Биобиблиографическое пособие. Курган. 2018
Биография
Проханов Александр Андреевич родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси в семье служащих. Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. Из молоканского, а потом и баптистского рода Прохановых вышло немало известных проповедников, духовных учителей. Они всегда знали цену слову и владели этим словом. Деды у Проханова – священнослужители.
Александр рос с матерью и бабушкой. Отец погиб под Сталинградом. Детство будущего писателя прошло в Москве. По семейной традиции он должен был стать гуманитарием. Но когда оканчивал школу, возник некий бум – бум авиации и электроники. И вместо гуманитарного вуза поступил в Московский авиационный институт. На последнем курсе стал писать стихи, начал пробовать себя в прозе. В 1960 году окончил институт и устроился в конструкторское бюро инженером. Однако, не проработав и года, бросил все и уехал сначала в Подмосковье, а потом в Карелию работать лесником. Затем перебрался в Тыву. Работал с геологами.
В 1964 году Проханов возвращается в Москву, устроился на работу в журнал «Жизнь слепых». С 1970 года работал специальным корреспондентом в газетах «Правда» и «Литературная газета», специализировался на освещении военных конфликтов. В качестве военного корреспондента в 1970-1980 годы Александр Проханов посетил едва ли не все «горячие точки» планеты. Они стали пунктами его многочисленных командировок. Началось с военного советско-китайского конфликта на острове Даманский, куда Проханов вылетел сразу же после официальных известий о боях, затем, через несколько лет - Афганистан, Кампучия, Намибия, Никарагуа, Чечня... Жена Людмила Константиновна и дети ждали его возвращения из опасных командировок.
Журналистский труд дал очень многое. Материал, накопленный в поездках, лишь частично использованный в журналистских корреспонденциях, накапливался, требовал выхода. С 1967 года Проханов начал печататься как автор лирико-психологической прозы, затем энергично выступал в роли певца научно-технической революции и отечественной технократии, был лидером так называемой «московской школы», плеяды «сорокалетних прозаиков». В 1980-е годы написал серию очерков и роман «Дерево в центре Кабула» о советской интервенции в Афганистан, а также цикл романов, отражающих официальный подход к событиям в «горячих точках» планеты («В островах охотник», «Африканист», «И вот приходит ветер», «Седой солдат», «Рисунки баталиста» и др.), одобрив уничтожение советскими ракетчиками южнокорейского «Боинга» и совершив целый ряд других политических жестов, заявил о себе как об идеологе советской империи, с легкой руки критика Аллы Латыниной приобретя прозвище «соловья Генерального Штаба».
С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература».
В декабре 1990 он создал газету «День», которая стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России. В 1990-е годы государственник Проханов был одним из лидеров непримиримой оппозиции: подписал антиперестроечное «Письмо писателей России» (1990), был доверенным лицом генерала Альберта Макашова на выборах Президента РФ в 1991 году. В июле 1991 года выступил как автор обращения «Слово к народу», которое было расценено как манифест ГКЧП.
В сентябре 1993 года Проханов выступил в своей газете против действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал Верховный Совет. После ряда политических публикаций газета «День» была запрещена. В ноябре 1993 года Проханов организовал новую газету – «Завтра», главным редактором которой является по сей день.
После публикации романа «Господин Гексоген» элитарным издательством «Ad Marginem» (2002) и успешной пиаровской компании, развернутой в газетах и журналах, Проханов стал восприниматься многими уже не как идеолог оппозиции, а как артистическая натура, «русский Киплинг», колоритная фигура светской жизни. Писателя стали приглашать в высокорейтинговые телевизионные передачи и на экстравагантные художественные акции.
С 1972 года Александр Проханов – член Союза писателей СССР.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1984), «Знак Почета», Боевого Красного Знамени, Красной Звезды. Отмечен премиями имени К. Федина (1980), Ленинского комсомола (1983), золотой медалью имени А. Фадеева (1987), премиями Министерства обороны СССР (1988), журналов «Октябрь» (1979), «Знамя» (1984), «Наш современник» (1990, 1998), международной Шолоховской премией (1998), премиями «Честь имею» (2001), медалью «Защитнику Приднестровья». Роман «Идущие в ночь» входил в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2001). Роман «Господин Гексоген», получивший в 2002 году премию «Национальный бестселлер», удостоен также премии китайских издателей за лучший зарубежный роман 2003 года. В 2004 году Совет современных художников наградил Проханова Серебряным орденом почета «за проявленное мужество и талант в отстаивании своих убеждений».
Произведения Проханова переведены многие языки мира.
Творчество Александра Проханова
Проханов – писатель очень непохожий на собратьев из своего поколения, он резок и угловат, мужественен и вроде бы излишне холоден, он порой нарочито натуралистичен, а порой лиричен.
Его признали с первых публикаций, с первой книги «Иду в путь мой» (1971). Этот сборник повестей и рассказов, сердечных, красивых по чувству, радужно-цветных, размашистых, пришел к читателю светло и радостно, как нежданный подарок, как праздник явления нового писателя миру. Юрий Трифонов, сдержанный и скупой на похвалу, с удовольствием говорил в предисловии к изданию, что Проханова будут узнавать сразу, он заметен, ярок, в его крестьянах, рыбаках, партизанах, в старухах и детях видны лучшие черты народного характера, те черты, которые относятся, говоря старомодно, к святому началу русской души – доброта, душевная мягкость, мечтательность и отвага.
Года через три после первой книги в «Советском писателе» вышла вторая, «Желтеет трава». Первые рассказы Проханова – горожанина, интеллигента не в первом поколении – о деревне. Он недолго прожил в сельской местности, работая лесником. Но сумел всё, о чём пишет, понять, смог раствориться сам в среде и растворить среду в себе. Да так, что фольклорные мотивы в рассказах озадачивают: а не переписал ли автор поговорки, вложенные в уста героев, притчи, сказы из сборников? Настолько достоверны и органичны они в произведениях.
В середине 1970-х годов Александр Проханов пишет производственные романы «Время полдень», «Место действия», «Вечный город», которые объединены в трилогию. Проханов выводит в трилогии человека труда, человека дела – государственника, который берется за решение трудных задач и хочет максимально проявить свои способности.
Произведения 1970-х годов вошли в первый период творчества писателя. Он связан с технократической цивилизацией. 1970-е годы становятся для Проханова периодом интенсивных художественных исканий и открытий. В это время происходят значительные изменения в обществе – наступает эпоха НТР, которая сильно повлияла и на творчество писателя. У раннего Проханова мир принадлежит человеку как среда обитания и от человека зависит благополучие его жизни. Личность человека, преклоняющегося и воспевающего современную индустрию и технику, увлекла писателя в то время. Как и сам Проханов, его герои одержимы идеей техносферы. И эта одержимость не позволяет героям в равной степени исполнить роль отца семьи и профессионала в своем деле. Автор описывает личности сильные, упорные, трудолюбивые, способные взяться за решение трудных задач, желающие максимально себя проявить. Но при всей преданности Делу, которая, казалось бы, преображает личность, герои эгоистичны. Посвятив свою жизнь единственной цели, они без долгих раздумий ради нее жертвуют другими людьми.
Главные герои Проханова желают утвердить эстетику техники взамен «устаревшей» эстетики древних храмов и куполов. Они сознательно «захватывают» земли, уничтожают природу, памятники старины, отвергают деревенский образ жизни, «теряют» истоки народно-духовных ценностей. Но независимо от своей воли, они невидимыми нитями связаны с землей. И именно эта связь раскрывает в личностях героев их лучшие черты: веру, заботу, нежность, преемственность древних традиций. В этом заключается главное противоречие прохановских героев.
С годами его отношение к миру, прежде восторженное и доверчивое, становилось пристальней, недоверчивей, жестче.
Военная проза Александра Проханова
1980-1990-е годы были самыми интенсивными и самыми беспокойными, самыми тяжелыми и даже опасными в беспокойной судьбе Проханова. Горячие точки планеты, которые были пунктами его многочисленных командировок, нашли свое отражение в прозе. Так появляются романы: «Дерево в центре Кабула» - о событиях в Афганистане, «В островах охотник» описывает Кампучию, «И вот приходит ветер» - о Никарагуа, «Африканист» посвящен проблемам Мозамбика. Эти произведения составляют единый цикл «Горящие сады». Романы «вырастают» из репортажей, он писал о тех событиях, которые только что сам пережил.
Личность героя рассматривается автором с позиций проблемы «личность и война». Проханов показывает влияние войны на духовно-нравственный мир человека. В произведениях изображена личность мирного человека (журналист, фоторепортер, художник), волею судьбы и своей профессии, попавшего на войну. Как и прежде, герои полностью отдают себя работе, стремясь к достижению поставленной цели, забывая о том, что вокруг война, смерть… Но, закалившись в огне жестоких испытаний, они стремятся преодолеть свой эгоизм.
Афганская эта война с ее нужностью и ненужностью возникли на страницах романов Проханова как ярчайшие свидетельства жестокой необходимости, трагедии и героизма.
Роман «Дерево в центре Кабула» - это первое в русской литературе крупное художественное произведение об Афганистане, о революции, произошедшей в этой стране в апреле 1978 года. Роман построен на документальной основе. Он написан человеком, лично прошедшим не один десяток километров по городским улицам, полям и горам Афганистана. Одной из основных задач, стоящих перед автором, было достоверное воссоздание событий в Афганистане. Перед читателями проходят картины тех лет: бунты, мятежи, политические стачки и революционные столкновения. Благодаря этим сценам романы имеют свою цельность.
В главном герое романа – Волкове – немало автобиографичного. Он «проходит проверку» душевных качеств и нравственных убеждений. Автор знакомит со многими людьми: афганцами и русскими гражданами (кардиолог Гордеев и его жена Лариса, архитектор Карнаухов с женой Ксенией, майор Мартынов и другие), с условиями и перипетиями их жизни.
После выход этого «репортажного» романа Проханов заслужил дурную репутацию «нерукопожатного» человека, «он был подвергнут остракизму своими коллегами. С ним демонстративно переставали кланяться <...> его исключили из круга порядочных людей». Проханов одобрял Афганскую войну, воспевал Советскую Армию. Абсолютная лояльность государству-империи обеспечила автору репутацию конформиста, «продавшегося с потрохами».
Через несколько лет после выхода в свет романа «Дерево в центре Кабула» Александр Проханов написал повесть «Светлей лазури» и роман «Рисунки баталиста» также посвященные Афганской войне. Этим художественным произведениям предшествовали очерки писателя, напечатанные в «Литературной газете» в 1985 году под названием «Записки на броне». «Когда-нибудь я опишу этот бой, если пойму, куда этот бой поместить, в соседстве с чем, в каком, как говорят, контрапункте», - пишет Александр Проханов в очерке. И вот менее чем через год после событий он выпускает повесть «Светлей лазури», в которой описывает бой в ущелье Саланг, где читатели знакомятся с комбатом Глушко, солдатами, их жизнью в этом непростом месте. А в романе «Рисунки баталиста» описывает Герат. Главный герой романа – художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына, воюющего где-то в гератских степях. О демобилизованных воинах-афганцах, ищущих свое место в жизни, рассказывает роман «Шестьсот лет после битвы» (1988).
Автор изображает афганскую войну из «окопа одного солдата», то есть смотрит на боевые действия через призму отдельной личности – личности главного героя. Ему удается изобразить противоречивые чувства, исследовать нравственный потенциал личности через ее видение ситуации. Рассказ о войне идет параллельно с «вкраплениями» из прошлого героя, через которое личность героя раскрывается автором наиболее полно.
C «афганской темой» писатель выступает и в качестве сценариста. В 1988 году появляется киноповесть «За все заплачено», герой которой – прапорщик Семенов, отслуживший в Афганистане, а в 1991 году снят художественный фильм «Ущелье духов» о последней военной операции в Афганистане.
«Чеченские» романы Проханова «Идущие в ночи» и «Чеченский блюз» не оценены по достоинству. Их горячо приняли друзья и соратники по борьбе – Бондарев, Ганичев, Личутин. Говорят, читали «чеченскую» прозу Проханова генералы Трошев и Квашнин. Знают эти романы постоянные читатели журнала «Наш современник» и «Роман-газеты», но в авторитетных «либеральных» изданиях не было ни одной рецензии. Критики с увлечением писали о «новой окопной правде» Аркадия Бабченко, о рассказах Александра Карасева, о первом «чеченском» романе Захара Прилепина, но «Идущих в ночи» и «Чеченский блюз», появившихся, кстати, раньше «Алхан-Юрта» и «Патологий», они не заметили.
Высоко оценил роман Проханова «Чеченский блюз» Юрий Бондарев: «...вещь очень выделяющаяся в современной прозе, незаурядная, я бы сказал, щедростью изображения, скрупулезным знанием военного быта, тщательной литературной отделкой, соединением в письме суровости и нежности. "Чеченский блюз" – сильный и мужественный роман, на мой взгляд, лучшая вещь Проханова...». Роман «Чеченский блюз» был впервые опубликован в журнале «Наш современник в 1998 году.
«Чеченский блюз» - история новогоднего штурма Грозного в начале Первой чеченской. Капитан Кудрявцев, командир танковой роты Майкопской бригады, почти полностью уничтоженной гранатометчиками Дудаева, чудом остался жив. Он собирает выживших после бойни на привокзальной площади солдат и занимает опустевший дом, превращая его в укрепленный пункт.
Кудрявцев и пятеро солдат стремятся не героически умереть, а отсидеться в заброшенном здании, не привлекая к себе внимания, но когда чеченцы их атакуют, отряд Кудрявцева принимает бой. Героическая оборона и составляет сюжетное ядро романа. Нормальная военная история: долг сильнее страха смерти – Кудрявцев выполняет приказ, отданный еще до вступления в город, - закрепиться на окраине и ждать помощи морпехов.
Кудрявцев и его товарищи – Таракан, Крутой, Ноздря, Чиж и Филя – вовсе не рождены солдатами. Каждого автор заставляет вспомнить о счастье мирного времени. Ужасу войны противопоставлена гармония мирной жизни. Война не их мир, не их стихия. Люди на войне, они могут преодолеть страх, исполнить свой долг, много часов отбивать атаки превосходящего противника, но не в этом заключен смысл их существования.
«Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов – офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов – "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», - признавался Проханов.
Роман «Идущие в ночи» посвящен второй чеченской кампании, битве за Грозный. По авторскому замыслу, это логическое продолжение «Чеченского блюза», с которым он составляет своеобразную дилогию, воссоздающую события «антитеррористических операций» в Чечне.
События осени 1999-го – зимы 2000-го воспринимаются в широком контексте борьбы с международным терроризмом. Весьма выразительным получился у Проханова образ журналиста Литкина, служившего по найму французского телеканала и работавшего в стане Басаева: «Он был мастер интервью с полевыми командирами, проклинавшими Россию и русских. Литкин был смел, умен, удачлив. Был любим чеченцами». Для автора «Идущих в ночи» русские и чеченцы – братья, которые должны жить вместе. Под пером Проханова души и тех, и других обитают на небесах и удивляются тому, с каким рвением они на земле истребляли друг друга.
Художественный мир «чеченских» романов Проханова многоцветен. Здесь есть и «слепящее, магниевое» пламя пожара, и «зеленые безумные очи» бездомных кошек, населяющих подъезды опустевших домов. Но преобладают у Проханова красный, оранжевый, черный и черно-синий, фиолетовый.
«Чеченские» романы хорошо сконструированы и динамичны. Мощь и своеобразная красота современного оружия завораживают Проханова. Вообще по части описания различных видов оружия автор «Чеченского блюза» не имеет себе равных в современной русской литературе. Оружие у Проханова становится самостоятельной темой. Оно – великолепная натура для его батальных полотен. Вооружение Российской армии образца Первой и Второй чеченской можно изучать по его романам: от штурмовиков до снайперских винтовок, от лепестковых мин до огнеметов.
Высоко военную прозу писателя оценивает Е. Глушик: «…невозможно лучше написать о войне, так сочетать казалось бы несочетаемое: нежность по отношению к неоперившимся солдатикам, совсем еще детям… восхищение их поступками, подвигами, их мужанием на наших глазах… Проханов показывает, что воюют не машины и гранатометы… Воюют люди. Каждый со своей судьбой, с прошлым, не каждый – с будущим. Писатель вызывает в читателе чувство сопричастности к героям и их судьбам…»
Военная проза относится ко второму периоду творчества Александра Проханова.
Метафорические и политические романы Александра Проханова
Третий период творчества – это произведения конца XX – начала XXI века. Их тематика связана с распадом СССР и возникшими последствиями. На данном материале написан нашумевший роман писателя «Господин Гексоген», который совершает «прорыв» в отношении критиков к творчеству писателя. Вокруг романов ведется серьезная полемика, в которой участвует много молодых исследователей. В третьем периоде своего творчества Александр Проханов изображает личность, погрязшую в политических интригах. Противоречивость личности героя раскрывается в его душевном состоянии. Он то полон отчаяния, то готов самоотверженно спасать Империю.
Александр Проханов создает «Семикнижье красного завета» (название принадлежит писателю), семь романов о личности генерала Белосельцева. Вслед за ними появляются роман-апокалипсис «Крейсерова соната», «Политолог» и другие.
Проханов тяжело переживал события августа 1991 года, не мог понять, как могла стремительно рухнуть «огромная державная машина». Поэтому почти сразу же после трагедии писатель начинает работу над романом «Последний солдат Империи», который в 1993 году был опубликован в журнале «Наш современник». Он пишет историю ГКЧП, которую поддержал 19 августа 1991 года. В образе Аввакумова много сходства с автором. Он, как и писатель, лично переживал крушение ГКЧП, драму падения «красной империи», «перехват власти в крупнейшей из красных стран мира, в Советском Союзе».
Уход «красной империи», по словам Проханова, настолько радикальная тема в жизни страны, что ее нельзя оставлять без внимания. Поэтому спустя 10 лет писатель переиздает, пишет, по сути, новый роман «Последний солдат империи».
В реконструируемом новоимперском романе писатель переосмысливает события тех дней. Тогда ему казалось, что арестованные члены ГКЧП – это герои прошедших лет, теперь, по прошествии многих лет, Проханов называет их «слабаками, которые сдали власть». Он предлагает новую версию событий августа 1991 года, которые, по мнению А. Архангельского «во многом обусловили сегодняшнее состояние России и мира», а О. Головин считает новый роман ни чем иным, как «вызовом старому обществу».
Это уже не политический роман, как первый, а метафорический. Автор сам именует его романом-метафорой с глубоким политологическим смыслом. Он насыщен яркими образами фантасмагории.
Следующим этапом в творчестве Проханова становятся события октября 1993 года. «Я, участник этих событий, кидавший в Останкино бутылки с горючей смесью в корму БТР», - пишет автор в послесловии к роману «Красно-коричневый», в котором писатель «увековечил» трагические дни истории России второй половины 1993 года, завершившиеся «кровавой бойней» 3-4 октября. Роман был впервые опубликован в 1999 году в журнале «Наш современник».
Главный герой – отставной офицер Хлопьянов. В 2003 году автор переиздает роман, исправив только фамилию героя на уже знакомого читателю Белосельцева.
Проханов создает «роман-икону» о крушении великого государства, о русском сопротивлении и неизбежной русской Победе, в котором подробно составил летопись трагического этапа в судьбе России конца ХХ века. Автор с документальной точностью воссоздал день за днем, час за часом столичной жизни, встречу за встречей, беседу за беседой главного героя, начиная отсчет времени с лета 1993 года.
Белосельцев, генерал разведки в отставке, переживший «локальные войны», развал СССР, обстановку в Карабахе, Приднестровье, Абхазии, теперь был свободным и ничем не обремененным. Но его Москва, его «Дом», его столица показалась ему чужим, «неведомым городом», заселенным чужаками: «Москва напоминала ярко размалеванную деревянную маску, источенную жуками». Белосельцев, утомленный этой ядовитой пестротой, разочаровывается в любимой столице и видит ее «больной, в сукрови» и берется в одиночку спасать ее.
В июне 2001 года Проханов заканчивает новый роман под названием «Господин Гексоген». Журнал «Наш современник» печатать его отказался. Проханов опубликовал роман спецвыпусками в двух газетах – «Советской Росси» и «Завтра». Дальше – больше. Роман выходит в издательстве «Ad Marginem». Его заметили критики. И за «художественные достоинства романа» Проханову в 2002 году присудили премию «Национальный бестселлер». О романе заговорили. Произведение вызвало небывалое количество рецензий и интерес к писателю. Были и положительные и отрицательные отзывы. Но при явном отличии оценок рецензентов, почти все высказались о романе как о заметном событии в российской литературе.
Роман «Господин Гексоген» посвящен событиям конца 1999 года, времени прихода к власти президента В. В. Путина. В основе сюжета – известный скандал с любовными похождениями прокурора, неожиданная смерть Собчака, падение Березовского и Гусинского, отставка Степашина, взрывы жилых домов в Москве, приход к власти В. В. Путина. В романе показаны многие видные политические фигуры страны – Ельцин, Лужков, Хакамада, Березовский, Гусинский, Степашин и другие. Как и в предыдущих произведениях, автор не называет настоящих имен, слегка конспирируя их под псевдонимами Истукан, Премьер, Прокурор, Астрос, Зарецкий… Но они сразу узнаются читателем. Роман, повествующий о реальных исторических событиях в России, написан в ключе сюрреализма, мистики и фантасмагории.
Главный герой романа – отставной генерал Виктор Андреевич Белосельцев – много лет провел в «горячих точках» (Афганистан, Кампучия, Ангола, Чечня, Абхазия). Он одинок, разочарован в жизни, не может смириться с теми переменами, которые произошли в стране за последние восемь лет. «Возвращает его к жизни» звонок из прошлого. Этот художественный прием Проханов часто использует в своих произведениях, где основной сюжет начинает разворачиваться именно после телефонного звонка старого друга. Его зовут на похороны бывшего начальника. В храме он сталкивается с юродивым, который, точно оракул на треножнике, изъясняет мистическую суть происходящего: дескать, метро – змей, обвивший Москву и Кремль, лишь Ленин в Мавзолее не дает ему до конца ухватить хвост, тем и держится еще Россия... Тут бывшие сослуживцы увлекают Белосельцева на очень закрытые поминки и там в свою очередь раскрывают ему глаза: покойный организовал тайный «орден КГБ-ФСБ», который действует в полную мощь, вся политика и экономика у него под контролем, все ключевые посты или захвачены, или контролируются им. Осталось последнее – посадить своего человека в кресло президента. И тогда будет восстановлено былое величие СССР, и даже не исключено почти мировое господство.
Такой человек есть. Осталось последнее усилие. И здесь предстоит сыграть свою роль Белосельцеву.
В романе открытый финал, позволяющий при хороших коммерческих показателях выпускать продолжения. Проханов связал в своем тексте главные российские фобии в один болевой узел. Он обозначил главный российский невроз – страх оказаться маленьким. И, как следствие, никому не нужным.
Роман «Господин Гексоген» - последний из семи романов, именуемых Прохановым «семикнижьем», в котором повествуется о судьбе генерала разведки Виктора Андреевича Белосельцева.
Роман «Крейсерова соната» повествует о гибели подлодки «Курск», именуемой автором крейсер «Москва», пожаре на Останкинской телебашне, захвате террористами зрителей мюзикла «Норд Оста» и предвыборной компании мэра Москвы Ю. Лужкова. Роман выдержан в сюрреалистическом, фантастико-мистическом стиле. Фантасмагорические превращения, используемые автором, по сравнению с предыдущими произведениями, более жесткие.
Главный герой – акустик подводного крейсера «Москва» капитан-лейтенант Сергей Плужников. Плужников лично «знаком» с войной в Афганистане, Никарагуа, Кампучии, Мозамбике. Другую завесу прошлого капитан-лейтенанта автор не открывает.
Сергей сильно отличается от созданных писателем образов. У него адекватная самооценка, он сдержан и немногословен. Плужников вводится автором в текст практически эпизодически, лишь на несколько страниц «разрывая» своим появлением политическую текучку.
К «жизни» капитана-подводника возвращает добрая русская песня «В деревне мы жили, я в роще гулял…». Проханов в своем творчестве русской песне отдает должное место. Так, практически у каждого его героя есть своя любимая песня, например у Волкова «Где кони, кони…» («Дерево в центре Кабула»), у Кириллова «В островах охотник целый день гулял…» («В островах охотник») и другие.
По-новому в романе представлен и образ автора. Если ранее он практически совпадал с образом главного героя, о котором говорим как об Альтер эго писателя, то теперь Проханов пытается отойти от него. В повествовании эпизодически представлен образ Проханова: «Тут же восседал грузный Проханов, весь увешанный мешочками, на которых химическим карандашом было выведено где – «сахар», а где – «гексоген». Свой образ писатель также не лишил метафоричности.
В 2005 году автор снова обращается к сюрреалистическому стилю и издает новый роман «Политолог», который становится завершением цикла политических фантасмагорий писателя («Последний солдат Империи», «Господин Гексоген», «Крейсерова соната»). В произведении нашли отражение многие события с начала осени 2002 года и до сентябрьской трагедии в Беслане (выборы в Госдуму и Президента, арест Ходорковского и последующий суд, захват террористами школы №1 в Беслане).
Сюжет романа складывается из реальных событий, которые автор облачает в фантасмагорический концепт, предъявляя их читателю в мистическом, жестком виде.
Автор пересматривает образ главного героя. Если Белосельцев был «солдатом Империи», Плужников представлял собой «праведника», то Стрижайло выступает в роли «сатаны». В детстве он, в темном подвале, подобно Фаусту Гете, «отдает» душу Дьяволу и становится его избранником. В романе главный герой проходит все круги современного политического ада. Проханов, как и Данте, помещает героя и его современников в «свой» ад, только дорогу туда прокладывает подмосковная электричка. Данте, спускаясь в преисподнюю, говорит об умерших, а Проханов «поднимает» ад в настоящее время и описывает живых.
Политика в изложении Проханова – не просто столкновение интересов, а схватка стихий, чистая поэзия, шаманское камлание. Политический мир у него выводится на уровень метафизики.
В романе «Время золотое» Александр Проханов верен себе, своему стилю, неугасаемой пассионарной энергии: это одна большая художественная политико-метафизическая метафора. Он следует в русле политических событий, сотрясающих страну, но никогда не опережает их. Его прогнозы, подающие надежду и веру измученным мракобесием властей людям, к сожалению, никак не сбываются. А хотелось бы. Не пророк. Но замечательный русский писатель, достойный всяческого уважения.
Роман «Время золотое» - вещь злободневная. Книга рассказывает о «героях» Болотной, о лидере, который переживает преображение, одолевает духовную слабость и становится победителем в жестокой схватке. В центре повествования идеолог, носитель русских смыслов, проповедник русского государства, русской победы. Персонажи узнаваемы под вполне прозрачными псевдонимами – и харизматичный оппозиционер Градобоев, и президент Федор Федорович Чегоданов, и коммунист Мамакин, и нацбол Лангустов с бородкой а-ля Троцкий... В мире политики нет чистоты – и даже протагонист, бывший президентский наперсник Бекетов играет не слишком приглядную роль агента-провокатора. После чего вполне предсказуемо уезжает в провинцию: мавр сделал свое дело, мавр может уйти.
Но не следует искать среди персонажей прямых прототипов. В книге все условно, все придумано, многое гипертрофировано, сгущено до предела, но иначе нельзя. Это роман, а не хроника событий. Это вновь метафизическое произведение, которое повествует о том, что могло бы быть, если бы...
Роман для Проханова – магический диалог с властью, литературное колдовство, призванное родить лидера и масштабное событие. «Завтра» - основное время в прохановских текстах, позволяющее автору верить в «Русское чудо» и «Русскую победу». Никто в отечественной словесности – кроме Проханова – не верил, что вернется Крым.
Роман «Крым» - еще одно доказательство того, что автор верен себе, и того, что произведение будет востребовано. Хотя бы потому, что немало найдется людей, желающих хотя бы иногда идентифицировать себя с главным героем – сильным, мужественным, неподкупным, обладающим сверхъестественными способностями и верой-правдой служащим Отечеству. Такой герой, прямо напоминающий о героическом периоде русского фольклора, о богатырях и прочих эпических чудах, становится востребован. Пусть над этим хихикает так называемая «креативная» часть общества, пусть обзывается по-всякому, факт остается фактом. Сверхпатриотичное фэнтези, где местом действия являются цеха и заводы, пахотные земли и заливные луга, секретные лаборатории и коридоры власти, в которых проходит испытание духа и воли верных слуг родины, удовлетворяет запрос многочисленных читателей. Доставляет удовольствие и оказывает духовную поддержку – как Аркаим, древнее священное место, где герой романа, претерпевший немыслимый крах, возрождается, обретает космическую силу и направляется прямо в грядущее. Там ждет его фантастическое русское чудо, новое символическое богоявление, имя которому – Крым.
Роман «Человек Звезды» - это феерия, гротеск, фантасмагория. О своем романе Александр Проханов писал: «Этот роман – мое представление о современном русском человеке, который живет в атмосфере беспросветного кошмара. Но человек не сдается, а пытается своей внутренней мистикой энергией противодействовать этому кошмару и в конце концов побеждает, выстаивает перед страшным и грозным игом, которое впустилось в сегодняшнюю Россию»
Роман начинается почти по-гоголевски: «Стремительно приближался день, когда состоится визит Президента в их город, что воспринималось всеми как неотвратимый кошмар, переживет который далеко не каждый...» Продажные чиновники, комичные спецагенты и самые обыкновенные люди – вот герои этой книги. Все пороки и ужасы русской жизни. Русский ад и русский рай. Реальность на грани фантасмагории. Присутствует и элемент фантастики, призванный сделать более объемным ощущение реальности.
Ирония, гротеск, стилистическое изящество, остросовременность и остросюжетность – все эти составляющие прохановской манеры письма присутствуют в романе.
Город П., который атаковали красные человечки, силы зла, включая почти все руководство города, и силы добра, которые, хочется верить, победят. Никто по имени не назван, конечно, но угадать главного антигероя (город П., человечки и пр.) нетрудно. По сути, у Проханова это все сказка (потому что положительные герои откровенно сказочны и былинны), хотя и страшная, и дикая. Намешано там столько всего, что не только сюжет, но даже отдельные ходы и ветви его абсурдистского повествования прямо-таки нелепы, но процитировать стоит: «- Тот, кто называет себя «колокольных дел мастером», подмешивает ртуть в колокольную медь, и от звуков колокола у людей случается рак. – Это чудовищно. Но за это тюрьма, но не костер. – Другой повесил в храме изображение Сталина, молится на него и говорит, что Сталин – это святой. – Знаю, о ком вы. Отец Павел Зябликов. Да он старый дурак, контуженый на войне. Его пошлю вон из храма, но не на костер. – Я вам не сказал, владыко. Они называют себя «нестяжателями» и требуют изъятия церковных земель, национализации церковных банков, хотят вашу резиденцию, в которой мы сейчас находимся, отдать под детский сад, реквизировать парк ваших автомобилей и провести перепись ваших личных драгоценностей, чтобы передать их в Гохран. К тому же они распространяют вредный клеветнический слух, что будто бы вы не мужчина, а женщина, и требуют вашего публичного медицинского освидетельствования. – Боже, как велико их падение. Воистину, отсохшую ветвь срезают и бросают в огонь...»
Ярким выражением авторского стиля Александра Проханова является метафора, благодаря которой произведения писателя сразу узнаются. В ранних произведениях Проханов использовал метафору для одушевления машин, в пейзажных зарисовках, усиления боевой обстановки. А в последних романах она приобрела форму пугающих сравнений. Внутренние образы, созданные в воображении писателя с помощью метафор, способствуют раскрытию характеров героев, их нравственно-эстетического восприятия окружающего мира.
Автобиографический роман
В 2005 году Проханов выпускает роман «Надпись». Этот роман писателя не похож на мистические, сюрреалистические его произведения XXI века. Это абсолютно реалистический текст. Автор оставляет столь переживаемые им самим современные события и «уходит» в прошлое. В центре сюжета – художественное исследование 1969 года – от событий в Праге до конфликта на острове Даманский.
Проханов описывает дни, сцены, эпизоды, в которых более тридцати лет назад участвовал сам. Впервые критиками без разногласий произведение было названо «автобиографичным». Роман-автобиография «Надпись» становится своего рода итогом творческой работы писателя. В этой книге соединены сюжетные линии, которые проходят через все произведения Проханова, начиная с первой повести «Иду в путь мой» и заканчивая романом «Политолог».
Роман рассказывает об истории молодого талантливого начинающего писателя и очеркиста Михаила Коробейникова, оказавшегося втянутым в политические интриги конца 1960-х годов и в итоге посланного освещать советско-китайские волнения в Жаланашколь.
В романе писатель параллельно с перипетиями семьи Михаила показывает жизнь старших поколений семьи Коробейниковых. Это самые пронзительные и трогательные страницы повествования, наполненные нежностью, любовью и теплом. Проханов бережно «вырисовывает» каждый эпизод, каждый образ. Встреча расставшихся на полвека сестер, их эмоциональные воспоминания, уход за престарелой бабушкой – это самые значимые сцены в романе для понимания личности героя.
Проханов в романе поднимает тему творчества и творческого поиска. Немало страниц посвящено замыслу Михаила написать новую книгу.
Писатель проводит в романе еще одну линию повествования – работа Коробейникова в газете. Она впервые освещена Прохановым и сразу замечена многими критиками. Ранее писатель коснулся данной темы в произведении «Красно-коричневый».
По словам Ю. Бондарева, эти описания отличаются наибольшей документальностью: «В «Надписи» есть несколько сцен, которые настолько пронзительно передают эпоху, что поневоле просто окунаешься в неё. Переживаешь её заново. Это сцены редакционной жизни, взаимоотношений в редакциях. Я сам в то время сотрудничал с «Литературной газетой» и очень хорошо знаю прототипов героев романа. Они узнаваемы и очень реалистичны».
Трудно сказать, сколько книг написал Проханов, ведь он нередко переиздает один и тот же роман (иногда слегка отредактированный, иногда переписанный) под разными названиями. Так, «Красно-коричневый» стал «Парламентом в огне», а теперь называется «Среди пуль». «И вот приходит ветер...» известен еще как «Бой на Рио-Коко» и «Контрас на глиняных ногах». У «Последнего солдата империи» есть две редакции. Но если даже не считать этих двойных/тройных романов, то плодовитость Проханова все равно производит впечатление. Каждый год он выпускает не менее одного (нередко – два-три) романа, кроме того, регулярно сочиняет передовицы для своей газеты «Завтра».
Проханов не только прозаик, но и политический деятель, журналист, издатель самого успешного периодического издания националистической оппозиции. Между творчеством Проханова-писателя и публицистикой Проханова-журналиста нет четкой границы, ни идейной, ни эстетической. Его поздние (начиная со второй половины 1990-х) романы развивают идеи, выдвинутые в газетных статьях. «Галлюцинаторная» эстетика Проханова впервые появилась в газете «Завтра» и лишь затем перешла на страницы романов.
Все творчество автора, посвященного изображению событий, отображающих многие реально-документальные факты новой истории: «…все свое творчество я считаю хроникой новейшей истории, я помещал себя туда…» - делится писатель.
Художественное творчество автора неразрывно связанно с личной судьбой Проханова. «Моя сверхзадача – написать мою историю в связи с историей, куда меня бросала жизнь, и одновременно пытаться понять, что же я в этой истории, к чему я вообще в этой истории… Это я сам, это мой личный опыт», - говорит писатель.
Фильмография
Произведения Александра Проханова в Отделе художественной литературы Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского:
Произведения Александра Проханова в других библиотеках города смотрите в Электронном каталоге:
http://188.18.0.138/cgi-bin/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=F&I21DBN=KO&P21DBN=KO
Произведения Александра Проханова в литературно-художественных журналах
Рецензии на произведения Александра Проханова:
Рецензия на повесть «Адмирал»
Рецензия на роман «Алюминиевое лицо»
Рецензия на роман «Ангел пролетел»
Рецензия на роман «Виртуоз»
Рецензии на роман «Востоковед»
Рецензии на роман «Время золотое»
Рецензия на роман «Время полдень»
Рецензия на цикл «Горящие сады»
Рецензии на роман «Господин Гексоген»
Рецензии на роман «Губернатор»
Рецензия на роман «Желтеет трава»
Рецензия на рассказ «Кандагарская застава»
Рецензии на роман «Крым»
Рецензии на роман «Надпись»
Рецензия на роман «Политолог»
Рецензия на роман «Последний солдат империи»
Рецензия на роман «Русский камень»
Рецензии на роман «Убийство городов»
Рецензия на роман «Убить колибри»
Рецензии на роман «Человек Звезда»
Публикации об Александре Проханове в периодических изданиях:
Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.