Биобиблиографическое пособие. Курган. 2016
Перед вами очередной выпуск серии «Лауреаты Нобелевской премии». Нобелевским лауреатом по литературе за 2016 год стал известный автор, исполнитель и композитор из США Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в рамках американской песенной традиции».
Постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус, комментируя выбор, сказала, что решение академиков присудить награду Бобу Дилану было единодушным.
«Он создает стихи, которые предназначены для исполнения. В этом творчество Дилана уходит корнями в традиции древних греков, поэзия которых также часто исполнялась определенным образом. В творчестве Дилана отразились глубокие традиции, они соединены с музыкой на высоком художественном уровне», — сказала она в интервью шведскому телевидению.
На счету 75-летнего Дилана более 50 альбомов и девять премий «Грэмми», в 1988 году он вошел в Зал славы рок-н-ролла. За влияние на поп-музыку и американскую культуру в 2008 году музыкант получил Пулитцеровскую премию.
Боб Дилан (настоящее имя — Роберт Аллен Циммерман) — американский певец и автор песен, художник и киноактер, культовая фигура рок-движения — родился 24 мая 1941 года в городке Дулуте (штат Миннесота) в семье мелкого торговца. Родители музыканта Абрахам Циммерман и Беатриса Стоун активно участвовали в жизни небольшой местной еврейской общины. Его предки — евреи, выходцы из Российской империи: дедушка и бабушка по линии отца, Зигман и Анна Циммерман, уехали в США из Одессы в связи с еврейскими погромами 1905 года. Дедушка и бабушка по материнской линии — Беньямин и Либа Эдельштейн (позже Штейн и Стоун) — были литовскими евреями, эмигрировавшими в 1902 году. В автобиографии Боб Дилан пишет, что род его бабушки по материнской линии происходит из Турции, где носил фамилию Киргиз.
В детстве Роберт много слушал музыкальные передачи c записями блюзов. Особенно его впечатлила фолк-музыка Хэнка Уильямса и Вуди Гатри. Также Боб перенимал манеру пения и некоторые гитарные приёмы Гатри. Он осваивает азы игры на гитаре, его излюбленным инструментом становится губная гармошка. В возрасте десяти лет он написал первые стихи.
Учась в средней школе, Боб выступает в составе различных коллективов, исполнявших народную музыку в кафе и барах. Музыкальные занятия он продолжает и после поступления в Университет Миннесоты.
Стал известен уже в начале 60-х — тогда он и взял себе псевдоним, под которым получил все мыслимые и немыслимые награды. Пулитцеровская премия («за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы»), Зал славы «Грэмми», Зал славы рок-н-ролла, «Золотой глобус», «Оскар». В 1997 году из рук президента США Билла Клинтона в Белом доме Дилан получил почетную награду Центра Кеннеди.
Его песни, написанные в 60-х годах 20 века, такие как «Blowin’ in the Wind», «The Times They Are a-Changin», «Knockin’ on Heaven’s Door» стали гимнами американского антивоенного движения и движения за гражданские права. За все время его более чем пятидесятилетней карьеры пластинки Дилана разошлись тиражом более 100 миллионов копий. Выпустил шесть книг со своими набросками и рисунками.
Боб Дилан — первым перекроил рок-н-ролл до такого неузнаваемого вида, что все дальнейшие основоположники, пионеры и отцы-основатели всевозможных стилей просто вынуждены ссылаться на него, как на человека, который «так, ну так повлиял на нас, что нам ничего не оставалось, как быть достойными этого славного влияния и тоже заделаться гениями». Так или примерно так музыкальные люди говорят о роли Боба Дилана в своей творческой жизни. А, кроме того, Боб Дилан — великий американский поэт. Действительно великий и действительно поэт. Поэзия Дилана — это не кликушествование по поводу «Властелина колец» и не худосочные вирши «помидор-термидор». В его стихах есть та самая магия, без которой поэзия превращается в макаронные изделия (знаете, откуда псевдоним «Дилан»? Был такой поэт Дилан Томас, вот мальчик Циммерман и решил быть похожим на него). Боб Дилан первым сформулировал великое правило рок-музыки: для того, чтобы быть прекрасным певцом, совсем не обязательно обладать прекрасным голосом. Это рок-музыка, а не классика, и люди хотят слышать человека и его душу, а не мысли совсем других людей и «переводчиков» мыслей. И вообще, Боб Дилан много чего полезного сотворил по ходу дела — и стили новые придумывал, и стандарты этих стилей закладывал, даже электрифицировал гитару одним из первых тоже он. А еще он метался из одной религии в другую, возвращался к одной из них и снова убегал — наверное, Художник должен быть в принципе человеком неверующим, потому что создать что-то приличное можно лишь веря только в себя и свои силы, а не уповая на то, что кто-то ниспошлет тебе вдохновение творить... Все это Боб Дилан.
— Ваша книжная поэзия и стихи к песням — вы разделяете их?
Боб Дилан: Я не могу дать определение слову «поэзия», даже не буду пытаться это сделать. Когда-то я думал, что поэзия — это стихи Роберта Фроста, одно время я считал поэзией творчество Аллена Гинзберга, иногда мне кажется, что поэзия — это то, что писал Франсуа Вийон. И все же поэзия это не всегда те слова, что мы находим на страницах книг. В то же время я не верю во фразу: «Вот идет красивая девушка — разве это не поэзия?!». Нет, это просто идет красивая девушка. Слова к песням? Просто мои слова, может быть, чуть более странные, чем слова других авторов, но это всего лишь слова. Писать слова к песням очень легко, только надо помнить, что они никогда не должны попасть на бумагу. Тогда песня останется песней, а ее слова никогда не станут плохими стихами. Не станете же вы расчленять песню на мелодию, ритм, гармонию и изучать их по отдельности? Слова — такой же компонент песни, как и все остальное, они не работают сами по себе, они просто сумма звуков — даже не букв. А самая прекрасная песня — та, в которой слушатель не может разобрать слов! Не станет же нормальный человек вслушиваться: это ре-минор или до-диез?! А если станет, значит, мы имеем дело с амбициозным глупцом.
— Как же, в таком случае, относиться к песням протеста — по идее, их слова должны иметь смысл и вне контекста музыки?
Боб Дилан: Может, и должны, но обычно не имеют. Когда-то я увлекался политическими песнями, но старался избегать протестных клише. Сегодня за некоторые из этих песен мне стыдно, но, с другой стороны, в то время я был таким, каким был. Я верю в протест против чего бы то ни было, который живет в вашей душе, — но слова должны быть конструктивными. «Возьмемся за руки и ля-ля» — вот и все. Это всего лишь призыв взяться за руки. Если ему следовать, получится именно ля-ля и ничего более. Точно так же, услышав в песне слово «бомба», я не побегу свергать правительство, которому самому уже сто лет от этой бомбы тошно. Некоторые глупости давно живут сами по себе.
— Несколько ваших альбомов — в частности, «Blood On The Tracks», «Infidels», «Highway 61 Revisited» — вдохновили множество музыкантов, критики боготворят их, эти диски, так сказать, прошли испытание временем. А как, по-вашему, они заслуживают свою репутацию и сегодня?
Боб Дилан: Они неплохо состарились. Что-то в них нравится даже мне, — учитывая пещерный уровень технологии тех лет. Может, в столь прискорбном несовершенстве аппаратуры и состоит магия некоторых старых пластинок: настоящий артист должен уметь высказаться, несмотря на хрипы винила, скачки громкости звука и плоский саунд — или даже использовать дефекты в свою пользу. Если ты способен был работать с такой техникой, представь, что ты можешь выжать из современных компьютеров, сэмплеров и прочих чудес?! А многие из нас делали очень хорошие пластинки в те годы. Они до сих пор отбрасывают длинные тени. Но что в тех пластинках технология, а что душа и талант? Не знаю. Знаю лишь, что сейчас при всем желании ничего похожего записать не удастся, ни одному из нас. Верховный жрец сегодня технология, и многие мои сверстники сегодня перешли на службу к ней. Вопрос музыканта и его искусства сегодня больше не стоит, все просеивается через сито технологии. Может, все дело в том, что музыканты моего поколения думали прежде о музыке и только потом о ее звучании? И в результате получали поразительный, неповторимый саунд! Сегодняшнее поколение музыкантов лишено самого главного, что могло бы сделать из них настоящих музыкантов, — у них больше нет стимула творить. Нельзя стать более знаменитым, чем Элвис, нельзя достичь популярности Джона, невозможно сравняться по экстравагантности с Джимом. Больше всех дисков продали «битлы» — аминь! Никто и никогда не обойдет их, а значит, никто в здравом уме не станет соревноваться с ними. А надо, обязательно надо!
Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.