Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Фаина Раневская (к 120 — летию со дня рождения)

Биобиблиографическое пособие. Курган. 2016

Предлагаем Вашему вниманию библиографическое пособие, посвященное жизни и творчеству советской актрисы театра и кино Фаины Георгиевны Раневской.

Журналисты и кинокритики называют ее «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».

Пособие приурочено к юбилею всенародно любимой актрисы и к году Российского кино.

В работе использованы книги и газетно — журнальные статьи, имеющиеся в фонде библиотеки.

Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (Фанни Ги́ршевна Фе́льдман); советская актриса театра и кино. Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель — юморист Эмиль Кроткий заметил: „Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе „и др.““.

Невзирая на небольшие, порой эпизодические, образы, зрители и режиссёры заприметили актрису уже после первой кинороли — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма » Пышка" (1934). В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что " деньги съедены, а позор остался". Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей — она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии " Подкидыш" (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии " Весна" (1947) и злой мачехой в классической сказке " Золушка" (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит " домомучительница" Фрекен Бок в мультфильме " Карлсон вернулся" (1970).

Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж (" Странная миссис Сэвидж") и Люси Купер (" Дальше — тишина").

Итогом 60 — летней актёрской карьеры Раневской стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 — в кино. За свою деятельность актриса удостоена звания народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 — дважды).

В родном для Раневской Таганроге различными способами увековечена память актрисы: её именем названа одна из улиц, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. В 1992 году английская энциклопедия " Кто есть кто" включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.

Биография

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители — Гирш Хаимович Фельдман (1863 — ?) и Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957). Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода " Святой Николай«. В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову. Позднее Ф. Раневская вспомнит: «... Я вижу двор, узкий и длинный, мощеный булыжником. На дворе сидит на цепи лохматая собака по прозвищу Букет. Букет всегда плачет и гремит цепью. В черном небе — белые звезды, от них светло...»

В Фаине рано проявились творческие наклонности. Еще в раннем детстве она испытывала непреодолимое желание повторять за дворником все, что он говорит и делает. На дворнике останавливаться не стала — изображала всех, кто только попадался на глаза. " Подайте Христа ради", — канючила вслед за нищим; " Сахарная мороженая!" — вопила вслед за мороженщиком; " Иду на Афон, Богу молиться", — показывая приторно благочестивую паломницу, четырехлетняя девочка шамкала " беззубым" ртом и ковыляла с палкой, согнувшись в три погибели.

Фаину с детства влекло к талантливым людям, она признавалась, что искренне завидовала их таланту. Так, когда в гости к старшей сестре Белле приходил гимназист, который читал ей наизусть стихи, не забывая при этом вращать глазами, взвизгивать, рычать тигром, топать ногами, рвать на себе волосы и заламывать руки, Фаина трепетала от восторга, а рыдания чтеца в завершение декламации доводили ее до экстаза.

Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

С 14 лет начинается увлечение Фаины театром. Первые посещения городского театра оставили в душе девочки неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле " Вишневый сад" Чехова на сцене Московского Художественного театра, где играли звезды тех лет. Кстати, псевдоним " Раневская" именно из этой пьесы. Опустился занавес, погасли огни рампы, а девушка все продолжала сидеть в опустевшем зале. Она поняла, что ее призвание — театр. " Профессию я не выбирала, — скажет позже Фаина Григорьевна, — она во мне таилась".

После возвращения домой Фаина сдала экстерном экзамены за курс гимназии и стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга). Она училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. В это время она участвовала в любительских спектаклях. Отец снисходительно относился к увлечению дочери. Но, когда вдруг Фаина объявила о желании стать профессиональной актрисой, это вызвало скандал и разрыв с семьей. О том, чтобы пойти работать в местный театр, не могло быть и речи. Кроме того, девушка понимала, что ей еще нужно всерьез учиться сценическому мастерству.

В 1915 году Раневская уезжает из Таганрога в Москву. В своей биографии Фаина Раневская позже писала: " В 1915 году я уехала в Москву с целью поступить в театральную школу, ни в одну из лучших школ принята не была как неспособная. С трудом устроилась в частную школу, которую вынуждена была оставить из — за невозможности оплачивать уроки".

В Москве Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым.

Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.

Творчество

Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915), Керчь, Феодосия (1915 — 1916), Ростов — на — Дону (1916 −1917), Передвижной " Первый советский театр" (1918 — 1924), Бакинский рабочий театр (1925 −1927 и 1929 — 1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927 — 1928), Сталинградский драматический театр (1928 — 1929), а затем в московских, включая театр Московского отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931 — 1935), центральный театр Красной Армии (1935 — 1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943 — 1949), театр им. А. С. Пушкина (1955 — 1963), театр им. Моссовета (1949 — 1955 и 1963 — 1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический " спектакль"; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали ёмкость и образность, равно как и отсутствие " внутренней цензуры", свобода суждения. Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической.

Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям , " у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин".

Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма " Пышка". В 1939 — 1941 гг. — актриса киностудии " Мосфильм".

Когда началась война, Раневская эвакуировалась в город Ташкент, из которого возвратилась обратно в Москву весной 1943 года. Там она поступила на работу в театр Драмы, а вскоре её пригласили на роль матери невесты в фильме " Свадьба" по А. П. Чехову. Снимали картину в большой спешке, чтобы успеть к 40 — летию со дня смерти Чехова. Раневская по этому поводу ехидничала: " У нас же и из годовщины смерти могут сделать праздник!". Несмотря на все трудности во время съемок, фильм получился ярким и забавным, и стал одним из немногих фильмов Раневской, который стоит смотреть не только ради неё одной.

Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме " Иван Грозный", однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на " пятый пункт в паспорте", в то время как у Бирман в этом пункте стояло: " молдаванка"

После войны в 1945 году ее приглашают на роль Маргариты Львовны в фильм " Весна" с Любовью Орловой в главной роли.

" Премьера " Весны" прошла со средним успехом: фильм показался громоздким, утомительным, а порой... и скучным. Восторг вызвали, пожалуй, только сцены Раневской и Плятта, особенно знаменитый кульбит на лестнице, фразы Маргариты Львовны: " Я возьму с собой " Идиота", чтобы не скучать в троллейбусе!", разговор по телефону: " Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович".

Кстати, и этот текст придумала сама Раневская. Когда Александров пригласил ее сниматься в " Весне", то в сценарии Маргарите Львовне отводился один эпизод: она подавала завтрак своей знаменитой племяннице. — Можете сделать себе роль, — сказал Александров. Именно персонаж Раневской и оказался наиболее интересным в этом фильме. И смешным тоже. А без смеха какая комедия?"

Ф. Раневскую в послевоенные годы много снимают. Фильм " Золушка" относится к числу тех, о котором Фаина Георгиевна говорила, что он принес ей настоящую радость.

" Мачеха — одна из лучших комедийных ролей Раневской. Но вот загадочная метаморфоза: злая Мачеха — объект ненависти читателей «3 олушки» в фильме вызывает восхищение и восторг. Даже юные зрители, которые часто острее взрослых воспринимают зло, встречают появление Мачехи на экране с радостным оживлением. И по окончании фильма говорят о ней не с возмущением, а с любовью..."

В конце 40 — х — начале 50 — х годах карьера Раневской складывалась очень удачно как в театре, так и в кино. Казалось, что наконец — то её все оценили по достоинству. За первой Сталинской премией последовала вторая — за роль Агрипины Солнцевой в спектакле " Рассвет над Москвой". Спектакль был не слишком интересный, типичная советская производственная драма, но зато идеологически выверенный. Что поделать, именно за участие в таких спектаклях обычно премии и давали. Потом была и третья премия, уже за кино за роль фашистки фрау Вурст в пропагандистском фильме " У них есть Родина" по пьесе Сергея Михалкова. Фильм тоже ничего особенного из себя не представлял, но фрау Вурст у Раневской действительно хорошо удалась.

В начале 60 — х годов Раневская действительно много снималась в кино, причем далеко не всегда в качественном. Это были кинофильмы " Девушка с гитарой", " Драма", " Осторожно, бабушка", " Легка жизнь". Но в целом все эти роли какого — либо серьезного следа в творчестве Раневской не оставили.

Она действительно меняла театры. Но не была " летуном", а вправду искала свой театр, своего режиссера, свою труппу. Кстати, зачастую в том, что актриса меняла место службы, были виноваты как раз ее коллеги. Независимый нрав, острый язык и невероятная талантливость щедро обеспечивали Фаину Георгиевну недоброжелателями и даже врагами. Наверное, кого — то из них она и имела в виду, когда говорила: " Есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты". Не случайно в театральных кругах некоторые называли ее Зловредной Фуфой. Судя по всему, Раневская была порой совершенно невыносима для окружающих. Но мало кого так нежно и преданно любили друзья, мало кто вызывал такие теплые чувства у публики. Любовь эта порой принимала неожиданные формы и была под стать самой натуре актрисы.

Друзья

Фаина Раневская умела дружить. Её лучшими друзьями были: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Ия Савина, Марина Неёлова, Ольга Аросева, Елена Камбурова.

Например, Любовь Орлова всю жизнь питала к Раневской нежнейшую привязанность, будучи в отъезде, писала ей трогательные письма, в которых называла — " мой Добрый Фей". С Любовью Петровной же связана дивная история, характеризующая человеческие качества Фаины Георгиевны, ее авантюрный нрав. Как — то зимой Орлова приехала к подруге в очень красивой дорогой шубе. В этот же день у Лизы, домработницы Раневской, девушки не самой юной и не очень симпатичной, должно было состояться ответственное свидание. И она с разрешения хозяйки отправилась на встречу с кавалером в этой самой шубе. Фаина Георгиевна тем временем развлекала ничего не подозревающую Орлову. Номер удался: шуба произвела впечатление.

Фаина Раневская до самой старости играла в театре и снималась в кино. Она была актрисой поразительного актерского дарования, на сцене ей было подвластно все — комедия, драма, трагедия... Но в жизни она оставалась одинокой, усталой и ранимой.

Однако, в ее жизни был период, когда она не чувствовала одиночества. В 1960 — е из Турции вернулась родная сестра Раневской, Изабелла Георгиевна Аллен. Она долгое время жила в Париже, где узнала о популярности сестры. Изабелла Георгиевна была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Помогла министр культуры Е. Фурцева. Несколько лет сестры прожили вместе. Богатство, машины и виллы великой Раневской, в воображении мадам Аллен, обернулись двумя московскими комнатами... Но вскоре у Беллы обнаружили неизлечимую болезнь. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней — уже безнадежной — ночи. Больница, операция — все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла...

Литературная деятельность

Ф. Раневская обладала и большим литературным даром. Даже по немногочисленным миниатюрам, оставшимся в архиве актрисы, можно судить о ее великом даровании. Фаина Георгиевна очень тонко чувствовала слово и мастерски им владела. Особенно органично ей удалось передать, вернее, спародировать, стиль так называемых писем в редакцию. Вот письмо, якобы написанное известной в свое время журналистке Татьяне Тэсс:

" Вы меня не знаете, глубокоуважаемая Татьяна Григорьевна. Мое фамилие Усюськин, по матери происхождение имею от рода Кафинькина, ныне покойного дяди моего. Разбирая имущество дяди найдено письмо где покойник просит передать Вам привет и благодарность за внимание к разного рода явлениям нашей счастливой действительности на почве неполадок имеющих место. Дядя (царство ему небесное) незадолго до кончины покончил с буржуазным прошлым и поступил в партию, где был членом с большой буквы. Я тоже являюсь членом по просьбе дяди. Текущая действительность обнаружила большие достижения с Вашим участием в общественной жизни где Вы являете значение происходящего на почве роста нашего сознания. Спасибо Вам за нравственное значение событий.

Остаюсь преданный Вам Усюськин".

К большому сожалению, Фаина Георгиевна не написала мемуаров, хотя ей, конечно же, было что рассказать. Но вот о самой Раневской написано немало. О великой актрисе писали, например, Виталий Вульф и Глеб Скороходов. А издательство " Захаров" выпустило книгу " Фаина Раневская. Случаи, шутки, афоризмы".

В рассказах Раневской распахиваются дали прожитых лет. Годы актерских странствий. Встречи со многими замечательными людьми. То Маяковский, суровый, озабоченный, стоит у окна, молча, нахмурившись читает какие — то записки и тотчас их рвет, то отворяется дверь кондитерской, где Раневская и знаменитая балерина Гельцер пьют шоколад, и входит в котелке молодой изящный поэт Мандельштам, то проезжает по улице пролетка, в ней чуть растерянный, смущенно раскланивающийся Станиславский, а сзади бежит юная поклонница (это она, Раневская!), восторженно и смешно машет ему, восклицая " Мальчик, дорогой!", то над Алма — Атой разгорается раннее азиатское утро, а Эйзенштейн все рассказывает ей о своем будущем " Иване Грозном", продолжая покрывать рисунками листы тетради, то раскрывается дверь больничной палаты и входит Шостакович с пакетом в руках: " Я позвонил домой, мне принесли пластинки с моими квартетами, здесь есть и Восьмой, который вам полюбился"... В этих удивительных, прекрасно рассказанных, редкостных теперь воспоминаниях перекрещиваются многие дороги нашей литературы и искусства, вспыхивают яркие, живо схваченные портреты людей... И каких людей!

Фаину Георгиевну много раз уговаривали, чтобы она записала свои прекрасные рассказы.

— Нет — нет,— всякий раз отвечает она.- Я не имею права говорить о том, что думали и чувствовали другие люди. Как знать, хотели бы они этого?.. Три года я писала книгу и порвала ее. Страницы усеяли всю комнату, как белые мертвые птицы. Я нашла объяснение у Стендаля: если у человека есть сердце, он не хочет, чтобы его жизнь бросалась в глаза. Я вообще очень не люблю высказываться, Для меня актер полностью самовыражается только в своем творчестве. Я всегда завидовала актерам, которым удавалось выявить себя творчески до конца — завидовала им светлой завистью.

Афоризмы Раневской уже при её жизни повторяла вся московская богема — каждую её меткую фразу тут же подхватывали, и через несколько дней та становилась известна всей стране. Зиновий Паперный говорил, что за Раневской надо ходить с блокнотом и записывать всё, что она говорит. Особенность афоризмов Раневской в том, что они если и смешные, то уж точно не весёлые. Большая часть их о болезнях, старости и смерти. И смех, который они вызывают, это сквозь слезы.

Сейчас из этих афоризмов составлены целые книги, хотя, сказать по правде, Раневская говорила далеко не всё из того, что её приписывают. И это далеко не случайно — просто она стала своеобразным символом эпохи — символом юмора своего времени.

Последние годы жизни

Последний раз она вышла на подмостки в 83 года. Оставшиеся 5 лет доживала хоть и окруженная славой, но в полном одиночестве, если не считать дворняги Мальчика, любимца актрисы. Скрашивали ее дни друзья, книги и воспоминания. Жалела ли актриса, что эти воспоминания почти целиком касались лишь ее работы, или к концу жизни она полностью смирилась с тем, что, говоря высоким слогом, положила на алтарь искусства личное счастье? Этого мы уже никогда не узнаем...

Ее долго уговаривали отметить восьмидесятилетний юбилей. " Нет, — решительно отказалась Фаина Георгиевна. — Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих похоронах?"

В октябре 1983 года Раневская навсегда оставила сцену — буднично, без проводов и речей, просто уведомив о своем решении директора театра им. Моссовета.

В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: " Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите — умерла от отвращения".

После смерти Раневской Нина Сухоцкая писала: " Большую часть личной жизни Раневской составляла переписка. Письма многочисленных ее пoчитaтeлeй приходили со всего Советского Союза — от людей, проживших долгую жизнь и только нaчинaющиx жизнь: школьников, студентов, молодых актеров. Письма были разные: добрые, наивные, глупенькие, умные, интересные и пустенькие, и на все Фаина Гeopгиевна непременно oтвeчaлa, даже на все поздравительные открытки: " Это нeвeжливо — не oтвeчать, да и как жe можно обидеть человека!" Сотнями покупала я ей почтовые открытки для ответов, и всегда было мало. Ведь часто человек, совсем нeожидaннo пoлyчивший ответ, опять с благодарностью писал ей, и так возникала переписка. Вероятно, ее было бы интересно опубликовать, она много рассказала бы о людях, о времени, о самой Фаине Георгиевне. Moжeт быть, когда — нибудь это и будет сделано: эта обширная корреспонденция хранится в Центральном архиве литературы и искусства.

Раневская была очень добра к людям и ко всему живому. Всегда отзывчивая к чужой беде, она не признавала пустых сочyвствeнных слов, а немедленно оказывала помощь чем только могла, даже совершенно незнакомым ей людям. Бyдyчи сама без денег, отдавала последнее. И делала это легко и просто, не придавая знaчeния.

Фаина Георгиевна была чрезвычайно импульсивна, легко ранима и совершенно лишена самоуверенности, самодовольства. Вот уж о ком нельзя было сказать: уравновешенная, спокойная и тем более — равнодушная. Обладая огромным темпераментом, она очень гoрячo, пoрoй бурнo реагирoвала на все — на oбиды, свои и чужие, на несправедливость и oсoбенно на фальшь (сама никогда не фальшивила — просто не умела).

Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88 — м году жизни, а (по другим источникам — 20 июля).

На ее могиле до сих пор нет памятника. Фаина Георгиевна завещала похоронить себя в могиле сестры и ни в коем случае не разрушать то скромное надгробие, которое на ней поставила. Певица Елена Камбурова, зная о ее любви к животным, поставила на памятник металлическую фигурку собаки... На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

Фильмография

Пышка — госпожа Луазо

Дума про казака Голоту — попадья

Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного

Подкидыш — Ляля

Человек в футляре — жена инспектора гимназии

Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома

Мечта — Роза Скороход

Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина

Александр Пархоменко — тапёрша

Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель

1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, ди — ректор музея

Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты

Небесный тихоход — профессор медицины

Слон и верёвочка — бабушка

Весна — Маргарита Львовна, экономка

Золушка — мачеха

Рядовой Александр Матросов — военврач

Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот

У них есть Родина — фрау Вурст

Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская

Осторожно, бабушка! — бабушка

1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина

Так и будет (телеспектакль)

Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка

Первый посетитель — старая дама

Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка

Дальше — тишина... (фильм-спектакль) — Люси Купер

Комедия давно минувших дней — использованы архивные кадры

Киножурнал «Фитиль»

Фитиль № 25. Сюжет «Карты не врут» — гадалка

Фитиль № 33. Сюжет «Не поеду» — гражданка Пискунова

Озвучивание мультфильмов

Сказка о царе Салтане — сватья баба Бабариха

Карлсон вернулся — фрёкен Бок

Роли в театре

«Летний театр», Малаховка

«Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка Иллариона Певцова — роль без слов

«Первый советский театр» в Крыму (1920 — 1924)

«Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка

«Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа

«Чайка» А. Чехова — Маша

«Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая

«Иванов» А. Чехова — Зюзюшка

«Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна

«Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна

«Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха

«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа

«Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня

«На дне» М. Горького — Настя

«Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер — офицерская вдова

«Женитьба» Н. Гоголя — Сваха

«Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925 — 1937)

«Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд

«Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева

«Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая

«Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша

«Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина

«Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина

" Юбилей" ( А. П. Чехов) — Мерчуткина

" Гамлет" ( В. Шекспир) — Королева

" Ярость" ( Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза

" Чудак" ( А. Н. Афиногенов) — Трощина

" Любовь Яровая" ( К. А. Тренёв) — Дунька

" Чудеса в решете" ( А. Н. Толстой) — Марго

Камерный театр

" Патетическая соната" Н. Кулиша; постановка Александра Таирова — Зинка, проститутка

Центральный театр Красной Армии (1935 — 1939)

" Чужой ребёнок" В. Шкваркина — мать

" Гибель эскадры" А. Корнейчука — Оксана

" Последняя жертва" А. Островского — Глафира Фирсовна

" Васса Железнова" М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса

" Слава" В. Гусева — мать

" Беззащитное существо" А. Чехова — Щукина

Театра драмы (1943 — 1949)

" Молодая гвардия" A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого

" Лисички" Л. Хелман — Берди

" Капитан Костров" А. Файко — свояченица

" Закон чести" А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949 — 1955, 1963 — 1984)

" Модная лавка" И. Крылова — Сумбурова

" Рассвет над Москвой" A. Сурова — Агриппина Солнцева

" Шторм" В. Билль — Белоцерковского — Манька-спекулянтка

" Рассказы о Турции" ( Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан

" Сомов и другие" ( А. М. Горького) — Анна Сомова

" Дядюшкин сон" Ф. Достоевского — Марья Александровна

" Странная миссис Сэвидж" Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж

" Дальше — тишина" Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер

" Последняя жертва" А. Островского — Глафира Фирсовна

" Правда — хорошо, а счастье лучше" А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955 — 1963)

" Игрок" Ф. Достоевского — Антонида Васильевна

" Деревья умирают стоя" А. Касона — бабушка

" Мракобесы" А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна

Награды

1937 — Заслуженная артистка РСФСР

1946 — Медаль " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг."

1947 — Орден " Знак Почёта"

1947 — Народная артистка РСФСР

1948 — Медаль " В память 800-летия Москвы"

1949 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле " Закон чести" Александра Штейна

1950, 1967 — Орден Трудового Красного Знамени

1951 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле " Рассвет над Москвой" Анатолия Сурова

1951 — Сталинская премия третьей степени за исполнение

роли фрау Вурст в фильме " У них есть Родина«

1961 — Народная артистка СССР

1976 — Орден Ленина

В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

Интересные факты

Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» " Муля, не нервируй меня!" оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире " Кинопанорамы" 1964 — го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма

Фраза " Муля, не нервируй меня!" всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80 — летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: " А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!". Раневская ответила: " Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!". Генсек смутился и добавил: " Простите, но я Вас очень люблю".

Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: " Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности". Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели " вершители судеб". Часто после таких выступлений артист находился " в зажиме", но никак не Раневская: " Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена".

Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. " Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!" — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.

В Тюмени открыта " Чайная у Раневской" с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием Фаины Георгиевны.

В репертуаре новосибирской культовой рок — группы «Коридор» есть песня посвященная Фаине Георгиевне — «Как она играла».

Редакционным советом английской энциклопедии " Кто есть кто" в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Таганрог

1986, 29 августа — Мемориальная доска на доме, где родилась Фаина Георгиевна Раневская (г. Таганрог, ул. Фрунзе 10)

2008, май — Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской " Великая провинция"

2008, 16 мая — Рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна открыт первый в России памятник Раневской (автор — Давид Бегалов)

2009 — Неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня " Фрекен Бок" со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской

Именем Фаины Раневской названа одна из улиц в Таганроге.

В доме, в котором родилась Фаина Раневская, городские власти планируют открыть музей Ф. Раневской.

Документалистика

1990 — Документальный двухсерийный фильм киностудии " Экран" " Вспоминая Раневскую" ( режиссер Олег Дорман и Алексей Габрилович)

2004 — Документальная программа Виталия Вульфа " Мой серебряный шар. Фаина Раневская" ( режиссер Светлана Кокотунова)

2008 — Документальная программа " Великая и ужасная Фаина Раневская" из цикла «Моя правда», канал 100ТВ (г. Санкт — Петербург)

2015 — Документальный фильм " Короли эпизода. Фаина Раневская" ( режиссер Дмитрий Горин), канал ТВЦ.

Киновоплощения

" Звезда эпохи" ( режиссер Юрий Кара). В роли Раневской — Татьяна Васильева

" Анна Герман. Тайна белого ангела" ( режиссер Вальдемар Кшистек, Александр Тименко). В роли Раневской — Елена Бондарева — Репина

Знаменитые высказывания Ф. Раневской:

О женщинах

***

Когда в Москву привезли " Сикстинскую мадонну", все ходили на неё смотреть. Фаина Георгиевна услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры. Один утверждал, что картина не произвела на него впечатления. Раневская заметила:

— Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет!

***

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин

***

Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?«

Не задумываясь она ответила: «Седые!»

***

Женщины, конечно, умнее. Вы когда — нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

О здоровье

На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

***

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

***

Я себя чувствую, но плохо.

***

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

***

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

***

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

О старости

Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

***

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

***

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

***

Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

***

Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.

***

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

О работе

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

***

Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

***

Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.

***

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

***

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!

***

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

***

Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.

***

Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

***

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»

***

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

***

Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим,- требует капризная молодая актриса.

Всё будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.

О себе и жизни

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

***

Спутник славы — одиночество.

***

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

***

У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

***

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.

***

В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» — ибо в бедность никто не верит.

***

Одиночество как состояние не поддается лечению.

***

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

***

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

На разные темы

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

***

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

***

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

***

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

***

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

***

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

***

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

***

Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

***

Понятна мысль моя неглубокая?

***

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

***

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было... Лучше бы память навсегда убить.

***

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

***

" Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха".

— " Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?"

***

Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются бoльшим успехом, чем умные?

— Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.

***

Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.

— Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна.

— Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.

— Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что

на пианино я оставила все билеты.

Книги Ф. Г. Раневской:

  1. Раневская, Ф. Г. Анекдоты и тосты от Раневской / Ф. Г. Раневская. — Москва : АСТ, 2015. — 319 с.
  2. Фаина Раневская : случаи, шутки, афоризмы / [ред. И. Захаров]. — Москва, 2009. — 150 с.
  3. Фаина Раневская на сцене и в жизни / [авт. — сост. А. Ю. Амелин, М. Ю. Амелин]. — Изд. 16 — е. — Ростов н / Д. : Феникс, 2010. — 223 с.

Статьи о Ф. Г. Раневской, имеющиеся в библиотеке:

  1. Данилин, Ю. разговор с собой / Ю. Данилин // Юность. — 1996. — № 8. — С. 48 — 61; № - 9. — С. 74 — 87; Литературная газета. — 1996. — 21 августа. — С. 6
  2. Кравцов, А. Между грустным и смешным / А. Кравцов // Смена. — 1996. — № 10. — С. 106 — 114
  3. Пахомова, А. Фаина Раневская всю жизнь жалела, что не стала матерью / А. Пахомова // Семь дней. — 2013. — № 41. — С. 68 — 73
  4. Пахомова, А. Тайна разочарования в любви Фаины Раневской / А. Пахомова // Семь дней. — 2014. — № 32. — С. 56 — 63
  5. Пахомова, А. Фаина Раневская : утраченные мемуары // Семь дней. — 2015. — № 24. — С. 52 — 57
  6. Пахомова, А. Фаина Раневская : неизвестная переписка с Любовью Орловой и Анной Ахматовой / А. Пахомова // Семь дней. — 2015. — № 40. — С. 52 — 57
  7. Репина, И. Фаина Раневская : Жизнь на клочках.../ И. Репина // Студенческий меридиан. — 2002. — № 3. — С. 56 — 59
  8. Соловьев, А. Фаина Раневская / А. Соловьев // Великие одиночки. — М., 2013. — С. 241 — 254
  9. Строилова, К. И. Фаина Георгиевна Раневская / К. И. Строилова // Атлантида где — то рядом... : Записки " телевизионщиков". — М. , 2013

Составитель: Яковлева Елена Геннадьевна


Система Orphus

Я думаю!