Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

«Звезда» как зеркало столетия (100 лет журналу «Звезда»)

Дайджест. Курган. 2024

Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», 100 лет подряд без перерыва. Издание не остановила ни блокада Ленинграда, ни сталинско-ждановский разгром в 1946 году, ни, наконец, инфляция и общее понижение интереса к словесности в последние годы...

В дайджесте «Звезда» как зеркало столетия» раскрываются страницы истории журнала. В работе использованы статьи из периодических изданий и открытых источников.

В Центральной городской библиотеке им. В. В. Маяковского журнал «Звезда» хранится с 1990 года.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Возобновляя вековую традицию толстых журналов в Петрограде после пятилетнего перерыва, вызванного эпохой революции и гражданской войны, «Звезда» ставит своей основной задачей служить делу марксистского воспитания новой, выдвинутой революцией, рабоче-крестьянской интеллигенции. Редакция прекрасно сознает всю трудность осуществления этой задачи в сложной обстановке наших дней, - тем не менее она уверенно рассчитывает, что в тесном контакте с своим читателем ей удастся найти правильный путь к ее разрешению.

Петроград. Ноябрь 1923 г.

В середине 1923 года в Петроград был командирован заведующий отделом печати Наркомата иностранных дел Иван Михайлович Майский. Он получил ответственное задание - организовать выпуск «толстого» литературного журнала. С заданием справился блестяще: уже в декабре 1923 года вышел в свет первый номер двухмесячника «Звезды», который сразу же привлек к себе внимание читающей публики.

Состав первых номеров журнала был своеобразен - в значительной своей части ориентирован на Запад.

Первый номер открывался очерком только что вернувшегося из эмиграции Алексея Толстого «Парижские олеографии». Прозу представляли перевод популярного французского писателя Жоржа д'Эспарбеса - серия новелл «Лики революции» (имелась в виду Великая французская революция) и повесть «Серапиона» Николая Никитина. Значительную часть отдела поэзии занимали переводы из Хосе Марии Эредиа. Был введен специальный раздел «За рубежом», в котором Майский из номера в номер публиковал свои международные обзоры.

Со второго номера началась публикация переводов Мандельштама из Барбье. Публиковались переводы из Гейне, Верфеля, Элтона Синклера и т. д.

С № 4 густо пошли другие «Серапионы» - Николай Тихонов, Михаил Слонимский, Константин Федин, Вениамин Каверин...

В № 5 появилась поэма Сергея Есенина «Песнь о великом походе».

1925 и 1926 год года редколлегию возглавлял Георгий Ефимович Горбачев, талантливый критик, погибший в годы «Большого террора». Журнал делал ставку на подлинных мастеров словесного искусства, тех, которых в 20-е годы называли «попутчиками»: Борис Пильняк, Юрий Тынянов, Ольга Форш, Леонид Леонов, Вениамин Каверин; из поэтов - Осип Мандельштам, Константин Вагинов, Николай Заболоцкий, Николай Клюев и другие.

1927-й и 1928-й, время редакторства Петра Григорьевича Петровского. Это были два политически напряженных года богатые на звучные имена. Год открывался письмами Ленина к М. Горькому. Затем - Алексей Толстой, Тынянов, Эйхенбаум, Мандельштам, Пастернак, Пильняк, Николай Тихонов, Федин, Каверин, Лавренев, Слонимский, Константин Вагинов с фрагментами романа «Козлиная песнь», весьма далекого от коммунистической идеологии, молодой Борис Корнилов.

В январе 1927 года был опубликован пророческий роман Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». В этом же номере была напечатана поэма Николая Клюева «Деревня», которая вызвала политический скандал. Эта публикация была оценена как «откровенная антисоветская декларация озверевшего кулака». Поэма и в самом деле была не только антисоветская, но и угрожающая.

Номер был изъят.

Маловероятно, чтобы Петровский не понимал, что он делает. Публикация «Деревни», скорее всего, была актом политической борьбы. В верхах ВКП(б) уже шли упорные дискуссии относительно судьбы крестьянства. Сталинскому курсу на коллективизацию и фактическому ограблению деревни пытались противостоять «правые» во главе с Бухариным и Рыковым. Очевидно, Петровский поддерживал это направление. Бывший военный чекист оказался решительным главным редактором и эта решительность, приобретенная в годы войны, в борьбе политической оказалась смертельно опасной.

В 1932 году он подписал самоубийственное обращение к партии неукротимого большевика Мартемьяна Рютина с призывом «устранить Сталина».

Через год, в мае 1933 года, - при другом ответственном редакторе, скромном литераторе Георгии Еремеевиче Белицком, - журнал предлагает читателям последнюю публикацию Мандельштама «Путешествие в Армению».

Неудивительно, что по числу репрессированных главных редакторов «Звезда» далеко обгоняет другие журналы…

Горбачев был расстрелян в 1937 году.

Петровский, пройдя пытки, тюрьмы и лагеря, получил свою пулю в 1941-м.

Белицкий занимал опасный пост с 1932-го по 1936-й, одновременно возглавлял сценарный отдел «Ленфильма». В 1937-м он был арестован и через год расстрелян по обвинению в «террористической деятельности» и «подрыве государственной промышленности и транспорта».

Сменивший его агрессивный марксист Анатолий Ефимович Горелов вскоре был арестован и отправлен в ссылку. Он уцелел - единственный из этой плеяды - и, вернувшись после длительного пребывания в лагере и ссылке, существенно сменил свое отношение и к литературе и к идеологии.

Трагическая судьба «Звезды» была предопределена обстоятельствами ее возникновения, ибо изначально по воле этих обстоятельств журнал оказался в невольной оппозиции к Сталину.

Таков был восход «Звезды».

Затем сменились несколько редакторов, пока в 1944 году переживший блокаду журнал не возглавил Виссарион Саянов, при котором в августе 1946 года разразилась катастрофа, принесшая «Звезде» мировую известность.

При помощи верного Жданова Сталин сполна отыгрался на подозрительном ленинградском издании, выбрав из авторов «Звезды» «первую леди» русской поэзии Анну Ахматову и народного любимца Зощенко. Ахматова оказалась «взбесившейся барынькой», а боевой офицер, командир роты в Первую мировую, кавалер четырех орденов Зощенко - «подонком и трусом».

Ни один журнал не подвергался такому яростному поношению, как «Звезда» в знаменитом августовском постановлении ЦК ВКП(б) 1946 года «О журналах „Звезда" и „Ленинград"».

При этом убивать журнал Сталин не стал. Он оставил его как символ своего всевластия и предостережение всей послевоенной интеллигенции. И не только ей. Расправа со «Звездой» стала прологом нового периода кровавых репрессий и идеологической чистки… Каждая страничка журнала просматривалась буквально на просвет. Для него были выработаны особые условия прохождения в цензурных и партийных инстанциях. Журнал проходил как минимум тройную цензуру: Ленгорлита, Обкома и ЦК партии.

Главным редактором Сталин назначил московского партийного журналиста Еголина, для того чтобы у руля этого издания стоял свой капитан. Он катался еженедельно из Москвы в Ленинград и обратно в течение четырех месяцев.

Через год подходящая кандидатура на пост главного редактора была найдена в Ленинграде. Его занял критик В. П. Друзин. По отношению к «Звезде» кнут был сменен на пряник. Сталин издал по этому случаю соответствующее распоряжение:

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

РАСПОРЯЖЕНИЕ

От 12 июня 1951 г. № 9374-р Москва, Кремль

1. Увеличить редакции журнала «Звезда» лимит персональных окладов на один оклад.

2. Установить главному редактору журнала «Звезда» т. Друзину В. П. персональный оклад в размере 3750 рублей в месяц.

3. Обязать Министерство автомобильной и тракторной промышленности поставить в III квартале 1951 г. Главполиграфиздату при Совете Министров СССР для редакции журнала «Звезда» одну легковую машину «Победа» за счет резерва Совета Министров СССР.

4. Установить лимит расхода бензина для одной легковой автомашины редакции журнала «Звезда» в размере 200 литров в месяц за счет фонда Главполиграфиздата при Совете Министров СССР.

Считать утратившим силу действие распоряжения Совета Министров СССР от 3 января 1947 г. № 125 в части установления т. Друзину В. П. персонального оклада.

Председатель

Совета Министров Союза ССР И. СТАЛИН

Самое же пикантное в этой истории то, что никакой «Победы» «Звезда» в результате не получила.

До перестройки кандидатура на пост главного редактора журнала «Звезда» (как и других советских толстых журналов) рассматривалась и утверждалась за кремлевскими стенами в недрах ЦК КПСС. Разумеется, пост этот занимал человек партийный.

После нескольких десятилетий менее выразительного, но не бессмысленного существования журнал с конца 1980-х годов продолжил ту миссию, к которой он волею обстоятельств был призван с момента своего возникновения.

Не только имена, возвращенные из насильственного забвения, имена лучших людей русской литературы в изгнании (в том числе никогда не публиковавшиеся тексты), но и новые высоко значимые для нашей культуры имена появились на страницах «Звезды».

Именно в «Звезде» Солженицын опубликовал значительную часть «Красного колеса», начиная с первого романа «Август Четырнадцатого» и заканчивая конспектом ненаписанных романов.

В годы перестройки все более отчетливо «Звезда» выходила на стратегическое направление - быть журналом, объединяющим культурное «поле» России с культурным пространством планеты. Интенсивно налаживались связи с писателями Англии, Франции, Германии, США, Израиля.

Обновлению «Звезды» существенно способствовали и три новые рубрики по разделу критики и литературоведения.

  • «Философский комментарий» - пожалуй, с первой статьи Борис Парамонов, живущий в США и работающий в русском отделе радиостанции «Свобода», стал одним из самых популярных авторов «Звезды». Его острая, парадоксальная мысль высвечивала по-новому любую тему, за которую он брался, будь то творческий портрет Ильи Эренбурга, эссеистика Иосифа Бродского или «Русская идея».

  • «Книжный угол» был предложен и успешно осуществлен талантливым литератором Иваном Толстым (внуком знаменитого писателя Алексея Толстого). Он сделал поистине уникальную работу - квалифицированный обзор русских эмигрантских изданий за 70 лет. Ничего подобного не было ни в одном российском журнале. Когда Иван Никитич переехал в Париж, то организовал в газете «Русская мысль» два интервью с главным редактором «Звезды», что несомненно способствовало популяризации журнала среди западных читателей.

  • «Уроки изящной словесности» - с полным правом можно назвать «изящными уроками изящной словесности». Размер, стиль и, главное, уровень «Уроков» задали известные критики и литературоведы Петр Вайль и Александр Генис. Позднее рубрику стал вести известный петербургский писатель Самуил Лурье, напечатав в течение нескольких лет целую книжку своих блестящих миниатюр о литературе и литераторах, каждая из которых - несомненный шедевр.

Ситуация в стране менялась стремительно. Трудности политические сменились трудностями экономическими. Все чаще в редакцию стали приходить письма от бывших подписчиков - горькие, часто исповедально пронзительные. Интеллигенты - главные подписчики «Звезды» - катастрофически беднели. Письма были полны признательности журналу за все то доброе, что он нес, но у людей элементарно не хватало денег, приходилось выбирать: подписка или... жизнь.

По официальным итогам подписки на 1992 год тираж «Звезды» со 140 тысяч экземпляров упал до 62 тысяч. Обвальное падение тиражей продолжалось и далее. Подорожала бумага, полезли вверх цены на услуги по хранению, пересылке, перевозке. Над журналом нависла угроза банкротства...

Главную проблему «Звезды» - безденежье - решали по старому, проверенному принципу: «Хочешь жить - умей вертеться». Редакционная коллегия журнала обратилась с письмом к вице-премьеру Егору Гайдару:

«Вице-премьеру России Е. Т. Гайдару

Глубокоуважаемый Егор Тимурович!

К Вам обращается редколлегия петербургского журнала «Звезда». Гонимый и притесняемый в сталинские времена старейший журнал питерской интеллигенции, несмотря на достаточно высокую подписку, находится нынче на грани финансового краха. Причины понятны: резкое увеличение тарифов Министерством связи, полиграфических расходов, цен на бумагу.

Мы не можем себе представить, чтобы журнал, регулярно выходивший даже в блокадном Ленинграде, погиб именно сейчас, когда побеждает демократия, во имя которой трудились многие наши предшественники и трудимся мы.

Мы обращаемся к Вам, Егор Тимурович, с просьбой о единовременной финансовой поддержке, которая даст возможность преодолеть кризисный момент. Письмо с полным финансово-экономическим обоснованием передано М. Н. Полторанину (министру печати и информации РСФСР).

Мы не можем представить себе, чтобы журнал, чье имя стало символом репрессированной литературы, не получил поддержки демократического правительства.

С уважением, члены редколлегии:

А. Арьев, Я. Гордин, В. Кавторин, Ю. Карякин, А. Кушнер, Н. Неуймина, Г. Николаев, М. Панин, Б. Стругацкий, В. Френкель, А. Фурсенко, Б. Хмельницкий, М. Чулаки. Санкт-Петербург, 18.02.1992 г.»

Переданное лично в руки Гайдару членом редколлегии Юрием Карякиным, письмо это вскоре попало к Г. Бурбулису, а от него к М. Полторанину, где и погрузилось в пучину подобных бумаг от других журналов, газет, издательств. В конце концов Министерство печати все-таки стало поддерживать журналы. Однако в условиях бешеной инфляции в 1992 году не вышли два последних номера журнала.

Жизнь заставляла пробовать самые разные варианты: выпускались книги и брошюры совместно с случайными «кооператорами», приходилось искать заказчиков на публикацию рекламы на страницах журнала и, наконец, при редакции организовали Малое предприятие «Библиотека „Звезды"», которое издало около двух десятков книг, в том числе сборник молодой питерской фантастики с предисловием Б. Стругацкого, «Антихрист» Э. Ренана, роман «Мать Тьма» Курта Воннегута, «Ветхозаветные пророки» о. Александра Меня и др.

За два года (с 1990 по 1992) тираж журнала с 360 тысяч упал почти до 20 тысяч экземпляров.

Но вот настал день, который можно назвать действительно «черным»: снова резко подпрыгнули цены на бумагу, поставщик отказался отгружать по старым, в типографии и слушать не хотели о «славной истории героической «Звезды», выстоявшей даже в жесточайшие месяцы блокады». «Деньги на бочку!» - становилось главным принципом деловых отношений.

И тогда помог Даниил Александрович Гранин. Он связался с Ленинградским отделением Фонда Сороса, который оказал финансовую помощь. Фонд давал возможность библиотекам подписываться на литературные журналы, тем самым поддерживая их тиражи.

Так журнал выстоял в трудные 1990-е годы.

Вскоре связи «Звезды» с миром расширились и окрепли, и это вселяло уверенность в будущем журнала, сберечь русскую литературную традицию.

100 лет «Звезда» просуществовала и перешагивает этот рубеж. И это важное свидетельство неистребимости русской культуры, ее неподвластности «бурям века», какими бы леденящими они ни были. Жизнь идет, обстоятельства меняются. Но просвещенный читатель остается со своим журналом. Читателей этих сотни тысяч в Интернете. «Звезда» должна жить, чтобы по великой отечественной традиции «сеять разумное, доброе, вечное».

Официальный сайт журнала:

  • Звезда : литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал. - Санкт-Петербург, 1924 - . - URL: https://zvezdaspb.ru/ (дата обращения: 10.02.2024). - Текст : электронный.

Источники:

  1. Арьев, Андрей. Журнал «Звезда» и идеология «попутничества» / Андрей Арьев. - Текст : непосредственный // Звезда. - 2004. - № 1. - С. 146-151.

  2. Блюм, Арлен Викторович. «Звезда» после августа 1946-го : хроника цензурных репрессий 1940-1960-х годов / Арлен Блюм. - Текст : непосредственный // Звезда. - 2004. - № 1. - С. 152-160.

  3. «Звезда» в годы «Большого террора»: хроника цензурных репрессий : по секретным донесениям Ленгорлита и Главлита / предисл., подгот. текста и примеч. Арлена Блюма. - Текст : непосредственный // Звезда. - 1993. - № 11. - С. 170-181.

  4. «Звезда» как зеркало столетия . - Текст : непосредственный // Звезда. - 2014. - № 1. - С. 3-10.

Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.

«Звезда» как зеркало столетия : 100 лет журналу «Звезда» : дайджест / МБУК «Библиотечная информационная система г. Кургана», Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского, Информационно-библиографический отдел ; сост. Артемьева М. Г. - Курган, 2024.


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!