«Знамя» — российский ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Издаётся с 1931 года. С 1934 по 1990 годы — орган Союза писателей СССР, с 1990 года — независимое издание, учрежденное коллективом редакции.
Первые два года журнал выходил под названием ЛОКАФ – Литературное объединение писателей Красной Армии и Флота. Название «Знамя» появилось в 1933 году. В состав редколлегии входили М. Залка, В. Луговской, С. Щипачев и др. известные в те времена писатели. Журнал «освещал жизнь армии и флота, их героическое прошлое, борьбу за укрепление обороны страны».
Во время Великой Отечественной войны на страницах журнала печатались Ольга Берггольц, Константин Симонов, А. Платонов, В. Шкловский, Н. Крандиевская-Толстая, М. Петровых, А. Ахматова.
В 1948 году за недостаточное разоблачение космополитизма и публикацию повести Э. Казакевича «Двое в степи» большая часть сотрудников редакции была отстранена от работы. Главным редактором стал В. Кожевников. Журнал становится едва ли не самым «идеологически выдержанным» толстым журналом.
Именно в «Знамени» была напечатана повесть Ильи Эренбурга «Оттепель», давшая название целой эпохе. А в 1954 году был напечатан и цикл Бориса Пастернака «Стихи из романа», хотя сам роман «Доктор Живаго» ещё не был напечатан ни в СССР, ни за рубежом.
В 1986 главным редактором стал Г. Бакланов, быстро превративший журнал в один из важнейших органов перестройки. Заместителем главного редактора был назначен В. Лакшин (до 1989), потом С. Чупрынин, который в 1993 г. сменил Г. Бакланова на посту главного редактора.
При журнале по инициативе Григория Бакланова был создан Отдел книжных приложений — Библиотека журнала «Знамя» (ведущий редактор Владимир Кравченко), в которой выходили большими тиражами однотомники прозы и поэзии, удовлетворявшие читательский спрос на актуальную и «возвращенную» литературу. Среди них книги «Золотой военной библиотеки», книги публицистики ведущих экономистов.
В перестроечные времена в «Знамени» были опубликованы рассказы и повести Ф. Искандера, А. Битова, А. Приставкина, стихи А. Кушнера, И. Лиснянской. Как и другие журналы этой поры, «Знамя» отдавал значительную часть своей площади произведениям, которые не могли пройти через советскую цензуру: «Мы» Е. Замятина, «Собачье сердце» М. Булгакова, стихи Н. Гумилева, В. Ходасевича, И. Бродского. Страницы журнала стали трибуной, где обсуждались животрепещущие проблемы прошлого, настоящего и будущего России. В 1990 тираж достиг 1 000 тыс. экз. С 1991 журнал перестает быть органом Союза писателей, и его учредителем становится коллектив редакции.
С середины 90-х в журнале руководствуются девизом: «Ни одного номера без нового имени».
«Знамя» – один из немногих «толстых» журналов, регулярно рецензирующий книжные новинки (рубрика «Наблюдатель»). Статьи, помещенные в разделах «Критика», «Публицистика», «Непрошедшее» (архивы, свидетельства, мемуары) не раз приковывали к себе внимание других журналов и газет.
Стало традицией награждение премией «Знамени» лучших авторов.
С 2002 года журнал проводит выставки (Арт-проект «Галерея Знамени») своих авторов (живопись, графика, скульптура).
Сегодня журнал стремится играть роль выставки достижений литературного хозяйства, публикуя не только признанных мастеров, но прозу и поэзию молодых писателей, которых критика называет будущим русской литературы.
В фондах ЦГБ им. В. В. Маяковского журнал «Знамя» хранится с 1990 года.
Спрашивайте журнал в отделе периодических изданий!