Литературная премия «Национальный бестселлер»
Дайджест. Курган. 2020
Уважаемые читатели!
Перед вами список литературы из серии «Национальный бестселлер», посвященный лауреату премии 2020 года Михаилу Елизарову.
4 августа на YouTube-канале литературной премии «Национальный бестселлер» состоялся финал юбилейного 20-го сезона. Большинство голосов жюри отдало Михаилу Елизарову и его роману «Земля».
Об авторе
Михаил Юрьевич Елизаров родился 28 января 1973 года. В одном из интервью о себе он говорил: «Родился на Украине в городе Ивано-Франковске. Отец – врач, мать – инженер. Заканчивал ещё советскую школу, правда, уже переделанную в «одиннадцатилетку» - это уже в Харькове, затем поступил в Университет на вечернее отделение филологического факультета (хотел, разумеется, на дневной, но не добрал балла – проходной был 14), ненадолго попал в армию, отделался язвой желудка и вернулся на свой же курс. Работал в каких-то мелких газетах – их тогда появилось много. Параллельно занимался пением, но на оперного певца не вытянул и пение забросил. Потом поступил на режиссуру, работал то режиссёром, то оператором на телевидении, а доучивался в Германии».
В итоге Елизаров состоялся как писатель. Правда, его литературный путь складывался не гладко. Сначала он сочинял стихи. Но это была только графомания. Потом взялся за прозу. Из интервью с Михаилом Елизаровым: «Вначале всё шло к тому, что пополню ряды желчных авторов-неудачников, сгину в Харькове среди безнадёги и самиздата. В 2000 году в издательстве Захарова в один из моих столичных рейдов я встретил Галину Трунову, и она передала мои тексты в «Ад Маригнем».
И вот в 2001 году выходит первый сборник «Ногти», который вызвал интерес к писателю. В сборник вошли 24 рассказа и одноимённая повесть, главными героями которой являются два воспитанника интерната коррекционного профиля.
В 2003 году опубликован роман «Pasternak», где поэт Борис Пастернак представлен в образе демона, «отравляющего» сознание интеллигенции своими произведениями. Роман был неоднозначно оценен критикой – от восторга до полного неприятия.
В 2005 году выходит сборник рассказов «Красная пленка».
В 2007 году опубликован роман «Библиотекарь» за который автор в 2008 году получил премию «Русский Букер». Главный герой романа узнает, что несколько книг забытого советского писателя обладают мистическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточенную борьбу.
В 2008 году вышел сборник рассказов «Кубики», в 2010 году - роман «Мультики», через год в 2011 – «Бураттини. Фашизм прошел», а в 2012 году выходит сборник рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет…» Спустя семь лет выходит роман «Земля».
В 2010 году Михаил Елизаров создал собственный музыкальный проект. Свой жанр Елизаров назвал «бард-панк-шансоном».
Михаил Елизаров живет в Москве. Женат. Имеет дочь.
О Михаиле Елизарове
Михаил Елизаров : официальный сайт писателя и музыканта. – URL: www.elizarov.info (дата обращения: 06.08.2020). – Текст : электронный.
Против течения / беседовал Захар Прилепин. – Текст : непосредственный // Литературная Россия. – 2008. - № 13. – С. 1, 3.
Михаил Елизаров: «Я предохраняюсь всеми возможными способами» / беседовал Александр Гаврилов. – Текст : непосредственный // Книжное обозрение. – 2001. - № 17. – С. 3.
О творчестве Михаила Елизарова
Кузьменков, Александр. Человек без лица / Александр Кузьменков. – Текст : непосредственный // Литературная газета. – 2014. - № 31. – С. 5.
Дворцова, Наталья Петровна. Метафизика книги и чтения в литературном сознании 2000-х годов / Наталья Дворцова. – Текст : непосредственный // Литературная учеба. – 2010. - № 6. – С. 85-90.
Латынина, Алла. Случай Елизарова / Алла Латынина. – Текст : непосредственный // Новый мир. – 2009. - № 4. – С. 165-173.
Погорелая, Елена. «…Кровавый отсвет в лицах есть…» : Михаил Елизаров / Елена Погорелая. – Текст : непосредственный // Вопросы литературы. – 2009. - № 3. – С. 135-148.
Огрызко, В. Мистика русского конспиролога: Михаил Елизаров / В. Огрызко. – Текст : непосредственный // Литературная Россия. – 2008. - № 6. – С. 13
О романе «Земля»
В 2019 году, после нескольких лет молчания, Михаил Елизаров выдал почти 800-страничный том, озаглавленный «Земля».
Новый роман – тяжеловесный, многословный труд, в котором фигурирует смерть, а точнее, прелюдия к завершающему превращению. Расслышать подземный гул и нащупать «шов» между мирами – заманчивый, смутный замысел, требующий от автора «глубоко копнуть» и отыскать «мертвые сокровища».
Роман – история воспитания и становления совершенно заурядного двадцатилетнего парня Владимира Кротышева, прошедшего ряд инициаций, которые перевели его в формат весьма незаурядного молодого человека. Важнейшие вехи этого самого воспитания – песочница в детском саду да стройбат, который сделал из него настоящего человека. Так получилось, что из любой тупиковой ситуации он не уходит в пространство жизненных дизлайков, а, наоборот, умудряется перейти на новый уровень, как в какой-нибудь компьютерной игре. Будто сберегается до поры для чего-то, хотя и вариантов растерять все жизни более чем достаточно.
По словам автора, пространный текст представляет собой первую часть романа, озаглавленную «Землекоп». Сюжет книги разворачивается вокруг «смертной» жизни главного героя, которого с детства влечет к земле. Биография Володи Кротышева – своего рода фатальное путешествие в «кладбищенскую ноосферу», последовательное постижение премудростей похоронного дела.
Он – землекоп, причём специализируется на могилах, становясь медиатором между мирами, и его путь всё больше утверждает героя в этом предназначении. «Кладбище – такая же Родина, как и Россия, и возможно, самая главная Родина, ведь близких, по большому счёту, хоронят не в землю, а дома», - и куда бы ни направлял свои пути-дорожки Кротышев, он всё равно возвращался к этой «Родине». Все перипетии его судьбы связаны со сменой и освоением новых кладбищенских профессий, а также погружением в похоронно-могильную территорию смыслов.
Еще один герой – Никита, старший брата по отцу, при деньгах и криминале, позади – тюрьма, впереди – кладбищенский бизнес. Владимир становится партнёром Никиты по выколачиванию денег из безутешных родственников усопшего. Конкурентов много, путь копания могил в контексте копания финансового благополучия лёгким быть не обещает. У Никиты есть гражданская жена Алина. Веет от неё не мистикой и декадансом, а тем нечистым воздухом, который остаётся на месте так и не появившейся мистики и испарившегося декаданса.
Алина – главная женщина романа. Была с братом Никитой, подпитывалась его устремлённостью к смерти и кладбищенским служением. Перешла к более перспективному брату Володе, почуяв иную ступень безблагодатного пути. Вот образец её лёгких слов – при первом явлении Алины отцу Никиты и Володи: В СССР «была идеология, как особый подвид бессмертия. А нынешний, условно скажем, ренессанс кладбищенской культуры (...) отражает очередную волну утраты веры в бессмертие души, при всех внешних проявлениях религиозности...». Вот слова потяжелее, разумеется, звучат подобные гораздо чаще, вступая в символический контакт с её некрофильскими татуировками, с правдоподобной игрой в риторический и психологический сатанизм: «Я просто околевшая тварь. Дохлятина и падаль. (...) Танец живёт, пока его танцуют. Все боги – всего лишь регламентированная метафизика, которая возникает по коллективному запросу...».
От Алины остается постоянное единство агрессии и депрессии. Сохраняется мысль об алинином умении влюблять в себя липкой жабой, заменяющей душу. Наверное, можно вычитать в её эстетически подчёркнутой обречённости страсть к денежному проекту, власть будущей бизнес-стервы. То, что ей удастся сделать кладбище мультимедийным, с видеорядами на стелах, - в это поверить можно.
Вова предаёт брата Никиту, предаёт и бригаду брата, по воле Алины, отдавшись «Элизиуму» - достоянию продвинутого некроначальника Гапона.
Обсценный фольклор и армейские прибаутки перемежаются с «похоронным сленгом» - в каком-то смысле Елизаров начинил роман разномастными языковыми практиками и, кажется, уместил в тексте все свои «находки».
Михаил Елизаров о своем романе: «Как такового похоронного сленга нет. Есть вульгарный прозекторский жаргон. Там поступившего мотоциклиста глумливо величают «космонавтом», упавшего с высоты – «десантником», «акробатом» или «Икаром», утопленника – «водолазом», «ихтиандром», «муму», погибшего в ДТП – «кеглей». Возможно, на каком-то кладбище табличку-времянку на могилу обзовут «лопатой», венок – «кустом», а землекопа – «кротом». Этот роман – история Крота».
Впрочем, неординарная «словесность» романа от сонливости не спасает: по мере того, как Кротышев приближается к кромке небытия, все глубже увязаешь в мороке размышлений и едва ли различаешь «пульс» романа. Вероятно, этот затихающий ритм также является частью художественного замысла: донельзя «приглушив» повествование, Елизаров в один миг обрывает произведение – и тем самым заводит «механизм» в очередной раз.
Рецензии на роман Михаила Елизарова «Земля»
Татаринов, Алексей. Небо как отсутствие : о романе Михаила Елизарова «Земля» / Алексей Татаринов. – Текст : непосредственный // Литературная Россия. – 2020. - № 9. – С. 6.
Гусева, Александра. Русский Танатос / Александра Гусева. – Текст : непосредственный // Читаем вместе. – 2020. - № 1/2. – С. 40.
Рудалев, Андрей. Некрономикон настоящего человека / Андрей Рудалев. – Текст : непосредственный // Литературная газета. – 2019. - № 51. – С. 11.
Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.