Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Поэт русского леса (к 190-летию со дня рождения И. И. Шишкина)

Библиографическое пособие. Курган. 2022

Великие имена русских художников рождают в нас ассоциации с их знаменитыми творениями. Живописец, график или скульптор оставляют яркий след в нашей памяти благодаря своим произведениям, особенно полюбившимся ценителям изобразительного искусства.

Произнося имя Ивана Ивановича Шишкина, мы мысленно обращаемся к прославленным картинам великого пейзажиста, вспоминая «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Полдень. В окрестностях Москвы», «На севере диком». Эти полотна поражают величавой простотой сюжета, высоким профессионализмом в композиционном решении и мастерством передачи состояния природы. Однако они представляют лишь малую часть огромного пласта творческого наследия художника, достойнейшие образцы которого хранятся в собраниях музеев России и зарубежья.

Уважаемые читатели! Пособие «Поэт русского леса» приурочено к 190-летию со дня рождения великого русского художника-пейзажиста, живописца, рисовальщика и гравёра-аквафортиста Ивана Ивановича Шишкина, Академика (1865), профессора (1873), руководителя пейзажной мастерской (1894-1895) Императорской Академии художеств.

«Живопись есть немая, но вместе теплая, живая беседа души с природою и Богом».

И. И. Шишкин

Биография

Детство

Говоря о творческой судьбе живописца, важно понять, какова была среда, окружавшая этого человека, представить его первоначальные устремления, увидеть истоки становления художника, затронуть важные переломные этапы жизненного пути.

Родной город Елабуга Вятской губернии с дальними деревнями, полноводными реками Тоймой и Камой, праздничным перезвоном колоколов, один из которых отливал еще дед художника, Василий Афанасьевич, казался маленькому Ивану Шишкину самым лучшим местом на земле. Бесконечный восторг и радость доставляло ему рисование на природе, у подножья высоких и стройных сосен, вдали от шумных поселений. Стопки рисунков с видами Красной горки, остатками Чертова городища и полуразрушенной башни умножались с каждым днем, и лучшие работы занимали места на стенах комнаты юного автора.

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца-хлеботорговца в городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был уважаемым в городе человеком. Несколько лет подряд он избирался городским старостой. Будучи человеком культурным и образованным, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался больше искусством чем точными науками и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом, где прожил 4 года. Отец хоть и поддерживал сына в любви к искусству, но также не разделял его увлечения.

Мать И. Шишкина, Дарью Александровну, огорчало такое отношение сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги».

Всерьез о профессии художника И. Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Шишкин твердо решил следовать к своей цели. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил сына в Москву, надеясь, что из него однажды вырастет великий художник.

Годы учебы

В 1852 году И. Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. Вместе с однокашниками он рисовал гипсовые фигуры, хотя всегда хотелось работать на природе. Как вспоминала его племянница Александра Комарова, «на всех классных рисунках с гипсов вся подкладка была изрисована пейзажами, которые удивляли товарищей, и мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Много внимания он уделял рисунку, справедливо считая его основой, «скелетом» хорошей картины. Неудивительно, что со временем Иван Иванович вырос в большого мастера графики. Всерьез увлекся офортом, причем не копировал свои полотна, как большинство авторов, но создавал новые оригинальные произведения.

О его рисунках постепенно узнала вся школа. К концу обучения стало ясно - у художника был несомненный талант.

В январе 1856 года 24-летний Иван покинул уже полюбившуюся Москву и направился в Петербург, поступать в Императорскую Академию художеств, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. «Страшно представляться к строгим профессорам Академии, здесь мне кажется все величавым, массивным...» - писал И. И. Шишкин родителям в Елабугу с нового места жительства, указывая адрес квартиры по Пятой линии Васильевского острова, между Большим и Средним проспектом.

Будучи уже студентом пейзажного класса С. М. Воробьева, И. Шишкин тяготился несовершенством своих работ и всегда критически относился к себе, несмотря на то что профессора ставили в пример его талантливые рисунки.

В Академии И. Шишкин подружился с художниками Александром Васильевичем Гине и Павлом Павловичем Джогиным. В 1857 году они вместе работали в местечке Дубки на берегу Финского залива около Сестрорецка, а в последующие годы (1958-1959 гг.) ездили на остров Валаам на Ладожском озере. Здесь все располагало к труду - неоднородный ландшафт каменистого архипелага, обилие воды, сосны и скалы, тишина и безлюдье - можно было оставлять начатые этюды и краски там, где работали. Благодаря этим поездкам И. Шишкин лучше познакомился с натурой и умением точно передавать её кистью и карандашом.

Возвращаясь в Петербург он писал : «К Петербургу после Валаама я понемногу привыкаю, а то сначала на все смотрел глазами чудака, до того я свыкся с тишиной монастырской жизни и Валаамом вообще, что трудно отвыкнуть. Бог даст, на следующее лето туда опять». В письмах домой художник описывал очаровавшую его тихую, пустынную местность северного побережья Финского залива, украшенную многообразным растительным покровом.

В результате плодотворной работы летом на мысе Лисий Нос Шишкин создал картину «Вид в окрестностях Петербурга», за которую в 1857 году на конкурсе ему присудили первую академическую награду - малую серебряную медаль.

«Вид в окрестностях Петербурга» 1856 г.

В это же время молодой художник впервые принял участие в выставке Академии художеств. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.

Когда в академии он стал участвовать в выставках, некоторые из его работ начали продаваться. «Иван Иванович уже не так нуждался, как раньше, когда он часто обедал только хлебом с квасом, который брал постоянно в одной мелочной лавочке, где однажды, зачерпывая сам квас из кадки, вместе с квасом выловил скелет крысы, сгнившей в кадке, которая очевидно никогда не мылась. Эти ужасы нужды прекратились только, когда он начал изредка продавать свои картины и рисунки; присылаемых же ему денег из дома хватало только разве на квартиру и на художественные принадлежности, на которые он обыкновенно не жалел денег» - писали современники.

В 1860 году И. Шишкину, А. Гине и П. Джогину как пенсионерам Академии художеств выдали денежное пособие на издание их этюдов, созданных посредством литографии. «За принимаемые ими на себя труды по опытам литографии выдать денежное вознаграждение в количестве 150 pублей серебром на всех трех и объявить им признательность Совета, а г. профессора Воробьева благодарить за успехи тех его учеников».

Кроме денежного вознаграждения Иван Шишкин получил право на трехлетнюю заграничную командировку. Но отказавшись от путешествия, художник в мае 1861 года отправился домой в Елабугу, где создал множество этюдов и набросков.

Как человек любознательный и практичный, И. Шишкин с энтузиазмом интересовался различными способами получения изображения. Стремясь к созданию более качественных и дешёвых репродукций своих произведений, он освоил классические печатные техники - офорт и литографию, усовершенствовав их авторскими приёмами.

Литография, офорт

Ни один из русских живописцев второй половины XIX века не уделял так много внимания и времени гравированию, не был таким мастером офорта, как Иван Шишкин.

Он начал заниматься офортом будучи учеником в Московском училище живописи и ваяния в 1853 году, но особенно увлекся этим способом гравирования с начала 1870-х годов, войдя в Общество русских аквафортистов.

Офорт - техника углубленной печати; печатание производится на ручном станке. Придавая офорту большое значение, Иван Шишкин делал опыты создания особого, как он называл, «выпуклого» офорта по принципу цинкографии, который можно было бы печатать в больших тиражах механическим, машинным способом.

Офорт привлекал Шишкина относительной быстротой исполнения, гибкостью техники, совмещением графического линейного начала с живописной игрой света и тени. В офорте он работал чаще всего иглой, применяя иногда некоторые другие, свойственные офорту, приемы - мягкий лак, доработку акватинтой.

Наряду с гравюрой И. Шишкин занимался и литографией.

Литографией художник начал заниматься в Академии. Литография (буквально - «рисунок на камне») позволяла недорого и качественно воспроизводить рисунки, передавая все особенности оригинала.

За границей

Весной 1862 года художник покинул родные края и направился в Западную Европу.

В 1863 году он создает нехарактерную для его творчества работу «Стадо под деревьями». Ранее на своих картинах он никогда не изображал животных. Мечтая в будущих произведения создавать образы животного мира, Иван Шишкин начал изучать анималистику. Работая в Германии в мастерских братьев Бено, Ф. Фольца и некоторых других молодых художников, он впервые узнал о швейцарском пейзажисте и анималисте Рудольфе Коллере и стал изучать его творчество.

«Стадо под деревьями» 1864 г.

Прибыв в Цюрих, Шишкин занялся копированием коров в огромной мастерской Коллера. «...Кто хочет учиться животных писать, то поезжай прямо в Цюрих к Коллеру. Прелесть, я до сих пор не видывал и не думал, чтобы так можно было писать коров и овец. ...Да и нашему брату, пейзажисту, есть чему поучиться».

Иван Иванович высоко оценивал мастерство Р. Коллера, его умение владеть рисунком, подчеркивал сочность колорита живописных работ и законченность образов. Но обращая внимание в пенсионерском отчете Совету Императорской Академии художеств на глубокое понимание Коллером природы, его умение передать ее так же высокохудожественно, как и животных Иван Шишкин упомянул о недостатке поэзии в картинах швейцарского мастера.

Говоря о знакомстве И. Шишкина с творчеством Р. Коллера, нельзя не упомянуть имя женевского мастера А. Калама, почетного вольного члена Академии художеств в Петербурге, на чьих работах он также учился.

В 1864-1865 годах Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф, где посещал Дюссельдорфскую художественную школу. Там же он написал «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» - картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, И. Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в восторг иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Лессинг.

В 1868 году Академия художеств присвоила Ивану Ивановичу звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), а великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии, награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени.

Передвижники

В конце XIX века в России образовалось объединение художников, называющих себя Передвижниками, или Товариществом передвижных художественных выставок. Передвижники ставили во главу угла идеи народничества и противопоставляли себя художникам-академистам.

Вернувшись в Россию, Иван Шишкин сближается с Артелью художников, становится одним из первых членов Товарищества, участвует в его выставках, начиная с первой, в 1871 году. Художник показал на ней картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Также на I Передвижной выставке в Петербурге, И. И. Шишкин показал удивительную по колориту картину «Вечер», о которой с восхищением отозвался В. В. Стасов в художественно-критической статье: «Вечер» - большая картина с прекрасными эффектами и замирающими красными отблесками солнечного сияния на дороге, на заборе и на стенах древесных». В этой работе происходит своеобразное сопоставление автором угасания дневных часов и завершения жизни человека на земле.

«Вечер» 1871 г.

Оранжевыми мазками художник наносит блики последних лучей солнца на изображения дальних деревьев и верхушек изгороди. Предзакатное небо растекается глубокими золотистыми, розовыми, лиловыми тонами. Строки из «Бежина луга» И. С. Тургенева очень близки образу картины: «Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. ...Чистое небо торжественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием».

Произведение удачно демонстрирует мастерское использование автором категории времени в композиции: в считаные минуты лучи солнца, только что освещавшие забор, уже оказываются за деревьями, отдаляя свет к горизонту, погружая деревню в сумрак.

Фотография

Кроме всего прочего Иван Иванович Шишкин увлекался еще и фотографией. В 1860-е годы, находясь за границей в качестве пенсионера Академии художеств, он заказывал фотографии со своих этюдов и рисунков и прикладывал их к отчётам, посылаемым в Петербург. С 1870-х годов фотография занимает всё большее место в творчестве художника, он начинает делать снимки сам. Летом 1874 года И. Н. Крамской сетовал в письме К. А. Савицкому, что Шишкин «занят фотографией, учится, снимает, а этюда и картины ни одной».

Фотоаппарат для художника-реалиста, стремящегося точно зафиксировать натуру, становится не менее важной частью оборудования, чем этюдник или альбом для зарисовок. Кроме вспомогательной роли фотографии, которую использовали многие художники того времени, И. Шишкин придавал этому новому виду искусства самостоятельное значение не только как способу репродуцирования своих работ, но и как средству изучения натуры. Применение фотографической техники стало оригинальной особенностью педагогической системы И. И. Шишкина.

«Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, - это фотография. Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех... В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее...

А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования карандашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью)» (из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).

Творчество

Получив в феврале 1873 года звание профессора за исполнение картины «Лесная глушь», мастер, обладающий богатырской силой, занялся тонкой ювелирной работой, подготавливая к печати первый альбом офортов из одиннадцати листов.

1878 - 1879 годами датируется создание трогательного этюда живописца «Мухоморы».

«Мухоморы» 1887 г.

Небольшая по размеру работа находится в одной из витрин зала художника в Третьяковской галерее. При рассмотрении величественных шишкинских полотен обращаешь внимание на это произведение, привлекающее к себе внимание яркими шляпками грибов. Сочная зелень листвы, контрастирующая с декоративным красным цветом старых и молоденьких грибов, эффектно сочетаются между собой.

Надо сказать, Павел Михайлович Третьяков очень высоко ценил эпическое творчество замечательного живописца и рано начал собирать его лучшие произведения: «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Полдень. В окрестностях Москвы». Как и в наши дни, в XIX веке в Московской городской галерее имени братьев Павла и Сергея Третьяковых, сохранявшей это название до 1918 года, большое количество публики собиралось в залах В. Д. Поленова и В. В. Верещагина, И. Е. Репина и В. И. Сурикова и, конечно же, И. И. Шишкина.

«Полдень. В окрестностях Москвы» - первая картина Ивана Ивановича, которую П. М. Третьяков приобрел для своей коллекции. Произведение «Сосны, освещенные солнцем», написанное в Сестрорецке под Петербургом, собиратель долгое время держал в зале на особом мольберте, считая этот этюд, «жемчужину русского искусства» одной из самых лучших работ художника.

Во второй половине 1880-х годов Иван Шишкин написал большое количество замечательных произведений: «Туманное утро», «Дубовая роща», «Святой ключ близ Елабуги», «Бурелом», «На севере диком...» и многие другие картины. Вышел в свет альбом шишкинских рисунков углем, третьим по счету альбомом издали 25 листов офортов художника, а также были опубликованы карандашные рисунки его супруги О. А. Лагоды-Шишкиной.

«Еловый лес зимой» 1884 г.

Завершающее десятилетие XIX века стало этапом наивысшего расцвета творчества И. И. Шишкина. Работы 1890-х годов сочетают графическую проработку световоздушного пространства и деталей трав, цветов, листвы и хвои, в которых еще больше внимания уделено главным акцентам в построении композиции.

Одной из лучших работ художника является картина «Рожь». В 1878 году в статье, посвященной выставке Товарищества передвижников, В. В. Стасов писал: «Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей. Первое место занимает «Рожь» г. Шишкина - мотив, им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный».

«Рожь»

На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии.

Тему для этого произведения Иван Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году.

Художник уводит нас в бескрайнее пространство огромного поля, обставляя его отдаленно расположенными деревьями и, в то же время, заполняя середину холста огромными соснами, придавая тем самым композиции гармоничность.

Сосна - символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно - с её клонящимися вниз ветвями, с её причудливо искривлённым стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Кучевые облака тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем. Тишина и безветрие - тоже знак близкой грозы, необходимой земле. Ласточки «стригут» прямо над самой землей - столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

В картине нет ничего необычного, напротив, художник взял самый простой мотив, уже не раз использованный ранее. Перед глазами зрителя предстает необъятное поле поспевающей ржи, по которому вьется дорога, теряющаяся среди высоких колосьев. Посреди поля возвышаются могучие деревья.

В картине «Рожь» И. Шишкиным был создан глубоко прочувствованный образ родины, вызывающий представление о величественной красоте и необъятности русской земли, могущество и богатство которой должны давать довольство, счастье человеку. Не случайно на одном из эскизов художника мы находим его запись: «...Раздолье, простор, угодье. Рожь... Благодать. Русское богатство».

Среди долины ровныя

«Среди долины ровныя»

На полотне изображена равнина, спокойную красоту которой венчает могучий дуб. Вдали чуть поблескивает лента реки, и еле видна белая церковь, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам растут цветы - сверкают на солнце ромашки, цветет боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. Неподвижна кудрявая зелень дуба. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.

Лесные дали

«Лесные дали»

Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры прикамские леса. По мере удаления в глубь изображения, изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми, и в конце концов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Весь пейзаж залит светом восходящего солнца. Небо в картине бледно-голубое, прозрачное, легкое, с еле заметными облаками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.

На переднем плане на светлом фоне неба рисуется силуэт тонкой, наклонившейся сосны, одиноко высящейся на склоне холма. Она как бы приближает пейзаж к зрителю, делает его более предметным, конкретным.

Утро в сосновом лесу

«Утро в сосновом лесу»

Это одна из наиболее известных картин пейзажиста. Художник чудесно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в низины, в лесную глушь. На поваленных стволах деревьев резвятся медвежата. Их нарисовал по просьбе И. Шишкина художник Г. Савицкий.

Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей И. И. Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от правды, что непривычно для произведений художника. И тем не менее, она привлекает, повышает настроение праздничностью красок, необычностью сюжета.

Зима

«Зима»

Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы. Здесь показан собирательный образ зимнего леса.

На Севере диком

«На Севере диком»

Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М. Ю Лермонтова, в ней звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло оцепенело. Но на самом краю скалы, зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.

Картина наполнена тишиной и безмолвием, ощущается холод, разлитый в природе. В отличие от других пейзажей, этот скорее лирический, полный тонкого душевного чувства.

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.

Дождь в дубовом лесу

«Дождь в дубовом лесу» 1891 г.

Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Она очень лирична и музыкальна, насыщенна воздухом, влагой дождевых капель, свежестью мокрой листвы. Лес окутан осязаемой туманной дымкой, дальние деревья словно растворены в пространстве, зеркальные стальные лужи отражают тяжелые, густые облака. Двое прохожих под зонтом, беседуя, идут по размытой глинистой дороге, их фигуры отражаются в дождевой влаге. Художник не изменяет себе в излюбленных приемах, выводя широкие границы лесной дороги прямо к зрителю, тем самым приглашая его ступить на землю, пропитанную дождем. Он заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.

В 1892 году И. И. Шишкин был приглашён руководить учебной пейзажной мастерской Академии художеств, но пробыл на этой должности недолго.

А в 1893 году 66-летний художник дописывает свою последнюю картину «Корабельная роща», которая теперь находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Самая большая по масштабу работа художника подвела итог всей его творческой жизни. Грандиозное произведение являет собой колоссальный опыт неустанных поисков пейзажистом художественного воплощения образа русской природы.

«Корабельная роща» не просто извещала об огромных деревьях, но подразумевала человеческую деятельность, способность стройных сосен быть корабельным материалом. Художник, как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Он изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.

Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.

«Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем.

«Корабельная роща». 1898 г.

Значение творчества И. Шишкина для русского искусства

Искусство Ивана Ивановича Шишкина близко и понятно каждому. Оно доносит до нас русскую природу такой, какой она живет в сознании народа, в его поэтическом творчестве, его песнях.

Предельно простыми, лаконичными художественными средствами художник добивается цельности общего впечатления. Строгая ясная композиция, в которой господствуют равновесие и устойчивость, создает ощущение постоянства, незыблемости изображенного, будто он хочет сказать, что так было и так будет всегда.

Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством.

Весь свой большой талант, колоссальную трудоспособность и упорство Иван Иванович Шишкин отдал делу развития национальной темы в пейзаже, созданию правдивых образов русской природы, главным образом, русского леса, несравненным знатоком и любителем которого он был. Своим творчеством И. Шишкин утверждал красоту русской природы, показывал, какими содержательными могут быть ее образы. Он учил любить родную природу и глубже ее чувствовать.

Его произведения стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Многие называли Шишкина «художником русского леса», «человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». Все, что рисовал Иван Иванович, имело очень правдивые и реалистичные формы. Секрет этого феномена русского художника прост, он рисовал то, что видел, не приукрашивая, и не приуменьшая.

Иван Шишкин остался в культурной истории России как великий русский художник, в картинах которого с предельной ясностью выразилась его любовь к жизни, к земле, к людям.

Семья

Личная жизнь живописца складывалась очень трагично, несмотря на то, что он был женат два раза.

Первой его супругой стала Евгения Васильева, сестра талантливого пейзажиста Фёдора Васильева, который был учеником И. И. Шишкина.

В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871 – 1873 гг.) и Константин (1873 – 1875 гг.), умершие в младенчестве, и дочь Лидия (1869 – 1931 гг.). Свою жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870).

К сожалению, Евгения Александровна умерла в апреле 1874 года. А немного позже скончался и их сын. Надломленный горем, художник на некоторое время бросил творчество и уехал в деревню. Однако смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке представил ряд картин, в том числе, «Родник в сосновом лесу».

Через какое-то время Иван Шишкин женился снова на Ольге Антоновне Лагоде, своей ученице, художнице-пейзажистке. Это брак также закончился трагически - жена умерла в возрасте тридцати одного года. Их дочь Ксению после смерти матери воспитывала её сестра Виктория Антоновна Лагода.

Смерть

Умер Иван Иванович за мольбертом, с кистью в руках. Это случилось 8 марта 1898 года. Художник был полон творческих планов, но судьба распорядилась иначе. Работая над картиной, художник тихо умер от разрыва сердца. Последней законченной работой художника была «Корабельная роща».

Похоронили И. И. Шишкина в Некрополе мастеров искусств (на Тихвинском кладбище) Александро-Невской лавры (в Санкт-Петербурге).

Местонахождение работ художника

  • Дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге

  • Государственная Третьяковская галерея: «Рубка леса» (1867), «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Дождь в дубовом лесу» (1891), «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу», а также семнадцать мастерских рисунков.

  • Русский музей: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», «Вид в окрестностях Петербурга» (1856), «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1856), «Тевтобургский лес» (1865), «За грибами» (1870), «Ручей в берёзовом лесу» (1889), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1889), «Остров Крестовский, погружённый в туман» и другими, также этюдами и рисунками.

  • В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.

  • Кроме того, картины находятся и в других галереях и музеях:

  • Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина («Опушка леса», 1890);

  • Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых («Верхушки сосен», 1890-е);

  • Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Свердловская область (портрет «Итальянский мальчик», конец XIX века; «Лес», 1880-е);

  • Национальный музей «Киевская картинная галерея» («Вид на острове Валааме. Этюд», 1858; «Сумерки. Заход солнца», 1874; «Первый снег», 1875, «Срубленное дерево», 1875; «Ручей в лесу», 1880; «Заповедник. Сосновый бор», 1881; «Среди долины ровныя…», 1881; «Святой ключ близ Елабуги», 1886; «Дубовая роща», 1887; «Пески», 1887; «Бурелом», 1888; «На севере диком…», 1891);

  • Национальный художественный музей Республики Беларусь («Хвойный лес», 1873, «У калитки. Сиверская», 1874-1883), «Полесье», 1883);

  • Национальная галерея Армении («Опушка леса», 1884);

  • Самарский областной художественный музей («Поляна в лесу», 1889);

  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань («На даче», 1894; «Швейцарский пейзаж», 1866; «На покосе в дубовой роще», 1874; «Пейзаж с озером», 1886, «Обрыв», 1893; «Полянка (Лесная поляна)», 1897; «Лиственный лес», 1897);

  • Нижегородский государственный объединённый музей-заповедник («Пасека», 1876; «Туманное утро», 1885; «Кама близ Елабуги», 1895);

  • Таганрогская картинная галерея («Лес перед грозой», 1872);

  • Пермская художественная галерея («Сосновый бор с рекой вдали. Танайский бор близ Елабуги», 1878, «Золотая осень», 1888; «Верхушки сосен», 1895);

  • Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина («Полдень. Окрестности Москвы. Братцево», 1866);

  • Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Сосна. Мерикюль», 1894);

  • Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки («Валежник. Этюд к картине «Лесное кладбище», 1893);

  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств («Скалистый берег», 1879; «Лес», 1880);

  • Дальневосточный художественный музей, Хабаровск («Сосновый бор», 1895);

  • Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск («Лес вечером», 1868);

  • Челябинская областная картинная галерея («Опушка леса», 1879);

  • Серпуховской художественно-исторический музей («Еловый лес зимой», 1884; «Лес весной», 1884, «Сестрорецкий бор», 1886);

  • Калужский областной художественный музей («Берег моря», 1890);

  • Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник («Еловый лес», 1891);

  • Львовская галерея искусств («После бури. Мери-Хови», 1891);

  • Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек («Лесная сторожка», 1892);

  • Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого («Лес-осинник», 1896);

  • Ташкентский художественный музей («Лесной пейзаж», 1872; «Лесная мельница», 1897);

  • Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля («Лес», 1885, «Старые липы», 1894).

Список литературы:

  1. Анисов, Л. Не славы ради… Л. Анисов. - Текст : непосредственный // Литературная Россия. – 2006. - № 25. – С. 16.

  2. Байрамова, Ю Л. Шишкин / Л. Байрамова. - Текст : непосредственный // Смена. – 2000. - № 6. – С. 106-121.

  3. Бобров, Р. Патриарх русского леса : к 180-летию со дня рождения И. И. Шишкина / Р. Бобров. - Текст : непосредственный // Охота и охотничье хозяйство. – 2012. - № 8. – С. 42-45.

  4. Бойко, Н. Иван Иванович Шишкин / Н. Бойко. - Текст : непосредственный // Наша молодежь. – 2017. - № 11. – С. 26-29.

  5. Бойко, Н. Рассказы о русских художниках : Иван Иванович Шишикин (1832-1898) / Н. Бойко. - Текст : непосредственный // Молодая гвардия. – 2017. - № 11 / 12. – С. 277-284.

  6. Воротынцева, К. Лесной цезарь / К. Воротынцева. - Текст : непосредственный // Свой. – 2017. - № 1. – С. 17-19.

  7. Иван Шишкин // История Государства Российского. Жизнеописания. XIX век. – М., 1998. – С. 662. - Текст : непосредственный.

  8. Захаренкова, Л. Полжизни в сосновом лесу / Л. Захаренкова. - Текст : непосредственный // Юный художник. – 1998. - № 2. – С. 8-11.

  9. Иван Шишкин : - Ленинград : Аврора, 1986. - 195, [1] с. : ил. - Текст : непосредственный.

  10. История русского искусства Т. 9, кн. 1 / [Академия наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР] ; под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и В. С. Кеменова. - М. : Издательство Академии наук СССР, 1953 – С. 400. - Текст : непосредственный.

  11. Калинина, О. Знакомство дошкольников с творчеством И. И. Шишкина / О. Калинина. - Текст : непосредственный / Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 27-29.

  12. Кудряшов, К. Царь леса / К. Кудряшов. - Текст : непосредственный / Аргументы и факты. – 2017. - № 4. – С. 33.

  13. Манин, В. О значении творчества И. И. Шишкина : к 150-летию со дня рождения художника / О. Манин. - Текст : непосредственный // Искусство. – 1982. - № 1. – С. 51-61.

  14. Мастера искусства об искусстве : избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : в 7 томах. Т. 6 : Искусство народов СССР, XIV-XIX вв. / под ред. А. А. Федорова-Давыдова. - 1969. – С. 494. - Текст : непосредственный.

  15. Мацкевич, М. Художник-пейзажист : путешественник и странник / М. Мацкевич. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – С. 72-80.

  16. Петрова, М. Время, схваченное в образе / М. Петрова. - Текст : непосредственный // Москва. – 2003. - № 3. – С. 177-190.

  17. Степанова, С. И. Шишкин / С. Степанова. - Текст : непосредственный // Юный художник. – 2002. - № 8. – С. 30-35.

  18. Толстая, Н. Художник Шишкин. Творческая лаборатория / Н. Толстая, Е. Герасимова. - Текст : непосредственный // Наука и жизнь. 2008. - № 1. – С. 98-105.

  19. Чинякова, Е. Поэт русского леса / Е. Чинякова. - Текст : непосредственный // Юный художник.- 2007. - № 9. – С. 27-31. Сс

Составитель : Яковлева Е. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Есть предложения по организации процесса или знаете, как сделать библиотеки лучше?
Я думаю!