Библиографический указатель. Курган. 2019
Судьба артиста зависит от разных обстоятельств. Но, прежде всего требует от тех, кто посвятил жизнь этой профессии, безграничной преданности, силы воли и мужества. Театр — это праздник. Но и суровое испытание. Испытание верности.
Павел Корчагин в одноименном фильме, капитан Артур Грэй в «Алых парусах», Вронский в «Анне Карениной», Иван Варавва в легендарных «Офицерах»... Эти роли сделали Василия Ланового кумиром миллионов. Сам себя Василий Семенович представляет скромно: «Я актер Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, в котором служу с 1957 года».
16 января Лановому исполняется 85 лет. В этом году он отмечает и 65-летие своей кинокарьеры. Дебют состоялся в 1954 году в картине «Аттестат зрелости» Татьяны Лукашевич, где он сыграл самонадеянного красавца Валентина Листовского.
«Оглядываясь назад, могу сказать, что биография, так, как она сложилась, щедро подавала и подает материал для работы, для создания полнокровных, сильных, страстных образов наших современников и героев более отдаленных эпох...
Счастлив, что служу людям и нашему народу, что живу на сцене, в экранных героях, в судьбах, каждая из которых хоть в какой-то мере учит служить добру и справедливости, ненавидеть зло, учит чувства добрые, светлые в людях пробуждать. А что может быть выше этого?»
Василий Лановой
И в самом деле, что может быть выше? Какое это счастье, если человек действительно так оценивает свою судьбу. Тем более что у Ланового для этого достаточно оснований.
Народный артист СССР Василий Семенович ЛАНОВОЙ родился в Москве 16 января 1934 года. Его родители, украинские крестьяне из села Стрымба Одесской области, спасаясь от голода, в 1931 году переехали в Москву.
Василий Лановой вспоминает: «Мои родители Лановый Семен Петрович, Лановая Агафья Ивановна из села Стрымба Кодымского района Одесской области. Это между Винницей и Одессой. Там они занимались сельским хозяйством. Но в 1931 году на Украине начался страшный голод, и отец поехал в Москву. Отцу нужно было тащить семью. А через год к нему приехала и мать. Они оба поступили на химический завод № 754 на окраине Москвы». Работа на этом производстве не прекращалась и в войну. «Мама рассказывала мне, — вспоминает актер, — что на следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, в их цеху вручную стали разливать противотанковую жидкость Молотова».
1941 год. На лето родители отправляют детей к бабушке и дедушке на Украину.
«Я и мои сестры — типичные дети войны, — рассказывает Василий Лановой. Когда она началась, мне было семь лет, младшей сестре — четыре года, старшей — десять... Мама каждое лето из Москвы отправляла нас в родную Стрымбу — к бабушке и дедушке. В пути, в поезде, нас сопровождал кто-то из родственников, или вагоновожатая за нами присматривала. 20 июня 1941 года мы сели в поезд 22 июня он прибыл на нашу станцию. Мы вышли из поезда в пять утра и увидели в небе сотни самолетов — они летели бомбить Одессу... Каждый год побыть с нами в деревне приезжала и мама, обычно недели через две. Но тогда мама не приехала ни через две недели, ни через год, ни через два... Мы с бабушкой и дедушкой ничего не знали о родителях, а они ничего не знали о нас. Мама смогла приехать только через три с половиной года — в конце 1944-го. А пока мы жили с бабушкой и дедушкой, наш дед — мы звали его дид Иван — заставлял меня гонять воробьев, чтобы они не клевали лен, который он посадил. Я и гонял, работал так. И однажды я, как всегда, занимался этим делом, слышу, сестра кричит мне: „Василь! Василь!“ Я ей: „Чего?“ „Мамка прийхала!“ — радостно она мне. „Не бреши!“ — не поверил я. „Ей богу!“ — кричит она в ответ. Я бросил воробьев, помчался в сторону станции, по дороге обогнал одну сестру, вторую... Прибегаю, а там уже полсела собралось. Вижу, два вола тянут арбу, высокую такую, а на ней сидит какая-то худющая черная тетя — черные волосы, черные глаза... Я пробегаю мимо. Не узнал. А мне Петро, один из селян, кричит: „Василь! Куды ж ты побег? Це ж мамка твоя прийхала...“ Схватил меня и забросил прямо маме в руки. А она меня прижала и не отпускала от себя до вечера. Вот такая у нас была встреча — чисто кинематографическая. Даже трудно представить, что такое бывает».
Мальчишкой за годы войны Лановой переживал и другие события, которые, как сам говорит, остались в его памяти навсегда и которые, кстати, не прошли даром для его будущей профессии.
«Однажды мой дид Иван привел кобылу — худую, спотыкающуюся, кривобокую, — рассказывает Василий Лановой. — Прислонил ее к забору, потому что сама она ровно стоять не могла, и сказал мне: „Василь, вот тебе кобыла, будешь на ней пасти колхозных коров“. А я спрашиваю: „Дедушка, а где же у нее седло?“ „Вот москали, — усмехнулся дид Иван. — Так будешь ездить! Ничего с тобой не случится!“ Я и ездил. И замечательно, надо сказать, научился. Хотя кобыла моя иногда заваливалась в разные стороны... но благодаря этому на съемках фильмов „Павел Корчагин“, „Анна Каренина“, „Офицеры“ я держался в седле, скакал, даже падения с лошади делал сам. Дублеров там не было...»
Были во время войны в жизни будущего актера и трагические случаи.
«У нас в хате стоял немецкий майор, — вспоминает Василий Семенович, — толстый такой. Он всегда смотрел на нас, детей, и начинал плакать, показывал нам фотографии своих троих сыновей и плакал еще больше. Майор подарил мне ремень — красивый, с большой бронзовой бляхой. Мне он жутко нравился, я ходил гордый с этим ремнем. А однажды рядом со мной остановился „мерседес“, маленький, полевой, из автомобиля вышел немецкий офицер и подозвал меня. Я подошел. Он, указывая на ремень: „Отдай“. Я говорю: „Нет, мне подарили“. „Отдай!“ — потребовал он настойчиво. Я: „Нет!“ Он рассмеялся, взял автомат и выпустил у меня над головой две очереди... Ремень я отдал, но это для меня стало настолько страшным потрясением, что я стал заикаться. И заикался долго. А когда с мамой мы вернулись в Москву, меня, заикающегося, она повела в больницу. Врач сказал: „Не волнуйтесь! Мальчик на Украине был? Пусть с утра до вечера поет украинские песни, в них очень длинные гласные. Так мы лечим заикание“. Я ходил и спивал. А через три месяца перестал заикаться».
После отступления немцев, село перешло румынам. Василий Лановой пошел в школу. Местная школа была переведена на румынский язык. «Так я и учился первые три года — по-румынски. В результате по-русски писать почти не умел».
В 1944 году мать привезла детей в Москву. Василий пошел в московскую школу.
«Когда после эвакуации пошел в московскую школу, в проверочном диктанте сделал три ошибки в слове „хлеб“ — и меня снова отправили к первоклассникам. Мне пришлось потом несколько раз „перепрыгивать“ из класса в класс, чтобы догнать свое поколение. Но я окончил школу с золотой медалью».
В актеры Василия Ланового привел случай.
«После войны жизнь везде была трудной, — говорит Василий Семенович. — И мы с мальчишками промышляли: то лазали по карманам прохожих, тогда у ребятни это было в порядке вещей, то капусту тягали с машины, которая ее перевозила. Обычно это удавалось зимой, мы катались на коньках, а в руках у нас были крючки. Одним мы цеплялись за грузовик, ехали за ним, а другим сбрасывали капусту... А однажды мы гуляли с Володей Земляникиным (это мой друг, оттуда же, с окраины Москвы, потом он стал замечательным актером, служит в театре „Современник“). Подошли ко Дворцу культуры завода имени Лихачева — тогда он был имени Сталина — и видим афишу: „Том Сойер“. Заходим внутрь, а там детская студия дает спектакль. Посмотрели. Понравилось невероятно! И мы с Володей решили тоже записаться в эту студию, а руководил ею тогда Сергей Львович Штейн, потом он стал режиссером „Ленкома“. Пошли к директору Дворца культуры: „Где у вас тут записывают? Мы готовы!“ Вот так с Володей мы попали в искусство. И в одно мгновение выпали из нашей предыдущей жизни — перестали сбрасывать капусту, лазать по карманам... Все наше время занимал театр, мы в студии дневали и ночевали до десятого класса. Это была не просто студия, это было братство, содружество людей, объединенных одним, захватившим всех делом, людей увлеченных, просто одержимых искусством, жаждой познания, стремлением к прекрасному, счастливых людей уже от того только, что их многое духовно роднило, что они были вместе и не мыслили себе существования друг без друга, без своей студии».
Окончив с золотой медалью среднюю школу, Лановой поступает в Московский государственный университет на факультет журналистики и тут же начинает сниматься в главной роли в фильме «Аттестат зрелости». Работа эта принесла будущему актеру первый успех, признание и тем самым способствовала окончательному выбору профессии. Лановой бросил МГУ и на следующий год стал студентом Щукинского театрального училища.
В училище на курсе Мансуровой Лановой познакомился с Татьяной Самойловой. Которая стала его первой женой...
Актер театра и кино
Василий Лановой один из самых деятельных современных актеров. Принято считать, что он — актер героико-романтический. Играет ли Лановой роли положительные, отрицательные — все равно!
Еще во время учебы в 1954 году Василий Лановой снялся в фильме «Аттестат зрелости».
Следующий фильм «Павел Корчагин» был снят в 1956 году. «Павел Корчагин — это моя вторая роль в кино и первая по своему определяющему влиянию на меня самого. Повезло не только с ролью — в 21 год создать такой образ, повезло жизненно. Получалось так, что не только я создавал образ Корчагина как актер, но Корчагин создавал меня как личность, как человека. Работа над ним — трудный и, пожалуй, самый счастливый период в моей жизни.
Режиссеры А. Алов и В. Наумов предложили мне попробоваться в главной роли в их фильме. Я не только не удивился их предложению, а, наоборот, так нагло и самоуверенно ответил, что давно этого жду, что я должен играть Павку. На их удивленный вопрос: „Почему это ты так считаешь?“ — я им рассказал о том, как нам читал роман во время войны наш сельский учитель и затем как играл в спектакле театральной студии ЗИЛа.
Сделали пробы, и я был утвержден на главную роль».
Эта картина получила призы на Московском международном кинофестивале в 1957 году и в 1958 году — на Всесоюзном, а роль Павки Корчагина закрепила за актером амплуа героико-романтического плана.
В 1957 году Василий Лановой устроился работать в театр им. Вахтангова. Режиссер Рубен Николаевич Симонов поначалу предлагал ему лишь небольшие роли, и это угнетало актера.
Первой большой работой в театре был политрук Бакланов в спектакле «Вечная слава». Нескладный очкарик в длиннополой шинели. В нем словно сошлись два человека. Один был еще совсем юный, едва успевший окончить школу, чистый и мечтательный. Другой — в свои восемнадцать лет не раз уже смотрел смерти в глаза и сам погиб, не уступив и пяди родной земли. Настоящий герой. Не из тех бравых, удачливых, всегда улыбающихся, что часто встречались прежде, но обыкновенный человек, вынесший на своих плечах все тяготы войны.
Далее мичман Кнорис в «Гибели эскадры» Корнейчука — роль обычно проходная, второстепенная. И вдруг в вахтанговском спектакле — Лановой сыграл его так, будто подал заявку на образ булгаковского Алексея Турбина. Вместо красиво-театральной сентиментальной бравады актер показал неожиданно подлинную трагедию. Кнорис и не пытался найти общий язык с окружающими. Он не верит боцману, презирает его, потому что не верит и презирает Центральную раду. С большевиками ему тоже не по пути! Лановой рассказывает о человеке талантливом, достойном, образованном, осознавшем бессмысленность своего дальнейшего существования. Отсюда и самоубийство как единственный выход из создавшегося положения. И, что самое удивительное, роль ничуть не сопротивляется подобной трактовке. Как будто она именно так и задумывалась автором.
Слуга Ковьель в мольеровском «Мещанине во дворянстве», согласно признанию Ланового, достался ему исключительно по собственному выбору. И в выборе своем актер не ошибся. Ковьель не похож на всех других героев Ланового. Стихия комедии обнаружила в нем способность к шутке, розыгрышу, импровизации, чувство юмора.
Параллельно с работой в театре Василий Лановой снимается в кино «Алые паруса» (1961), «Коллеги» (1962), «Иду на грозу» (1965), «Война и мир» (1965-67), «Анна Каренина» (1967). Когда я снимался в «Анне Карениной», а съемки проходили в Одессе — от нашего села в 160 километрах, мне позвонил председатель: «Василий Семенович, ваш дид Иван ходит гордый такой. Говорит всем: „Це ж мой Василь там снимается!“ Заедьте до нас...» Я пообещал заехать. Приезжаю, иду к дому и вижу дида Ивана, а за ним — полсела. Подойдя ко мне близко, он говорит громко — так, чтобы слышал не я, а сзади идущий: «Василь, а Василь, вот если б ты голым задом на той кобыле не елозил, фиг бы ты графа сыграл!..» — вспоминает Василий Семенович.
«Роль Павки Корчагина одна из моих любимых, — признается Лановой. — Как бы к Павке ни относились сегодня, но он только о Родине и думал, и ни в коем случае не о себе. Любима мной и классика: «Анна Каренина», «Война и мир», «Алые паруса»... А какие женщины были моим партнершами! Красавицы! Алиса Фрейндлих, Людочка Чурсина, Ирина Купченко... А когда спрашивают, какая роль у меня самая любимая, не задумываясь, отвечаю: «Эпизод на пляже в фильме „Полосатый рейс“. Потому что ошибиться в ней было нельзя, просто некогда было, а зритель видит меня красивым и загорелым...» Этот персонаж не был даже указан в титрах фильма «Полосатый рейс».
В 1964 году на сцене Вахтанговского театра поставили «Принцессу Турандот». Лановой сыграл принца Калафа. Он был красив, пластичен, элегантен. В нем угадывалась царственная порода. Принц страдал от любви к бессердечной, жестокой, капризной и неприступной Турандот. Но временами Василий Лановой вдруг отстранялся от роли, слегка иронически прищуривал глаз и сразу же превращался из «Ваше Высочество принца Калафа» в «Вася Высочество Ланового»... Дистанция между актером и образом сообщала Калафу какое-то дополнительное измерение. И все это органично вписывалось в структуру вахтанговского спектакля, задуманного как игра.
В 1971 году на экраны страны выходит фильм «Офицеры», в котором Лановой сыграл верного долгу и чести офицера Ивана Варавву. Фильм на многие годы стал одной из самых любимых картин отечественного кино. По опросам журнала «Советский экран», «Офицеры» были названы фильмом года, а Василий Лановой — лучшим актером 1971 года.
Фильм актуален до сих пор. Из воспоминаний Василия Ланового: «Недавно звонит мне внучка: «Деда, по телевизору опять показывали „Офицеров“. Я смотрела, а бабушка рыдала. Чего она рыдает-то, деда?» Ну что тут можно объяснить? Пришлось ответить: «Потом поймешь...»
После «Офицеров» Лановой принял участие в съемках первого сериала на нашем телевидении легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Актер сыграл Карла Вольфа, обергруппенфюрера СС. Этот герой имеет реальный прототип.
«Танечка Лиознова трижды приходила ко мне в театр, предлагала эту роль, я не соглашался, она настаивала, — вспоминает Василий Семенович. — А когда картина уже вышла, я встретил на улице Горького Юлиана Семенова, по роману которого и снимался фильм. Он только что вернулся из ФРГ и рассказал, что на одном приеме увидел «моего» Вольфа, живого, здорового, весом килограммов в двести... Семенов спросил, как ему понравился сыгравший его актер. Ответ был мгновенный: «Абсолютно не похож!» А Юлик решил ему вмазать словцом: «Вы должны быть счастливы, что наш худой Лановой вас сыграл». Немец юмор оценил, рассмеялся и ответил: «Я вашему худому Лановому передам хороший коньяк...» «Юлик, а где же мой коньяк?» — тут же спрашиваю я у Семенова. Он говорит: «Понимаешь, Вася, долго летели...»
В театре актеру Ланову предлагают роли разноплановые: Протасов в «Детях солнца» и Огнев во «Фронте», Ковьель в «Мещанине во дворянстве» и Цезарь в «Антонии и Клеопатре». Лановой не боится характерности, но при условии, если без нее обойтись невозможно. Поражает отточенность пластики, выверенность каждого жеста, каждого взгляда. Это тот самый случай, когда живой человек воспринимается нами как «монумент» — красивый, холодный, без сердца, расчетливый, несущий гибель.
Сам актер не раз признавался, что, играя роли неоднозначные — Олег Тулин («Иду на грозу»), Алексей Вронский, Дон Гуан, Виктор («Иркутская история») — он стремился найти в этих образах смягчающие их вину обстоятельства. В этом сказался общий настрой актера, его мироощущение.
Одна из наиболее значительных работ Ланового связана с образом председателя колхоза Сагадеева в спектакле «Тринадцатый председатель». Лановой почти весь спектакль сидит молча. Молчать на сцене куда сложнее, чем в жизни. Тем более если речь все время идет о тебе. К чести Ланового следует отметить: его Сагадеев молчит до того выразительно, что заставляет следить за собой непрерывно. Лановой создал образ руководителя, для которого важны не только интересы дела, но и состояние духа тех, кто дело вершит, и потому все его многолетние усилия как председателя колхоза направлены не только на восстановление разрушенного после войны хозяйства, но и на восстановление нравственных связей между людьми и в душе каждого отдельного человека.
На сцене Вахтанговского театра Василий Семенович сыграл более 50 ролей.
В 2004 году к 70-летию артиста Вахтанговский театр поставил бенефисный спектакль «Фредерик, или Бульвар преступлений», в котором Лановой сыграл французского актера Фредерика Леметра. «С удовольствием играю в спектакле „Фредерик Леметр, или Бульвар преступлений“ роль великого французского актера, обладавшего редким даром соединения в своем искусстве комического, трагического и буффонады. Роль интересная, сложная и приносит настоящее творческое удовлетворение» — делится впечатлениями актер.
Василий Лановой снялся в более семидесяти фильмах.
Были среди них и фильмы детективного жанра. Впервые в роли разведчика Чена актер снялся в фильме «Пароль не нужен» (1967). Следующим стал образ майора Костенко в кинодилогии «Петровка, 38» (1980) и «Огарева, 6» (1980). В фильме «Приступить к ликвидации» (1983) актер выступил в роли бывшего военного летчика Алтунина. За эти фильмы Василий Лановой в 1984 году был удостоен Премии МВД СССР.
Восьмидесятые годы ознаменовались затишьем в карьере артиста. Его не приглашали в кино, единственной отрадой было преподавание в родном Щукинском училище.
Среди ярких киноработ Василия Ланового в 1990-е годы — Иван Берестов в экранизации «Барышни-крестьянки» (1995), роль Александра I в фильме Игоря Таланкина «Незримый путешественник» (1998).
В 2000-х годах актера приглашали сняться в главных ролях в сериалах «Брежнев» (2005), «Офицеры» (2006), «Одна любовь души моей» (2007), «Дом на Озерной» (2009), «Старики» (2010).
В 2013 году Василию Лановому предложили сняться в новой российской экранизации романа Александра Дюма «Три мушкитера», где актер исполнил роль кардинала Ришелье. В этом же году актер начинает работу в сериале «Линия Марты». Василий Семенович рассказывает: «Мне позвонили и сказали, что снимается фильм о блокаде, я не смог отказать. Сюжет там потрясающий: влюбленные мальчик и девочка 12-13 лет в блокаду потеряли друг друга. И вот проходит тридцать лет, сорок, а они все продолжают искать друг друга. А находят уже в старости. Меня, конечно, подкупило, что моей партнершей будет Алиса Фрейндлих. Я ее очень люблю, она просто замечательный человек и актриса. В общем, мы сыграли с ней эту сцену. Слов у нас не было. Только пантомима и глаза. Пять минут. Это дорогого стоит!»
Василий Лановой — признанный мастер художественного слова. Еще в начале 1970‑х годов он выпустил премьеру литературной программы из стихов Пушкина «Когда меня постигнет судьбины гнев». К 300-летию Санкт-Петербурга актер записал «Медный всадник» Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения Блока, Ахматовой, Маяковского, Берггольц и Пушкина. Всего Лановой принимал участие в около 70 радиопостановках
С 1985 года Василий Лановой работает на кафедре сценической речи в Театральном училище имени Бориса Щукина: сначала он был преподавателем, затем стал профессором и заведующим этой кафедрой.
О себе и о родителях, о том, что пришлось пережить в войну, о приходе в актерскую профессию и о любимых ролях в 1983 году он написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 году — «Летят за днями дни...»
Василий Лановой является председателем попечительского совета масштабной патриотической акции «Бессмертный полк».
Личная жизнь
Личная жизнь у артиста складывалась не очень удачно, хотя он был признан секс-символом у женщин СССР.
Первой женой Василия Ланового была актриса Татьяна Самойлова. Он считался самым красивым и перспективным студентом Щукинского училища. Его знали все. Таня Самойлова, девочка из параллельной группы, была очарована Василием. Студенческая романтика первой любви, нежные свидания, первые совместные работы в театре. И вот в 1955 году они поженились. После свадьбы Татьяна забеременела, и Василий обрадовался, что у них появится ребенок. Но врачи категорически запретили юной актрисе рожать. И в ней будто что-то надломилось. В 1958 году Татьяна и Василий расстались.
Вскоре в сердце актера поселилась новая любовь, к актрисе и телевизионному режиссеру Тамаре Зябловой. Летом 1961 года Василий разбудил всю Ялту ради любимой. Он знал, что Тамара будет ждать его в Ялте на пристани. Актер уговорил поднять алые паруса на яхте. Посмотреть на это удивительное зрелище собрались все жители и все отдыхающие.
В 1961 году сыграли свадьбу. Они были счастливы вместе, эти два красивых талантливых человека. Беременность Тамары, которая была старше своего мужа на пять лет, окрылила обоих. Но трагедия вероломно оборвала счастье, любовь, надежды. В 1971 году Тамара Зяблова погибла в автокатастрофе, так и не успев родить ребенка. Василий Лановой очень тяжело перенес смерть супруги, замкнулся в себе. Казалось, что его рана в его сердце будет кровоточить всегда.
Но жизнь продолжалась, продолжались съемки, репетиции, спектакли. Работа помогала ему справиться с горем. В театре Вахтангова он снова обрел радость жизни, здесь он познакомился с очаровательной Ириной Купченко, которая была младше на 14 лет. В 1972-м, после долгих ухаживаний, они поженились. Они стали удивительной парой — Василий и Ирина. Он — брутальный красавец с правильными чертами и решительным взглядом. И рядом с ним она — тоненькая, хрупкая, почти невесомая. Актер наконец-то обрел семейное счастье, о котором так долго мечтал. Ирина же приобрела в лице Василия не только любящего мужа, но и верного друга.
Вместе супруги и сегодня. «Дома у нас все происходит, как у всех нормальных людей. Оставаясь наедине, мы стараемся не говорить о профессии. Все творческие проблемы оставляем за порогом дома, сохраняем свою нервную систему. С самого начала мы с Ириной договорились, что в присутствии детей никогда не будем говорить о своих проблемах. Ни она, ни я не хотели, чтобы они стали артистами».
В этом браке родилось двое детей: в 1973 году — Александр, а через три года — Сергей. Сыновья названы в честь Пушкина и Есенина. Актерами не стали... Оба окончили МГУ. Старший — исторический факультет, младший — экономический факультет.
В 2013 году в актерской семье произошло большое несчастье — умер их младший сын Сергей. Супруги постарались не выносить на суд публики подробности трагедии. Они вместе справились с горечью потери. В тот день, когда супруги узнали о несчастье, они должны были выступать в театре. Василий Лановой пришел и сказал, что жена не сможет работать, а сам вышел на сцену и сыграл свою роль.
Источники:
Книги:
Статьи из периодических изданий:
Составитель: ведущий библиограф М. Г. Артемьева