Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

«Литературная Россия»: прошлое и настоящее

Дайджест. Курган. 2018

В 2018 году исполняется 60 лет со дня выхода газеты «Литературная Россия». Еженедельник имеет богатую историю и замечательные традиции.

6 апреля 1958 года вышел первый номер газеты «Литература и жизнь», которая 1 января 1963 года была реформирована в еженедельник «Литературная Россия».

Рабочими членами редколлегии газеты были известные советские писатели Леонид Леонов и Ярослав Смеляков. На общественных началах в редколлегии «Литературной России» трудились Константин Симонов, Виктор Боков, Александр Прокофьев, Евгений Винокуров, Лариса Васильева, Мустай Карим, Борис Екимов, Валентин Курбатов и другие замечательные мастера.

В разные годы в газете работали критики Михаил Лобанов, Владимир Бушин, прозаик Саша Соколов, публицист Валерий Аграновский.

Именно «Литературная Россия» дала путевку в большую литературу прозаикам Владимиру Максимову, Василию Шукшину, Валентину Распутину и Еремею Айпину, поэтам Виктору Сосноре и Борису Примерову.

С газетой много лет тесно сотрудничали Михаил Шолохов, Василий Гроссман, Корней Чуковский, Виктор Шкловский, Расул Гамзатов, Виктор Астафьев, Павел Антокольский, Евгений Евтушенко, Василий Белов, Виктор Лихоносов, Виктор Конецкий, Юрий Кузнецов и многие другие классики советской литературы.

Уже в 2000-е годы газета открыла для читающей России такие имена, как Роман Сенчин, Захар Прилепин, Алиса Ганиева, Герман Садулаев, Михаил Бойко, Иван Гобзев, Дмитрий Филиппов, Арслан Хасавов и Андрей Рудалев.

И сегодня «Литературная Россия» на своих страницах продолжает традицию русского реализма, русского языка и речи, эстетику русского народа, присущую русским писателям. По еженедельнику «Литературная Россия» современный культурный человек составит достойное представление о русской культуре.

История создания газеты

Впервые идею о необходимости создания газеты для писателей России высказал 13 мая 1957 года Никита Хрущев на совещании в ЦК КПСС. Окончательно вопрос о новой газете был решен 4 декабря 1957 года на заседании Бюро ЦК КПСС. Партия решила писательское издание назвать «Литература и жизнь». Главным редактором ЦК утвердило Виктора Полторацкого (Погостина).

В фондах РГАЛИ хранятся копии двух писем. Первое оказалось без даты. Предположительно, оно было подготовлено в январе 1958 года. Полторацкий писал: «По решению директивных органов в 1958 году будет выпускаться газета „Литература и жизнь“ — орган Союза писателей РСФСР. Директивными органами утверждён штат редакции в количестве 71 единицы (в т.ч. регистрируемый персонал 8 единиц) с годовым фондом заработной платы 930 тыс. руб. Для обеспечения набора, печати и экспедирования газеты типографии „Литературной газеты“ необходимо выделить дополнительный штат (наборщиков, печатников, экспедиторов) в количестве 28 единиц (в т. ч. регистрируемый персонал 1 единица) с годовым фондом зарплаты 232 тыс. руб. Кроме того для обслуживания редакции и корреспондентских пунктов газеты „Литература и жизнь“ потребуется дополнительный штат (шофёров, счётных работников и обслуживающего персонала в количестве 41 единицы, в т. ч. регистрируемый персонал 32 единицы) с годовым фондом зарплаты 368 тыс. рублей. До сего дня лимит численности персонала и фонда заработной платы не выделен, в результате чего мы лишены возможности производить подбор и зачисление кадров. Это обстоятельство вынудило нас отнести срок выпуска газеты с 1 марта на 1 апреля. Прошу выделить лимит численности персонала в количестве 140 единиц (в т.ч. регистрируемый персонал 41 единица) с годовым фондом заработной платы 1530 тыс. рублей».

Второе письмо Полторацкий отправил Ф. Р. Козлову 10 февраля 1958 года. Он сообщал: «В соответствии с решением директивных органов с 1958 года будет выходить газета „Литература и жизнь“ — орган Союза писателей РСФСР. Чтобы обеспечить выход этой газеты с апреля месяца редакция должна начать работу. Однако уже на первых шагах выявляются обстоятельства тормозящие дело. Вы понимаете, Фрол Романович, что редакция газеты не может обойтись без автомашин. Для обслуживания оперативных нужд редакции в Москве, а также для корреспондентов на местах необходимы легковые автомашины. Для обеспечения курьерской связи и доставки матриц газеты на аэродром, а также с аэродромов в типографии, в пунктах печатания необходимы машины „Москвич-пикап“. Помимо этого, необходимы грузовые автомашины „ГАЗ-51“ для доставки газет в почтовые отделения гор. Москвы и на вокзалы. В силу специфических особенностей работы, все центральные издательства производят обслуживание оперативных нужд редакции и развозку тиража газет своим автотранспортом. Редакция газеты „Литература и жизнь“ очень рассчитывает на Вашу помощь и просит Вашего указания Госплану РСФСР о выделении указанных в приложении автомашин».

Но оба эти обращения ничего не дали. Между тем в редакции вовсю шла подготовка первого номера газеты. Срок выхода пробного номера уже несколько раз переносился. В ЦК этим были недовольны. Полторацкий клятвенно пообещал, что первый номер точно по графику.

Первый номер новой газеты вышел 6 апреля 1958 года.

«Литература и жизнь» имела все возможности превратиться в свободную трибуну для художников слова, принадлежавших к самым разным литературным течениям и группам. В ней готовы были печататься Шолохов и Солженицын, Твардовский и Рыленков, Ахматова и Прокофьев, Евтушенко и Солоухин, Вознесенский и Фирсов, Соснора и Конецкий.

Но газету изначально стали делать по подобию и образцу уже существовавших изданий. В нее намешали все, что только было возможно: политику, экономику, культуру, спорт и еще кучу всего. В этом плане она мало чем отличалась от «Известий» или «Советской России». Разве что литературе было уделено внимания чуть побольше. Но кому при наличии «Правды» и «Труда» требовалось еще одно всеядное издание?!

Коллектив газеты был большим — 120 человек. Но в редакции оказалось много родственников влиятельных литературных чиновников, которые, даже не владели пером. Настоящих газетчиков оказалось в «Литературе и жизни» единицы: Александр Авдеенко, Валерий Аграновский, Анатолий Ковалев, Олег Куприн, Валерий Дранников... В силу своей малочисленности и несолидного, по мнению главного редактора Виктора Полторацкого, возраста они переломить ситуацию в редакции не смогли и были вынуждены перейти в другие издания.

Руководство избрало ошибочный курс и неверную тактику. Первый главный редактор газеты — Виктор Полторацкий — поначалу хотел всем угодить и со всеми остаться в добрых отношениях. За подобострастие перед начальством издание в писательских кругах получило обидную кличку «ЛиЖи». Газета быстро стала терять популярность и авторитет.

Осенью 1961 года Полторацкий вынужден был уйти в отставку. Преемник Полторацкого — Александр Кузнецов ничего кардинального менять не захотел. Курс газеты остался прежним.

Возникла идея реформировать газету. Первым, кто озвучил эту идею, был один из заместителей главного редактора Александр Дымшиц, хорошо знавший тенденции развития печати на Западе. Он предлагал преобразовать писательскую газету, выходившую на четырех полосах три раза в неделю большим форматом, в двадцатичетырёхполосный еженедельник половинного (по сравнению с «Правдой») формата. Однако проект не встретил понимания в отделе науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР, который курировал Союз писателей России и все их печатные органы. Руководители этого отдела — Николай Казьмин и Зоя Туманова — страшно боялись любых перемен.

Другой заместитель главного редактора — Константин Поздняев был настроен более решительно. Он считал, что с имевшимися сотрудниками ничего изменить в газете было не реально. По его мнению, газету следовало ликвидировать, за месяц набрать новый штат и начать выпускать новое издание под другим названием.

Идею Поздняева не поддержали в редакции газеты. Многие понимали, что любое реформирование «Литературы и жизни» неминуемо привело бы к кадровой чистке. Это означало, что часть коллектива лишилась бы работы. Но на открытый бунт против поздняевского проекта решился Александр Ерохин. Это был очень опытный журналист, но с неоднозначной репутацией. Он быстро вникал в любую проблему, умел выслушивать сторонников и оппонентов, писал ярко и одновременно хлестко. Его читали. А это самое важное для любой газеты.

7 апреля 1961 года Ерохин послал жалобу заместителю председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР Геннадию Воронову. Он писал, что газета «постепенно превратилась в издание, рассчитанное на узкую группу литераторов и окололитературных лиц. Редакция потеряла связь с местными партийными органами, которые руководят литературным развитием на местах. Ослабла связь редакции с местными писательскими организациями. По существу, редакция превратилась в обычную Московскую контору. За всё время существования газеты никто из руководителей газеты не побывал в колхозах, за исключением главного редактора коммуниста В. В. Полторацкого, который также дальше Владимира не выезжает. 90-95 процентов сотрудников также не сходили со столичного асфальта. Неудивительно, что тираж газеты падает. К началу года он дошёл до 44 тысяч на всю республику, затем ещё снизился. Казалось бы, что при таких условиях надо принять все меры к улучшению газеты. Вместо этого руководство редакции и Правление Союза писателей РСФСР выдвинули идею: закрыть газету и вместо неё начать выпуск литературного еженедельника».

Воронов дал поручение заняться письмом Ерохина отделу науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР. Он написал: «Тов. Казьмину Н. Д. Надо ускорить подготовку вопроса о газете для рассмотрения на Бюро ЦК». Казьмин взял, что называется, под козырёк. Он в свою очередь запросил кучу справок от главного редактора газеты «Литература и жизнь» Полторацкого и председателя Союза писателей России Соболева. Но как быть дальше, Казьмин не знал.

18 декабря 1961 года Председатель Союза писателей России Леонид Соболев внес в Бюро ЦК КПСС по РСФСР записку, в которой попросил «санкционировать переход газеты „Литература и жизнь“ на еженедельный выпуск с сохранением того же общего объема (т.е. вместо трех номеров в неделю объемом 4 страницы формата „Правды“ выпускать 1 номер в неделю на 24-х страницах половинного формата „Правды“). Переход на еженедельный выпуск позволит увеличить на страницах газеты публикацию писательских материалов — рассказов, очерков, публицистических статей по вопросам литературы и жизни народа. Газета нового типа будет делаться преимущественно руками самих писателей». Одновременно Соболев внес ходатайство об изменении названия газеты. Ссылаясь на пожелания литературной общественности, он просил назвать еженедельник «Литературная Россия».

На разработку макета у Соболева и у сотрудников газеты «Литература и жизнь» ушло более месяца. В пояснении к пробному макету нового еженедельника Соболев подчеркнул:

«1. Газета полностью делается руками писателей. Это массовая газета, на страницах которой писатели ведут с читателями разговор „о времени и о себе“. В ней нет материалов газетного типа (общеполитической редакционной передовой статьи, газетной информации и т.п.). Главные её жанры — писательский проблемный очерк или публицистика на насущные темы современности, рассказ, короткая повесть, публикуемая с продолжением в 3-6 номерах, стихи, обзор литературных новинок (за месяц или квартал), критические статьи и рецензии, письма из писательских организаций Федерации, международный памфлет, фельетон и т.п.

2. Газета всё время должна держать руку на пульсе жизни, идти в ногу с жизнью.

3. Газета опирается не только на писателей Москвы и Ленинграда, но и на литераторов, работающих во всех областях и краях Российской Федерации, а также писателей из братских союзных республик.

4. Один из важных разделов газеты — „Переписка с читателями“. Публикуется он в каждом номере».

В ЦК письмом Соболева занялись сразу три отдела: отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР, отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам, отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по РСФСР. Руководители этих отделов внесли в ЦК следующую записку: «Правление Союза писателей РСФСР обратилось в ЦК КПСС с просьбой о преобразовании с 1 января 1963 года газеты «Литература и жизнь», выходящей три раза в неделю объёмом четыре полосы формата «Правды», в еженедельник. При этом вносится предложение установить объём еженедельника 24 полосы половинного формата «Правды», тираж — 135 тысяч экземпляров, гонорар на номер — 3000 рублей, цену за один экземпляр — 10 копеек.

Одновременно Правление Союза писателей РСФСР просит издавать еженедельник под названием «Литературная Россия». Предложение о преобразовании газеты в еженедельник мотивируется тем, что это позволит более глубоко разрабатывать проблемы развития литератур народов Российской Федерации, лучше пропагандировать произведения современной художественной литературы, оказывать творческую помощь молодым писателям и шире привлекать писателей к освещению вопросов коммунистического строительства.

Предложение Правления Союза писателей РСФСР о преобразовании газеты «Литература и жизнь» в еженедельник «Литературная Россия» поддерживаем. Объём еженедельника целесообразно установить в 24 полосы половинного формата «Правды». Вместе с тем считаем, что гонорар на номер еженедельника следует определить в сумме 2100 рублей. Решением ЦК КПСС от 10 августа 1959 года размер гонорара на номер газеты «Литература и жизнь» был установлен в сумме 700 рублей. Объём еженедельника по сравнению с нынешним объёмом газеты «Литература и жизнь» утраивается, поэтому можно было бы утроить и сумму гонорара еженедельника.

Тираж еженедельной газеты целесообразно определить по итогам подписки и с учётом распространения газеты путём розничной продажи. Предварительные расчёты показывают, что первоначальный тираж еженедельника может составить 100 тысяч экземпляров. При условии сокращения штата редакции газеты «Литература и жизнь» издание еженедельника будет безубыточным. В настоящее время выпуск газеты «Литература и жизнь» приносит убыток в сумму 173600 рублей в год.

Цену за экземпляр еженедельника следовало бы установить в размере 12 копеек, а подписную плату — 6 рублей 24 копейки на год.

Союз писателей РСФСР (т. Соболев) с этими предложениями согласился«

Единственное, ЦК потребовали от Соболева заручиться поддержкой других писателей и оформить позицию Союза писателей России документально.

22 октября 1962 года Соболев провел секретариат Союза. Судя по протоколу, за реформирование «Литературы и жизни» в еженедельник «Литературная Россия» выступили Анатолий Софронов, Степан Щипачёв, Семён Бабаевский, Виктор Перцов, Николай Доризо, Гумер Баширов и Мустай Карим. Кроме того, по телефону своё согласие на реорганизацию газеты дали отсутствовавшие на заседании секретари Сергей Баруздин, Сергей Михалков, Вадим Кожевников, Александр Прокофьев, Алим Кешоков и Николай Рыленков.

Соболев предложил также сразу высказаться о кандидатуре главного редактора нового еженедельника и состава редколлегии газеты. Большинство выступило за Поздняева. В постановлении секретариата было сказано: «Просить Бюро ЦК КПСС по РСФСР утвердить главным редактором еженедельника „ЛР“ тов. Поздняева Константина Ивановича».

Вопрос о газете попал в повестку заседания секретариата ЦК КПСС 31 октября 1962 года. Материалы этого заседания вплоть до лета 2012 года были засекречены и оставались для исследователей недоступны.

В принятом постановлении ЦК было отмечено:

«1. Принять предложение Правления Союза писателей РСФСР о преобразовании с 1 января 1963 года газеты „Литература и жизнь“ — органа Правления Союза писателей РСФСР в еженедельник „Литературная Россия“.

Еженедельник „Литературная Россия“ издавать как орган правления Союза писателей РСФСР и правления Московского отделения Союза писателей РСФСР. В связи с этим прекратить с 1 января 1963 года выпуск информационного бюллетеня „Московский литератор“.

2. Считать главной задачей еженедельника „Литературная Россия“ глубокую разработку проблем развития литератур народов Российской Федерации, пропаганду лучших произведений современной художественной литературы, оказание творческой помощи молодым писателям, широкое привлечение писателей к освещению вопросов коммунистического строительства.

3. Установить объём еженедельника „Литературная Россия“ 24 полосы половинного формата „Правды“, гонорар на один номер — 2100 рублей, цену одного экземпляра — 12 копеек, подписную плату на один месяц — 52 копейки, на 3 месяца — 1 руб. 56 копеек, на 6 месяцев — 3 рубля 12 копеек, на 1 год — 6 рублей 24 копейки. Тираж газеты установить по результатам подписки с учётом распространения газеты путём розничной продажи.

4. Поручить Бюро ЦК КПСС по РСФСР определить структуру и штат редакции еженедельника „Литературная Россия“, имея в виду сокращение нынешнего аппарата редакции газеты „Литература и жизнь“.

5. Установить для еженедельника „Литературная Россия“ размеры скидок за распространение и почтовый тариф — 13 процентов скидки с номинала за распространение тиража газеты по подписке и 1,8 копейки почтового тарифа за экземпляр, распространяемый по подписке».

Вопрос же о главном редакторе нового еженедельника и о редколлегии остался открытым.

За пост главного редактора в новом еженедельнике развернулась борьба между Константином Симоновым и Константином Поздняевым. В итоге главредом был назначен Поздяев.

Формирование редколлегии протекало очень долго. Официально она была утверждена 29 декабря 1962 года на заседании Секретариата Союза писателей России. В состав вошел 21 человек. Среди них: Борщаговский и Закруткин, Данин и Винокуров и Исаев, Кассиль и Серебрякова, Олег Михайлов и Мдивани...

После Поздняева еженедельником «Литературная Россия» руководили Юрий Грибов, Михаил Колосов, Эрнст Сафонов, Владимир Ерёменко и Вячеслав Огрызко.

В разное время сотрудниками редакции были Александр Авдеенко, Николай Банников, Александр Бобров, Владимир Бондаренко, Владимир Бушин, Виталий Василевский, Галина Дробот, Александр Дымшиц, Геннадий Калашников, Ильгиз Каримов, Олег Куприн, Юрий Кушак, Михаил Лобанов, Юрий Лощиц, Маргарита Ломунова, Генрих Митин, Феликс Родионов, Святослав Рыбас, Саша Соколов, Владимир Соломатин, Владлен Строкопытов, Вячеслав Сухнев, Кира Ткаченко, другие талантливые журналисты и писатели.

В годы перестройки под руководством главного редактора Эрнста Сафонова «Литературная Россия» выдвинулась в первые ряды расширения границ гласности с позиций православного патриотизма, одной из первых в СССР стала печатать авторов антикоммунистической эмиграции. Стала ведущим органом «почвенников» в дискуссии с «западниками» о направлении горбачевских реформ. Имела нерегулярные спецвыпуски-приложения «Русский рубеж», в которых печатались более крупные работы вплоть до книжного объема.

В лихие девяностые годы еженедельник оставался со своим народом. Редакция отстаивала интересы страны в «горячих точках», боролась за сохранение присутствия России в Арктике, выступала против коррупции в высших эшелонах власти. Свидетельство тому — сборники документальных материалов «Подвиг бессмертен», «Время Русь собирать», «Неизвестные войны XX века», «Честь имею», «Неизвестный Север»...

В постсоветское время «Литературная Россия» открыла читателям России такие имена, как Роман Сенчин, Александр Игумнов, Сергей Шаргунов, Дмитрий Чёрный, Владимир Федоров, Олег Зоберн, Александр Карасёв, Илья Кочергин.

В 2000-е годы газета «Литературная Россия» занялась сбором и изучением наследия великого поэта двадцатого века — Юрия Кузнецова. Один из сотрудников Евгений Богачков составил и прокомментировал пять томов поэзии и книгу прозы Кузнецова. Кроме того, вышли две книги воспоминаний о поэте «Мир мой неуютный» и «Звать меня Кузнецов. Я один», а также биобиблиографический указатель «Юрий Кузнецов — поэт концепций и образов».

О прошлом и настоящем в газете рассказывают историко-литературные исследования Вячеслава Огрызко, а также сборник документов «Дитя хрущевской оттепели».

Источники:

  1. Официальный сайт газеты «Литературная Россия» // https://litrossia.ru/
  2. Нам — 60 лет // Литературная Россия. — 2018. — № 13.
  3. Огрызко, Вячеслав. Охранители и либералы: в затянувшемся поиске компромисса / В. Огрызко // Литературная Россия. —  2014. — №№ 19-30.
  4. Гагаев, А. А. «Современник» А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова и «Литературная Россия» : сравнительный анализ / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев // Литературная Россия. — 2008. — № 30. — С. 10-11.

Составитель: ведущий библиограф Артемьева М. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!