Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Серия «Лауреаты Нобелевской премии». Пленник памяти Патрик Модиано — лауреат Нобелевской премии по литературе за 2014 год

Информационный листок. Курган. 2014

Перед вами очередной выпуск серии «Лауреаты Нобелевской премии». Нобелевским лауреатом по литературе за 2014 год стал 69-летний французский писатель и сценарист Патрик Модиано.

В сопроводительном письме Нобелевского комитета подчеркивается, что тот был удостоен этой премии «за искусство памяти, которым пробудил самые непостижимые людские судьбы и раскрыл мир оккупации».

Биография

Отцом мальчика был коммерсант Альбер Модиано (1912, Париж — 1977, там же), по отцовской линии ведущий своё происхождение от старинного сефардского рода из Салоник; мать — фламандская комическая актриса Луиза Колпейн (род. 1918, Антверпен). Родители познакомились осенью 1942 года в оккупированном немцами Париже, в феврале 1944 года они поженились. Будучи евреем, отец в период немецкой оккупации тем не менее занимался нелегальной торговлей, жил по подложным документам и не был принуждён к ношению отличительной жёлтой звезды; мать выступала перед оккупационными войсками. Своему брату Руди, умершему в 1957 году в десятилетнем возрасте, вплоть до 1982 года Патрик посвящал все свои романы. Родители разошлись в начале 1960-х годов.

Учился П. Модиано сперва в парижском лицее Генриха IV, где геометрию ему преподавал Раймон Кено, друживший с его матерью и позднее введший юношу в литературный круг издательства Галлимар, а затем в лицее и в коллеже в Анси. Первый роман Модиано «Площадь Звезды» был опубликован в 1968 году и сразу принёс автору известность.

Патрик Модиано — один из наиболее значимых современных французских писателей. Он автор трех десятков романов, многие из которых были высоко оценены у него на родине.

Практически все произведения писателя автобиографичны и (или) связаны с темой оккупации Франции во время Второй мировой войны. В своём интервью в октябре 1975 года П. Модиано признаётся, что он «одержим предысторией, прошлым», а «прошлое — это смутная и постыдная эпоха оккупации». «Мой сюжет — время», — добавляет он в интервью газете «Монд».

Творчество

Во французской литературе последних лет Патрик Модиано занимает особое место. Постмодернизм и его представителей в самых разных странах принято упрекать в отрыве от корней — с Модиано, образцовым французским постмодернистом, все совсем не так. Он одержим поиском родственных нитей, дружеских уз, восстановлением разорванных связей (былого и настоящего времени, поколений), поиском общей доминанты, объединяющей различных людей.

Все его произведения насыщены желанием воскресить страницы прошлого, вспомнить давно забытые встречи и прежних приятелей, во всей свежести пережить снова все эти мгновения, чувства, еще раз ощутить то, что когда-то с тобой было в этих же местах — в домах, на улицах, которые находятся сейчас перед твоими глазам. Все это непременно надо вспомнить. Надо восстановить даже то, что было не с тобой, а с твоими близкими и знакомыми, когда ты еще не родился, восстановить все то, что было с Парижем, с Францией, с ее народом во время гитлеровской оккупации, утвердить преемственность всего человеческого, доброго, преемственность поколений и бытия и найти свое собственное место в череде времен.

Модиано ощущает себя автором, пишущим о современности, а прошлое — война и оккупация — завораживает его потому, что помогает обрести «смутный свет» сегодняшнего дня. Писатель отчетливо сформулировал это в интервью, когда говорил об основах своего литературного мастерства. Он ощущает кошмар «постыдной эпохи оккупации» — но из этой смутной эпохи родилась современность и, соответственно, «смутная литература» без внутренней глубины.

В этом видении представлены все основные мотивы творчества писателя: зависимость настоящего от прошлого, поиск корней, которые ощущаются в настоящем и притягивают к себе даже своей «смутностью».

В романах Модиано обыгрываются одни и те же факты, лица, судьбы, чаще всего взятые из жизни и окружения самого автора. Но не следует им доверять полностью, как и «первому лицу», от имени которого ведется повествование. Даже в одном из самых автобиографических произведений, «Семейная хроника» (1977), рассказчик вспоминает факты, которые он никогда видеть не мог, поскольку все происходило до его рождения.

Творческая манера писателя проникнута игрой. Но это не та игра, о которой писал Йохан Хейзинга, игра — выход за пределы повседневной жизни, отгораживание от неигрового пространства. Для Модиано игра — это самая что ни на есть реальность, живая в постоянном перемещении и видоизменении, это путь из вещного мира в мир символов. Он погружается в среду, где все происходящее воспринимается им как то, что действительно происходит с ним самим или с кем-то из окружающих. И эта иллюзия только усиливает полноту жизни.

Поиск собственных корней определяет психологизм и структурные особенности всех модиановских произведений. И это несмотря на безнадежность почти всех попыток отыскать утраченные корни. «Все агонизирует» — к такому выводу приходит писатель, анализируя современную ему действительность. Поэтому для Модиано тезис «Прошлое важнее, чем будущее» как нельзя более актуален. Впрочем, стремления увидеть будущее в его произведениях и не наблюдается, все заканчивается современным этапом, «постыдной эпохой», где человек обречен на бессмысленное существование и безнадежный поиск. Этими идеями пронизаны первые романы Модиано, связанные с военной тематикой, в которых он отобразил эпоху оккупации Франции: «Площадь звезды» (1969), «Ночной дозор» (1969), «Бульварное кольцо» (1972).

Та же тема проходит через самое известное произведение Модиано, отмеченное Гонкуровской премией, — «Улица темных лавок» (1978). Пересказ его сюжетной канвы практически невозможен, несмотря на напряженность, которая возрастает с каждой страницей романа. А попытка заглянуть вперед не удовлетворит любопытства, поскольку вернет тебя на ту ступень, с которой началось прочтение книги.

Главная художественная задача писателя -создать атмосферу, где возможно высказать философскую гипотезу, решить задачу соотношения Прошлого и Настоящего. Сможет ли герой произведения, потерявший память на десять лет — а следовательно, и имя, прошлое, семью, обрести истину, найти свое «я», отыскать свои корни? Писатель не ставит точку, не отвечает на вопрос, переадресует его читателю.

Он не пытается найти общую истину, зато, как и все постмодернисты, он верит в свою. Его герой почти всегда грешен, но грешен перед собой, а не перед Богом. В постмодернизме если конфликт и имеется, то разыгрывается, и речь не идет о его разрешении, а лишь о его развитии. И Модиано молчаливо соглашается, что жизнь есть «хаос бытия», не пытаясь противопоставить ему гармонию.

Патрик Модиано заставляет неоднократно прочитывать его произведения. Изощренная фабула, отсутствие развязки требуют объяснения, но его нет, есть небольшой зазор, который вынуждает к повторному чтению, разглядыванию с другого ракурса. Истолкование часто неоднозначно. Это и есть цель писателя. Но детальная интерпретация Модиано невозможна. Частное пребывает в стихии всеобщего. Подтекст и текст сплетены воедино, и понимание становится сложнее: писатель говорит больше, чем хотел бы. Отсюда вытекает, что самым верным при истолковании текста будет отказ от предвзятых схем и от поисков тайных истоков. В случае с Модиано следует признать правила игры и подойти к произведению со стороны его пространственно-временной линейности, которая придает постмодернистскому мировосприятию особую поэтическую выразительность.

Литературные произведения

  1. «Из самых глубин забвения» (1966)
  2. «Площадь Звезды» (1968)
  3. «Ночной дозор» (1969)
  4. «Бульварное кольцо» (1972)
  5. «Лакомб Люсьен» (1974, киносценарий, по нему поставлен фильм Луи Маля)
  6. «Печальная вилла» (1975, экранизирован Патрисом Леконтом под названием «Аромат Ивонны»)
  7. «Семейная хроника» (1977)
  8. «Улица Тёмных лавок» (1978)
  9. «Молодость» (1981)
  10. «Такие славные парни» (1982)
  11. «Утраченный мир» (1984)
  12. «Августовские воскресенья» (1986)
  13. «Смягчение приговора» (1988)
  14. «Прихожая детства» (1989)
  15. «Свадебное путешествие» (1990)
  16. «Цветы на руинах» (1991)
  17. «Цирк уехал» (1992)
  18. «Такая молодая собака» (1993)
  19. «Дора Брюдер» (1997)
  20. «Незнакомки» (2000)
  21. «Маленькая Бижу» (2001)
  22. «Несчастье в ночи» (2003)
  23. «Родословная» (2005, автобиография)
  24. «Кафе утраченной молодости» (2007)
  25. «Горизонт» (2010)
  26. «Ночная трава» (2012)
  27. «Не заблудись в этом квартале» (2014)

Награды

  1. 1968 — премия Фенеона и премия Роже Нимье за роман «Площадь Звезды»
  2. 1972 — Большая премия Французской Академии за роман «Бульварное кольцо»
  3. 1978 — Гонкуровская премия за роман «Улица Тёмных лавок»
  4. 1984 — литературная премия князя Монакского за совокупность творчества
  5. 2010 — Международная премия Чино дель Дука
  6. 2014 — Нобелевская премия по литературе

Литература о Патрике Модиано

  1. Мамедханова, Н. Предпочтение частному / Н. Мамедханова // Книжное обозрение. — 2002. — № 4. — С. 6.
  2. Тимашева, О. Хроника несостоявшихся судеб / О. Тимашева // Иностранная литература. — 1987. — № 6. — С. 228-233.

Произведения, имеющиеся в библиотеке

  1. Модиано, Патрик. Маленькое Чудо : роман / П. Модиано // Иностранная литература. — 2003. — № 7.
  2. Модиано, Патрик. Незнакомки : повесть / П. Модиано // Иностранная литература. — 2001. — № 7.
  3. Модиано, Патрик. Смягчение приговора : повесть / П. Модиано // Иностранная литература. — 1988. — № 12.

Составитель: главный библиограф Пахорукова В. А.

Верстка: Артемьева М. Г.


Система Orphus

Я думаю!