Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Поэты поколения войны. Михаил Львович Матусовский (К 100-летию со дня рождения)

Биобиблиографическое пособие . Курган. 2015

Предлагаем вашему вниманию биобиблиографическое пособие из серии «Поэты поколения войны», посвященное жизни и творчеству поэта Михаила Матусовского. В пособии использованы материалы из периодических изданий, имеющихся в фондах библиотеки.

Биография

Михаил Матусовский родился 23 июля 1915 года в font>Луганске в семье фотографа Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны.

Учился в луганской средней школе № 13. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он впоследствии посвятит свою песню «Школьный вальс».

Окончил строительный техникум и стал работать на заводе. В это время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

В 1939 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. В этом же году стал членом Союза писателей СССР.

Три года Матусовский работал над диссертационным исследованием древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась — началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Его руководитель Н. Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Первая его песня «Вернулся я на родину», созданная совместно с композитором М. Г. Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны.

Во время войны вышли сборники стихов : «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы — сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957), «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982), «Семейный альбом» (1983) и многие другие.

Награды и премии

  • Государственная премия СССР (1976)
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Отечественной войны I степени (1945; 1985)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды (1942)

Из воспоминаний М. Матусовского

«Что сделало меня литератором, что заставило взяться за перо, что продиктовало насущную необходимость писать стихи и прозу или складывать песни? Конечно, прежде всего это — город с южными улицами, решительно сбегающими вниз, неожиданно меняющими направление, возникающими по законам горных потоков, — город с духовым оркестром, игравшим в Профессиональном саду имени Первого мая, отчего летние вечера были обычно задумчивыми и грустными; город, где я родился, земля с сизыми пирамидами терриконов и степными оврагами, именуемыми здесь «балками». Ворошиловград назывался тогда Луганском, — это был город потомственных паровозостроителей, сохранивший давние трудовые и революционные традиции.

Когда я стал учиться в тринадцатой средней трудовой школе, гражданская война была к нам куда ближе по времени, чем к нынешним мальчишкам события Великой Отечественной. Еще были свежи рассказы о том, как во время кровопролитных боев под Острой Могилой в девятнадцатом году все жители города, в том числе старики, женщины и дети, образовали живую цепь, передавая из рук в руки патроны, бинты, хлеб, питьевую воду. По улицам ходили еще люди в длиннополых шинелях и высоких суконных шлемах, ведущих прямое родство от древнерусских воинских головных уборов. Вот откуда еще появилась та старая буденовка, о которой поется в моей песне «С чего начинается Родина». Отсюда и тревожный голос утреннего заводского гудка из «Песни о гудке», с которым мы сверяли не только время, но и свою судьбу. Отсюда и тихая улица Заречная над рекой Луганъю из песни «Вернулся я на Родину». Словом, ничто не проходит даром, ничто не стирается в памяти.

Наверно, никогда не смогу толком рассказать о первых днях войны: о тревоге и сосредоточенности, об ощущении полной отрешенности от всего, что было только вчера; о солдатских эшелонах и расставаниях, не оставлявших надежды на встречу. В июне и я уезжал с Белорусского вокзала на Западный фронт, даже не догадываясь, какой будет эта война, чем она обернется для всего народа. Я еще не знал, что наши города могут гореть. Меня бил озноб, когда я впервые увидел зарево над Смоленском, перед которым остановился наш состав. Я пока не сумел рассказать по-настоящему о своих соседях по палате в эвакогоспитале, разместившемся в классах тульской школы, — там еще были свалены горой никому не нужные парты и на дверях висели таблички: «Учительская», «Химический кабинет»; обо всех, с кем встречался на горячем клочке земли в районе Полы и фанзавода, — эти слова звучат и сегодня как пароль для северо — западников; о бойцах, мерзнувших на весеннем снегу перед какой — то деревней Чириково и которым предстояло взять ее до рассвета; о боях за Рамушевский коридор, прозванный гитлеровцами «коридором смерти»; о двух пленных, изможденных и беззубых, как глубокие старики, бежавших через линию фронта из чудовищного фашистского лагеря на Поповом болоте под Демянском...

Список моих долгов можно продолжить до бесконечности. Я не успел рассказать обо всех достойных людях, встречаемых на фронтовых перепутьях, трясшихся со мной в кузовах случайных полуторок, лежавших в кюветах под бомбежкой, вытаскивавших меня на плащ — палатке с поля боя,- добрых, бескорыстных, совестливых, дружелюбных, самоотверженных, подтверждающих когда — то написанные строки: «В сырых землянках, в сумраке траншей — нигде я не встречал плохих людей... Казалось, здесь Россия собрала все лучшее, что только лишь могла». Лично для меня тема войны не кончилась и наверняка не кончится никогда.

И — о песне. Ей в последние годы отдаю я все больше сил и внимания. Переживаю за все несостоявшиеся, неудачные песни, а такие у меня, к сожалению, есть, и очень дорожу малейшей удачей в этом высоком жанре. Это ни с чем не сравнимое счастье услышать свои строки, положенные или помноженные на музыку, узнать, что где — то песня запелась, получила признание. Судьба песни решается без излишних проволочек: она может либо сразу понравиться слушателям, либо оставить их равнодушными, — другого не бывает. Многократное повторение ее после по телевидению или радио уже мало что решает. Не стану кривить душой, не могу не радоваться встречам с «Подмосковными вечерами» в Гвинее и Италии, в Англии и Франции, в Японии и Малайзии, в Сингапуре и на Филиппинах. Это очень радует, но ко многому и обязывает.

Песня долго живет и поется тогда, когда в ней сохраняются народные черты, интонации, звучание. Когда поет Эдит Пиаф, мы снова и снова любуемся истинно французской песней. Впрочем, Эдит Пиаф и есть сама Франция. «Палома» или «Голубка» переносит нас сразу к берегам Латинской Америки. «Песня о сакуре» — японская, вся до последней нотки. А «Катюша» известна и любима во всем мире как песня истинно русская. В этом кроется секрет известности многих песен.

Как существует охранная «Красная книга», куда заносят ценнейшие создания природы — все реже встречающиеся растения и живые существа, — так и я завел бы такую книгу для народной песни, чтобы сберечь, сохранить, спасти ее для наших потомков в первозданной чистоте и непреходящей ценности«.

О творчестве

Имя Михаила Львовича Матусовского прочно связано с песней. С Михаилом Матусовским сотрудничали лучшие композиторы-современники : В. Баснер, М. Блантер, И. Дунаевский, А. Пахмутова, Соловьев-Седой, М. Фрадкин, Т. Хренников. Его песни органично вошли в фильмы: «Блокада», «Дожить до рассвета», «Щит и меч», «Верные друзья», «Тишина», «Девчата» и многие другие. В силу своей доверительности и лиричности они «ушли в народ», который всегда умеет отличать настоящее и фальшивое. Более семи десятка песен в большинстве своем звучат в эфире, со сцены, да и просто в компаниях. Их исполняют профессионалы и любители, солисты и хоры. Художественное сознание поэта призвано «видеть» в привычном то, что скрыто от других, затем обобщить увиденное и сделать его достоянием всех. Вероятно, подобный угол зрения у М. Матусовского, был унаследован не в фотокадре, но в слове. Поймать и запечатлеть главное в облике, чувстве, поступке лирического героя стало для него жизненным принципом. Это естественное желание песенника, постоянно ведущего откровенный разговор со своим слушателем-читателем.

Песенное творчество М. Матусовского можно тематически разделить на несколько видов: песни об историческом прошлом («Крейсер «Аврора»), песни о войне («Баллада о солдате»), песни о Родине («С чего начинается Родина»), песни о любви («Подмосковные вечера»), песни о детстве и юности («Крестики-нолики»). Больше всего у поэта песен о Великой Отечественной войне. Сдержанно, без показной бравады поэт рассказывает обо всех, вынесших тяготы ратных невзгод, а особенно — о не доживших до мирных дней:

Умели вы долго лежать на снегу,
Укрывшись полою шинели.
Умели огонь открывать по врагу,
Но трусить и лгать не умели.
Умели в сраженьях спасать города,
Ночами не спать грозовыми.
И вы остаетесь для нас навсегда
Живыми, живыми, живыми.

Стихи и песни Михаила Матусовского о войне вбирают в себя историческую память военного поколения, воплощают его жизненный опыт, включают ощущение сопричастности и эмоционально воздействуют на слушателей и читателей. Это своеобразные песни-клятвы о верности отчизне, гражданскому долгу, памяти о прошлом. Образы рабочих войны — солдата, матроса, медсестры — создаются выверенными и ясными каждому слушателю обобщениями-символами: «парни безусые», «матросские ленты», «сумка тяжелая». Именно безусые парни мужали в боях и, если везло, возвращались живыми и поседевшими. Именно бескозырки с матросскими лентами прибивало волной к берегу после жестоких морских сражений. Именно медсестры с тяжелыми сумками спешили к раненым защитникам и спасали их. У слушателей этих песен никогда не возникало вопросов, о ком они, так как герои всегда были узнаваемы.

Неуспокоенная память поэта помогает воскресить эпоху, воссоздать поведение предшественников в военную пору и после нее. В то же время его песни являются художественным предостережением для живущих сейчас: судьба страны — не только сегодняшний день, но и весь ее исторический путь, творимый народом. Михаил Матусовский всегда в это верил и знал, ведь для него

Всего страшнее тот,
Кто ни во что не верит,
Кто в жизни каждый ход
Своим аршином мерит

Размышляя о войне и народе, вынесшим эту войну, поэт стремился понять ее уроки и сделать выводы не только для себя, но и для тех, кто этого не пережил, но будет судить с позиций более поздних знаний. Он стал проводником духовного состояния своего поколения, сплотившегося в годы тяжелейших испытаний.

Произведения Михаила Матусовского, имеющиеся в библиотеке

Книги:

  1. Матусовский, М. Л. Избранные произведения : в 2-х т. / М. Л. Матусовский. — М. : Художественная литература, 1982.
  2. Матусовский, М. Л. Горечь : книга стихотворений / М. Л. Матусовский. — М. : Советский писатель, 1992. — 192 с.
  3. Матусовский, М. Л. Стихотворения. Песни / М. Л. Матусовский. — М. : Художественная литература, 1986. — 406 с.
  4. Матусовский, М. Л. Суть : стихи и поэмы / М. Л. Матусовский. — М. : Советский писатель, 1979. — 263 с.
  5. Матусовский, М. Л. Тень человека: книга стихотворений о Хиросиме, о ее борьбе и ее страданиях, о ее людях и ее камнях / М. Л. Матусовский. — М. : Советский писатель, 1968. — 91 с.

Стихи в литературно — художественных журналах

  1. Матусовский, М. Л. Стихи / М. Л. Матусовский // Знамя. — 1990. — № 8. — С. 58.
  2. Матусовский, М. Л. Стихи / М. Л. Матусовский // Юность. — 1975. — № 5. — С. 12.
  3. Матусовский, М. Л. Стихи / М. Л. Матусовский // Юность. — 1965. — № 8. — С. 60.

Статьи о Михаиле Матусовском в литературно-художественных журналах

  1. Бочаров, Д. Душистые гроздья Луганска : 100-летие Михаила Матусовского / Д. Бочаров // Свой. — 2015. — № 7-8. — С. 32 — 33.
  2. Минаков, С. И мы эту песню запели, и вторят нам птицы вдали...! Михаил Матусовский / С. Минаков // Литературная газета. — 2011. — № 25. — С. 4.
  3. Минаков, С. И мы эту песню запели, и вторят нам птицы вдали...! Михаил Матусовский / С. Минаков // Нева. — 2011. — № 6. — С. 188 — 196.
  4. Алигер, М. М. Матусовский / М. Алигер // Литературная газета. — 1990. — № 30. — С. 4.

Составитель: Яковлева Е. Г.

Верстка: Артемьева М. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!