Родился б февраля 1952 года в посёлке Мишкино Курганской области в семье сельских учителей. В1969 году окончил среднюю школу в селе Сумки Половинского района и поступил в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище. С 1973 по 1992 годы проходил службу в Вооружённых Силах на различных должностях. В 1992 году уволен в запас, жил и работал в Белоруссии до 2002 года. Затем вернулся в Курган. Работает в газете «Служим Отечеству».
К сочинительству Владимира Ивановича потянуло уже в зрелом возрасте. Он — автор книг стихов и прозы: «Все мы родом из детства» (2003), «Пора цветения» (2003), «Капельки жизни» (2004), «Добрай ранщы, Беларусь!» (2006), «Клятва» (2010), «От деревенского плетня» (2014). Владимир Филимонов является составителем двухтомника «Антологии зауральских писателей» и сборников по результатам областных литературных конкурсов». Деревня, малая родина, неизбывная и нескончаемая любовь к ней, тревога за ее судьбу — вот что красной нитью проходит через все его произведения. Для него нет темы важнее этой. Особенности поэтического творчества Владимира Филимонова — это первозданность стиля, системы образов, языка, изобразительных средств. В его стихах невозможно обнаружить каких-то «влияний», нет тем, написанных «специально», нет признака «профессионализма» в хорошем понимании смысла этого слова.
В Союзе писателей России состоит с 2007 года. С 2008 по январь 2019 года возглавлял Курганскую областную писательскую организацию, сменив на этом посту ответственного секретаря Ивана Павловича Ягана. С 2015 года является редактором-литературно-публицистического альманаха «Тобол».
Особенности поэтического творчества Владимира Филимонова — это первозданность стиля, системы образов, языка, изобразительных средств. В его стихах невозможно обнаружить каких-то «влияний», нет написанных «специально», нет признака «профессионализма» в хорошем понимании смысла такого определения.
За многие годы работы с авторами я пришел к выводу, что в современном поэтическом творчестве существует (он, наверное, существовал и раньше, например, у А.В.Кольцова) интуитивно-стихийный вариант.
Мне кажется, стихи Владимира — именно такой случай. Поэтические детали неожиданны, свежи и первозданны. Например, в стихотворении «Кузнец» у него из кузни «сажа вьется черным флагом», в другом — «желтоватым лунным маслом горло смазал коростель».
Впрочем, пора сказать о том главном, чем привлекла меня поэзия В. Филимонова. Это направленность. Вернее сказать, предмет раздумий поэта... Деревня, малая родина, неизбывная и нескончаемая любовь к ней, тревога за ее судьбу — вот что красной нитью проходит через все его произведения. Для него нет темы важнее этой.
За плечами автора многоверстные пути-дороги армейского офицера. Казалось бы, есть житейский багаж для стихов на другую тему. Но он вновь и вновь с высоты прожитых лет сердцем и памятью возвращается к святой и незабываемой — деревне. В его стихах она предстает в картинах детских, отроческих и юношеских впечатлений, потому что:
Там даже приозерные мостки Весной пускают клейкие листки...
В стихах В.Филимонова неразрывно связаны природа, люди, деревенский быт:
Там в баньках вкруг озер - Блаженный лай, На скрип саней - Собак ленивый лай, Там мама греет руки у огня И сушит валенки. Но только нет меня.
Хрестоматийной завершенностью обращает на себя внимание стихотворение «Весна»:
Весна! Прошла пора поземок, Уже леса стоят в воде, Грачи, галдя, по чернозему Червей сбирают в борозде... ...Грозою разродилось небо, Прах травный крутится змеей И запах будущего хлеба Витает гордо над землей.
Не прямолинейно, но, как закономерность, вытекает мысль о преемственности поколений:
Отцы шинели нам на вырост С походов принесли не зря.
Там, в деревне, на родимой земле, в крестьянских трудах и детских радостях вырастают поэты, формируется их душа и совесть. Без постоянного ощущения малой родины, без памяти о ней человек — не человек.
Потому-то по России Бродят тыщи падших душ, Что забыли, где косили Под шуршанье волокуш.
Несказанно рад, что в лице Владимира Филимонова встретил самобытного поэта с незамутненной русской речью. Уверен, что его стихи найдут благодарного читателя.
Яган, И. Святая как хлеб... : Вступительное слово Ивана Ягана к сборнику «Все мы родом из детства» [Электронный ресурс] / И. Яган // Режим доступа: http://kultura.kurganobl.ru/3635.html. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 24.08.2017).
Поэзия В.И. Филимонова, уроженца Зауралья, нашего современника — явление радостное и самобытное. Она богата и многогранна по содержанию и тематике, отличается искренностью, человечностью, необычайно живописными образами.
Сразу отметим, что на произведениях Владимира Филимонова лежит печать времени: родившийся и выросший в деревне, поэт с тревогой и озабоченностью размышляет о судьбах молодого поколения, русской деревни, всей страны.
В стихах Филимонова воссозданы удивительные картины природы, согретые добротой, теплом и светом. Их можно сравнить с пейзажами художника Г.А. Травникова, о которых А.Д. Львов писал в статье «Облака Германа Травникова» (1997г.); «Облака плывут по небу почти во всех его акварелях и картинах, разные, как сама жизнь...» Точно так же и в стихах Владимира Филимонова: детство — «кусочек неба в облаках». И ещё словесные зарисовки: «в облаках играя, тускнеет солнце», «разбросались ветерочками грозовые облака», «закат златоглавый», «луч заката, как на шпору, нанизал гирлянду туч» — картины зримые и выразительные.
Сразу необходимо заметить, что в стихах поэта природа и быт деревни едины, одно является продолжением другого. Стихотворение «Пастух» начинается зарисовкой летнею утра:
Утро новое настало. Тише зазвенел ручей, В травах росных заблистала Сказка солнечных лучей...
Композиционное начало стихотворения вполне оправданно и объяснимей самим автором:
Первым на селе дремотном Просыпается пастух.
Автор подмечает, что не только село живёт по пастушьему «распорядку дня», но и сама природа словно бы подчиняется ему:
Исчезает ночь вдали. Знать, пастух её по небу Гонит до конца земли.
Детали в стихах Филимонова ярки и непривычны. И.П. Яган отмечает: «Поэтические детали стихов автора неожиданны, свежи и первозданны. Например, в стихотворении „Кузнец“ у него из кузни „сажа вьётся чёрным флагом“, в другом — „желтоватым лунным маслом горло смазал коростель“. Природа для поэта — это не просто среда обитания деревенских жителей, она — источник вдохновения, она побуждает к созданию стихов:
Опять на закат златоглавый Глядится, почти не дыша, Без поисков призрачной славы Набрякшая рифмой душа.
Если определять приоритеты автора, то можно с уверенностью утверждать, что он открыто и намеренно заявляет о своей связи с деревней, её жизненным укладом: „В сельском переулке родился мой стих“ („Зов“); „сын я крестьянской земли“ („Я свирели пастушьей не слышал“).
Образы стихотворений не только точные, но и географически достоверные. В эссе „Озеро“ В.Филимонов пишет: „Их два, наших сумкинских озера, то пустых, то шумных, ласковых и не очень. В них осталась частица нашей души...“ И вот такую деталь мы находим в стихотворении „Край любимый“:
Ты за нашими взрослыми спорами Наблюдаешь глазами-озёрами.
Для автора родная земля, его „сторонка“ — надёжная опора во всех трудных жизненных обстоятельствах:
Тишь, прохлада от ручья, Тополь за забором, Это, может, и ничья, Но моя опора.
Естественным выглядит признание в любви к родной земле, искреннее, идущее из глубины души:
Землицы моей нету краше, —
признаётся поэт и продолжает:
Когда вновь над вечным покоем Сочатся листвой тополя... Вот именно чаще такою Люблю я тебя, Мать-Земля!
Современные тенденции в жизни деревни вызывают неподдельную горечь автора: это гибель „неперспективных“ деревень, утрата корней и забвение народных обычаев и традиций:
Жить бы так... Да поманула Чужедальная земля... Потому-то по России Бродят тыщи падших душ, Что забыли, где косили Под шуршанье волокуш. («Я пришёл на эту землю»)
В стихотворении „Реквием исчезнувшим деревням“ поэт с тревогой сообщает:
Опустела деревня Не по злому приказу. Только умер мир древний Детских снов и рассказов.
Гибель деревни ведёт за собой утрату нравственных основ народной жизни, даже исчезновение нации:
Позабыли мы, вроде, Кто легенд не имеет О родимом народе - Сам бесследно истлеет.
По мнению И.П. Ягана, главное в поэзии Владимира Ивановича Филимонова — это „предмет раздумий поэта... Деревня, малая родина, неизбывная и нескончаемая любовь к ней, тревога за ее судьбу — вот что красной нитью проходит через все его произведения“. Для него нет темы важнее этой». Это вполне объяснимо: если село Константинове на Рязанщине навечно ассоциируется с именем Сергея Есенина, то жители села Сумки Половинского района вправе связывать название села с именем Владимира Филимонова, выпускника Сумкинской средней школы, В этой школе более десяти лет работали учителями родители поэта. «Малой родине — селу Сумки» посвящена первая книга, сборник стихов «Все мы родом из детства».
У известного писателя С.В. Михалкова есть книга размышлений с похожим названием — «Всё начинается с детства»; в предисловии к ней сказано: «Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас — помочь взойти семенам добра».
Эту задачу, думается, успешно решает своими лирическими стихотворениями поэт Филимонов. Вот что он говорит в предисловии к своей книге «Все мы родом из детства»: «Я разговариваю с далёким и ласковым прошлым, своим и в чём-то вашим. И то, что мы называем ДЕТСТВОМ, пусть оживёт в ваших воспоминаниях».
Это признание очень знаменательно: Владимир Иванович указывает на тот исток, который питает его поэтическое творчество.
Каковы же основные черты, определяющие особенности лирической поэзии Владимира Ивановича Филимонова? Думается, что одной из главных черт его самобытной лирики является:
1. Философичность, содержащая в себе глубокую идею неразрывной вечной связи мира человека и мира природы. Отсюда проистекает нравственная высота поэтической позиции поэта. Вот одно из сокровенных признаний автора:
И заметив, как листья кружат, Опадая, ответствовать будем - Наша Родина там, где лежат Под крестом дорогие нам люди.
Единство человека и природы определяет и осмысление понятия «жизнь»: поэт понимает и принимает то, что она имеет начало и конец, как и всё земное.
Наша жизнь по законам родства, По причастности к миру струится. Даже смерть, коль приходит, права, И ее отрицать не годится.
У Филимонова «печаль светла», ибо он счастлив своей «причастностью к миру». Поэтому смысл бытия — в продолжении рода, понимании главного:
От отцов - сынам, отцам - от дедов Таинство завещанное троп. («Старые российские деревни»)
По этим тропам человеку назначено идти в будущее, осознавая:
Толкает нас вперед Не вера я чьё-то чудо, А вера в свой народ. («О вере»)
Один из важнейших вопросов, на который поэт ищет ответы, — «каким бывает человек?» Автор размышляет:
Ты, человек, бываешь разным...
Далее — перечень противоположных качеств, составляющих нравственную сущность человека, а вывод — формулировка вопроса: «Какой же ты на самом деле?» Не всегда человек соответствует своему высокому предназначению — в том таится причина грусти, которая сквозит в стихах В.И. Филимонова, Ещё одна причина грусти для поэта — это вынужденная разлука с близкими людьми и дорогими сердцу местами, где прошло детство, где тополя в палисадниках и каждый переулок хорошо знакомы и милы. У автора чувство грусти и восхищения нераздельны, когда он повествует о родном селе:
Там в баньках вкруг озёр - Блаженный рай. На скрип саней- Собак ленивый лай. Тем мама греет руки у огня И сушит валенки. Но только нет меня. («За далью дальней Родина моя»)
В стихотворении, посвященном другу и однокласснику Н.И. Пономареву, высказана мысль, выражающая определённую итоговую позицию поэта:
И где-то в середине жизни, В созревших помыслах чиста, Любовь к отроческим местам Переросла в любовь к Отчизне.
2. В лирических стихах Владимира Филимонова наблюдается органическое соединение литературного языка и стихии разговорной деревенской речи. Читателями не воспринимаются как диалектизмы слова, бытующие в Зауралье: «дождливый морок», «домовина», «рукомойник», «сробила все дела», «сенцо в копешке», «берёзовые коринки, «шуршащие волокуши», «запах вязиля» и другие — именно они привносят в стихи Филимонова неповторимый колорит, характерный для деревенского быта.
3. Сказовая манера повествовании, использование фольклорных элементов — ещё одна черта поэзии В.И.Филимонова, свойственная также народной песне:
Ой, куда ты, солнце, прячешься, Тускло глазками блестишь? За туманами наплачешься. За морями загрустишь.
Обращения «Мать-Земля», «край любимый», «звезда моей удачи», а также традиционные в фольклоре обращения к весне и лету, зиме и осени, дождю и солнцу роднят лирические стихи Филимонова с народными песнями, близкими каждому человеку по духу и по отношению к многоликому, неповторимому миру.
4. Искренность чувств, простота стихотворной формы в стихах поэта соединяются с глубиной мысли. Авторская позиция в произведениях Филимонова всегда выражена предельно отчетливо: он не приемлет бездуховности, нравственной ограниченности, душевной глухоты:
И, может быть, далёко где-то, Извергнет кто-то меньше зла. Когда прочтёт, что «... было лето, И полоса дождей прошла!» («Ах, лето!»)
И еще один убедительный пример высокой нравственной позиции автора:
Я никогда не предавал. За слово - голову давал. Мечтал - на долгие года, Коль ненавидел - навсегда... («Я - русский»)
В стихотворениях В.И.Филимонова выстраивается определённая градация образов, создающих неповторимый художественный мир замечательного поэта-лирика. Кем же «заселён» этот удивительный мир?
5. Лирический герой — прежде всего поэт, размышляющий о своём творческом пути, о своём месте в нашем беспокойном мире. Мечтает он о том, что:
Стихами думал, верил, жил - И тем у русского народа Поэта званье заслужил.
Лирический герой любит всей душой своё село, родную землю, всех добрых людей, ради которых он готов трудиться, не жалея сил:
Пора цветения прошла И надо браться так за дело, Чтобы душа не только пела, Но и всплакнула, чуть дыша, Над тем, что сделать позабыла В разгуле беспокойных дней. Ведь то, что было, - это БЫЛО, А то, что БУДЕТ, - посложней. («Ошибок вновь не повторить»)
6. Русская природа Зауралья — самый значимый образ в поэзии Владимира Ивановича Филимонова. Природа у него восхитительна во все времена года, она полна жизни, перемен, стремительного движения к будущему. Вот картина весны:
Грозою разродилось небо, Прах травный крутится змеёй, И запах будущего хлеба Опять витает над землёй. («Весна! Прошла пора позёмок»)
Осень вызывает грусть и рождает такие поэтические строки: «в песни излита печаль наболевшая», она «стылой дали пустота и доверие приметам», но зима всегда приносит обновление:
Зима пришла! Помолодела Плоды отдавшая земля. («Зима в деревне»)
Поэт неоднократно заявляет о своём родстве с природой, этим он определяет не только истоки своей лирики, но и обозначает высочайшие нравственные ценности, утверждаемые в его творчестве:
Ах, лето! Я в холодных росах Тобой, наверное рождён... («Ах, лето!»)
В другом стихотворении еще одно важное признание родства с отчим краем:
Но коль в мир из деревни я вышел, Значит, сын я крестьянской земли.
Концовка стихотворения звучит как торжественная клятва верности Родине:
Значит - друг я пшеницы и хлеба, Брат - плоды приносящим садам, И за синь деревенского хлеба Жизнь свою без остатка отдам. («Я свирели пастушьей не слышал»)
7. Образы близких людей — это предки, родные и близкие, словом, жители села, люди трудной судьбы, мудрые и терпеливые, сильные своей умудрённостью. С образами деда и бабушки (им посвящены стихи) связаны воспоминания о детстве и юности, детских мечтах и сказках:
Но на печи голубой кирпичи Так же, как в детстве, опять горячи. Жить будет вечно незыблемость фраз, Бабушка Феша, начни свой рассказ...
Про деда, доброго и умелого человека, односельчане «вспоминают — не судя». Дом деда и бабушки — своего рода «духовный причал», о нём поэт говорит так:
Было, где плакать и песенки петь. («Моей бабушке...»)
Под стать дедам — сыновья и внуки, поэтому автору радостно то, что:
...отделив добро от зла. Идут беспечные мальчишки Творить великие дела. («Мальчишки»)
Как завет от предков — главный жизненный выбор для настоящего мужчины, который считает себя сыном родной земли и своего народа:
Стремленье Родину прикрыть - Коль надо - грудью. («Ветхозаветной старины...»)
Несмотря на все испытания и тревоги, выпавшие на долю народа, автор уверен:
Не распадётся связь времён.
8. Образ зауральский деревни, малой родины Владимира Филимонова, необычайно лиричен и привлекателен, он вселяет уверенность, что любые трудности и невзгоды будут пережиты:
Что мне жизненный содом, И дожди, и сырость, Если в Сумках стоит дом, Где я жил и вырос.
В предисловии к сборнику стихов В Филимонова «Все мы родом из детства» И.П. Яган отмечает преданность почта своей малой родине: «За плечами автора много вёрстные пути-дороги армейского офицера. Казалось бы, есть житейский багаж для стихов на другую тему. Но он вновь и вновь с высоты прожитых лет сердцем и памятью возвращается к святой и незабываемой — деревне».
9. Это объясняет закономерность появления самого ёмкого и вечного образа — России, Матери-Родины. У Филимонова слово «Родина» пишется и с прописной, и со строчной буквы, ибо образ Родины в его стихах принял конкретные черты зауральской деревни, но в то же время — это вся Россия.
Родина-Мать традиционный образ и русской поэзии, и Филимонон cледует этой традиции, он готов «подставить плечо», если позовёт Отчизна. Однако современные реалии в жизни России вносят новые черты в традиционный образ: Россия — Мать, но у поэта она «нищенка святая», которая просится в дома, только её изгоняют люди, привыкшие к сытому покою и легкомысленной беспечности. Такие люди не понимают, что «теперь кругом беда» — от равнодушия, жадности, безверия, злобного отношения к людям:
Отрыгнёмся сытой пищей, Хмель рассолом смыв с лица... Неужели Матерь нищей Будет согнана с крыльца?
В стихотворении есть намёк на факты современной жизни, когда взрослые и трудоспособные дети отдают родителей в дома престарелых, а дети становятся бездомными сиротами при живых родителях. «Тонут люди в обилии зла», — говорит с горечью автор в одном из своих стихотворений. Есть ли этому какое-то объяснение, будет ли прощение? Искупление, как считает автор, надо искать в русле народной морали и философии:
Друг от друга нам не деться, Надо верить и терпеть. Запусти Россию в сердце, Если им желаешь петь. («Россия»)
Образы, дорогие и привлекательные для поэта, созданы языком лаконичным, точным и одновременно ярким, выразительным, образным. Это народный язык, но со своими, присущими только В. Филимонову образными средствами.
Метафоры в лирических стихах Владимира Филимонова существуют не сами по себе, они помогают полнее и глубже выразить чувства поэта: «осень — горькая полынь меж сердцами двух влюблённых», но она же — «чуткая строка, рождённая впервые». Для жителя деревни близки и понятны такие метафоры: «грибы... прячут шляпки», «сено золотое — первопуток к молоку», «убегал цыплёнок — солнца лоскуток», «весна... сыплет солнце из руки» — вызывает восхищение удивительная красота и точность описаний.
Гиперболы тоже вполне уместны, они возникают не из желания приукрасить деревенский быт, а помогают передать возвышенность чувства, силу любви к малой родине, с которой разлучён лирический герой:
За далью дальней Родина моя, Там и петух поёт за соловья, Там даже приозерные мостки Весной пускают клейкие листки.
Эпитеты очень необычны, передают индивидуальное чувствование поэта, его особое, сугубо индивидуальное видение окружающего мира. Стихи «насыщены» эпитетами, определяющими цвета, запахи, звуки, которыми полна природа: «закат златоглавый», «серебристые блёстки»«, «песня шелестящая», «золотые камыши». Немало и оценочных эпитетов, помогающих выразить оценку событий, фактов, явлений деревенской жизни. У поэта «покос своенравный», «луга спелотравные, «чужедальняя земля», «осень бездомная», «однообразный, вязкий быт».
Сравнения взяты тоже из деревенского бытия, такие же яркие, меткие, помогающие созданию емких и точных образов. В стихах «щёлкнул кнут, как сочный выстрел», «у месяца рог, как мотыга», «вечерняя хмарь, как зевота», «удивлённые глаза, как новые монетки», «стог, как мягкая кровать», а деревенская «избёнка, как крепость от бед». В этих сравнениях отразился деревенский мир со своею неповторимостью и уникальностью.
К приёму олицетворения поэт также прибегает достаточно часто: мир природы живёт, дышит, радуется и грустит вместе с автором. К нему «в сон приходят клёны», «спели песню... золотые камыши», «пляшет серебристая роса», «упало солнце, скинув розовый платок», даже крапиве «мечтается розой быть колючею», а родной край «наблюдает глазами-озёрами». В стихах Владимира Ивановича Филимонова природа наделена чувствами, как человек, а человек ощущает себя продолжением природы.
Необходимо сказать ещё и о том, что В.И. Филимонов — составитель книг, без которых культурная и общественная жизнь Зауралья не была бы полной. Дань уважения фронтовикам — эго создание сборника, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «Памятью написанные строки». Кроме того, ждёт публикации солидный труд — «Антология зауральских писателей».
У И.П. Ягана есть красноречивое признание: «Несказанно рад, что в лице Владимира Филимонова встретил самобытного поэта с незамутнённой русской речью. Уверен, что его стихи найдут благодарною читателя».
К этим словам, думается, можно добавить только одно: любовью к Родине, отроческим местам, уважением к землякам Владимир Иванович Филимонов вполне «поэта званье заслужил».
Сергей Шохирев, преподаватель русского языка и литературы средней школы села Сумки Половинского района