Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Феномен «Смены»

(к 100-летию журнала)

Дайджест. Курган. 2024

К юбилею «Смены»

Сколько еще промчится эпох,

Сколько изменится судеб,

Но самым главным во веки веков

Слово, конечно же, будет!

И тот, кто служит ему теперь,

Достоин великого звания,

Ведь он открывает волшебную дверь,

даря Людям силу знания!

И «Смена», рожденная сто лет назад

В большой молодой стране,

Уверенно встала в почетный ряд

И стала ценней вдвойне!

Журнал развивался, журнал взрослел,

Журнал на войне воевал,

И в космос с Гагариным он летел,

Союза видел развал...

И в трудных минутах, и в светлый час

По-прежнему с нами он,

И не по разу каждым из нас

Номер его прочтен.

Так пусть и в дальнейшем — на новый век —

Не рвется прочная нить:

Литература — жизнь — человек!

И «Смене» век еще жить!

Юлия Макарова

«Двухнедельный журнал рабочей молодежи „Смена“, № 1. Январь 1924 г.» Так 100 лет назад заявил о себе журнал, на котором выросло не одно советское поколение и который сегодня, после всех исторических перемен, продолжает оставаться востребованным.

В дайджесте «Феномен смены», составленном сотрудниками Информационно-библиографического отдела, раскрываются основные этапы развития журнала.

В Центральной городской библиотеке им. В. Маяковского журнал «Смена» хранится с 2000 года.

Еще шагать далеко,

надо взять не одну стену!

Будь готов сменить стариков,

читай журнал «Смену».

В. Маяковский

ЦК РКСМ в 1924 году принял решение о создании нового журнала для рабочей молодежи «Смена» — «выходящего раз в две недели».

«Смена» вышла не в самое легкое для страны время: только-только оправившись от последствий революции, гражданской войны и разрухи.

Журнал издавался на газетной бумаге, в черно-белом оформлении с малочисленными иллюстрациями. С первыми номерами журнала поработали знаменитые Александр Родченко и Владимир Маяковский. Яркие обложки в оформлении Родченко сразу привлекли большую читательскую аудиторию.

Журнал был ориентирован на публикацию хорошей литературы. С первых же номеров журнал публиковал новые произведения, которые сразу становились популярными.

В первый год на страницах «Смены» появились произведения советских писателей Александра Серафимовича, Михаила Шолохова, Александра Грина, Эдуарда Багрицкого. Писатели, появлявшиеся впервые на страницах журнала, за редчайшим исключением, были обречены на успех. Удивительное сочетание материалов можно видеть в те далекие годы на страницах «Смены». Рассказ Джона Рида «Американец» и рассуждения Максима Горького о литературе и жизни мирно соседствовали с обращением-клятвой комсомольцев к Шестнадцатому партийному съезду, обращением, которое начиналось цитатой из стихотворения польского поэта Адама Мицкевича: «Кто ребенком в колыбели гидре голову раздавит, Тот удушит и кентавра в годы юности прекрасной...»

Было и обращение Николая Бухарина к журналистам: «Дело не в словесной шелухе». Были и воспоминания тогда еще здравствовавших членов организации «Народная воля» о том, как казнили императора Александра Второго. Были воспоминания Владимира Бонч-Бруевича о Ленине, положившие начало созданию канонического образа «вождя мирового пролетариата».

В тридцатых годах на страницах «Смены» были опубликованы первые произведения Константина Паустовского, Льва Кассиля и Валентина Катаева, Алексея Толстого, Исаака Бабеля, Ильи Эренбурга.

В это же время был опубликован один из последних рассказов Николая Островского «Восстание», новые рассказы Максима Горького.

Лев Кассиль становится постоянным автором «Смены», которая публикует не только его литературные произведения, но и статьи о спорте, искусстве, альпинизме и многом другом.

В конце тридцатых годов историк Евгений Тарле опубликовал в «Смене» свой серьезный и в чем-то пророческий материал — «Партизаны двенадцатого года», опубликован очерк тогда еще не опального Михаила Зощенко о юности Тараса Шевченко, сцены из пьесы Бертольда Брехта «Шпик», с убийственной иронией рисующей сцены быта фашистской Германии...

Последняя публикация впрямую предвещала то, с чем очень скоро пришлось столкнуться нашей стране с жесточайшей войной, с неисчислимыми человеческими жертвами. До июня 1941 года оставалось совсем мало времени...

Через несколько месяцев после начала войны «Смена» вышла в новом формате — тетрадном. Все для фронта, все для победы, нужно было экономить — и экономили. В этом страшном году были опубликованы отрывок из нового романа Ильи Эренбурга «Падение Парижа», большой рассказ о подвиге капитана Николая Гастелло, рассказы Андрея Платонова, иллюстрированный эксклюзивными фотографиями очерк Виктора Шкловского «Москва в эти дни».

На страницах «Смены» появились отрывок из романа «Молодая Гвардия» Александра Фадеева, стихи Льва Ошанина, Евгения Долматовского... Михаил Матусовский, дебютировав на страницах «Смены» малоизвестным фронтовым поэтом, после 1945 года быстро обрел всенародную славу поэта-песенника.

В 1945 году в «Смене» было опубликовано выступление Иосифа Сталина — короткое, оптимистичное и с первой цветной фотографией — естественно, портретом самого генералиссимуса.

В пятидесятые годы начался бурный расцвет «Смены», самого популярного в те годы журнала, который официально считался молодежным, но которым зачитывались люди всех возрастов. Именно на его страницах появилась знаменитая фотография первоклассницы из одноименного нашумевшего фильма, на них регулярно публиковались карикатуры и рисунки Кукрыниксов. В «Смене» была опубликована поэма юного Евгения Евтушенко «Строители Волго-Дона», первые рассказы Виктора Астафьева и Владимира Тендрякова. И в ней же появился рассказ еще не известного в СССР Станислава Лема «Проверка лояльности» — первая ласточка научной фантастики.

Никита Сергеевич Хрущев сделал свой исторический доклад XX съезду партии, отшумел Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве. В «Смене» с началом так называемой «оттепели» дебютировали Юрий Бондарев, Владимир Солоухин, Юрий Нагибин, Виктория Токарева, Роберт Рождественский. В 1959 году на страницах журнала был опубликован первый роман братьев Аркадия и Георгия Вайнеров — «Двое среди людей», охарактеризованный самими авторами как «антидетектив, основанный на фактах и документах».

Одновременно появились публикации Юлиана Семенова о поездках по арабским странам — невероятная по тем временам экзотика, щедро проиллюстрированная цветными фотографиями. И его повесть — «49 часов 25 минут».

Шестидесятые годы начинались для страны с освоения космоса. О победах в нем рассказывали многочисленные публикации на страницах «Смены». Тогда же состоялся дебют Александра Казанцева, одного из основателей советской научной фантастики.

Даже простое перечисление авторов «Смены» шестидесятых годов невольно вызывает уважение. Михаил Светлов, Илья Глазунов, Константин Симонов, Юрий Нагибин, Фазиль Искандер, Роберт Рождественский, Анатолий Приставкин, Вольф Мессинг...

В 1965 году «Смена» опубликовала произведения, которым впоследствии, благодаря кино и телевидению, предстояло стать, как теперь модно говорить, культовыми: роман Вадима Кожевникова «Щит и меч» и повесть Ольги и Александра Лавровых «Побег», положившую начало целому циклу историй о всенародных любимцах-следователях Знатоках.

В 1965 году журнал был награжден орденом «Знак Почета».

1970 год стал последним пафосно-партийно-патриотичным годом в истории «Смены». Он и не мог быть иным: в стране с размахом отмечали столетие со дня рождения Ленина. Апрельский номер вышел под «оригинальным» девизом: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», и содержание полностью этому девизу соответствовало. Главный материал этого номера был написан Чингизом Айтматовым.

Семидесятые годы для «Смены» стали годами открытия новых имен. С первым рассказом выступил Кир Булычев, Александр Проханов опубликовал лирический фотоочерк «Колыбель».

К тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне Александр Твардовский сделал подборку стихов «Антология победы», а лауреат Ленинской премии Сергей Смирнов опубликовал иллюстрированный очерк «Маршруты бессмертия» о героях войны.

Но 1975 год оказался знаменателен для журнала не только этим. В «Смене» был опубликован рассказ Михаила Ботвинника об Анатолии Карпове — «Закономерность восхождения», фотоочерк «Мир балерины» с пространными комментариями самой Майи Плисецкой, прошла первая публикация Виля Липатова, тогда еще просто журналиста и только-только начинающего писателя.

Георгий Данелия написал о молодом, подающем большие надежды актере Никите Михалкове. Необыкновенно интересный диалог состоялся между режиссерами Андроном Кончаловским и Анджеем Вайдой, была опубликована «Ненаписанная биография» Василия Шукшина, «Размышления» Николая Рериха.

В 1975 году на страницах «Смены» появился новый роман братьев Вайнеров «Место встречи изменить нельзя», который был экранизирован и стал «хитом» телеэкрана.

Восьмидесятые годы, и новый залп новых имен и интереснейших публикаций. Леонид Млечин дебютировал с политическим детективом «Проект Вальхалла», а Сергей Высоцкий — с просто детективом «Анонимный заказчик». Георгии Товстоногов рассуждал о вечном искусстве, Юрий Ракша блистал своими работами.

В «Смене» появились имена, так называемого, самиздатовского пласта советской литературы и переводы зарубежной классики.

К пятой годовщине со дня смерти Владимира Высоцкого «Смена» опубликовала не известные до того времени его стихотворения. Вениамин Каверин выступил с рассказом «Незнакомка», писатель Валентин Пикуль — с рассказом «Железные четки». В 1987 году была напечатана повесть, до сих пор ходившая только в «Самиздате», — «Сказка о тройке» братьев Аркадия и Бориса Стругацких, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Но в том же году были и печальные — последние — публикации в журнале Юрия Нагибина и Юлиана Семенова...

В середине 1980-х годов главным редактором стал Альберт Лиханов, а редактором отдела литературы и искусства — Валерий Винокуров и журнал раскрыл для молодежи ранее запретные темы — борьба с ханжеством, бюрократией, рок-музыка, молодежные субкультуры и прочую интересную информацию.

К 1990 году тираж «Смены» вырос до 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Типографские мощности не смогли осилить тираж журнала, и «Смену» перевели на уменьшенный книжный формат. Выходить журнал стал ежемесячно.

Одной из первых публикаций в новом формате стал очерк Александра Меня «Сын человеческий». Словно благословил журнал на дальнейший тернистый путь... И «Смена» справилась.

В 1998 году «Смена» была признана лучшим журналом для семейного чтения.

В новом тысячелетии, следуя традициям, «Смена» открывает новые имена. За последние годы на страницах журнала опубликованы первые произведения Алексея Варламова, Светланы Сёминой, Ивана Алексеева, Владимира Трапезникова, Сергея Тютюнника, Андрея Ильина, Ирины Путяевой, Анастасии Гостевой, Михаила Занадворнова, Маргариты Мысиной, Анны Малышевой, Алексея Атеева, Андрея Дышева, Иосифа Гольмана, Александра Андрюхина, Александра Экштейна. Все они сегодня — авторы нескольких книг.

С 2003 года четверть объема журнала «отдали» студентам факультета журналистики МГУ. Рубрика «Молодой бульвар» радует не только молодежь, но благосклонно принята многолетними читателями. Студенческая публицистика публикуется под рубрикой «Молодой бульвар».

По итогам 2003 года журнал стал лауреатом высшей награды ежегодной национальной премии «Золотой лотос» за исключительный вклад в пропаганду российской истории и культуры.

С 2008 года издание перешло на современный журнальный формат. «Смена» стала глянцевой, но не стала гламурной. Стала яркой, цветной, но без «желтизны», перед которой в борьбе за рынок не смогли устоять иные старые добрые издания. Она современна, предлагая своим читателям острые актуальные темы, но не искушает их ни политической конспирологией, ни постмодернистскими настроениями нашего времени — когда «все можно».

«Смена» сегодня — это иллюстрированный популярный гуманитарный журнал для всей семьи. Выходит тиражом 9 тысяч экземпляров. Это самый большой тираж в эпоху интернета среди литературно-художественных журналов.

В каждом номере журнала публикуются материалы о самых замечательных людях: политиках и ученых, деятелях культуры и искусства, классиках литературы, воинах и учителях, которые делами и поступками вносили и вносят заметный вклад в развитие и становление Отечества. А также материалы о наиболее важных и знаковых событиях, оказавших заметное влияние на развитие человечества.

Как и много лет назад, «Смена» продолжает предоставлять свои страницы начинающим прозаикам, поэтам, художникам, рассказывает о наиболее талантливых молодых актерах, режиссерах, композиторах и вокалистах.

Официальный сайт журнала:

Смена : интернет-журнал. - URL: https://smena-online.ru/ (дата обращения: 20.01.2024). - Изображения. Текст : электронные.

Источники:

  1. Емельяненко, Владимир. Журнал «Смена»: сто лет как день / Владимир Емельяненко. -Текст :электронный// ГодЛитературы. - URL: https://godliteratury.ru/articles/2024/01/23/zhurnal-smena-sto-let-kak-den (23.01.2024).
  2. Кизилов, Михаил. «Смене» 100 лет! / Михаил Кизилов. - Текст : электронный // Смена. - URL: https://smena-online.ru/stories/smene-100-let (дата обращения: 20.01.2024).
  3. Макарова, Юлия. К юбилею "Смены" / Юлия Макарова. - Текст : непосредственный // Смена. - 2024. - № 1. - С. 6.
  4. Смена : двухнедельный военный журнал ЦК ВЛКСМ. - 1942. - № 15/16. - Текст : электронный // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. - URL: https://www.prlib.ru/item/1153641 (дата обращения: 20.01.2024).
  5. Этапы большого пути. - Текст : непосредственный // Смена. - 2006. - № 10. - С. 4-13.

Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Есть предложения по организации процесса или знаете, как сделать библиотеки лучше?
Я думаю!