Дайджест. Курган. 2024
Журнал «Октябрь», названный в честь Октября 1917-го и задуманный как орган пролетарских писателей, со временем превратился в один из лучших литературных журналов. Первый номер журнала вышел в мае 1924 года.
В «Октябре» печатались практически все классики ХХ века. Журнал притягивал писателей. Здесь увидели свет первые три тома «Тихого Дона» Михаила Шолохова, «Русский характер» Алексея Толстого, «Два капитана» Вениамина Каверина, «Сын полка» Валентина Катаева. Здесь печатались Зощенко, Пришвин, Паустовский. «Октябрь» открыл для читателей Набокова, Довлатова и Сашу Соколова. Все последние произведения Василий Аксенов отдавал в «Октябрь». Астафьев и Рыбаков. Бакланов и Тендряков, Нагибин и Искандер, Евтушенко и Ахмадулина, Вознесенский и Мориц... Здесь вышли и скандальные «Прогулки с Пушкиным» Андрея Синявского, по поводу которых ругались до хрипоты, но все читали. «Реквием» Ахматовой...
В дайджесте «Уроки «Октября», составленном сотрудниками Информационно-библиографического отдела Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского, раскрываются страницы истории журнала. В работе использованы статьи из периодических изданий и открытых источников.
Появившись в мае 1924-го, «Октябрь» первым своим номером заявил о себе как о боевом органе Московской ассоциации пролетарских писателей. Журнал был местом публикации текстов пролетарских писателей. Редакторы «Октября» в 1920-е годы очень часто менялись. В его руководстве были: Леопольд Авербах, Александр Безыменский, Юрий Либединский, Семен Родов, Александр Тарасов-Родионов, Федор Гладков, Дмитрий Фурманов, Александр Серафимович, Николай Полетаев, Александр Фадеев, Михаил Светлов, Михаил Шолохов, Владимир Ставский и др.
Однако, читать сочинения, заполнявшие журнальные страницы, охотников было совсем немного. И в конце 1927 года В. Васильевский, Ф. Раскольников и В. Фриче направили докладную записку в ЦК ВКП(б) с предложением закрыть «Октябрь», так как он имеет всего 800 подписчиков и дает 60000 рублей убытка в год.
Но журнал не закрыли, и в конце 1920-х годов, когда главным редактором был Александр Серафимович, в «Октябре» наконец-то появились публикации, расцененные как событийные: первая книга Михаила Шолохова «Тихий Дон» (1928, № 1–4), вторая книга Федора Панферова «Бруски» (1929, № 7).
Тогда же случился и первый скандал: в сентябрьском номере за 1929 год, подписанном в печать Александром Фадеевым, был напечатан рассказ Андрея Платонова «Усомнившийся Макар», и «наверху» он категорически не понравился. Каяться пришлось публично — в ноябрьском номере «Октября» вышла бичующая Платонова статья генерального секретаря РАППа Леопольда Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах», сопроводив ее примечанием за подписью Фадеева, Серафимовича и Шолохова, где сказано, что «редакция разделяет точку зрения т. Авербаха на рассказ «Усомнившийся Макар» А. Платонова и напечатание рассказа считает ошибкой» .
Радикальные перемены в «Октябре» произошли после постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года. Ассоциации пролетарских писателей были ликвидированы, и должность главного редактора «Октября» на долгие (с перерывами) десятилетия занял Федор Панферов.
Власти, одобряя классику соцреализма — «Ведущую ось» В. Ильенкова, «Большой конвейер» Я. Ильина, «Ненависть» И. Шухова, «На Востоке» П. Павленко, «Станицу» В. Ставского, «Кочубей» А. Первенцева, «Горячий цех» Б. Полевого, за журналом продолжали следить. 4 августа 1939 года Оргбюро ЦК приняло специальное постановление в связи с тем, что «на страницах журнала «Октябрь» поэт И. Сельвинский под видом «лирики» протащил своеобразную арцыбашевщину — пошлые и циничные, насквозь буржуазные взгляды по вопросу об отношении к женщине» . За эту «грубую политическую ошибку» , допущенную в № 5/6, влетело и члену редколлегии В. Ильенкову, подписавшему номер к печати, и Главлиту, проявившему вдруг «гнилой либерализм» .
Журнал продолжал выходить и в годы Великой Отечественной войны.
После войны, оставшись в числе всего четырех советских литературных журналов («Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Звезда»), руководимый Панферовым «Октябрь» активно участвовал в главной идеологической кампании ждановской эпохи — « борьбе с низкопоклонством перед Западом и безродным космополитизмом» . Журнал сохранял завидную устойчивость, всегда готовый к любым поворотам «идеологической линии партии» .
Звездный час «Октября» — эпоха оттепели. Именно в этот период журнал становится органом Союза писателей РСФСР, созданного как противовес либерально настроенным писателям; именно в этот период (1961-1973) журнал возглавляет Всеволод Кочетов.
С приходом Кочетова к руководству журналом, лицо «Октября» резко меняется: журнал занимает совершенно определенную позицию в кипящей литературной борьбе, буквально в течение полугода став тем магнитом, который стянул к себе все, что противостоит либеральной позиции «Нового мира», он стал вторым после «Нового мира» «журналом с направлением» .
На дворе «бушевала» оттепель. Журнал не отставал от жизни — просто он последовательно утверждал умирающую буквально на глазах модель советской литературы, вступив в схватку со временем. Проза «Октября» 1960-х годов являет собой завершенную модель соцреалистического письма — это смесь позднесталинского ампира, эпопей, периферийной графоманской литературы и, наконец, романов самого Кочетова.
Выполняя прямое распоряжение Хрущева, Кочетов пропустил в печать «Синюю тетрадь» Э. Казакевича (1961, № 4), опубликовал «Ни дня без строчки» Ю. Олеши (1961, № 7–8), бесперебойно печатал стихи И. Сельвинского, П. Антокольского, Вл. Соколова, открыл широкой публике В. Шукшина (1961, № 3; 1962, № 1, 5), Н. Рубцова (1964, № 8, 10), И. Волгина и том же номере (1962, № 9) В. Соснору.
В 1973 году журнал возглавил Анатолий Ананьев. Вел он себя осмотрительно, и едва ли не единственным исключением стала публикация романа Анатолия Рыбакова «Тяжелый песок» (1978, № 7–9). Рукопись была без обсуждения отвергнута и «Новым миром», и «Дружбой народов»: «Мы этого печатать не будем. Тут — тридцать седьмой год. И война показана односторонне — в ней пострадали ведь не только евреи, но и другие национальности» . Поэтому и лег бы «Тяжелый песок» на долгие годы в стол, кабы не Ананьев, которому очень хотелось избавить свой журнал от кочетовской еще репутации «реакционного». Он прочел рукопись и напечатал ее почти мгновенно — не без многочисленных купюр, конечно, и с еще более многочисленными поправками, но все-таки напечатал. Так опасный роман стал бестселлером в советской России, а своему автору принес истинно мировую славу.
А жизнь «Октября» вновь потекла мирно: достойные публикации еще почти десятилетие чередовались с рутинной производственной прозой.
В 1980-е годы «Октябрь» первым обратил внимание на так называемых «сорокалетних» прозаиков, стал их изредка печатать, опубликовал классический рассказ Владимира Маканина «Человек свиты» (1982, № 3), ввел в редколлегию Руслана Киреева, Анатолия Курчаткина, Александра Проханова, чья публикация — повесть «Дерево в центре Кабула» (1982, № 2) — отвечала сразу двум задачам — и лидера «сорокалетних» приветили, и советскую интервенцию в Афганистан одобрили.
В годы перестройки все сотрудники редакции, кто где мог, добывали ранее не печатавшиеся в СССР произведения запрещенных авторов и наперебой предлагали их опубликовать.
«Реквием» Ахматовой (1987, № 3), «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана (1988, № 1–4), подборка стихов и песен Александра Галича (1988, № 4), фрагменты книги Нины Берберовой «Курсив мой» (1988, № 10–12), «Школа для дураков» Саши Соколова (1989, № 3) — все это печаталось на страницах «Октября». И, как вспоминала Ирина Винокурова, работавшая в отделе критики, — «ни одна из этих публикаций не повлекла за собой для Ананьева никаких неприятностей» . Пока в апрельском номере за 1989 год не напечатали короткий отрывок из «Прогулок с Пушкиным» Абрама Терца, то есть Андрея Синявского.
Всего четыре странички, но во фразе «На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох» углядели не только стилистическую непочтительность, но и злонамеренную русофобию. Началась травля: математик Игорь Шафаревич вместе с публицистом Михаилом Антоновым и скульптором Вячеславом Клыковым в открытом письме секретариату правления Союза писателей РСФСР потребовали клеветника осудить, а Героя Социалистического Труда Ананьева лишить должности (Литературная Россия, 1989, № 31). Эти обвинения Шафаревич развернул и в размещенном там же памфлете «Феномен эмиграции» (№ 36), а редакция еженедельника поддержала их перепечаткой давней статьи Романа Гуля «Прогулки хама с Пушкиным» из «Нового журнала» (1976, № 124) и масштабной публикацией читательских писем с выразительными названиями типа «Сладострастие ненависти?» и, конечно же, «Мы не позволим!» (№ 37).
Ананьев попытался отделаться уходом из редакции своего заместителя, однако в ближайших же номерах напечатал роман Василия Гроссмана «Все течет», и вакханалия в защиту священных имен и скреп перешла в антисемитскую и антикосмополитскую плоскость, столь привычную для патриотической печати.
Журнал был обвинен в непатриотических настроениях, предпринимались попытки отстранения от должности главного редактора журнала. Благодаря поддержке общественности — письмо в защиту журнала подписали Дмитрий Лихачев, Андрей Сахаров, Олег Ефремов, Марк Захаров, Альфред Шнитке и др. деятели искусства и науки — «Октябрь» отстоял свои позиции и еще до принятия первого Закона о печати поставил вопрос о независимости прессы. В результате журнал первым в стране вышел из-под ведомственного подчинения, а в августе 1990 года был зарегистрирован как независимое издание № 1.
Среди самых заметных публикаций ананьевской поры — «Наследство» Владимира Кормера (1990, № 5–8), «Семь дней творения» Владимира Максимова (1990, № 6–9), «Революция! Революция! Революция!» Владимира Тендрякова (1990, № 9), «Псалом» Фридриха Горенштейна (1991, № 10–12; 1992, № 1–2)…
В 2001 году Ананьева сменила Ирина Барметова. Особенностью журнала стала ориентация на издание клубного типа, когда режимом максимального благоприятствования пользовался круг авторов, наиболее близких редакции: Юнна Мориц, Анатолий Найман, Василий Аксенов, Людмила Петрушевская, Алексей Варламов, Олег Павлов, Игорь Волгин, Евгений Попов, Юрий Буйда, Андрей Волос, Андрей Геласимов, Олег Зайончковский, Игорь Иртеньев, Николай Климонтович, Михаил Левитин, Вячеслав Пьецух, Владимир Салимон, Асар Эппель.
Именно они в первую очередь получали ежегодные премии «Октября». Многие из них принимали участие в акциях, на которые горазда была редакция во главе с Ириной Барметовой. Авторы журнала по редакционному заданию писали то ультракороткие «рассказы с ладонь», то под рубрикой «12+» пробовали себя в сочинениях для самых маленьких, а то и вовсе во время Волошинских фестивалей в Коктебеле соревновались, кто дальше заплывет в море, с тем чтобы стихи победителей появились на печатных страницах в экстравагантном разделе «Заплыв».
При поддержке Роспечати «Октябрь» активнее, чем остальные ежемесячники, участвовал в литературных событиях, выпускал специальные номера и целевые блоки материалов, посвященные совместным литературным проектам как внутри страны (фестиваль «Аксенов-фест» в Казани, Литературное собрание в Петрозаводске), так и в сотрудничестве с другими странами (российско-французский «Литературный экспресс», Фестиваль российской литературы в Сен-Мало, Российско-китайский литературный форум и другие). Случалось и самой редакции быть организатором такого рода проектов: то «Шелковый путь поэзии», то Международные одесские фестивали, то Международная конференция по актуальным проблемам литературной критики.
Тогда, в начале 2000-х, многие надеялись, что именно такая кипучая внетекстовая, литературтрегерская активность вернет слабеющее общественное внимание и к самому журналу, сдержит падение тиражей. Но они тем не менее падали, дойдя к 2016 году до отметки в одну тысячу экземпляров, и держаться на этой кромке становилось все труднее, пока терпение и силы у руководителей «Октября» окончательно не иссякли.
Жизнь журнала «Октябрь» пресеклась в 2018 году. Сначала казалось, что ненадолго. Однако редакция, к тому времени оставшаяся совсем без денег и вынужденная покинуть просторное помещение на улице «Правды», подписку на следующий год уже не объявляла, очередных номеров не готовила и в 2019-м лишь издала коллекционным тиражом прощальный 12-й выпуск, вынеся на его обложку слова «Сто лет минус пять».
Главные редакторы журнала
С. А. Родов (1924-1925)
Г. Лелевич
А. А. Фадеев
А. С. Серафимович (1926-1929)
Ф. И. Панфёров (1931-1954 и 1957-1961)
М. Б. Храпченко (1954-1957)
В. А. Кочетов (1961-1973)
А. А. Ананьев (1973-2001)
И. Н. Барметова (с 2001)
Архив журнала «Октябрь» (1996-2018; 2019, № 12)
Журнальный зал : русский толстый журнал как эстетический феномен. - URL: https://magazines.gorky.media/october (дата обращения: 15.02.2024). - Текст : электронный.
В Центральной городской библиотеке им. В. В. Маяковского журнал хранится с 1990 по 2018 гг.
Источники:
Басинский, Павел. С культурной карты Москвы незаметно исчез журнал «Октябрь» / Павел Басинский. - Текст : электронный // Российская газета. - 2017. - 25 мая. - URL: https://rg.ru/2017/05/29/reg-cfo/basinskij-s-kulturnoj-karty-moskvy-nezametno-ischez-zhurnal-oktiabr.html (дата обращения: 15.02.2024).
Добренко, Евгений. Уроки «Октября» / Евгений Добренко. - Текст : непосредственный // Вопросы литературы. - 1995. - № 2. - С. 27-55.
Фролов, В. Федор Панферов и журнал «Октябрь» / В. Фролов. - Текст : непосредственный // Уроки литературы. - 1990. - № 9. - С. 211-244.
Чупринин, Сергей. Первые толстяки : к 100-летию журналов «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия» / Сергей Чупринин. - Текст : непосредственный // Знамя. - 2024. - № 1. - С. 145-180.
Чупринин, Сергей. Первые толстяки : к 100-летию журналов «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия» / Сергей Чупринин. - Текст : электронный // Знамя : литературно-художественный и общественно-политический журнал. - 2014. - № 1. - URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=8900 (дата обращения: 15.02.2024).
Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.
Уроки «Октября» : 100 лет журналу «Октябрь» : дайджест / МБУК «Библиотечная информационная система г. Кургана», Центральная городская библиотека им. В. Маяковского, Информационно-библиографический отдел ; сост. Артемьева М. Г. - Курган, 2024.