Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Писатели

Новиков Борис Иванович

Новиков Борис ИвановичРодился 22 мая 1938 года в городе Бакал Челябинской области. В 1954-1956 гг. — учащийся Железнодорожного училища № 1 г. Кургана по специальности слесарь по ремонту паровозов. С 1957 по 1961 годы служил в Советской Армии. После службы работал фрезеровщиком механического завода. Окончив Тюменский лесотехникум в 1972 году, работал в лесной промышленности Тюменской и Курганской областей. Последние годы был заведующим лечебно-оздоровительным комплексом в РНЦ имени Г. А. Илизарова. Как страстный путешественник объездил двадцать зарубежных стран, в том числе: Германию, Францию, Турцию, Кубу, Марокко, Италию, Испанию, Бельгию, Сирию, Египет, Индию, Грецию и др.

В литературу пришел в солидном возрасте — после 50 лет. Издал семь книг стихов и прозы, среди них — сборники стихов «Скажи мне, сердце», «Тополиная метель», «Роза ветров», «Колесница» (стихи и проза), прозаической книги «Рыцарь мечты». В последние годы определился как прозаик в жанре короткого рассказа. В 2001 г. основал и редактировал курганский литературно-художественный журнал «Сибирский край», за который в 2003 г. получил городскую премию «Признание» и стипендию Российского Союза профессиональных литераторов (г. Москва). Журнал при его жизни выдержал 12 выпусков, готовился к выпуску — тринадцатый, когда Бориса Ивановича не стало.

В Союзе писателей России состоял с 2007 года.

Умер в 2007 году

Вступительное слово писателя Виктора Потанина к книге «Рыцарь мечты»

Горизонты мечты

Мне выпала большая радость — представить читателю новую книгу Бориса Новикова «Рыцарь мечты». У книги есть и подзаголовок — «новеллы о любви, рассказы, юморески». Так вот — рассказы...

Недавно я спросил себя: много ли в современной литературе этих рассказов? Я задал такой вопрос и грустно улыбнулся, потому что в самом этом вопросе есть печаль. Да, еще недавно на свои книжные полки мы с гордостью ставили томики рассказов Сергея, Антонова, Юрия Нагибина, Сергея Залыгина, Василия Шукшина и Юрия Казакова — и вдруг образовалась какая-то пауза, даже провал.

Что это? Неужели писатели перестали писать рассказы, или жанр рассказа стал не престижным? А может быть, вообще рассказ как таковой перерождается во что-то другое — в короткую повесть, например, или даже роман? Думается, в таких утверждениях есть своя сермяжная правда.

Действительно, наши толстые и тонкие журналы полны нынче повестями, романами, а рассказов там — кот наплакал. К тому же, известные и маститые критики совершенно перестали дискутировать по проблемам рассказа — подавай им сразу роман и лучше всего детективный.

Конечно же, в проигрыше от этого остается читатель. Но унывать, я думаю, не стоит. Еще во времена Льва Толстого многим казалось, что публика предпочитает только роман, ведь там — широкое полотно жизни. Но сам великий писатель уже на склоне лет, написав «Анну Каренину» и «Воскресенье», вдруг обращается к малому жанру — к рассказу. Огромный мыслитель вкладывает в это короткое повествование всю силу негодования и социального протеста. И читателю становится горько и страшно после того, как он переживает вместе с автором ту роковую ночь после бала. Толстовский рассказ читается залпом, на одном дыхании. Только два десятка страниц, а перед глазами — целый пласт жизни. И нам представляется уже, что это даже и не рассказ, а целый роман. Кто-то скажет сейчас: а что удивляться, ведь это же Толстой!

Хорошо, согласен. Но давайте вспомним сейчас совсем крохотные миниатюры Виктора Астафьева «Затеси». Они публиковались в разные годы в журналах «Урал», «Север», «Сельская молодежь» и даже во всемирно известных изданиях — журналах «Новый мир» и «Наш современник». Так вот, в этих произведениях Виктор Петрович Астафьев как бы простился на время со своими повестями и обратился к коротким прозаическим записям, в которых вывел интереснейшие характеры и по-своему, по-астафьевски, рассказал нам снова о своем детстве, о военных испытаниях и о всех печалях современной жизни, в которой уже угадывалась поступь горбачевской перестройки и всех последующих несчастий народа. И мы поверили Астафьеву: мы приняли эти «Затеси» не только умом, но и сердцем...

Я намеренно поставил здесь многоточие, чтобы читатель не ругал меня за пространные слова о моем любимом жанре — рассказе. К тому же, эти слова, надеюсь, по делу. Да, по делу, потому что я думаю, даже уверен, что новеллы и рассказы Бориса Новикова — это тоже своего рода «Затеси», собрание разных жизненных случаев, записей и даже дневников и писем. Этот интереснейший сборник предваряет своего рода эпиграф-посвящение — «Светлой памяти моих родителей Агриппины Ефимовны, Ивана Филипповича Новиковых и сестры Раисы». Такое посвящение ко многому обязывает. Но крайней мере, желаешь увидеть на этих страницах абсолютную исповедальность и искренность и, конечно, образцы художественного совершенства. И во многом эти ожидания оправдались.

Нас заинтересовали уже самые первые страницы этой рукописи. В своей заглавной новелле автор ставит в центр повествования поэтический дневник Валентина С. Новелла так и называется «Дневник раненного любовью». Такие дневниковые записи, письма, пространные исповеди и монологи встречаются нам в других новеллах Бориса Новикова — «Письмо брату», «Пять встреч», «Исповедь попутчика». Все эти авторские истории — я все-таки называю их «затеси» — посвящены самом главному — глубинам и тайнам человеческой души, постижению гармонии личности. Как тут не вспомнить известное изречение романтика Виктора Гюго, который сказал однажды: «Существует зрелище более прекрасное, чем небо — глубина человеческой души». И эта глубина часто наполнена страданиями, нравственными исканиями и мучениями, безутешным самобичеванием. Об этом — и проза Бориса Новикова.

Его герои постоянно ищут свой идеал, страдают и плачут, мечтают и надеются, пишут свои заветные дневники и письма, т.е. живут своей непростой и незаурядной жизнью. Но часто предметом авторского исследования становится самое рядовое и неприметное — поездка в командировку, неожиданная встреча на автобусной остановке или случайно найденное письмо, оброненное неким рассеянным человеком.

Да, все это будни, наша серенькая повседневность, но под рукой новеллиста эти будни превращаются в россыпь авторских фантазий, в кладовую художественных находок, которые берут в плен наше человеческое сознание. Все это правда, и потому рассказы «Жемчужина мудрости», «Женская месть» говорят об особой авторской чуткости и человеческому одиночеству, к любви и доброте, к мечте и надежде.

Собственно, повесть тоже состоит из отдельных рассказов. К слову сказать, сборник так и называется «Рыцарь мечты», и это название можно толковать по-разному. Я же понимаю его просто, прямолинейно: у каждого из нас есть мечта и свой идеал. Но не каждый может приблизиться к заветной цели, зато сам путь к идеалу, к мечте — это и есть самое главное в жизни, самое заветное и дорогое.

Об этих заветных ценностях, о смысле земного существования говорится и в большом многоплановом рассказе «Тесть». Сразу признаюсь, этот рассказ показался мне самым лучшим в сборнике, самым значительным по своей писательской правде. В рассказе — россыпь очень сложных человеческих судеб, характеров. Главный герой повествования — инвалид войны первой группы Пимен Кузьмич. Автор дотошно рассказывает обо всех его жизненных одиссеях. Характер этот написан в лучших традициях русской реалистической прозы. Читатель найдет в этом рассказе много страданий и большого неохватного горя. В связи с этим может возникнуть вопрос — а возможна ли сама человеческая жизнь без этих страданий, без испытания человека на прочность? Можно поставить и другие вопросы после знакомства с этим рассказом. Например, спросить у кого-то: есть ли вообще на свете человеческое счастье, а может быть, вся жизнь наша — лишь сплошная боль и обожженные нервы. Конечно же, это чисто риторические вопросы, но хорошо, что такая риторика встает со страниц очень нужной, очень нравственной книги. Я бы еще добавил, очень чистой и полезной книги.

И потому с радостью и волнением я желаю доброй и счастливой дороги к читателю всем этим рассказам, новеллам и юморескам, ведь они написаны талантливой рукой моего собрата по литературному цеху. И пусть исполняются все его мечты и надежды, лучшие из которых, я уверен, тоже связаны с творчеством и новыми страницами будущих книг.

Потанин, В. Горизонты мечты: вступительное слово к книге «Рыцарь мечты» [Электронный ресурс] / В. Потанин // Режим доступа: http://kultura.kurganobl.ru/3611.html. — Загл. с экрана. — (Дата обращения: 14.08.2017).


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!