — № 11. — С. 16-17.
  24. Шаблинская, О. Конец прекрасной эпохи : Станислав Говорухин / О. Шаблинская // Аргументы и факты. — 2015. — № 41. — С. 33.
  25. Я знаю лучше, что происходит : Станислав Говорухин // Огонек. — 2015. — № 23. — С. 30-31.

Его статьи

  1. Говорухин, С. Великая криминальная революция / С. Говорухин // Наш современник. — 1994. — № 5. — С. 99-174.
  2. Говорухин, С. Без вымысла. / С. Говорухин // Литературная газета. — 2007. — № 25. — С. 15.
  3. Говорухин, С. Записки чревоугодника / С. Говорухин // Литературная газета. — 2008. — № 49. — С. 15.

Составитель: Яковлева Е. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!