Библиографический список. Курган. 2020
8 октября исполняется 100 лет со дня рождения американского писателя-фантаста Фрэнка Герберта. Он всегда хотел изучать то, что его интересовало. Он был настолько независим, что отказывался писать для отдельного рынка и писал лишь то, что хотел писать. Широкую популярность писатель обрел в 1965 году, когда вышел роман «Дюна».
Сотрудники Информационно-библиографического отдела подготовили библиографическое пособие «Случай Фрэнка Герберта», посвященное жизни и творчеству писателя. В работе использованы источники, имеющиеся в Центральной городской библиотеке им. В. В. Маяковского.
Страницы биографии
Фрэнк Герберт – американский писатель-фантаст – родился 8 октября 1920 года в городе Такома, штат Вашингтон. С самого детства он много читал, особенно любил книги Жюля Верна, Герберта Уэллса и Эдгара Берроуза. На свой восьмой день рождения Фрэнк заявил: «Я буду писателем». Так и случилось.
Но прежде чем стать профессиональным писателем, он долгое время работал в различных печатных изданиях на Западном побережье США репортером и редактором.
В начале Второй мировой войны писатель работал фотографом на флоте. После полугода службы Герберт был комиссован и по возвращении домой женился на Флоре Паркинсон. Но прожили они вместе недолго. В 1945 году супруги развелись. У Фрэнка и Флоры родилась дочь Пенни.
В 1946 году Герберт познакомился со своей второй женой, Беверли Энн Стюарт, тоже писательницей. Супруги прожили вместе почти сорок лет. У них родились два сына – Брайан и Брюс. Беверли и Фрэнк были настоящей писательской командой. Он обсуждал каждый аспект своих историй с женой, а она занималась редактированием его работ. Историю их семьи опишет сын Брайан в биографии отца «Мечтатель Дюны».
После того, как Беверли умерла, Фрэнк женился в третий раз, на Терезе Шекелфорд.
Писатель ушел из жизни 11 февраля 1986 года. Дело его живет. Сын Брайан и известный писатель-фантаст Кевин Дж. Андерсон написали трилогию из мира «Дюны».
Литературное творчество
Путь к литературной славе Фрэнка Герберта был непростым и долгим. До этого он успел поработать журналистом и телеоператором, радиокомментатором и фоторепортером, с увлечением изучал восточные религии, ботанику джунглей и старинную поэзию, занимался подводной геологией и был инструктором по выживанию в условиях тропических джунглей.
Работа в средствах массовой информации позволила ему глубоко окунуться в мировую политику с ее жестокостью, ложью и лицемерием, познать ее рычаги. Автора всегда интересовали силы, имущие власть, так как от них зависят судьбы народов, благосостояние общества, а порой и сама человеческая жизнь. Герберт был настолько независим, что отказывался писать для отдельного рынка. Он писал лишь то, что хотел писать.
Первое научно-фантастическое произведение Фрэнка Герберта – рассказ «Ищешь что-то?» - было опубликовано в 1952 году. После этого он написал еще несколько рассказов и роман «Дракон в море», позже изданный как «Под давлением».
Широкую популярность писатель обрел позже, в 1963 году, когда вышел роман «Мир Дюны». Это произведение стало первой частью романа «Дюна». Позже была опубликована вторая часть, которая называлось «Пророк Дюны». В 1965 эти две части были объединены в один полноценный роман. Когда «Дюна» была закончена, Герберт начал искать издателя, который бы согласился опубликовать роман, но от 23 издателей писатель получил отказ. Лишь один согласился опубликовать «Дюну» и не ошибся, произведение быстро стало одним из самых популярных фантастических романов XX века. Роман «Дюна» был удостоен таких престижных премий в области фантастической литературы как «Небьюла» и «Хьюго», переведен на десятки языков, издавался миллионными тиражами.
Фрэнк Герберт в романе «Дюна» «заглянул» в завтра, в далекое его будущее, когда человечество уже пережило свой расцвет и разочарование научно-техническим прогрессом, «сотворил» свой мир, целую галактическую цивилизацию, сотворил по наблюдениям из жизни нашей планеты, ее достижений и неудач.
В романе сплетаются судьбы народов и отдельных героев. И через тысячи лет после нас галактическую империю сотрясают раздоры и войны, люди в повседневном бытии самоотверженно работают и приспосабливаются, созидают и грабят, делают открытия и сеют мракобесие, молятся и лгут, рожают и убивают. И никакого вселенского счастья.
Герберт проводит своих героев по увлекательным и опаснейшим жизненным коллизиям. Захватывающий сюжет, удивительные и невероятнейшие приключения, нежная любовь и холодный расчет, головокружительные достижения научно-технического прогресса и средневековая дикость, густо замешанные на пылкой фантазии автора, уводят нас в иной умозрительный мир, дают богатую пищу для размышлений. Это, может быть, один из немногих романов, раскрывающий невидимые, живые связи между человеком и миром, в котором он живет, где человек пытается до конца понять и познать самого себя.
Роман увлекательный, но не простой, заставляющий размышлять, полагаться на собственные суждения и разум. Дочитав последние страницы, вы не расстанетесь с героями просто так, вам захочется заглянуть в их дальнейшую жизнь и судьбу. Именно это побудило Фрэнка Герберта на продолжение эпопеи. В цикл произведений «Хроники Дюны» входят книги: «Дюна», «Мессия Дюны», «Дети Дюны», «Бог-Император Дюны», «Еретики Дюны», «Капитул Дюны». Критики относят «Хроники Дюны» к классике научной фантастики.
Экранизации
Первый фильм «Дюна» по одноименному произведению Фрэнка Герберта был снят в 1984 году режиссером Дэвидом Линчем. Бюджет фильма составил 45 миллионов долларов, что придавало ему статус блокбастера. В картине было занято много знаменитостей: Стинг, Патрик Стюарт, Дин Стоквелл, Макс фон Сюдов, Шон Янг, Сильвана Мангано, Юрген Прохнов и другие. Однако фильм провалился в прокате – он собрал чуть больше 27 миллионов долларов. Картина не была принята большинством поклонников творчества Фрэнка Герберта, посчитавших, что Линч слишком вольно обошелся с сюжетом книги.
В 2000 году режиссером и сценаристом Джоном Харрисоном был снят трехсерийный фантастический мини-сериал «Дюна». А в 2003 году вышло продолжение сериала под названием «Дети Дюны», снятый по книгам «Мессия Дюны» и «Дети Дюны».
17 декабря 2020 года выходит новая версия фантастического фильма «Дюна». Его снял режиссер Дени Вильнев. И, похоже, эта долгожданная экранизация может оказаться именно той версией, которую поклонники творчества автора и любители фантастики так долго ждали.
Помимо «Хроник Дюны» Фрэнк Герберт написал романы: «Зеленый мозг», «Направление – пустота», «Глаза Гейзенберга», «Создатели небес», «Барьер Сантароги», «Улей Хеллсторма», дилогию «Звезда под бичом» и «Эксперимент Досади».
Фрэнк Герберт сотрудничал и с другими писателями. Например, в соавторстве с Биллом Рэнсомом Герберт написал романы «Инцидент с Иисусом» и «Эффект Лазаря». Последним опубликованным произведением писателя является роман «Человек двух миров», написанный в соавторстве со своим сыном, Брайаном.
Религия, биология и научная фантастика: случай Ф. Герберта
Научная фантастика – обширная область литературы. Но к анализу произведений этого жанра в отечественной литературе обращаются нечасто. Наука, как ни парадоксально, для научной фантастики не столь важна: основная проблема жанра фантастики – поведение реального человека в фантастических обстоятельствах, а наука используется чаще всего лишь как сравнительно незначительный элемент художественного антуража.
Фрэнк Герберт не привлекает науку как средство создания «научно-фантастического» антуража, а непосредственно опирается на нее – именно, на биологию. Тема экологии в цикле Дюны играет ключевую роль, и Герберт прямо говорит о «Дюне»: «Мне хотелось взглянуть на обитаемую планету как на некую энергетическую машину. [...] Это был экологический роман». При этим он не просто говорит о необходимости беречь экологическое равновесие – он идет значительно глубже, показывая, как экологические условия формируют культуру, структуру общества, психологический облик людей, живущих в определенной экологической ситуации (в случае с циклом Дюны крайне суровой: на пустынной планете Арракис, где вода столь ценна, что людям приходится носить специальные костюмы, позволяющие не терять ни капли влаги с естественными выделениями тела). Естественно, это не может не наложить определенный отпечаток и на религиозные верования, отражающие экологическую ситуацию, в которых они сформировались. У Герберта сами герои романов об Арракисе оказываются носителями своеобразного экологического сознания: они постепенно преобразуют свою планету, пытаясь превратить ее из песчаной пустыни в цветущий сад.
Трактовка религии у Герберта отличается своеобразием: Иной Мир, без образов которого не обходится ни одна религия, писатель фактически вносит внутрь человека. У Герберта религиозная тема раскрывается через образ Квисац Хадераха – Мессии, имеющего доступ к генетической памяти всех своих предков и способного предвидеть будущее. Отношение Герберта к теме религии выражено в афоризме: «Боги не рождаются. Богов создают!». Не только религия, но и само божество в представлении Герберта – это порождение человека. «При сотворении бога, - говорит один из героев романа «Создатели богов», - главная опасность состоит в том, что мы можем преуспеть в своих начинаниях. Согласно науке, изучающей Пси, успех, соответствующий по порядку величины тому, что мы прогнозируем в этой комнате, всегда несет в себе серьезную интроспективную, возвратную угрозу. Предположим, мы действительно создали бога. Сотворив бога, мы неизбежно придем к парадоксу, получив некий результат, который более не является результатом нашего творения. Точно так же, мы сами можем стать творениями собственного творения!»
Но что такое Бог в романах Герберта? Сам Герберт устами одного из своих героев так отвечает на этот вопрос: «Все человечество, если рассматривать его как общность действующих совместно людей, представляет собой огромную энергетическую систему, то есть гигантскую силу Пси. Слова преходящи, поэтому термины не имеют особого значения, когда мы имеем дело с неизменным наблюдаемым фактом. Иногда такую силу называют религией. А иногда ее считают неким независимым фокусом пси-воздействия. Такой фокус мы называем словом "Бог"». Бог у Герберта представляет собой порождение технологий управления обществом, психикой отдельного индивида и даже биохимическими процессами, происходящими в человеческом организме. Пауль Муад Диб Атрейдес, главный герой «Дюны» и «Мессии Дюны», становится сверхчеловеком (Квисац Хадерахом) благодаря тренировке тела, ума и воли, которую он проходил с детства, но почва для такого преображения заложена Орденом Бене Гессерит и состоит, в частности, из той мифологии, которую Орден на протяжении многих веков внедрял в сознание обитателей мира «Дюны», в том числе и в сознание жителей планеты Арракис.
Бог, человек и общество у Герберта предстают элементами одной экологической системы, в которую входят не только природа и люди, но и те идеи, которые распространены в обществе, религии, которые люди исповедуют и т. п. – словом, то, что обычно называется духовной культурой.
Религия в романах Герберта выступает как одна из социальных сил, которыми можно и нужно управлять, и как элемент культуры, понимаемой Гербертом в экологическом ключе – как сложная экосистема, одним из компонентов которой является сам Бог. Писатель в своем творчестве порывает с христианской традицией, мир выступает для него как объект и сам Бог никак не зависит от него. Герберт видит некую совершенно реальную силу, отличную от остальных компонентов общества. В своих романах он (как фантаст) постулирует возможность возникновения или создания Бога как самостоятельного социального агента, могущество которого будет базироваться не только на собственных его силах (всесилии, всеведении и т. п.), но и на его способности участвовать в экологических процессах в качестве одного из компонентов экосистемы.
Каким же образом Герберт предлагает создать Бога? Какие природные механизмы и закономерности дают такую возможность героям его романов? Здесь на помощь приходит биология – точнее, та ее часть, которая находится на стыке с психологией и религиоведением и известна как нейротеология.
В цикле Дюны одним из ключевых факторов сюжета является спайс – уникальное вещество, добываемое только на Арракисе, известное своими свойствами при систематическом приеме в больших дозах давать человеку способность видеть будущее. Не меньшую роль играет в романе и Вода Жизни – яд, который может превратить в относительно безвредный для человека наркотик только специально подготовленная женщина («Преподобная Мать»), причем превращение это осуществляется в ее организме, благодаря сознательно вызываемому ею изменению обмена веществ. Для мужчин Вода Жизни смертельна, и Муад'Диб, главный герой романа, становится пророком именно тогда, когда осмеливается сам принять этот яд и попытаться преобразовать его. Такое преображение главного героя не было совершенно внезапным событием, наступившим исключительно в результате действия яда на его организм, - это стало возможным лишь благодаря долгой тренировке ума, тела и чувств, начавшейся еще в раннем детстве, и надо учесть, что его мать была членом Ордена Бене Гессерит, а значит, сама была плодом длительной евгенической программы Ордена и, естественно, прошла длительное обучение, которое не могло не изменить глубочайшим образом саму ее личность. Муад'Диб, таким образом, выступает в романе результатом и сложного, чрезвычайно длительного процесса селекции, и многолетнего всестороннего воспитания, и, наконец, одним из важнейших узлов той социальной сети, кризис которой составляет сюжет романа, так что Вода Жизни только связывает воедино влияние всех этих факторов и раскрывает их действие для его сознания. Пробуждение, которое обретает Муад'Диб благодаря Воде Жизни, открывает ему доступ не только к будущему, но и к прошлому – к памяти его предков. Его сын Лето II в результате еще одного чисто биологического изменения становится уже в полном смысле Богом, ему поклоняются как Богу, и его могущество покоится в значительной мере также на полностью открытой для его сознания предковой памяти.
Романы Герберта представляют собой своеобразный вариант современной мифологии. Герберт интересен, тем, что у него тема религии оказывается ключевой, что совершенно не свойственно другим фантастам. Он прямо делает ставку на религию, на религиозное сознание, и недаром он сам признавался в предисловии к «еретикам Дюны», что многие люди спрашивали его, не хочет ли он основать новый религиозный культ. Но его мифология – это мифология технического общества, в котором даже сам Бог оказывается продуктом определенной технологии, а проблемы, свойственные техническому обществу решаются через мифологические образы – такие, как образ Бога-Императора Дюны.
Ценность романов Герберта состоит в том, что он рассматривает религию с научной точки зрения. Он делает это как писатель-фантаст. Как художник, он не сдерживает фантазию ничем, кроме собственного художественного замысла и тех идей, которые лежат в его основе. Герберт не просто говорит о Боге научным языком. Он создает мифологию, а не научную или философскую концепцию, ибо миф неотделим от повествования.
Герберт в романах цикла Дюны говорит об умении человека управлять собой, только его герои способны делать это в гораздо большем масштабе, чем мы и именно это приближает их к божествам. Романы Герберта показательны для современной литературы и для современной культуры вообще в том смысле, что в них религиозное сознание выступает в преобразованном виде – не как религиозное сознание какой-то конкретной религии, а как религиозность, свободная, насколько это вообще возможно, от связи с какими-то историческими религиями и больше связанное с чисто научными представлениями. Религиозность Герберта – это религиозность технологической эпохи, сама себя воспринимающая уже не в контексте авраамической мифологии, говорящей о связи человека с Богом, а в контексте технологии, когда высшее проявление благочестия – не поклониться Богу, а создать Его.
Произведения Фрэнка Герберта, имеющиеся в Библиотечной информационной системе:
Герберт, Фрэнк. Бог - император Дюны : [роман] / Фрэнк Херберт ; [ил. С. Ситников ; пер. А. Биргер]. - Ангарск : Амбер Лтд ; Москва : Скарабей, 1993. - 479, [1] с. : ил. - (Имперская серия = Imperior). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Фрэнк. Дом глав родов Дюны : роман / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Ангарск : Амбер Лтд ; Москва : Сигма-пресс, 1995. - 492, [4] с. - (Англо-американская фантастика ХХ века). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Фрэнк. Дюна : [научно-фантастический роман] / Фрэнк Херберт. - Курган : Парус-М, 1992. - 591, [1] с. : ил. - (Ковчег). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ, ф. 11, 12, 28, 29).
Герберт, Фрэнк. Еретики Дюны : роман / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Ангарск : Амбер Лтд, 1995. - 510, [2] с. – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ, ф. 1, 20, 23)
Герберт, Фрэнк. Звезда под бичом ; Зеленый мозг ; Глаза Гейзенберга : романы / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Ангарск : Амбер Лтд ; Москва : Сигма-пресс, 1993. - 523, [5] с. - (Англо-американская фантастика ХХ века). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Фрэнк. Мессия Дюны ; Дети Дюны / Фрэнк Херберт ; [ил. С. Ситников]. - Москва : Скарабей, 1993. - 607, [1] с. - (Имперская серия = Imperior) – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ, ф. 7, 29)
Герберт, Фрэнк. Первые войны пустыни / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Таллинн : Мелор, 1994. - 415, [1] с. - (Библиотека зарубежного криминалистического и приключенческого романа : элитарная серия : издается с 1990 г. ; вып. 1) (Зарубежная остросюжетная фантастика). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Фрэнк. Вторые войны пустыни / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Таллинн : Мелор, 1994. - 414, [2] с. - (Библиотека зарубежного криминалистического и приключенческого романа : элитарная серия : издается с 1990 г. ; вып. 2-3) (Зарубежная остросюжетная фантастика). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Фрэнк. Третьи войны пустыни / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Таллинн : Мелор, 1994. - 304 с. - (Библиотека зарубежного криминалистического и приключенческого романа : элитарная серия : издается с 1990 г. ; вып. 4) (Зарубежная остросюжетная фантастика). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Фрэнк. Четвертые войны пустыни / Фрэнк Херберт ; [пер. с англ.]. - Таллинн : Мелор, 1995. - 350, [2] с. - (Библиотека зарубежного криминалистического и приключенческого романа : элитарная серия : издается с 1990 г. ; вып. 5) (Зарубежная остросюжетная фантастика). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ, ф. 28)
Герберт, Фрэнк. Создатели богов ; Глаза Гейзенберга ; Зеленый мозг : [романы] / Фрэнк Герберт ; [пер. с англ. М. Петрунькина, Е. Чириковой, А. Пронина ; худож. В. Домогацкая]. - Москва : АСТ, 2002. - 615, [9] с. - (Золотая библиотека фантастики : серия основана в 1999 г.). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: ф. 12, 18)
Герберт, Фрэнк. Улей Хельстрома ; Сон или явь? ; Создатели небес ; Барьер Сантароги : [фантастические романы] / Фрэнк Герберт ; [пер. с англ. С. Федотова и др. ; худож. В. Н. Ненов]. - Москва : АСТ : Ермак, 2004. - 747, [5] с. - (Золотая библиотека фантастики : серия основана в 1999 г.). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ, ф.7, 28)
Продолжение цикла «Дюна», написанные сыном Фрэнка Герберта
Герберт, Брайан. Дюна: Батлерианский джихад : [роман] / Брайан Герберт, Кевин Андерсон ; [пер. с англ. А. Н. Анваера ; худож. В. Н. Ненов]. - Москва : АСТ : Люкс, 2004. - 749, [3] с. - (Золотая библиотека фантастики : серия основана в 1999 г.). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Герберт, Брайан. Дюна: Дом Харконненов : [роман] / Брайан Герберт, Кевин Андерсон ; [пер. с англ. А. Н. Анваера]. - Москва : АСТ, 2002. - 714, [6] с. - (Золотая библиотека фантастики : серия основана в 1999 г.). – Текст : непосредственный.
(Имеются экземпляры: Отдел художественной литературы ЦГБ)
Литература о Фрэнке Герберте
Бурмистров, Сергей Леонидович. Религия, биология и science fiction: случай Ф. Герберта / С. Л. Бурмистров. – Текст : непосредственный // Человек. – 2014. - № 6. – с. 158-171.
Бурмистров, Сергей Леонидович. Религия, биология и science fiction: случай Ф. Герберта / С. Л. Бурмистров. – Текст : непосредственный // Вопросы литературы. – 2012. - № 4. – С. 338-361.
Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.