Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Будь в курсе

Все, Будда, нормально

Российская общественность и сотни тысяч буддистов страны получили прекрасный дар — жизнеописание основоположника великого и древнейшего религиозного учения, первой мировой религии человечества. Буддизм, как способ мыслительного творчества, сострадательного поведения и религиозно-философского вероучения, чрезвычайно востребован в XXI веке. Эта востребованность свойственна не только ученым, художественной среде, преподавателям, но и десяткам тысяч граждан России, принявших буддизм за последние 30 лет. Что уж говорить о наших калмыках, бурятах, тувинцах, которые исповедуют ее свыше четырех столетий.

Огромная удача читателей, что автор, Александр Николаевич Сенкевич, — не просто маститый индолог, знаток индийской словесности, известный литературовед, но и писатель, и настоящий поэт. Многие пассажи книги свидетельствуют и о нравственно-философской позиции автора, взыскательно анализирующего мировоззренческие и моральные устои общества времен деятельности Шакьямуни Будды, а также побудительные мотивы его поисков смысла жизни и цели — освобождения от общечеловеческих страданий.

Чувствуется, да и видится, книга произросла на почве многолетних дум индолога, его путешествий по стране изучения, знакомства с ее колоссальным наследием в камне, слове, образе-символе, представления ее седой старины: «Раздумья возникают сами собой, и не обязательно мучительные. Возможно ли ценой незначительных самоограничений и подношений божеству, думал я, преодолеть тяготы жизни и превратности судьбы? Я перемещался в эпоху ведийской цивилизации, в эпоху Вед, в древнюю историю человечества...» (с. 7).

Повторю — читателю-неофиту весьма повезло знакомиться с «чудом, которым была» древняя Индии благодаря столь живописному перу ученого писателя и поэта. Часть первая «Предыстория» посвящена разбору сложнейших проблем научной буддологии — хронологии исторической личности Будды. Здесь до сих пор в науке царят хаос и неразбериха как самих источников, так и их истолкователей. Сенкевич, рассмотрев десятки вариантов датировки, избрал правильный подход и опору на новейшие комплексные исследования, проходившие в 80-90-х гг. ХХ в. на семинаре (в Германии), посвященном датировке буддийской истории, под руководством Хайнца Бехерта. Там рассматривались не только письменные источники, но и исторические сведения, археологические памятники и прочее, что позволило руководителю сделать вывод: Будда ушел в нирвану незадолго до походов Александра Македонского на Индию, т.е. примерно он жил в 423-343 гг. до н.э.

Сенкевич критически относится к мнениям буддологов

В первой части монографии происходит своеобразное введение читателя в различные науки по изучению древней Индии. Это 1 — состав и характер ведийской литературы, 2 — понятийная структура, 3 — система социальных отношений, 4 — главные боги и мудрецы древней Индии, 5 — палийский свод текстов раннего буддизма, 6 — общий взгляд на буддизм и сравнение его с европейским протестантизмом, 7 — первые археологические находки буддийских памятников европейцами, вкупе с зарисовками из жизни этих искателей, 8 — отшельничество и причины появления «радикальных религиозных движений» (с. 193), 9 — подвижничество шраманов (нищенствующих аскетов). «Кто только не находился среди этих людей, принявших диковинный образ жизни! Они появляются из тьмы тысячелетий, как живые, уже в образе наших современников... Молодые и старые... Среди них — заплывшие жиром обжоры и аскеты, доводящие себя до крайней степени истощения... Маги и колдуны, поклонники фаллических культов. Они не соблюдали общепринятых правил...» (с. 205).

Во второй части книги автор исследует географию, социальное устройство племени шакьев и рода Гаутамы Будды, а также рассматривает многочисленные мифы и легенды, связанные с его родителями. «Потому-то я веду повествование на грани между сказкой и былью. Ведь самой природой всем нам определено постоянно пребывать между радостью и печалью, между счастьем и горем, между правдой и ложью, между друзьями и врагами, между жизнью и смертью» (с. 235). Здесь же живописуются первые этапы его жизни: рождение, юность, женитьба, рождение сына Рахулы, окончательное принятие решения уйти в отшельничество и обучение у некоторых мастеров йоги.

Сенкевич весьма критически относится к мнениям буддологов. Так, обсуждая мнение Е.А. Торчинова, что «материала для подлинной биографической реконструкции у современной науки явно недостаточно», автор возражает: «Получается, что попытка исследовать жизнь исторического Гаутамы Будды — бессмысленная авантюра. Считать так — значит позволить зачеркнуть буддийским преданием личность когда-то живого и сверхгениального человека... Решение дилеммы „было — не было“ я вижу в выборе срединного пути. В этой книге ... я исхожу из принципа соединения противоположных подходов, каким бы это ни казалось парадоксом: и было, и не было» (с. 265-266).

Фактически речь идет о ситуативном избрании метода Будды, провозглашенного им в самой Первой проповеди и названном им — Срединный путь (мадхьяма-пратипад). " Свободу убивают эгоизмом — одна из глубочайших мыслей Гаутамы Будды... Люди претерпевают всевозможные насилия и мерзости, лишь бы зацепиться за жизнь, полную уродства и безобразия. К подобной жизни у Сиддхартхи Гаутамы было совершенно естественное отвращение" (с. 268).

Третья часть книги посвящена поискам Шакьямуни своего уникального Пути. Это были долгие годы аскетических практик, приведших к победе над всемирным злом (Марой), устранению всех страстей и привязанностей, и главное — достижению наивысшего Просветления (ануттара-самъяк самбодхи). Данное состояние равноценно обретению нирваны при жизни, всеведения и многих других свойств, способствовавших ряду откровений, таких как череда прошлых жизней, формулирование Учения (Дхармы) и т.д. «Будда в современном мире предстает учителем и наставником не только буддистов, но и большого количества людей, принадлежащих по рождению или по вере к другим религиозным конфессиям. Эти далекие от буддийской „литургии“ люди находят в личности и учении Будды нечто такое, что созвучно их размышлениям по поводу повсеместного уничтожения человеком себе подобных и живой природы» (с. 364).

Источник: rg.ru


13.10.2017

Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!