Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Новинки

Новинки отдела отраслевой литературы

 Эта подборка для тех, кто интересуется тайнами человеческого мозга, психики.

Оливер Сакс — американский невролог и нейропсихолог, потомственный врач, автор популярных книг, описывающих истории его пациентов.

В своих книгах автор описал удивительные истории своих пациентов, пытающихся жить с такими болезнями, как расстройства аутистического спектра, паркинсонизм, эпилепсия, шизофрения. Книги Сакса неизменно удивляют, порой смешат, а иногда и вовсе вызывают чувство тоскливого  ужаса от жалости к их героям.

Сакс, Оливер.
Человек, который принял жену за шляпу [Текст] / Оливер Сакс ; пер. с англ. Г. Хасина и Ю. Численко. - Москва : АСТ, 2020. - 351, [1] с. : ил. - (Эксклюзивная классика).

Это одна из самых известных книг медика-писателя, ставшая международным бестселлером. Написана она в далёком 1971 году, но до широкого русскоязычного зрителя добралась относительно недавно, в связи с так называемым бумом нон-фикшна.  Эта книга сделала на Западе хороший резонанс и вдохновила Майкла Наймана на создание одноимённой оперы; также книга была адаптирована в виде пьесы. Может быть, популярность этого издания заключается в том, что в нём Сакс максимально упростил язык, расставив ссылки на более серьёзные работы для тех, кто захочет углубиться в тему. Книга состоит из двадцати четырёх рассказов, разделенных на четыре части: Утраты, Избытки, Наития и Мир наивного сознания, каждая из которых посвящена определённому аспекту деятельности мозга.

В первой части автор касается темы утраты функций организма, приводя в пример героев, один из которых практически перестал чувствовать собственное тело, а другой полностью утратил восприятие чувств левой его стороной (включая зрение). Во второй всё наоборот – функций слишком много и соответственно часть из них лишняя. Среди прочих случаев, Сакс описывает старушку, которая автоматически копировала мимику, походку и жесты встречных людей. «Женщина подражала прохожим – хотя… скорее, она мгновенно превращалась в живые карикатуры на всех случавшихся рядом с ней людей».

В третьей врач описывает пациентов с нарушениями воспоминаний (один из героев не помнит всю свою жизнь после 1945 года и всё время думает, что находится в этом времени), изменённым восприятием и проблемами сна, в  числе последних, рассказывая о девушке, которая из-за опухоли в голове постепенно погружалась в мир сна, пока полностью не перестала реагировать на раздражители. Последняя часть рассказывает о различных умственных отклонениях, предстающих в разных формах: от отсталости до гениальности, как в случае с аутичными близнецами, способными проводить сложнейшие вычисления на огромной скорости и блестящим художником-аутистом, рисующим картины с фотографической точностью. «Что есть здоровье? Что делает болезнь с психикой? Всегда ли отнимает – или порой привносит в человеческую душу нечто новое и даже позитивное?» – ставит непростые вопросы автор.

 

Сакс, Оливер.
 Галлюцинации [Текст] / Оливер Сакс ; пер. с англ. А. Анваера. - Москва : АСТ, 2019. - 415, [1] с. - (Эксклюзивная классика).

Среднестатистический человек думает, что галлюцинации это то, что можно увидеть или на худой конец услышать, но в этой книге Оливер Сакс раскрывает перед зрителем всё многообразие, сложность и даже страшность подобных явлений. И для достижения подобного впечатления писателю не нужно накалять атмосферу, выводить характеры и плести сюжетные линии – достаточно скупых фактов, оттенённых врачебными размышлениями. Вообще в хорроре, как в кинематографическом, так и литературном, душевное нездоровье как антагонистов и протагонистов – классический приём, на который нанизываются так называемые хоррор-элементы.

 И вот теперь представьте историю женщины, перенесшей гайморит, которую после болезни стали преследовать отвратительные запахи: рвоты, тухлых яиц  и т.д. Неплохой зачин для фильма ужасов? Или человек, который видит своего двойника и не знает, кто из них двоих настоящий; чтобы наконец узнать правду, он вынужден выброситься из окна. Уродливые личности, говорящие пауки, видения войн – список этот далеко не полон. Но у Сакса ужасы наоборот; если тайна – главная движущая сила хоррора, то врач берёт проблему и пытается воздействовать на неё, чтобы выяснить первопричину. Стимулируя вместе с коллегами различные зоны мозга пациентов, он добивался таких эффектов, как «ощущение пребывания вне тела, а также ощущение легкости, парения и изменение восприятия схемы тела». С другой стороны, оперирующему исключительно научной терминологией Саксу не всегда удаётся разогнать мистический полумрак повествования.

На страницах книги оживают красочнейшим образом описанные галлюцинации; одни могут нагнать страху на своих «хозяев», а другие оказываются на поверку совсем безобидными и вовсе не обращают внимания на «создателей». Галлюцинации эти могут сопровождать человека долгие годы, а могут быть одноразовыми. Человек может понимать, что он галлюцинирует и может не понимать этого, а самое страшное – может не различать реальность и галлюцинацию. Видения могут быть вызваны: наркотиками, травмами головы, мигренями и болезнями, а иногда их природа и вовсе кажется неизвестной.

Из-за такого разброса причин и следствий, Сакс пытается снять табу с  темы галлюцинаций, чтобы помочь тем, кто банально боится обратиться к врачу: «Галлюцинации часто считают признаком безумия или каких-то страшных поражений головного мозга, хотя подавляющее большинство галлюцинаций в общем-то безвредны и не предвещают ничего ужасного. Тем не менее многие пациенты очень неохотно признаются в своих галлюцинациях и часто ничего о них не рассказывают (даже своим лечащим врачам), опасаясь, что их сочтут душевнобольными».

И, как всегда, в книге автор представляет реальные истории людей, вступивших в упорную борьбу за возвращение к полноценной жизни.

Сакс, Оливер.
    Музыкофилия [Текст] / Оливер Сакс ; пер. с англ. А. Анваера. - Москва : АСТ, 2020. - 479, [1] с. - (Эксклюзивная классика).

Что такое идеальный слух? Дар или патология? Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера? Чем обусловлена удивительная любовь к музыке людей с синдромом Вильямса и почему страдающие «амузией», напротив, воспринимают ее как невыносимое нагромождение звуков? Какие изменения произошли в сознании человека, который, выжив после удара молнии, неожиданно для всех и прежде всего для самого себя стал горячим поклонником Шопена и даже выучился играть на фортепьяно для того, чтобы иметь возможность исполнять его произведения? Даже если вы не любите музыку, вы не сможете оторваться от этой книги, которая откроет такие глубины в вашем собственном «я», о которых вы даже не догадывались.

Сакс, Оливер.
    Остров дальтоников [Текст] / Оливер Сакс ; пер. с англ. А. Анваера. - Москва : АСТ, 2017. - 351, [1] с. - (Шляпа Оливера Сакса).

Всем известно, что большинство животных не различает цветов. Но у животных дальтонизм успешно компенсируется обостренным слухом, обонянием и другими органами чувств. А каково человеку жить в мире, лишенном красок? Жить — будто в рамках черно-белого фильма, не имея возможности оценить во всей полноте красоту окружающего мира — багряный закат, бирюзовое море, поля золотой пшеницы? В своей работе "Остров дальтоников" Оливер Сакс с присущим ему сочетанием научной серьезности и занимательного стиля отличного беллетриста рассказывает о путешествии на экзотические острова Микронезии, где вот уже много веков живут люди, страдающие наследственным дальтонизмом. Каким предстает перед ними наш мир? Влияет ли эта особенность на их эмоции, воображение, способ мышления? Чем они компенсируют отсутствие цвета? И, наконец, с чем связано черно-белое зрение островитян и можно ли им помочь?

 


30.03.2021

Система Orphus

Я думаю!