Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Литературная премия «Национальный бестселлер». Леонид Юзефович — лауреат премии 2016 года

Список литературы. Курган. 2016

5 июня 2016 года в Петербурге объявили победителя литературной премии «Национальный бестселлер». Она досталась известному писателю Леониду Юзефовичу за документальный роман «Зимняя дорога».

Вопреки сложившейся традиции на сей раз в шорт-лист премии вошли пять книг вместо обычных шести, причем три из них представляли документалистику. Так, среди претендентов помимо Юзефовича оказались Аглая Топорова со сборником журналистских очерков «Украина трех революций» о событиях 2013-2014 годов и основанный на реальной истории роман казаха Ильдара Сатарова «Транзит Сайгон — Алматы» о судьбе вьетнамского иммигранта и самого Вьетнама.

Чисто художественная литература была представлена «Автохтонами» Марии Галиной (смесь готического романа с мистическим детективом в русском провинциальном аналоге городка Твин Пикс из культового сериала Дэвида Линча) и «Очередью» Михаила Однобибла (мрачная кафкианская фантазия на тему беспросветного позднесоветского быта, рассказанная языком Платонова).

Победителя определило Малое жюри в составе худрука БДТ Андрея Могучего, режиссера-аниматора Константина Бронзита, художника Марины Алексеевой, поэта и музыканта Олега Груза, члена Общественного совета Минобрнауки учителя Сергея Волкова и лауреата прошлогоднего «Нацбеста» Сергея Носова.

В итоге один голос достался «Автохтонам» (Бронзит), два — «Очереди» (Алексеева и Волков), три — «Зимней дороге» (Могучий, Волков, Груз).

Книга Юзефовича повествует о малоизвестном эпизоде на исходе Гражданской войны — походе отряда бывшего царского генерала Анатолия Пепеляева на Якутск в 1922 году и его противостоянии с советским военачальником Иваном Стродом. Автор рассказывает о смелых людях, волею судеб оказавшихся врагами, но не потерявших ни чести, ни благородства даже в нечеловеческих условиях сибирской зимы и братоубийственной войны.

В ответном слове Леонид Юзефович сказал: «Впервые эту премию я получил 15 лет назад (за роман „Князь ветра“). Знаменитым не проснулся, но все-таки благодаря „Нацбесту“ получил известность. На ум почему-то приходит выражение Виктора Черномырдина: „Никогда так не бывало, и вдруг опять“. Поскольку для меня 15 лет назад — почти как никогда. Но все же мне немного неловко. Будь я председателем жюри и распределись голоса поровну, непременно бы проголосовал за писателя, еще не получившего литературной известности. Хочется поддержать Михаила Однобибла — надеюсь, этого автора заметят».

Биография

Леонид Юзефович родился в 1947 году в Москве, но детство и юность прожил в Перми. После окончания Пермского университета служил в армии в Забайкалье. В армии впервые заинтересовался буддизмом, Монголией, биографией барона Унгерна, написал первый исторический роман, до сих пор не опубликованный. С1975 года по настоящее время работает учителем истории. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию.

Литературный дебют состоялся в 1977 году в журнале «Урал»: повесть «Обручение с вольностью». Много печатался во второй половине 1980-х, запомнился как автор документального романа о бароне Унгерне «Самодержец пустыни» (1993). Известность к Юзефовичу пришла только в2001 году после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине. За роман «Журавли и карлики» Леонид Юзефович назван лауреатом первой премии «Большая книга» 2009 года.

Юзефович с молодости писал стихи, однако читатель впервые познакомился с ними в 2003 году, когда в журнале «Знамя» была опубликована подборка под названием «Кяхтинский тракт». В последние годы Юзефович работает для телевидения: он написал оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» (2004).

Книги Юзефовича переведены на немецкий, итальянский, французский, польский, испанский языки.

Юзефович, Леонид. Зимняя дорога : документальный роман / Л. Юзефович // Октябрь. — 2015. — № 4, 5.

Когда-то Леонид Юзефович написал книгу о монгольской эпопее барона Унгерна «Самодержец пустыни» — она стала интеллектуальным бестселлером и классикой жанра документальный роман. В то время автор попутно изучал и историю вооруженного восстания в Якутии в 1922-1923 годах под руководством Анатолия Пепеляева. И вот теперь из «якутского» материала сложилась отдельная книга. Тема ее для нынешнего читателя поистине раритетна. Ведь воевавший где-то на самом краю страны Пепеляев практически забыт, притом что о борьбе с ним когда-то в СССР выходили статьи и книги. В памяти потомков, образно говоря, от Пепеляева остался только пепел.

Юзефович воскрешает в памяти не только его военные дела, но и человеческие черты. Этот провинциальный интеллигент, неврастеник и фаталист начал восстание, практически не имея шансов на успех. Однако силою недюжинной харизмы Пепеляев сумел собрать вокруг себя многих боевых офицеров, таежных охотников и недовольных новыми порядками аборигенов. Для своих 32 лет он был уже опытным фронтовиком: прошел германскую кампанию, у Колчака командовал армией, взявшей Пермь (город, где разворачивается действие романа Юзефовича «Казароза» и где сам писатель провел детство и юность). Леонид Юзефович давно занимается этой темой как прозаик и историк. Герой его книги Пепеляев поднял экзистенциальный бунт на самом далеком от Москвы участке русской суши. В тот период это была единственная в стране территория, не контролируемая Советами.

Среди прочего выясняется, что войну в Якутии вели пишущие люди. Сам Пепеляев сочинял стихи, любил читать Эрнеста Ренана, посещал литературные вечера в занятых белыми городах. Даже со своей женой Ниной (впоследствии — «первая леди Восточного фронта») подпоручик Пепеляев познакомился в 1912 году в библиотеке Офицерского собрания в Томске. Его адъютант поручик Леонид Малышев был точь-в-точь как Ленский, «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт» (писал в модернистском вкусе, много публиковался). В стане противника тоже литераторов хватало. Председателем ЦИК Якутской Республики был в начале 20-х поэт и народный сказитель Платон Ойунский. Командир красных, латыш Иван Строд позже опубликовал две книги рассказов о боях в Сибири. «У него оказалось легкое перо», он «интуитивно чувствовал стилевую стихию эпохи», как отмечает Юзефович. В местах, где разворачиваются события книги, прежде бывали Иван Гончаров (возвращаясь из кругосветки) и Владимир Короленко (в ссылке).

Там, где морозный воздух был наэлектризован литературой, свистели пули и пахло смертью. Юзефович без обиняков живописует дикие нравы якутов и тунгусов, но озверевшие от взаимной ненависти русские (белые и красные) были ничуть не лучше. В отрезанных от мира местах свирепствовал голод, порой доходило и до людоедства. Зимой по ночам мороз достигал 58 градусов: пожалуй, нигде в мире война не велась в столь суровых погодных условиях. При длительных переходах солдаты разрезали одеяла и засовывали куски меха в штаны, чтобы избежать обморожения в самых деликатных местах. Маленькая дырка в шинели (от вылетевшей из костра искры) грозила гибелью от холода на ночном морозе. Кульминацией войны, ее метафизической сердцевиной стала осада пепеляевцами поселка Сасыл-Сысы. Крепостную стену здесь сооружали из заледеневших тел: мертвым не больно, а живым какая-никакая защита. Впоследствии Строд при переиздании своих рассказов по требованиям цензуры удалял самые шокирующие натуралистические подробности. Сегодня по этому сюжету можно снимать фильм ужасов.

Под талантливым пером Юзефовича эта локальная военная кампания приобретает апокалиптические черты. В речах начитанного Пепеляева перед бойцами слышны ветхозаветные аллюзии. Один из колоритнейших персонажей книги — художник Попов, любитель якутской кладбищенской мистики, позднее написавший в той же инфернальной манере картину «Зверства белобандитов». В Сасыл-Сысы осажденные на общем собрании единогласно проголосовали за коллективное самоубийство в случае прорыва белых. (Но эта крайняя мера не понадобилась).

Сам Анатолий Пепеляев, находясь под арестом в тюрьме ОГПУ, называл свою будущую жизнь «унылой, длинной-длинной зимней дорогой». К удивлению многих, его не расстреляли сразу после подавления восстания — но это сделали в 1938-м, в пору больших московских процессов над «врагами народа». Призрак независимой Якутии (а то и всей Сибири) рассеялся, как мираж над снежной равниной. Но легенды о молодом белом генерале, бросившем когда-то отчаянный вызов большевикам, еще долго жили в тех местах, переплетаясь со старинными местными мифами.

Рецензии на роман «Зимняя дорога»

  1. http://www.natsbest.ru/N10.html
  2. Шулаков, С. «От войны до войны» / С. Шулаков // Книжное обозрение. — 2016. — № 25/26. — С. 10.
  3. Булкина, И. Хроника ледовой осады / И. Булкина // Новый мир. — 2015. — № 11. — С. 185-190.
  4. Мирошкин, А. Апокалиптический бунт / А. Мирошкин // Независимая газета. — 2015. — 20 августа. — С. 7 (Прилож.)

Публикации о Леониде Юзефовиче и его творчестве

  1. Поединок в снежном аду // Независимая газета. — 2016. — 17 марта. — С. 2 (Прилож.)
  2. Пустовая, В. Без ангелов и демонов // Российская газета. — 2016. — 11 марта. — С. 12.
  3. Хотел бы задать вам вопрос... // Октябрь. — 2015. — № 10. — С. 111-117.
  4. Булкина, И. На кончике пера // Знамя. — 2014. — № 9. — С. 170-175.
  5. Юзефович, Л. Надо принять в себе обе крайности / Л. Юзефович // Огонек. — 2013. — № 38. — С. 26-27.
  6. Никто не знает, что будет с Россией // Литературная Россия. — 2012. — № 25. — С. 3.
  7. Человек — шире идейных убеждений // Лит. учеба. — 2012. — № 1. — С. 4-9.
  8. Леонид Юзефович о Монголии, самозванцах и литературе // Читаем вместе. — 2010. — № 12. — С. 8-9.
  9. Знобищева, М. Хроника вечной битвы / М. Знобищева // Вопросы литературы. — 2010. — № 3. — С. 241-254.
  10. В идее всеобщего покаяния присутствует дух бессмертной пошлости // Культура. — 2009. — № 48. — С. 4.
  11. Задача литературы — свидетельствовать о времени // Известия. — 2009. — 30 ноября. — С. 7.
  12. Идущие в поисках по снегу вымерли // Лит. газ. — 2007. — № 51. — С. 15.
  13. Абашеева, М. Тайны Леонида Юзефовича / М. Абашеева // Новый мир. — 2004. — № 5. — С. 166-170.
  14. Иваницкая, Е. Все связано со всем : О прозе Леонида Юзефовича / Е. Иваницкая // Дружба народов. — 2003. — № 7. — С. 194-200.
  15. Литература — не ремесло, но это и не искусство // Литературная Россия. — 2001. — № 43. — С. 3.
  16. Юзефович, Л. Интерес к ретродетективу — признак стабильности в обществе / Л. Юзефович // Книжное обозрение. — 2001. — № 25/26. — С. 3.

Составитель: главный библиограф В. А. Пахорукова


Система Orphus

Решаем вместе
Есть предложения по организации процесса или знаете, как сделать библиотеки лучше?
Я думаю!