Список литературы. Курган. 2014
Предлагаем вашему вниманию список литературы по теме «Одежда и обувь зауральских крестьян».
Список отражает все имеющиеся в Отделе краеведческой информации материалы по данному вопросу.
Литература расположена в обратной хронологии.
Традиционный народный костюм — уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.
Мужской костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.
Верхняя одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной или осенью — суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду — армяк.
Детей до пяти — семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки-подростка была подпоясанная рубаха. В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели — по мере необходимости надевали одежду взрослых.
Для Зауралья XVIII-XIXвв. была характерна традиционная одежда, которая имела некоторые общие черты с одеждой крестьян соседних губерний и свое особенное.
Чем же отличалась одежда наших предков, вы узнаете, ознакомившись с рекомендуемой литературой.
Армяк (первоначально ормяк) — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.
В России — кучерской кафтан, крестьянская одежда. Известна на Руси с XIII века. Наиболее распространенная верхняя одежда крестьян-мужчин. Армяк представлял собой длинный, теплый, просторный халат без сборок. Подпоясывался обязательно цветным кушаком.
Бахилы — крестьянская обувь, представляющая собою кожаные или плетенные из бересты полусапожки, спереди стягивающиеся ремешками.
Дубас — вид сарафана.
Письменные документы XVII века сообщают, что дубасы и сарафаны различались только материалом. Дубасы шили из крашеного холста, а сарафаны — из покупных тканей. Старые дубасы шили всегда косоклинными, с передним швом на всю длину и широкими проймами. Они состояли из двух передних полос, одной задней и боковых клиньев.
Зипун (полукафтан) — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
В письменных источниках впервые упоминается в «Домострое». Термин широко известен с XVII века, им обозначается мужская и женская верхняя одежда. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан.
На большей же части территории России в XVIII — начале XX века зипун бытовал только как верхняя одежда, он использовался как будничная и праздничная одежда крестьян весной и осенью, а также как одежда, надевавшаяся поверх основной верхней одежды в дорогу или во время ненастья. Праздничные зипуны изготавливались из фабричного сукна — чёрного, синего цветов; будничные — из серого или белого сукна домашней выработки, так называемого домотканного сукна. Как правило, это была двубортная одежда с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застёгивающаяся справа налево на крючки или кожаные пуговицы и кожаные петли.
Картуз — шапка, мужской головной убор.
Кафтан (др.-рус. кавтанъ, кофтанъ,) — верхняя, преимущественно мужская одежда. Термин появился в русских письменных источниках в XV веке. В XVI–XVII веках им обозначали мужскую комнатную и уличную одежду. Как отмечает Большая советская энциклопедия, само слово кафтан носит тюркско-персидское происхождение .
Кафтан представлял собой распашную одежду свободного покроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна — длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен). Рукава делались длинными узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти, иногда с откидными рукавами.
Кафтаны чаще всего делали без воротника со сравнительно глубокой выемкой ворота спереди, чтобы можно было увидеть украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник — козырь.
Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону.
Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и т. д. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.
Также в России в XVI — XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.
Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или со стеганной на вате подкладкой.
Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др.
Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.
Домашний кафтан — одежда богатых людей, которую носили только дома. Это длинная, до пола, одежда, с небольшим запахом — левую полу от ворота. Домашний кафтан застегивался на пуговицы.
Становой кафтан — шили по фигуре, «по стану» с перехватом на талии . Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.
Кафтанец — суженный и укороченный кафтан.
Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Сибирки носили лавочники и купцы.
Азям — шился из тонкой ткани и носился только летом.
Лапти — плетеная обувь из лыка или бересты; до сер. 19 в. — основной вид крестьянской обуви в России.
Малахай — 1) Теплая меховая или подбитая мехом шапка с широкими наушниками и плотно прилегающей к шее задней частью. 2) Старинная крестьянская верхняя одежда в виде широкого кафтана без пояса.
Пестрядина — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая.
Пимы — валенки, катанки (войлочные) обшитые кожей или холстом.
Поддевка — русская верхняя мужская одежда, с застежкой сбоку и сборками на талии.
Полушубок — Короткая, до колен, овчинная шуба. Крытый п. (с матерчатым верхом). Нагольный п. (без такого верха).
Сарафан (ферязь) — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
В России сарафаны носили с XIX века крестьянки из центральных и северных областей и Поволжья.
Типы сарафанов:
Сюртук — длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
Сюртук появился в XVIII веке, в России — в первые десятилетия XIX века. Название произошло от французского surtout — «поверх всего». Одновременно использовался и термин — paletot (пальто). От сюртука пошли все последующие формы верхней мужской одежды: фрак, визитка, пиджак, смокинг и т. д. Если фрак был выходным, бальным облачением, то сюртук оставался элементом повседневной одежды среднего и высшего классов.
Длина сюртука, а также положение талии определялись модой. Также постоянно менялась форма рукава — с буфами или без, зауженный рукав или имеющий раструб. Короткий сюртук в середине XIX века стал ранним фасоном современного пиджака. Существовали также так называемые форменные сюртуки или мундирные сюртуки для чиновников различных ведомств.
Характерные элементы сюртука — нижние пуговицы доходили только до талии. Кроме того, сзади, на талии, нашивались 2 декоративные пуговицы.
Сюртук носили на протяжении всего XIX века, пока его полностью не вытеснили визитка и пиджак.
Тулуп — (тюрк. tulup — шкура). 1. Долгополая меховая шуба (преимущ. овчинная, заячья), обычно не крытая сукном.
Черевики, чивирики (уменьшительно-ласкательно черевички) — старославянское слово, обозначавшее кожаную обувь. В более позднее время так назывались
Чирки — 1. Обувь, сшитая из одного куска кожи. 2. Обувь с невысоким голенищем типа котов.
Шуба — верхняя, просторная, меховая одежа, мужская и женская. Шуба крытая и нагольная.
Шуба — это слово, которым называют сейчас практически любую одежду из натурального меха, которое заимствовано из арабского языка. По-арабски оно звучит как «джубба», и означает верхнюю шерстяную одежду с меховой оторочкой. У каждого народа, проживавшего в суровом климате, были свои названия подобной одежды.
У славян шуба была самой популярной одеждой из — за сурового климата. Шили кожухи — шубы из нескольких дублёных овчин длиной до пят, со стоячим или отложным воротником. Цари и бояре надевали на себя много одежды и несколько шуб. Делали шубы на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые чёрным кастором или сукном. Воротники были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами, сзади на шубе имелся разрез. Застёгивались шубы на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие, круглые или в виде палочек, обшитых шнурком. Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу, которую при носке не застёгивали, а запахивали.
Составитель: зав. сектором краеведческой информации Абрамова Т. Н.