Библиографическое пособие. Курган. 2023
2023 год, объявленный в Российской Федерации Годом педагога и наставника, поистине богат на юбилейные даты выдающихся ученых-педагогов, новаторов в своей педагогической и просветительской деятельности, среди которых исключительное место занимает Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), известный отечественный педагог-гуманист ХХ века. Он вошел не только в историю отечественной, но и мировой педагогики как блистательный экспериментатор и неординарная личность с ярко выраженным творческим началом, сказав новое слово о школе как центре воспитания и обучения в социальной среде.
Жизненный путь Сухомлинского не был устлан лаврами. Его детство совпало с годами Гражданской войны, годами разрухи и лишений. А затем годы коллективизации и голода, последствием которых были сотни вымерших, обезлюдевших, разорившихся городов и сел. Прошел педагог и обгоревшими, пропитанными потом и кровью дорогами Великой Отечественной, оставившей в его груди железные осколки. Повидал он много горя и человеческого зла. И, видимо, не случайно он часто повторял слова Рабиндраната Тагора: «Человек хуже зверя, когда он зверь».
В библиографическом пособии «Воспитание по Сухомлинскому» представлены факты из жизни и деятельности педагога.
В работе использованы традиционные и электронные источники.
Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника.
В. А. Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевке Херсонской губернии в крестьянской семье. Кроме Василия, в семье Сухомлинских было еще трое детей, и все они связали свою жизнь с образованием - работали сельскими учителями.
В Васильевке прошло детство будущего педагога. Здесь он окончил семилетку. Здесь же в стенах родной школы в 1935 году начал трудовой путь, став за учительский стол в неполные семнадцать лет. Предстояла будничная, кропотливая работа по овладению учительской профессией, по освоению и развитию педагогического мастерства.
В 1934 году Сухомлинский поступает на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых он становится студентом факультета украинского языка и литературы. Но из-за болезни оставляет учебу. Работает пионервожатым, учителем начальных классов, учителем-предметником в Васильевской и Зыбковской семилетках.
В 1936 году становится студентом-заочником Полтавского учительского института. За два года оканчивает его и получает диплом с отличием.
В 1941-м Василий Сухомлинский был призван в ряды Красной армии. Был дважды ранен. После второго ранения в феврале 1942 года его демобилизовали и направили в поселок Ува, что в Удмуртии. Здесь летом 1943 года состоялось знакомство будущих супругов Сухомлинских. «В кабинете директора школы, куда я зашла, - вспоминает Анна Ивановна, будущая супруга Василия Александровича, - было трое мужчин. Среди них выделялся яркой внешностью самый молодой. Он был выше среднего роста, подтянут, в офицерской форме без погон, с удивительно чистой, свежей матового оттенка кожей лица и легким румянцем на щеках, густыми темными бровями и открытым теплым взглядом больших карих глаз» . Это и был Василий Александрович.
«Василий Александрович был разным, - вспоминаает Анна Ивановна. - Добрым и ласковым, внимательным и заботливым, был он и суровым. Но никогда не был равнодушным... Внешне мягкий, несколько медлительный, с тихим глуховатым голосом, с теплым, чуть грустным взглядом, иногда стеснительный, особенно в обществе малознакомых людей... обладал высокой работоспособностью. Ненавидел лень, пустословие, инертность, расслабленность, отсутствие интереса к новому, корыстолюбие, подхалимство, лесть, карьеризм. Очень любил людей трудолюбивых, и сам работал до самозабвенья. У него не было выходных, праздников, отпусков. Он спешил жить...»
После освобождения Украины Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году был назначен директором средней школы в поселке Павлыш, где проработал 22 года.
Став директором школы, Василий Александрович очень скоро понял, что без глубокого знания всех предметов учебного плана, он не сможет на надлежащем уровне осуществлять контроль за учебно-воспитательным процессом, а главное - не сможет быть учителем учителей. Это побудило его вновь взяться за изучение физики, математики, биологии, химии, географии, истории... За три года ему удалось проработать все школьные учебники и основную методическую литературу. Насколько педагог делал это основательно, говорит хотя бы то, что, скажем, по математике он решил все задачи по школьным задачникам и многие задачи, содержавшиеся в дополнительных пособиях. Филолог по образованию, он мог и давал уроки по всем предметам средней школы.
На вопрос, обязательно ли директору школы знать все предметы учебного плана, Василий Александрович, ответив утвердительно, добавил, что он, кроме того, «должен видеть передний край наук, основы которых преподаются в школе» .
Он был в курсе всего нового, что появлялось в науках, основы которых преподаются в школе. В его рабочем кабинете, было множество общих тетрадей, которые содержали тысячи выписок из журналов, вырезки из газет и т. п., раскрывающие сущность и достижения той или иной науки или отдельно взятой проблемы.
Сухомлинского отличали энциклопедическая образованность, широкая эрудиция. Коллеги отмечали, что он читал первоисточники на девяти языках, хорошо рисовал, играл на скрипке и сопилке, мог часами наизусть декламировать многие страницы прозы Толстого и Достоевского, Тургенева и Коцюбинского, «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо», добрую половину стихов Шевченко и Украинки, Тютчева и Никитина, Маяковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского.
У него был особый режим дня. Пробуждался он в 4 часа, ложился спать в 21-22 часа. Наиболее продуктивным для творчества Сухомлинского было время с 4 до 8 и с 16 до 18 часов. В эти часы, оставаясь наедине с собой, он еще и еще раз продумывал и выкладывал на бумаге то, что отстоялось, что было проверено практикой. И так изо дня в день.
Главным источником, питающим мысль павлышского педагога, были уроки и внеклассные мероприятия. И не только те, что он проводил сам, но и те, что проводили его коллеги. Выполняя учительскую нагрузку (его недельная нагрузка, как правило, не превышала 6 часов), Василий Александрович установил правило: начинать свой рабочий день с посещения двух уроков или внеклассных мероприятий у своих коллег. За год ему удавалось посетить более 400 уроков и внеклассных мероприятий. Всего же за время работы в Павлышской школе Сухомлинский посетил около 10 тысяч уроков.
Каждый урок побуждал его к раздумьям, являлся движущей силой его педагогических исканий. Подчас, чтобы понять сущность какого-либо явления, ему приходилось анализировать десятки, а то и сотни уроков. Нащупав путь решения той или иной проблемы, он проговаривал идею с коллегами. Те апробировали ее и, только убедившись в ее продуктивности, внедряли в практику. Подробные анализы уроков легли в основу 36 книг.
За годы работы Сухомлинского директором Павлышской школы 927 его односельчан получили аттестат о среднем образовании, более 60% из них стали специалистами с высшим образованием.
За свои неполные 52 года Сухомлинский написал более 50 книг, опубликовал сотни журнальных и газетных статей. В его творческом арсенале около 1200 художественных миниатюр - рассказов и сказок для детей. Высокоинтеллектуальный дар соединялся в нем с художественным талантом. Он писал высокохудожественным языком.
Наследие Василия Александровича Сухомлинского представляет собой органичный сплав опыта педагога, безграничного и всеохватывающего, и богатств общечеловеческой культуры, которые вобрало в себя его творчество. Вот этот уникальный синтез личного и общечеловеческого и создал ту творческую силу, которая позволила педагогу сказать свое самобытное, новаторское слово практически по каждому аспекту школьного образования и воспитания.
Педагогика настоящего и будущего
Педагогика Сухомлинского - во многих отношениях педагогика настоящего и будущего, всецело направленная на реализацию гуманистического идеала.
Среди насущных проблем образования вочеловечивание знаний, пожалуй, одна из самых чувствительных. К этой проблеме обращались многие исследователи. Особый вклад в реализацию проблемы внес Василий Сухомлинский, понявший, что вочеловечивание знаний, их одухотворение позволяет ученику воспринимать их по-другому.
Вочеловечить - значит рассматривать знания и объекты, заключенные в них, с точки зрения их полезности для человека. Не секрет, что продуктивны те уроки, на которых ученик, познавая изучаемый материал, свой пытливый взор обращает в том числе на самого себя как представителя человечества, оценивает себя с точки зрения содержательной сущности озвученных фактов. При таком взгляде на знания и предметы весь мир для ученика приобретает личностную значимость, а его взаимоотношения с этим миром возвышают его до понимания, что весь предметный мир создан человеком. А значит, и ему, ученику, надо быть не только потребителем, но и созидать, вносить свой вклад в развитие и обогащение данного мира.
Ребенок приходит в школу за знаниями, которые предстают перед ним в виде информации, исходящей от учителя. Учитель при этом выступает связующим звеном между знаниями и учеником. Среди источников образования учитель для ученика являет главный источник. Других источников: ученых, отрывших законы и обосновавших закономерности и принципы, авторов учебников и методических пособий, деятелей искусства и литературы - ученик не видит, они, если можно так выразиться, остаются за кадром.
Поскольку учитель находится в единой цепочке источников знаний, более того, замыкает процесс передачи этих знаний, он должен стать сотворцом открывателя. При таком подходе информация, поступающая от него к ученику, будет полнее соответствовать первоисточнику. И заметим, не только его информационному, но и энергетическому потоку, в нашем случае - творческому. Образовательная среда будет насыщаться творческой энергией учителя, обладающей сильным активизирующим свойством.
Процесс вочеловечивания знаний опирается также на закон восточной философии: «Не передавай информацию, пока не сделаешь ее своей». Это хорошо понимал В. А. Сухомлинский и многое делал, чтобы знания, раскрываемые на уроках, были вочеловечены.
В 1940-1950-х годах в отечественном образовании и педагогической науке приоритет отдавался умственному образованию. Василий Александрович в педагогическом процессе приоритет отдавал воспитанию. Говоря об итогах очередного учебного года, он на первое место поставил то, что «дети прошли школу человечности». Главное для него не математика, не физика, а воспитание человеческого начала в человеке.
Иначе говоря, Сухомлинский отстаивал идею о том, что воспитание в процессе становления и развития личности непременно должно выполнять регентальную функцию. Это вовсе не указывает на второстепенность других аспектов процесса взращивания ребенка, а лишь подчеркивает необходимость обязательного присутствия воспитания во всех направлениях организуемой жизнедеятельности ребят.
Решение обозначенной задачи связано с переводом процесса воспитания в процесс непрерывного самовоспитания. Воспитание без самовоспитания не даст желаемых результатов. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же взаимообусловленного процесса. Эту мысль высказал и всесторонне обосновал В. А. Сухомлинский. По его мнению, только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию», и есть «настоящее воспитание».
Самовоспитание в своем развитии проходит ряд этапов: от самопознания к оценке и самооценке и от последней к самовоспитанию и саморегуляции собственного поведения, поступков, действий воспитанников.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в пять раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в четыре раза - психоневрологических отклонений, в три раза - патологий органов пищеварения. Развивая мысль о том, что образование самым непосредственным образом влияет на здоровье человека, и в первую очередь на ребят школьного возраста, укажем, что «исследование физического и умственного развития неуспевающих и отстающих детей», которое осуществлялось в Павлышской школе, привело к довольно тревожному выводу: «у 85% неуспевающих и отстающих главная причина отставания - низкая, неудовлетворительная работа на уроках и дома, второгодничество, плохое состояние здоровья» . Углубление в проблему привело павлышан к ряду других, не менее важных выводов. В частности, было выявлено, что «источник полноценного умственного труда не в темпе и напряжении умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального и эстетического воспитания» .
Наряду с совершенствованием санитарно-гигиенических требований и оптимизацией режима труда и отдыха ребят В. А. Сухомлинский вместе с коллегами по цеху активно искал другие резервы сохранения здоровья школьников. Таковые, как выяснилось, хранит в себе дидактика. Поиски новых форм, методов, приемов учебной деятельности позволили улучшить показатели ребят в учебе. Тем самым было положено начало разработке здоровьесберегающих образовательных технологий, которые в конце прошлого столетия - начале XXI в. стали активно внедряться в образовательную практику.
Не секрет, что жизнедеятельность буквально всех составляющих школьного организма напрямую зависит от успехов в учении. Таковые же возможны лишь при условии, когда используемые технологии позволяют ребятам учиться с интересом и достигать оптимальных результатов без ущерба для здоровья.
Сущность и специфика педагогического труда состоит в том, что ежедневно десятки ребячьих глаз, как рентгеном, просвечивают учителя. Уровень профессионализма, его духовно-нравственное и эстетическое начала, психическое состояние постоянно на виду не только у любознательных ребят, но и их родителей. У учителя нет другого выбора, кроме как всегда быть на высоте, иначе он утрачивает авторитет педагога, а вместе с ним и влияние на детей и право быть их воспитателем.
Профессию учителя Сухомлинский считал едва ли не самой главной на земле, называя человековедением. Учитель должен быть фундаментально образован. Его интеллектуальное богатство - доказательство того, что он действительно любит свой предмет, свою науку, школу и своих учеников.
В Павлышской школе велась кропотливая и постоянная работа по повышению квалификации учителей. Сухомлинский предостерегал учителя, чтобы тот никогда не исчерпывался.
В Павлышской школе каждый учитель исследовал какой-либо аспект учебно-воспитательного процесса. Педагог-новатор подчеркивал, что «по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без элемента исследования... Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» . Учитель, не умеющий проникать мысленно в глубину фактов, в причинно-следственные связи между ними, превращается в ремесленника, а его труд при отсутствии умения предвидеть становится мучением.
В. А. Сухомлинский выдвинул взаимосвязанную цепь требований к гуманно ориентированному учителю. Смысл требований - уметь читать ребенка по малейшим движениям его глаз и души. Без знания души каждого ребенка учитель словно слепой. Сухомлинский видел и изучал ребенка сразу в трех плоскостях мира: сказочном; мире познания; мире физического развития. Этому способствовала разработанная система изучения ребенка с четырехлетнего возраста и до выпускного класса, тесное сотрудничество с родителями и др.
Сухомлинский подчеркивал, что высшей ступенью гуманизма учителя является его высокий профессионализм. Ибо только глубокое знание сил природы и анатомо-физиологических особенностей, психических закономерностей и духовного мира ребенка, зависимости процессов, происходящих в коре головного мозга, многочисленных факторов окружающей среды и многого другого поможет преодолеть возникающие трудности в обучении и воспитании детей. По мнению педагога, только при условии, когда объем знаний учителя превышает в 10-20 раз объем, который надо изложить ученикам, его рассказ на уроке рождается незаметно, а информация воспринимается без особого напряжения. При этом условии и внимание самого учителя будет больше приковано к мышлению ребят, чем к своему рассказу. И это то главное, на что направлялись усилия павлышских учителей.
Учитель, по Сухомлинскому, должен предоставлять возможность ребятам охватывать мысленным взором массу фактов. С этой целью, подчеркивал он, учитель «в ходе изложения должен быть щедрым на факты и скупым на обобщения» . Обобщения должны формулировать сами ребята. Это та вершина, которая делает их в конечном счете «мыслителями, открывателями». Ученики, принимая от учителя кирпичики все новых и новых истин, вначале как бы примеряют их к сооружаемому зданию знаний, а затем выстраивают их в логической системе. Даже непонятливого и малосообразительного павлышане вели к самостоятельному открытию, понимая, что «изумление перед истиной, добытой собственными усилиями» , - это стимул интереса к знаниям, стимул его умственного развития.
Каждое педагогическое явление Сухомлинский рассматривал как логическую общность, единство трех факторов: «во-первых, того, что дает сама жизнь (ребенок пришел в школу с объективно существующими чертами, особенностями), во-вторых, того, что делает учитель, и в-третьих, того, что будет достигнуто» . Учитель, анализируя указанные факторы, с одной стороны, видит их взаимозависимость, с другой, и это самое важное - творит само педагогическое явление, с третьей - видит в обычном, привычном - новое, с четвертой - проецирует перспективу, наконец, такой подход меняет взгляд самих учителей на собственный труд.
Назначение учителя, по Сухомлинскому, «быть не только абстрактным воплощением педагогической мудрости, но и живой личностью, помогающей ребенку вместе с познанием мира познавать и себя. Решающее значение при этом будет иметь то обстоятельство, подчеркивал Василий Александрович, каким предстанет учитель перед ребятами. «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни... Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек» .
Гуманность школы, непреходящая ценность ее образовательно-воспитательного потенциала, как говорит опыт В. А. Сухомлинского, состоят в том, чтобы помочь каждому воспитаннику открыть глаза на самого себя, увидеть в себе свою неповторимость, а увидев, поняв, почувствовав в себе «огонек человеческой гордости», бороться за самого себя. Знания, добытые в школе, не только обогащают воспитанника, но и становятся богатством Отчизны. Образовываясь, ребенок усваивает общечеловеческие ценности, которые становятся национальными ценностями общества.
Многогранная деятельность В. А. Сухомлинского обогатила педагогическую науку новыми идеями и положениями, она по праву может рассматриваться как важный этап в развитии гуманистической традиции в педагогике. Через его единичный опыт, через особенное, что несет в себе творчество павлышского новатора, педагогика приходит к всеобщему.
Василий Александрович Сухомлинский был в первых рядах тех деятелей науки и культуры, чья бескомпромиссная и страстная проповедь правды, гуманизма, свободы и защиты человеческого достоинства не позволила погаснуть светильнику милосердия и доброты и тем самым внутренне готовила приход нового педагогического мышления.
Гуманизм в педагогике В. А. Сухомлинского выступает отнюдь не в качестве некой абстрактной сущности, отвлеченных теоретических конструкций, а как живая, конкретная душа всей его системы, как метод его педагогического мышления. Все это проявлялось не только в полнокровной жизненной конкретике используемых им примеров, иллюстраций, накопленных в результате личного педагогического опыта, который представляется безграничным, всеохватывающим. Дело в том, что этот опыт составлял органический сплав с богатствами общечеловеческой культуры, которые вобрало в себя его творчество. Уникальный синтез личного и общечеловеческого и создал ту творческую силу, которая позволила павлышскому педагогу сказать свое самобытое, новаторское слово практически по каждому аспекту обучения, воспитания и развития личности школьника.
Павлышский новатор еще при жизни стал властителем педагогических дум. Он опередил время и заглянул в будущее.
Произведения Василия Сухомлинского
Сухомлинский, Василий Александрович. Избранные педагогические сочинения : в 3 томах / В. А. Сухомлинский ; Академия педагогических наук СССР ; редкол.: Н. П. Кузин (гл. ред.) [и др.] - Москва : Педагогика, 1979 - 1981. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Как воспитать настоящего человека : Этика коммунистического воспитания / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская. - Москва : Педагогика, 1989. - 287, [1] с. - (Библиотека учителя) (Педагогическое наследие). - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Книга о любви / В. А. Сухомлинский ; сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов. - Москва : Молодая гвардия, 1983. - 191, [1] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Мудрость родительской любви / В. Сухомлинский ; сост. А. И. Сухомлинская. - Москва : Молодая гвардия, 1988. - 304 с. : фот. - (Библиотека для родителей). - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. О воспитании / В. А. Сухомлинский ; сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - Москва : Политиздат, 1982. - 270, [2] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Павлышская средняя школа : обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. - Изд. 2-е. - Москва : Просвещение, 1979. - 396, [4] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. - Москва : Просвещение, 1979. - 95, [1] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Потребность человека в человеке / Василий Сухомлинский ; сост. Т. В. Самсонова. - Москва : Советская Россия, 1978. - 93, [3] с. - (Человек среди людей). - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - Изд. 2-е. - Москва : Просвещение, 1982. - 206, [2] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск : Народная асвета, 1982. - 287, [1] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская ; пер. с укр. Е. Ершовой [и др.]. - Москва : Педагогика, 1990. - 303, [1] с. - Текст : непосредственный.
Сухомлинский, Василий Александрович. Школа и природа / В. А. Сухомлинский. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 28-37.
О Василии Сухомлинском
Богатырева, Н. Ю. Василий Сухомлинский: «Верь в человека - и он станет человеком» / Н. Ю. Богатырева. - Текст : непосредственный // Обсерватория культуры. - 2014. - № 5. - С. 84-94.
Богатырева, Наталья. Василий Сухомлинский: «Шлифуй в себе человечность» / Наталья Богатырева. - Текст : непосредственный // Читаем вместе. - 2014. - № 7. - С. 38.
Борисовский, Абрам Моисеевич. В. А. Сухомлинский : книга для учащихся / А. М. Борисовский. - Москва : Просвещение, 1985. - 127, [1] с. : ил. - (Люди науки). - Текст : непосредственный.
Бурт, Валерий. Воспитание по Сухомлинскому / Валерий Бурт. - Текст : непосредственный // Свой. - 2018. - Сентябрь. - С. 20-23.
Князев, Е. Педагогическое жизнечувствие Василия Сухомлинского / Е. Князев. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 9. - С. 84-90.
Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский и его время / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 1. - С. 65-74.
Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский о нравственности как системообразующем факторе воспитания / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 5. - С. 60-68.
Мухин, М. И. В. А. Сухомлинский: через восприятие и творение красоты к человечности / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 6. - С. 63-70.
Мухин, М. И. Одухотворение В. А. Сухомлинским педагогической формулы «Учить детей учиться» / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 3. - С. 62-71.
Мухин, М. И. Организационные основы и содержание работы Павлышской школы Сухомлинского / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 2. - С. 63-73.
Мухин, М. И. Педагогика настоящего и будущего / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 8. - С. 60-71.
Мухин, М. И. Труд, трудовое воспитание - основа педагогики В. А. Сухомлинского / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 7. - С. 57-65.
Мухин, М. И. Успех учения, по Сухомлинскому, в радости познания / М. И. Мухин. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2018. - № 4. - С. 67-75.
Сахаров, В. А. Эмоциональные стимулы нравственного развития личности ребенка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского / В. А. Сахаров. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2010. - № 1. - С. 84-89.
Сметанин, Александр Михайлович. Читайте Сухомлинского : Сердце отданное детям / Александр Сметанин. - Курган : Типография "Дамми", 2019. - 259, [1] с. - Текст : непосредственный.
Тартаковский, Борис Семенович. Повесть об учителе Сухомлинском ; Смерть и жизнь рядом : повести / Борис Тартаковский. - Киев : Днiпро, 1983. - 407, [1] с. - Текст : непосредственный.
Чагадаева, Ольга. Василий Сухомлинский: Детей покоряет влюбленность учителя в знание : мысли выдающегося педагога-фронтовика очень актуальны для сегодняшней школы / Ольга Чагадаева. - Текст : электронный // Родина. - URL: https://rg.ru/2021/05/10/vasilij-suhomlinskij-detej-pokoriaet-vliublennost-uchitelia-v-znanie.html?ysclid=ln5yjkg9kb859165292 (дата обращения: 20.09.2023).
Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.
Воспитание по Сухомлинскому : библиографическое пособие / сост. Артемьева М. Г. - Курган, 2023.