Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Библиотека, ориентированная на пользователя

 

О пользе «фланирующего» читателя

Корнеева Юлия Владимировна,
начальник службы развития библиотек
Муниципального бюджетного учреждения культуры
«Библиотечная информационная система города Кургана»

«Он любил город и праздность»
О. Мандельштам

Первые попытки уточнить значение слова «фланёр» датируются XVI — XVII веками. Французское слово «flaneur» — свободный прохожий, любитель праздных прогулок — вошло в обиход начиная с 30-х годов XIX века, когда стали складываться современные формы городского досуга. Фланирование или привычка к бесцельным прогулкам — устойчивый атрибут жизни дендистской молодежи и парижской литературной элиты. Альфред де Мюссе, Теофиль Готье, Бодлер, Барбе д’Оревильи, Стендаль, Бальзак, Пьер Лоти прославились не только как писатели, но и как завзятые денди, регулярно совершающие моцион в самых изысканных туалетах, чтобы, как говорится, себя показать и других посмотреть. Фланёр становится модным типом, а философия фланирования настолько захватывает лучшие умы эпохи, что знаменитый писатель и денди Оноре де Бальзак в 1833 году решает досконально исследовать «теорию походки». Бальзак описывает фланёрство как «гастрономию для глаз», а Сент-Бёв писал, что фланирование есть «нечто прямо противоположное безделью».

Одно из первых и самых известных описаний принадлежит Ш. Бодлеру. Величайший французский поэт-символист XIX века Шарль Бодлер был страстным фланёром, а целый ряд стихотворений в его знаменитых «Цветах зла» содержит зарисовки городской жизни и парижских типажей. Он много времени посвящал фланированию, и за этим стояла особая жизненная философия. Бодлер относился к фланированию как к особому жанру перформанса.

Среди известных фланёров много творческих людей — писателей, журналистов, художников; помимо упомянутых известных французов, фланировали и многие наши великие соотечественники среди них Александр Пушкин, Николай Гоголь, чья дендистская приверженность и фланёрская деятельность претворились в художественных образах.

В начале XIX века о фланёрах писали в газетах, изображали на гравюрах, писали в книгах (например, «Psychologie du flaneur» par Louis Huart, Paris, 1841) и призывали не путать простых ходоков, имитаторов, которые бродят безыдейно целый день по городу, с настоящими, думающими фланёрами. Чем же отличается взгляд фланёра от обычного прохожего?

Проходя мимо витрины с выставленной в ней продукцией, просто горожанин подумает: хорошо бы мне попробовать, примерить, а фланёр же остановится и задумается — о тенденциях моды, о производственном процессе, о судьбе портных. Таким образом, фланёр не просто бродит — фланёр видит и размышляет.

В XXI веке городская культура сильно изменилась, вместе с ней изменились и горожане, но фланёры среди них всё также остаются. Где же фланёры современности? Искать их надо в интересных местах: частично в кафе и кофейнях, где можно насладиться ароматным кофе или чаем и отведать вкусный десерт, а главное, понаблюдать за окружающими, поговорить о вечных смыслах. Иногда можно встретить фланёров в торговых центрах, где они могут себе позволить бродить медленно, останавливаться перед витринами, разглядывая других. Также большое количество фланирующих можно увидеть в скверах и парках, здесь всегда собирается разношерстная публика.

Главное отличие сегодняшнего фланёра от предшественника — это неизбежное совмещение ролей «праздношатающегося» и потребителя. Современному фланёру пойти погулять просто сложно, другое дело остановиться и послушать качественную музыку, выпить кофе и найти интересного собеседника, сразиться в интеллектуальном баттле, или, как минимум, сидя на скамейке съесть мороженое. Новое дополнение к современному фланирующему отсылает нас к «тусовщику», который наблюдает не столько город, как модные места, перемещаясь при этом из одной компании в другую, из одного модного места в другое. Этот современный фланёр — жертва моды в какой-то степени, он помесь денди, модника и «чистого» фланёра. Город полон интересных мест, которые дополняют любопытные мелочами и разными деталями, которые можно читать как книгу. Они читают городскую культуру, чаще всего именно они могут рассказать о городе больше, чем кто-то еще, лучше показать город и его неформальную сторону, чем любой гид. Они знают все о том, какие люди живут в городе, во что они одеваются, что едят, что читают, как и где проводят свободное время, как себя ведут среди представителей разных слоев населения; какие учреждения закрываются, переезжают, открываются и почему это происходит; словом, фланёры — эксперты по городской жизни.

А теперь ответьте себе, есть ли польза библиотекам от фланёров, чем же нам может быть полезен фланёр?

Хотим мы того или нет, но в настоящее время мы всё чаще ищем ответ на вопрос: «Как привлечь читателя в библиотеку? Что сделать, чтобы библиотека стала модным, популярным местом среди горожан?»

Еще несколько десятилетий назад о методах привлечения читателей в библиотеку не могло идти и речи. Сегодня библиотечный маркетинг набирает все большие обороты, ведь современная библиотека может быть настоящим культурно-деловым центром города.

Раньше в библиотеку можно было прийти для того, чтобы читать книги, что на фоне общего дефицита книжного рынка было просто незаменимым для школьников, студентов и просто любителей почитать. Сегодня интерес к библиотекам сократился в разы. На это повлияло распространение интернета, появление электронных книг, очевидное устаревание библиотечных фондов. Поэтому основной задачей привлечения читателя в библиотеку в ее основном понятии является постоянное увеличение и оптимизация книжного фонда. Читатель должен быть информирован, что именно в библиотеке можно найти не только редкие и старинные книги, но и самые актуальные новинки, которые не всегда можно позволить себе приобрести.

Распространяйте информацию доступными способами, чтобы потенциальные читатели, фланёры знали о книжных новинках.

Но чтобы постоянно пополнять фонд, библиотеке никогда не будет достаточно бюджетных средств. Именно поэтому развитие сопутствующих услуг станет не только отличным источником финансовых вливаний, но и превратит библиотеку в культурный, образовательный и деловой центр города.

Как известно, библиотека является одним из древнейших социальных институтов, а смысл любого социального института в том, что он, существуя десятилетиями, эволюционирует вместе с социумом. Вот тогда он становится важным элементом общественной жизни.

Любую библиотеку можно превратить в модное место, где так любит бывать фланёр, а посетитель может провести там целый день, получать различную информацию, обучаться, общаться, развлекаться. Абсолютно любая библиотека может стать тем местом, куда будут спешить люди разного возраста, главное, предвидеть, чего не хватает именно на той территории, где находится ваша библиотека, и, конечно, понимать возможности.

Для того чтобы выстроить стратегию развития библиотеки, необходимо изучить слабые и сильные стороны, сделать SWOT-анализ. После чего сотрудники библиотеки обязательно реализуют инновационную политику — целенаправленную деятельность, стимулирующую поэтапное развитие библиотеки за счёт содержательного и структурно-организационного обновления, технологической модернизации функциональных процессов, а главное благодаря позитивным изменениям профессионального сознания персонала библиотеки.

Исходя из имеющейся площади, на которой можно открывать подразделения, оказывающие сопутствующие услуги, выбор которых зависит от особенности территории. В одном микрорайоне остро нуждаются в услугах по тиражированию, сканированию, предоставлению интернет-услуг, помощи в написании рефератов и т.д., а в другом районе города уже есть действующее интернет-кафе, но рядом находится кинотеатр, есть вечерние киносеансы, а в парке всё чаще гуляют молодые мамы, и тут будут уместны услуги библионяни.

Доступ в интернет, широкий спектр периодики, проведение творческих вечеров и обучающих мастер-классов — все это привлечет в библиотеку посетителей и сможет принести дополнительный доход.

Планируя ассортимент сопутствующих услуг, нужно изучить спрос, а также не забывать думать о престиже заведения, с осторожностью относиться к выбору тех услуг, которые могут навредить имиджу. Например, проведение собрания представителей сетевого маркетинга вряд ли создаст положительный имидж библиотеки. Вся деятельность библиотеки должна работать на ее развитие и конкурентоспособность!

В быстро развивающихся городах давно появились места для коворкинга. Коворкинг, калифорнийское изобретение и первое пространство для совместной работы, создал программист Бред Ньюберг в 2005 году. Мода на коворкинги дошла до провинциальных городов только сейчас, и кто, как не библиотеки, могут выступить именно таким пространством. У нас всё для этого есть. Нет лучшего места для коворкинга, чем библиотека, где знания «под рукой». Цель коворкинга — не просто обеспечить страждущих столом и стулом, но и создать стартап-community, участники которого обмениваются опытом, идеями и, в целом, неплохо проводят время вместе. И вновь повод привлечь фланёра! И тут бизнес вновь нас опередил!

И еще одна тенденция. Казалось бы, «бизнес» и «библиотека» — полностью несовместимые понятия. Библиотеки носят, в основном, статус государственных и муниципальных учреждений. Поэтому открытие коммерческой библиотеки или коммерциализация уже существующих библиотек представляется, на первый взгляд, абсурдной идеей. Между тем, вполне возможно, она будет реализована в ближайшее время на государственном уровне (последние новости бизнес-журналов).

Вот что пишет автор статьи «Бизнес и библиотека» Лилия Сысоева, бизнес-тренер: «В „ассортименте“ частной библиотеки (если только она не имеет узкой специализации), должен быть представлен большой выбор классической литературы. С этим проблемы не возникнет: книги можно взять из собственной домашней библиотеки, купить в букинистических магазинах или на „книжных развалах“, приобрести за бесценок по объявлениям в интернете. Но приготовьтесь к тому, что большинство посетителей будут приходить в библиотеку в поисках книжных новинок, которые пока нельзя найти и почитать бесплатно в электронном виде в интернете. Поэтому необходимо постоянно отслеживать появление интересной литературы на книжном рынке и закупать по 2-3 экземпляра новых изданий, которые могут быть интересны вашей аудитории».

Библиотека должна стать интересной для случайного прохожего, вначале мы привлечем прохожего, а затем получим читателя! Надо только постараться!

Список использованных источников:

  1. Вайнштейн, О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни [Текст] / О. Б. Вайнштейн. — М. : Новое литературное обозрение, 2005. — 640 с. : ил.
  2. Вайнштейн, О. Правила фланирования: зачем нужны праздныепрогулки и какое отношение они имеют к дендизму [Электронный ресурс] / О. Вайнтштейн. — URL: https://arzamas.academy/courses/11/3.
  3. Дыкина, М. Библиотеки учатся зарабатывать на дополнительных услугах: читальные залы трансформируются в медиацентры и «городские гостиные» [Электронный ресурс] / М. Дыкина. — URL: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2015/10/25/614203-biblioteki-zarabativat
  4. Корнеева, Ю. О прелестях «фланирующего» читателя [Текст] / Ю. Корнеева // Современная библиотека. — 2018. — № 4. — С.94-96.
  5. Сысоева, Лилия. Библиотечный бизнес: возможен ли он? [Электронный ресурс] / Лилия Сысоева. — URL: https://www.openbusiness.ru/html/dop10/bibliotechniy-biznes.htm.

Система Orphus

Решаем вместе
Есть предложения по организации процесса или знаете, как сделать библиотеки лучше?
Я думаю!