Один из самых ожидаемых фильмов 2018 года — экранизация популярного фантастического романа Сергея Лукьяненко «Черновик». Режиссер картины — Сергей Мокрицкий. В ней снимались Никита Волков, Евгений Ткачук, Юлия Пересильд, Андрей Мерзликин, Ирина Хакамада и другие. Премьера должна состояться уже в марте 2018-го. А пока обозреватель «РГ» поговорила с писателем Сергеем Лукьяненко о его отношении к экранизациям и кино в целом и о том, что нам предстоит увидеть в «Черновике».
Сергей, вы как-то говорили о том, что права на многие ваши произведения покупали, но не экранизировали ни разу, за исключением «Дозоров». Сейчас, насколько я знаю, готовятся три экранизации. Помимо «Черновика» в работе «Центрум» и «Квази». Что вдруг случилось, что все вспомнили о писателе Лукьяненко и его книгах?
Сергей Лукьяненко: Дело в том, что экономический кризис сыграл положительную роль. Видимо, импортозамещение работает и здесь. Я замечал, что, когда возникают какие-то определенные экономические проблемы, как ни странно, у наших кинопроизводителей проявляется интерес ко всему российскому. Видимо, становится выгодней снимать отечественное кино — масштабное, дорогое и так далее.
Может быть, кризис сценариев тоже сыграл свою роль? Наши кинематографисты не устают о нем говорить.
Сергей Лукьяненко: Кризис сценариев, разумеется, есть. На самом деле это большая беда — у нас очень плохо с хорошими сценаристами. Как человек, который тоже занимается сценариями, я сам это вижу и понимаю. Однако с моими книгами, может быть, сейчас еще удачно звезды сошлись. Потому что, если постоянно покупаются права на экранизации, рано или поздно должен настать момент, когда все из разряда обсуждений и написания сценариев доходит до съемочного периода.
И много вы прав на экранизацию продали?
Сергей Лукьяненко: На протяжении последних 14 лет, во всяком случае с момента выхода «Ночного дозора», я по нескольку раз продавал права на все свои книги. Желающих всегда было очень много.
Они даже приступали к каким-то работам, пытаясь сделать и кинофильмы, и телесериалы, и мультипликационные проекты. Но потом, как правило, в какой-то момент все-таки приходили к выводу, что дорого, масштабно, не стоит рисковать и лучше снять какую-нибудь легкую комедию.
«Дозоры» были невероятно дорогими по тем временам, когда они снимались. «Черновик» ведь не столь дорого обходится, если сравнивать? И вообще из трех грядущих проектов никто же не превысит «Дозоры» по бюджету?
Сергей Лукьяненко: По абсолютной стоимости, насколько я понимаю, «Черновик» и «Дозоры» вполне сопоставимы. Тут мне трудней говорить, потому что я не участвовал в процессах съемок. Но, насколько знаю, фильм тоже достаточно дорогой. «Ночной дозор», в общем-то, снимался крайне экономно. Понимаете, в любом случае фантастическое кино требует гораздо большей работы и вложений. А наши продюсеры не очень любят рисковать.
Сергей, а как вы считаете, почему жанр фэнтези стал настолько популярен? Посмотрите, насколько все кинулись в эту сторону, и не только в России, но и за рубежом тоже. Люди не хотят снимать о современности?
Сергей Лукьяненко: Жанр фэнтези позволяет снять более яркое и красивое кино. Кинематограф сейчас во многом — зрелище, некий парад спецэффектов. И фантастика позволяет использовать все имеющиеся возможности. Поэтому сейчас большой всплеск интереса.
Вы считаете, вопрос в технике?
Сергей Лукьяненко: Да, это дело техники. Появившихся возможностей. Потому что раньше для того, чтобы снять фантастическое кино, требовались чудовищные усилия и огромные вложения.
Тем не менее появлялись такие фильмы, как «Солярис» Тарковского. И мы все знаем, что он варил варенье, снимая мыслящий океан Солярис.
Сергей Лукьяненко: Выдумка и импровизация требовались всегда. То есть когда на Западе Линч снимал знаменитый фильм «Дюна», то, например, огромных подземных червей изображали, извините, закопанные в землю надутые презервативы, в которые по трубочкам подавался воздух и они начинали раздуваться, шевелиться и высовываться. Вот так были сняты гигантские страшные Черви Арракиса. А сейчас можно заказать все, что хотите увидеть, и все будет.
Я прочитала, что вы даже не читали сценарий «Черновика», когда согласились на экранизацию. Это правда?
Сергей Лукьяненко: Дело в том, что когда писатель продает права, если он сам не работает над сценарием, то у него не остается, как правило, права решающего голоса. Есть право консультировать, но прислушаются к нему или нет, это всегда вопрос. Передав право снимать режиссеру Сергею Мокрицкому, я это сделал достаточно легко, потому что мне нравятся его работы, пришелся по душе его подход, и я как бы согласился с тем, что он будет это делать так, как видит.
Посидел, подумал и решил не заглядывать — вдруг расстроюсь. Но потом уже, посмотрев фильм, я порадовался и признал, что фильм оказался даже ближе к книге, чем я надеялся. Там, конечно, есть изменения и отступления от книги, но это обязательно, иначе невозможно.
А то, что там дописаны некоторые персонажи, например, под Юлию Пересильд писали специально, вас это не смутило?
Сергей Лукьяненко: Не то чтобы героиня Юлии Пересильд дописана специально, просто она — это измененный образ, который есть в книге. Так что тут отсебятины очень мало. В фильме есть просто другое видение режиссера, но это нормально. В тех же «Дозорах» Антон Городецкий совершенно не такой, как в книге, он гораздо более нервный и дерганый. А в романе это все-таки человек более собранный.
Вы сами сыграли в «Черновике» одну из ролей. То есть вы это сделали, не читая сценария?
Сергей Лукьяненко: Нет, этот фрагмент я, конечно, прочитал. Это была идея режиссера, она мне очень понравилась — сделать такое маленькое камео. Мы с ним вдвоем снялись в эпизоде в метро, помогая персонажу фильма в тяжелую минуту выбраться из ситуации.
Такое приятное «пасхальное яйцо», как говорится. Есть такой термин в компьютерных играх — «пасхалки», то есть маленькая деталь, которая не всем заметна, но тот, кто о ней знает, испытывает дополнительное удовольствие от этого неожиданно найденного момента.
Сергей, вы играете в компьютерные игры?
Сергей Лукьяненко: Да, конечно.
Какие у вас любимые?
Сергей Лукьяненко: Я скажу банальную, наверное, вещь: как и все «мальчики за сорок и дальше», я играю в «Танчики». Также люблю так называемые ролевые игры.
Вы смотрите как любитель жанра фэнтези все западные фильмы-новинки в нем, такие, как «Звездные войны», например?
Сергей Лукьяненко: Смотрю.
Расскажите, что вам больше всего понравилось в последнее время. Давайте угадаю — «Мстители»?
Сергей Лукьяненко: «Мстители» и вся киновселенная Марвелл замечательна своей иронией над происходящим. Мне нравится подход. Еще из новинок последнего времени я бы выделил сериал «Очень странные дела» — сейчас вышел второй сезон. Замечательный фантастический, стилизованный под 70-е годы, он оставляет на удивление свежее впечатление.
«Звездные войны» — что и говорить, мы их любим, несмотря на то, что в космосе бабахают пушки, корабли, потеряв управление, валятся вниз с орбиты. Там речь не идет о физической достоверности всего происходящего. Просто это очень красивая сказка. С удовольствием посмотрел новую серию.
Почему, на ваш взгляд, идея таможенника между мирами, прописанная в «Черновике», сегодня стала только более актуальной?
Сергей Лукьяненко: На самом деле основная идея «Черновика» не только в таможеннике между мирами. А, я бы сказал, в продаже права первородства. То есть главному герою, по сути, предлагают сладкую хлебную должность, сверхвозможности, то есть мечту обычного человека. Жить долго и счастливо, пользоваться множеством различных благ. За это упуская что-то свое, какую-то свою жизнь и свое предназначение в ней. И все зависит от того, как человек к этому отнесется, готов ли он отдать свою собственную жизнь за какие-то предложенные блага. Это более важная тема. И она актуальна для каждого человека в любой точке мира, во все времена.
Что вам больше всего понравилось в фильме, когда его смотрели?
Сергей Лукьяненко: Игра героев. У нас часто молодые актеры начинают играть шаблонно и в плохом смысле слова сериально. Здесь видно было, что актеры играют по-настоящему, по Станиславскому — потому что им веришь. Это касается и главного героя, и его друга, и «серого кардинала».
Я так понимаю, что это актер Евгений Ткачук и...
Сергей Лукьяненко: Никита Волков, который играет главного героя. И да — Ткачук в роли его товарища. Я испытывал удовольствие, наблюдая за какими-то нюансами мимики. Я-то знал, с чем они связаны, с какими событиями. И меня радовало, что актеры отыгрывают, а не просто произносят слова роли.
На «Игромире», общаясь с фанатами, вы сказали, что будет сниматься продолжение. Вы хотите экранизировать «Чистовик»? И тоже с Мокрицким?
Сергей Лукьяненко: Этого хочет Мокрицкий. И этого очень хочу я. Потому что книга — это трилогия. «Черновик», «Чистовик», и я планирую и третью — завершающую — книгу. Но будет ли сниматься второй фильм, это зависит в первую очередь от того, как зрители примут первый. То есть если картина будет пользоваться успехом и окупится. Насколько я знаю, и все актеры, и вся съемочная группа горят желанием снимать продолжение.
Что это будет за проект — фильм «Квази»?
Сергей Лукьяненко: «Квази» — это эдакая зомби-история, очень странная для меня тема. На самом деле оказалось, что она очень хороша для того, чтобы поговорить о природе человека, в частности, о той цене, которую он готов заплатить за жизнь. Книга изначально писалась с расчетом на экранизацию. То есть в моем представлении там не должно быть много работы для сценаристов. Но я пока не видел сценария. История кинематографична, думаю, что ее перенесут на экран хорошо. Потому что компания, которая взялась за проект, — хорошая, прекрасно работающая с сериалами.
Получается, что будут еще и сериалы «Центрум» и «Квази»?
Сергей Лукьяненко: «Центрум», насколько я понимаю, пока планируется первый фильм. Может быть, там изменились планы. Дело в том, что сценарий «Центрума» писал я. Но не один, а в составе творческой группы. Однако потом сценарий еще дорабатывали, в нем возникли определенные изменения. Но изначально предполагался фильм. А потом — как пойдет.
ПРОЕКТ
«Центрум» — новый кинопроект, съемки которого должны начаться летом 2018 года, основан на романах Сергея Лукьяненко, входящих в цикл «Пограничье». Продюсер Родион Павлючик рассказал «РГ» о том, что планируется сделать три фильма. Первый из трилогии — по мотивам книги «Застава». Позднее проект преобразится в многосерийный фильм — 12 серий. Режиссер — Андрей Волгин, известный по картинам «Танцы насмерть», «Беги», сериалу «Грач» и другим. Оператор — Вячеслав Лисневский. Над сценарием работает Андрей Золотарев, ранее принимавший участие в проектах «Притяжение», «Ледокол», «Призрак».
В «Центруме» рассказывается о том, как разрушилась цивилизация одного из параллельных миров: в нем нет нефти и сложных углеводородов — и, как следствие, кораблей, самолетов, электричества... Кризис, голод, там, где были города, — пустыня. Люди одичали, пережили войны и эпидемии, но начинают приспосабливаться к новым условиям — делать двигатели на спирту и прочее. Главный герой, Иван, попадает на работу в пограничную службу Центрума — отслеживает перемещения людей и товаров, потому что существуют миры, куда определенным вещам путь закрыт. И узнает, что «пластиковая чума», поразившая Центрум, теперь грозит и Земле...
К картине можно было бы сделать один из хулиганских слоганов на тему, есть ли жизнь после нефти. По крайней мере, она отвечает на этот вопрос. Тем более что цель проекта — максимальные съемки на российской территории.
Источник: godliteratury.ru