Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Многоликий Ярмольник

Библиографический указатель. Курган. 2019

22 января исполняется 65 лет Леониду Ярмольнику. Феномен Ярмольника в том, что он стал знаменит и любим зрителем без чреды крупных ролей. В его фильмографии в основном острохарактерные роли второго и третьего планов. Впрочем, на фоне прочих второстепенных лиц герои Ярмольника никогда не теряются – манера игры у него броская, эффектная, содержащая иронию в отношении к персонажу.

«Ярмольник может многое сделать в искусстве. Он представляется как бы несколько отвлеченным от жизни индивидуумом, смотрит на многие вещи со стороны, скептически так, с прищуром анализирует действительность… При этом остается живым и не слишком занудным. Главное, ему почему-то верят. Харизма, что ли, у него такая. Дон Румата, одним словом».

Алексей Герман, режиссер

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ярмольник Леонид Исаакович родился 22 января 1954 года в селе Гродеково Приморского края. Отец – командир мотострелкового батальона, мать работала в клинической лаборатории. Школьные годы прошли во Львове, где за ним прочно закрепилось школьное прозвище – Леннон. В 1976-м окончил Театральное училище им. Б. Щукина. Затем восемь лет был актером Театра на Таганке, играл в основном второстепенных героев, покинул труппу после смены главного режиссера (вместо Юрия Любимова им стал Анатолий Эфрос). В кино дебютировал небольшой ролью в фильме «Ваши права?» (1974), а широкая известность пришла к Ярмольнику после выхода картины «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), где он сыграл сына главного героя. Снялся почти в 80 фильмах, среди которых «Сыщик», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», «Француз». В «Московских каникулах» выступил еще и в продюсерском амплуа, за что получил приз «Золотой Овен». Обладатель премии «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана («Барак»). Сыграл главную роль в последнем фильме Алексея Германа «Трудно быть богом» (2013).

В начале 1990-х стал ведущим на радио («Шоу Леонида Ярмольника») и телевидении («L-клуб», «Золотая лихорадка», «Гараж», «Форт Боярд»). Многолетний член жюри КВН. С середины 1990-х является продюсером (в числе последних работ – «Мой сводный брат Франкенштейн», «Стиляги», «Ку! Кин-дза-дза»).

Возглавляет попечительский совет фонда помощи животным «Дарящие надежду».

Женат. Жена – Оксана Ярмольник, театральный художник. Дочь Александра. Двое внуков. Живет в Москве.

Никто не может рассказать об актере лучше, чем он сам. Фрагменты из интервью с Леонидом Ярмольником.

ПРО КОРНИ

«Что касается сходства с родителями – я, конечно, выродок. Потому что у меня всегда были интересы, абсолютно не связанные с профессиями, образом жизни и устремлениями родителей. Они у меня – такая очень традиционная, правильная, «заурядная» советская семья. Мама всю жизнь проработала лаборанткой, ну, которая в пальце дырку делала и кровь так «чмок-чмок» - в трубочки. А папа служил в армии, отслужил 31 год. Офицер-еврей... Папу я считаю человеком с загубленной судьбой. Я его почти не видел: тяжелая очень служба у него была. Он был «чернорабочим» армии – зампотехом батальона, комбатом. Родители – оба из Житомирской области, это такие настоящие еврейские места. Хорошо помню дедушку, хотя он рано умер, - Сруль Аронович был прикольный. Большой такой, породистый, характерный. Абсолютно шолом-алейхемовская или бабелевская история: сидел у забора с палочкой и наблюдал жизнь. С палочкой и в шляпе. А бабу Геню, бабушку, помню прекрасно – я больше всех на нее похож. Помню, как сидел у нее на коленях и трогал за шею, она у нее была мягкая-мягкая…

Когда я стал старше, то понял, что дико похож на папу. Все, что меня в папе раздражало, - я все точно так же делаю. От положения рук до манеры ведения разговора, обидчивости, упрямства. Когда папа чего-то не понимал – он раздражался. Я всю жизнь делал вид, что все понимаю, а потом осознал, что далеко не все, и стал похож на папу, стал искренним. Папы уже нет, а мама жива. На нее я похож меньше. Мама очень хорошая. В молодости писала сочинения всем родственникам-школьникам, от ее учебы остался набор сочинений на любую тему, часть в тетрадках, а часть – в гармошках, шпаргалках, чтобы сразу списывать на экзаменах. И в школьном объеме знаний мама невероятно компетентна. То есть она знает все, что нужно знать, а на лишнее у нее не было ни сил, ни времени: нас с сестрой она вырастила фактически одна, папы никогда дома не было».

ПРО ДЕТСТВО

«Мама беременная поехала за папой на Дальний Восток, когда его отправили туда служить. Когда пришло время рожать, она пешком шла в роддом, часа четыре. Это было на озере Ханка, в 3 километрах от китайской границы. Детство я помню урывками, фрагментарно. Помню, как папа катал меня на санках по льду этого озера, и помню шнурок от шапки, который впивался в подбородок. Шапка цигейковая, черная и такая же шубка, у нее не сгибались рукава, и в нее надо было заходить, как в шкаф. Еще врезалось в память, как мы долго едем в поезде. Когда папу перевели в другой округ, поехали через всю страну – с Дальнего Востока через Москву на Украину. От меня изнывал весь вагон, я был ребенком обаятельным, но дико надоедливым. В 6 лет я у бабушки дома вставал на табуретку и пел «Бухенвальдский набат», а рот при этом так, знаешь, на сторону скашивал, чтобы было похоже на Магомаева. Еще я все время показывал пантомиму «Операция на сердце» - был как-то у папы в воинской части на концерте и там один солдат исполнял этот номер».

ПРО УЧЕНИЕ

«В школу я пошел во Львове. Учились мы на русском, но 9 лет я учил украинский язык и литературу. Говорю по-украински спокойно, могу диктором быть. Ну, дня два-три потрындеть-потренироваться – и могу. Предметы любимые были – физика и литература. Физика Петра Никифоровича я обожал. А он после окончания школы со мной не разговаривал лет десять, не мог простить, что я не пошел на физмат. Но я рано очень понял, что меня интересует лицедейство – выпендриваться, кривляться, привлекать внимание. С 5-6-го класса бегал в драматический кружок – Народный театр при клубе торговли Львова, на этой знаменитой площади, где памятник Мицкевичу. Это был очень известный коллектив, на премьеры собирали народу как профессиональные театры. В те годы Богдан Ступка уже играл в театре Заньковецкой – я бегал на него смотреть. А подружились мы с ним много-много позже, и когда я сказал, что мальчиком бегал на его спектакли и, может быть, из-за него захотел стать артистом, он чуть не заплакал. Когда я поступил в Щукинское училище, на курс к Катину-Ярцеву, это было самое большое счастье в моей жизни: прочел свою фамилию в списке поступивших и трое суток не мог заснуть. У меня в жизни было три таких счастливых дня – когда поступил в «Щуку», когда меня Юрий Петрович Любимов взял на Таганку и когда дочь Сашка родилась».

ПРО РАБОТУ

«Я как артист не чурался никакой работы. Соглашаясь играть и то, что вызывало большие сомнения. Когда роль нравилась не очень, я уговаривал себя, что смогу сделать так, что заиграет по-другому. Даже в посредственных фильмах удавалось иногда создать автономный кусочек существования. Кривая моей судьбы помогала.

Мне всю жизнь не хватало ролей. Я снялся в огромном количестве картин. Из ста вспомнить могу картин пятнадцать. Все остальное – тренировочное, неудачное, ошибочное, назовите как хотите. Но это творчество. Оно не может быть таким, как на токарном станке. Другие роли, в которых я мог бы раскрыться раньше, пролетели мимо. Утвердили других артистов. Напрашиваться же не будешь. Есть профессиональная гордость, такт».

Еще будучи студентом Ярмольник дебютировал в кино в картине Инессы Селезневой «Ваши права?» (1974).

После окончания щукинского училища Леонид Ярмольник был принят в труппу Театра на Таганке. Актер играл в спектаклях «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», «Час пик». Параллельно снимался в кино.

Первый успех на телеэкране к Ярмольнику пришел в 1979-м году. Тогда молодой актер театра на Таганке, выпускник щукинского училища прославился двухминутной миниатюрой, известной в народе до сих пор как «Цыпленок табака». В оригинале же номер назывался «Сходства и различия человека и птицы» и большая часть его отводилась «серьезной птице грифу». И только три секунды – собственно «цыпленку табака». Но образ распластанной мертвой птицы навсегда врезался в сознание зрителя.

«Начиная с «Цыпленка табака» я никогда не мог обмануть ожидания зрителей, - вспоминает Леонид Ярмольник. – Если мне к зрителю не с чем было выходить, я к нему не выходил вовсе. Этот кредит доверия – самое главное мое завоевание в жизни. Это мое счастье».

В этом же 1979 году на экраны вышел и полнометражный фильм с участием Ярмольника. Это была картина «Сыщик» Владимира Фокина, в которой он сыграл запоминающегося бандита на мотоцикле по имени Гнус.

«Я страшно хотел играть роль Андрея Ташкова – быть сыщиком. Но фактура подвела. С моим носом мне милиционера в то время играть было нельзя», - вспоминает актер.

В 1984 году, когда вместо Юрия Любимова на пост главного режиссера театра был назначен Анатолий Эфрос, Ярмольник уходит из театра.

В 1991 году Леонид Ярмольник снялся в фильме режиссер Андрей Праченко «Одиссея капитана Блада».

Рафаэль Сабатини создал в мировой литературе один из самых захватывающих и романтичных образов корсара. Главный корсар книги и экранизации – конечно Питер Блад, для которого Праченко подобрал французского актера Ива Ламбрехта. Но и Ярмольнику в фильме досталась роль не менее яркая – он сыграл обаятельного злодея и интригана пирата Левассера.

Характеристики героя «щеголь, азартный игрок» и «головорез с грубым красивым лицом и орлиным носом» органично подошли Ярмольнику, во внешности которого всегда было что-то «заграничное». Сам актер не раз отмечал, что настоящий герой в кино – тот, которому веришь – не может быть с «внешностью комсорга». Он должен «не быть красавчиком», как, например, герои Дастина Хоффмана, Джека Николсона или Роберта Де Ниро.

В 1995 году вышла лирическая комедия режиссера Аллы Суриковой «Московские каникулы». Леонид Ярмольник сыграл романтического таксиста Гришу, постепенно влюбляющегося в немного нелепую, но трогательную итальянскую туристку, открывающую для себя родину предков – Россию.

Картина стала открытием 90-х. В период, когда снимали «про бандитов и ментов», «Московские каникулы», продюсером которых был Ярмольник, впитали в себя традиции лучших советских фильмов, атмосферу «Вокзала для двоих» и «Иронии судьбы...» Ему удалось проявить в фильме и свой исполнительский талант, а песня Андрея Макаревича «От меня к тебе» («Если в городе твоем снег...») стала настоящим хитом десятилетия.

Впрочем, некоторые цитаты из картины зрители помнят до сих пор. Например, «Я на этом катафалке не поеду», «Настоящий художник должен быть гоним и в принципе нищ», «На этой лестнице ломали ноги лучшие люди России», «Я буду жаловаться послу! Чрезвычайному и Полномочному! – Жалуйтесь обоим!» Или: «Может быть, мы все-таки заведемся? – Я уже завелся давно!»

В 2004 году режиссер Валерий Тодоровский снял фильм «Мой сводный брат Франкенштейн». Леонид Ярмольник не только спродюсировал картину, но и сыграл в ней главную роль. К его герою приезжает внебрачный сын, прошедший войну в Чечне и обезображенный не только внешне, но и духовно. Теперь долг отца – не только принять своего взрослого и сложного сына, но и научить его заново жить в мире.

«У меня с этим героем общего очень много. Просто я, наверное, чуть жестче. Если кино идет полтора часа, то я решил бы все проблемы минут за 40, - рассказывает Леонид Ярмольник. – Когда я сегодня соглашаюсь на роль, то я не играю «кого-то», я играю себя в предлагаемых обстоятельствах. И поэтому получается органично, доходчиво и убедительно. Не то что ты в «прикиде произносишь текст», а то, что обстоятельства так меняют тебя. Это самое современное и нужное качество для актера».

В 2010 году Ярмольник вернулся на театральную сцену. Начал работать в театре «Современник». Артист исполнил главную роль в спектакле «С наступающим!».

В 2014 году на экраны выходит фильм Алексея Германа «Трудно быть Богом».

Работа над картиной по повести братьев Стругацких велась больше 10 лет и завершилась уже после смерти режиссера. Ярмольник сыграл главную роль дона Руматы. Эта роль едва ли не единственная главная роль за его обширную карьеру. У этой роли был потенциал изменить имидж, актерскую судьбу, профессиональную карьеру.

«Когда я смотрю на себя в этой картине, у меня нет ощущения, что это я, в отличие от других фильмов, - рассказывает Ярмольник. – А в других картинах всегда понимаешь, что мог бы сыграть чуть-чуть по-другому. Алексей Юрьевич выбрал меня на роль Руматы, хотя до этого никогда не видел ни одного моего фильма. Шутил: «Знаю, что ты водку дарил на телевидении в какой-то программе, а больше – ничего».

Пробы на роль Руматы шли полтора года, но, видно, Герман решил, что я уродливее и точнее всех претендентов.

Ярмольник вспоминает, что Герман утвердил его из-за одной только фразы, которая прозвучала именно во время репетиции, хотя снять ее в итоговом варианте так и не удалось. Звучала она так: «Я не могу этого сделать, сердце мое полно жалости».

«В Чехии мы месяц снимали эту фразу, искали интонацию каждый день, - говорит актер. – Но ощущения, что я произнес ее так же, как на пробах, у Германа не было».

«Скажу без кокетства: это была самая значительная работа в моей жизни. Даже если бы я очень захотел, то не смог бы объяснить, чем именно это было так здорово, так невероятно. Понять такое может только человек, который прошел через подобное».

«Во время съемок мы часто ссорились с Германом. Мы очень разные и в то же время во многом похожи: он упрямый – я упрямый, он принципиальный – я принципиальный, он капризный – я капризный. Но работали вместе так долго, что стали практически одной семьей».

С 2015 года Леонид Ярмольник работает в «Театре русской песни». Играет в обновленной версии спектакля «И снова «С наступающим!»

«А что касается работы, то продолжаю играть в спектакле «И снова «С наступающим!», который я очень люблю. Мне не очень нравится слово «антреприза», поэтому, когда мы работали над этим проектом, постарались сделать все, чтобы это была полноценная театральная постановка. Я – щукинец, вахтанговец, и наш спектакль – вахтанговский во всех отношениях. Поставить современную пьесу так, чтобы она заставляла и смеяться, и думать о том, что происходит в жизни, очень сложно. Здесь это получилось. Команда постановщиков одна из лучших: художники – Александр Боровский, Оксана Ярмольник, Дамир Исмагилов, в качестве музыкального оформления звучат Бутман, Башмет и Мацуев, мой партнер Коля Фоменко. Можем уже одной афишей гордиться! На наш спектакль зрители приходят и второй, и третий раз».

В 2018 году Леонид Ярмольник снимается в фильме «Одесса» Валерия Тодоровского, где играет короля Лира.

«Роль для меня эпическая, символическая, и все, что меня волнует в образе короля Лира, я имею возможность сыграть. Это гораздо больше, чем просто отец трех дочерей».

«Тодоровский знал, до какой степени я хотел у него играть: дело в том, что мой персонаж очень похож на моего отца. А я в этой роли очень похож на Григория Иосифовича – соседа Валеры в его одесском детстве. Мы не очень схожи внешне, но, видимо, по какой-то пластике, микромимике, по интонации совпадаем, как все старые евреи».

Фильмография актера насчитывает более 120 работ.

«Я абсолютно счастливый человек, я работаю до изнеможения с утра до ночи, и вечером мне хочется скорее лечь спать, чтобы утром проснуться и опять работать», - делится Леонид Ярмольник.

ПРО ПРОДЮССИРОВАНИЕ

Еще одна из сфер деятельности Леонида Ярмольника – кинопродюсерство. Под его продюсерским руководством были сняты фильмы «Московские каникулы», «Перекресток», «Барак», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Тиски», «Стиляги», «Ку! Кин-дза-дза», «Ночные стражи».

Как говорит Леонид Ярмольник: «Продюссированием я занимаюсь не профессионально, а, скорее, интуитивно. Себе доверяю больше, чем кому-либо другому. Но и за ошибки никого, кроме себя, не виню». Продюсерский размах Ярмольника охватывает разные жанры: от комедий до драм и мюзиклов.

ПРО ТЕЛЕВИДЕНИЕ

В начале 90-х годов, когда вообще не было работы в кино и театре, Ярмольник начинает работать на телевидении.

«Мы плотно дружили с Владом Листьевым, и Влад два года уговаривал прийти на телевидение. Сначала я пришел к нему работать в телекомпанию «ВИД», мы с ним придумали «L-клуб». Не получилось. Влад меня отпустил. Я ушел на российский канал, программа стала популярной и жила шесть лет. Потом постарела, из нее многое украли – естественный процесс. Сначала я переживал, что мы ее закрываем, потом обрадовался, потому что нельзя же вечно это делать».

Потом была программа «Золотая лихорадка».

«Я считаю, это была лучшая программа на телевидении, единственная, не повторенная никем и нигде. Идея принадлежит Дмитрию Липскерову, я со своими ребятами придумал форму. А образ придумала моя жена: такой странный ведущий. Все же понимали, что это не Леня Ярмольник, что это с юмором. Я считаю, Константин Эрнст потерял «ноу-хау». Программа осталась нераскрученной, просуществовав всего год. Руководство канала ОРТ очень много занималось политикой. И упустило программу. Игра «О, счастливчик!» по сути очень похожая, проверенная десятилетиями, но она беднее «Золотой лихорадки», которую можно было довести и иметь свой, российский проект, а не чужой».

Сейчас на телеэкране он появляется редко и избирательно.

«Я относительно разочарован в сегодняшнем телевидении. Вне зависимости от принадлежности программы к тому или иному каналу. Все программы тиражированные, одинаковые, политизированные, идеологически направленные. Мне неинтересно телевидение и неинтересен рейтинг, который делается на дешевых нравственно-сомнительных вещах. Это не мой гардероб, не моя эстетика. Я сам чаще всего смотрю канал «Культура», там говорят на языке, который я понимаю, и хочу, чтобы на этом языке говорили мои внуки. Мне часто предлагают вести различные проекты, но мне они не подходят. Если бы родилась интересная для меня идея программы, то я бы с удовольствием ее вел. Пока такой идеи нет».

ПРО ЛЮБОВЬ

«Если говорить о молодости, то в смысле влюбчивости во мне было больше химии, чем логики, больше желания, животного чувства. И, безусловно, есть тип женщин, на которых я реагирую: блондинка с грудью и хорошей фигурой. Ум? Конечно, важен! Взять мою жену: раз она меня терпит – значит, уже умница. Люди, которым удается прожить вместе много лет, могут друг друга раздражать, но врозь уже не могут. Потому что они создают друг друга. И, в общем, это, конечно, во многом наш случай. Мы вместе 31 год, и здесь история чуть сложнее, чем то, что называется «любовь».

ПРО ДЕТЕЙ

«Саша хотела бы быть влюбленной в то, во что влюблен я, хотела бы умиляться и восторгаться тем, чем восторгаюсь я, но так не всегда получается. И в этом традиционная, банальная, пошлая проблема отцов и детей. Решить ее я не пытаюсь – я ее принимаю, потому что, если начну решать, это станет насилием и тиранией. Вообще, я средний отец.

Меня много раз в жизни спрашивали: как вы воспитали такую замечательную добрую дочь? Я отвечал: «Я ее, по-моему, ничему не учил никогда… Саша видела, как мы живем, кто к нам приходит, слышала о чем мы говорим. И выросла честным, порядочным, душевно тонким человеком. Фамилией она никогда не козыряла, не хотела особенного отношения к себе. Начиная с детских лет, знакомясь, представлялась просто: «Саша».

ПРО ВНУКОВ

«Сейчас главное в моей жизни – двое внуков. Я никогда не представлял, что так будет: жил себе, жил и не предполагал, что внуки перевернут мое представление о счастье, да и о самой жизни. Теперь я смотрю на мир их глазами, и мне это невероятно интересно, все заиграло другими красками. Старшему внуку четыре года – это самый невероятный возраст. Его наблюдения, его вопросы, его шутки – это что-то фантастическое.

Конечно, я хочу, чтобы у меня была работа, без нее я заплесневею, но самое большое удовольствие, то главное, чем я теперь чаще всего делюсь с друзьями, - это впечатления и новости от внуков».

Список литературы:

Книги:

  1. Кучкина, Ольга Андреевна. Свободная любовь : личные истории знаменитых людей / Ольга Кучкина. - М. : Время, 2011. – 318 с. : фот. - (Самое время).

Статьи из периодических изданий:

  1. Ципенюк, О. Леонид Ярмольник / О. Ципенюк // Mens Health. – 2018. - № 11. – С. 80-85.
  2. Федотова, И. Леонид Ярмольник: Из-за слов о Крыме я стал невъездным на Украину / И. Федотова // Комсомольская правда. – 2018. – 17-24 января. – С. 18.
  3. Мельман, А. Одинокий волк / А. Мельман // Московский комсомолец. – 2016. – 6 сентября. – С. 5.
  4. Карцев, Н. Ярмольник против нечести / Н. Карцев // Московский комсомолец. – 2015. – 24 августа. – С. 4.
  5. Дубинская, М. Леонид Ярмольник: фильм про глобальную любовь / М. Дубинская // Эхо планеты. – 2014. - № 10. – С. 42-44.
  6. Грачев, С. Исповедь эпохи : Леонид Ярмольник – о Германе, чернухе и КВН / С. Грачев // Аргументы и факты. – 2014. - № 9. – С. 47.
  7. Нараленкова, О. Пять ролей Леонида Ярмольника / О. Нараленкова // Российская газета. – 2014. – 23-29 января. – С. 25.
  8. Дон Румата, ваш выход! // Независимая газета. – 2014. – 22 января. – С. 16.
  9. Ципенюк, О. Леонид Ярмольник: «Успех меня изменил – он изменил мои возможности» / О. Ципенюк // Огонек. – 2013. - № 22. – С. 26-27.
  10. Голубкова, М. Ненастоящему сварщику трудно быть богом / М. Голубкова // Российская газета. – 2013. – 11 марта. – С. 7.
  11. Гнездилова, Ю. «Я превращаю буквы в историю» : [интервью с Леонидом Ярмольником] / Ю. Гнездилова // Читаем вместе. – 2012. - № 2. – С. 44.
  12. Ярмольник, Леонид. Штампы / Л. Ярмольник // Искусство кино. – 1994. - № 6. – С. 102-105.

Составитель: главный библиограф Артемьева М. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Есть предложения по организации процесса или знаете, как сделать библиотеки лучше?
Я думаю!