Читают ли подростки стихи? Я сейчас не о тех, что печатают в школьных хрестоматиях или задают по программе, а о тех, что читают для себя. Знают ли 12—15-летние современных поэтов или их багаж знаний ограничивается теми книгами, что сумели подсунуть им родители? Существует ли вообще такое понятие, как подростковая поэзия, и нужна ли отдельная полка для этих книг в библиотеке? Ответы на эти совсем непростые вопросы искали участники научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых», который придумала специалист по детской литературе, кандидат психологических наук, доцент и старший сотрудник МГПУ Екатерина Асонова.
— Мы, взрослые, чувствуем себя такими умными и важными, нам кажется, что дети обязательно должны читать. Но зачем? Они читают «Войну и мир» или открывают томик стихов, чтобы что? — задает она свой главный вопрос участникам семинара.
Писатель, поэт и педагог Наталья Волкова уверена, что подростковая поэзия существует, только так сложилось, что о ней мало кто знает.
— Пока дети маленькие, они читают то, что предлагают им родители. Чаще всего это то, что они сами читали в детстве, — говорит она. — Повезет, если родитель осведомленный, тогда в доме появятся и современные поэты. А дальше обычно провал, в литературном смысле. Дети читают то, что положено по школьной программе, и иногда взрослых поэтов, которых любят их родители. Для многих из них, кстати, современные поэты — это Бродский и Маяковский.
В библиотеке, по мнению эксперта, подростку тоже не помогут. Там есть отдельные полки для подростковой прозы, а для поэзии нет. И ребенок идет либо в детский отдел, либо во взрослый. Может, поэтому многие подростки вообще стихов не читают.
— Поэзия очень нужна подросткам, в первую очередь как «лекарство», — объясняет Волкова. — Первая любовь, первое предательство, школьные проблемы — вот что волнует подрастающее поколение. Ответы на эти вопросы они должны находить в «своих» стихах, а не погружаться сразу в мир взрослой поэзии.
Но есть еще одна проблема — сам поэт.
Ведь не бывает только детских и только взрослых поэтов. Все зависит от состоянии его души в конкретный момент.
И как говорил Самуил Маршак, хорошее стихотворение должно нравиться и детям, и взрослым. Если вы хотите, чтобы подросток полюбил стихи, Наталья Волкова советует предложить ему почитать, например, Марка Вейцмана или Марину Бородицкую:
Прогульщик и прогульщица Прогуливали день: Брели вдвоём сквозь белый свет И голубую тень, По самой лучшей из дорог, Испытанной и старой, И проходили за урок По полтора бульвара. Прогульщик и прогульщица Расстаться не могли. Когда бульвары кончились, Они в музей зашли. Повесив куртки на крючки, В египетском отделе В пластмассовые номерки Друг дружке пальцы вдели.
— Вот вам рассказ о первой любви на понятном подростку языке, — объясняет Наталья Волкова. — Но и без наших классиков — Лермонтова, Байрона или Блока — юному человеку тоже никак нельзя.
Писатель, литературовед, преподаватель НИУ ВШЭ Артем Новиченков предлагает разбирать на уроках литературы сразу два поэтических текста, классический и современный.
Например, «Няне» Александра Пушкина и «Я бы так не смог» Станислава Востокова. Или классическое «На стоге сена ночью южной…» Афанасия Фета и «Стог» Александра Кушнера.
— По собственному опыту знаю, что даже самые молчаливые ученики начинают что-то говорить, когда видят два текста, — объясняет он. — Ведь поэзия — это разговор не только о смысле, но и о многих других пограничных вещах. Поэт Ростислав Амелин никак не вписывается в рамки традиционного стихослагательства. Он пишет стихи, которые напоминают компьютерные игры, соцсети, кино… Это та среда, уверен Новиченков, в которую встроен современный подросток. А значит, эта поэзия должна как минимум его заинтересовать.
Но проблема в том, что подросток не знает, где искать хорошую современную поэзию. Специализированные ресурсы скорее ориентированы на сильно заинтересованных людей, а среднестатистический подросток ответ на вопрос «Что почитать?» ищет в соцсети. А у многих талантливых писателей и поэтов даже нет своего аккаунта. Результат очевиден — их мало кто знает и читает.
Решением этой проблемы Артем Новиченков решил заняться сам. Вместе с единомышленниками они планируют скоро запустить инстаграм, посвященный современной поэзии.
Он уверен, что изучать поэзию надо постепенно, от простых вопросов к более сложным. Стихи вообще должны нравиться, доставлять удовольствие.
— А если что-то не принимаешь, то не надо делать вид, что тебе это нравится, лучше задать себе вопрос: а почему так? Почему кто-то понимает и принимает эти стихи, а я нет, — рассуждает Новиченков.
Он не видит смысла в разговорах по принципу: это хорошо, а это чушь. Есть такие понятия, как оригинальность, актуальность и вкус, — вот на них и нужно опираться. И если кто-то считает поэтические баттлы полной ерундой, это его право. Но учитель, например, мог бы использовать увлеченность подростков баттлами в своих утилитарных целях.
Источник: godliteratury.ru