Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Эффективные приемы продвижения чтения в 21 веке

Креативное мышление как актуальная способность библиотекаря 2020

Матвеева Ирина Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
библиотечно-информационной деятельности федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Челябинский государственный институт культуры»

В современном экономическом и социокультурном контексте отечественные библиотеки переживают изменения, которые в конечном итоге ведут к их развитию или обеспечивают ухудшение содержательных характеристик учреждения. Множество факторов предопределяет траекторию развития конкретной библиотеки, и если внешний контекст существования библиотеки во многом схож (государственная культурная политика, библиотечное законодательство, общественные инициативы библиотечного сообщества и др.), то внутренняя среда (стратегия развития учреждения, его финансовые возможности, характер и стиль менеджмента, психологический климат коллектива, творческий потенциал сотрудников библиотеки и др.) разнится.

В сложном противостоянии кризисных и продуктивных тенденций развития библиотечного учреждения выделяется креативный фактор, обладающий значительным влиянием на будущее библиотеки. Творческий потенциал коллектива библиотеки способен актуализировать возможности личности и профессиональной среды: генерация уникальных и перспективных для реализации идей, грантосоискательство, поиск и выстраивание отношений с партнерами, пользователями и волонтерами, реализация проектной деятельности и др. При нереализованном творческом потенциале коллектив превращается в «балласт», неизбежно обрекающий библиотеку на деструкцию, отсутствие инновационных инициатив, развития учреждения, снижение востребованности библиотеки у учредителя, местного сообщества и контактных аудиторий.

Творчество как субъективная характеристика личности предполагает созидательное отношение человека к действительности. Оно может быть смыслом, образом жизни человека, мотивом профессиональной или непрофессиональной деятельности (самореализации). Творческая активность побуждается стремлением человека усовершенствовать существующую деятельность, устранить противоречия между реальным и желаемым состоянием действительности, а его результат характеризуется новизной, личностной или социальной значимостью.

По определению психолога Е. С. Рапацевича, творческая личность — это «личность, обладающая творческой направленностью, творческими способностями и создающая путем применения оригинальных способов деятельности объективно или субъективно новые материальные и духовные ценности, отличающиеся личной или социальной значимостью и прогрессивностью» [7, с. 246].

Способности — основа творчества, необходимое условие для творческой деятельности и ее результата. Термин «способности» трактуется Б. М. Тепловым как «интегрированные личностные свойства, являющиеся индивидуализированным выражением сущностных сил человека и обусловленные деятельностью и общественными отношениями» [8, с. 24].

В определении Е. С. Рапацевича, это «синтез свойств и особенностей личности, характеризующий степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности» [7]. В цитируемых определениях отражены важные качества способностей: их индивидуальный характер, обуславливающий успех деятельности индивида и развивающийся в процессе осуществления жизнедеятельности.

Способности не даны человеку от рождения. Они формируются в процессе жизни на основе врождённых анатомо-физиологических особенностей (задатков) личности (особенности — типологические свойства центральной нервной системы, соотношение первой и второй сигнальных систем, тип высшей нервной деятельности, темперамент, индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. д.). Для достижения определенного уровня способностей каждому из нас требуется приложить различные усилия. Настойчивость и трудолюбие при слабых задатках помогают развиваться способностям.

Психологи различают два вида способностей: общие и специальные.

Общие способности представляют собой общие внутренние условия, необходимые для решения любых жизненных задач. Они характеризуются уровнем развития основных психических функций и проявляются в широком круге разнообразных видов деятельности. Среди них обычно выделяют интеллект, креативность (общую способность к творчеству), обучаемость. Общие способности формируются в процессах воспитания, получения общего непрофессионального образования. На их формирование оказывает большое влияние среда: творческие возможности родных, близких и друзей, их отношение к творчеству как к личной и общественной ценности.

Особое значение в изучении общих творческих способностях уделяется определению набора специфических творческих качеств личности. Единства в этом перечне нет. Каждый исследователь предлагает набор характеристик, по его мнению присутствующих (или как минимум желаемых) в творческой личности.

Так, например, известный российский психолог А. Н. Лук выделил и проанализировал тринадцать общих творческих способностей: зоркость в поиске проблем (способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного), способность к свертыванию мыслительных операций (способность к использованию емких в информационном отношении символов), способность к переносу опыта из одной сферы в другую, цельность восприятия, сближение понятий (легкость ассоциирования при отдаленности смыслового расстояния между понятиями), готовность памяти запомнить, опознать, воспроизвести немедленно или с отсрочкой, гибкость мышления (способность быстро переходить от одного класса явлений к другому), способность к оценке (способность выбора одной из альтернатив до её проверки), способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (способность объединять воспринимаемые раздражители и быстро увязывать новые сведения с прежним багажом), легкость генерирования идей, способность предвидения, способность к доработке, беглость речи (легкость формулирования фраз) [6].

Перечисленные слагаемые творческой одаренности, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей. А. Н. Лук отмечает, что элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены и по-разному сочетаются между собой. Оптимальное соответствие между умственной организацией человека и структурой стоящих в данное время перед ним проблем — непременное условие раскрытия гения [6].

Э. П. Торренс выделял следующие компоненты одаренности (креативности) личности: повышенная чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по формулированию результатов решения [4].

Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделял шесть параметров креативности как свойства личности:

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. Способность к генерированию большого количества проблем;
  3. Семантическая спонтанная гибкость (способность к продуцированию разнообразных идей);
  4. Оригинальность (способность продуцировать отдельные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения);
  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование [5].

Американский исследователь Патриция Хатчингс выделяет три важных характеристики творческой личности: склонность к риску (принятие нетрадиционных смелых решений, сопряженных с риском), дивергентность мышления (поиск множества неоднозначных открытых способов решения проблем), чувство юмора (развитое чувство юмора создает благоприятную атмосферу для риска, обеспечивает видение проблемы под «иным углом зрения», новых перспектив, неожиданных изменений направления и т. д.) [3].

Специалист по управлению кадрами А. Я. Кибанов различает четыре группы качеств творческой личности, образующих способность специалистов к инновационной и творческой деятельности:

  1. Качества готовности личности к деятельности: интеллектуальное развитие, быстрота овладения знаниями, профессиональная компетенция, потребность не отставать от жизни, творческий инициативный подход к работе, избирательность, разносторонность, стремление к рационализации трудового процесса, способность к самообразованию и саморазвитию.
  2. Качества творческой мотивированности работника: самостоятельность, инициативность, высокое чувство долга, работоспособность вопреки препятствиям, желание на деле проявить свои способности в разрешении проблем, критический склад ума, высокая степень любознательности, энергичность и эффективность труда, стремление выполнить работу лучше, чем от него ожидают.
  3. Качества творческого отношения к труду: ориентация на высокие стандарты качества труда, творческое отношение к работе, уверенность и последовательность при реализации творческих идей, готовность к неожиданным решениям и новым установкам, гибкость и восприимчивость к переменам.
  4. Общечеловеческие и личные качества, необходимые творческой личности: знание своих сильных и слабых сторон, стремление постепенно набраться опыта, наличие здоровых амбиций, стремление к профессиональному росту, стремление обмениваться идеями и опытом [10].

В разных работах психологов отмечались и другие личностные качества: трудолюбие, настойчивость, большая работоспособность, развитые память, мышление и внимание и т. д.; высоко оценивались значимость способности к воображению и эмпатии, высокий уровень когнитивной и мотивационной активности, стремление к свободе (независимости) и самоутверждению, сочетанию «бунтарского» типа личности и толерантности и терпимости к критике.

Однако любая деятельность предъявляет специфические требования к качествам личности, определяющим профессиональную пригодность субъекта и успешность ее выполнения. В психологии такие индивидуально- психологические особенности называют специальными (профессиональными) способностями личности.

Профессиональные способности — совокупность стойких, однако изменяющихся под влиянием воспитания индивидуально-психологических качеств человека, которые на основе компенсации одних свойств личности другими определяют успешность обучения определенной трудовой деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней (К. К. Платонов) [5].

Специальные способности представляют собой совокупность сбалансированных характеристик личности, востребованных в конкретной деятельности. Их структура определяется индивидуальным сочетанием способностей, выделенных по критерию вида психических функциональных систем: сенсомоторные, перцептивные, имажитивные, мнемические, мыслительные, аттенционные, коммуникативные и др.

Специальные способности формируются и развиваются до нужного уровня в процессе профессионального образования и профессиональной теоретической или практической деятельности. Их развитие возможно при условии, что сама деятельность носит творческий характер.

Библиотечную деятельность нельзя назвать чисто творческой по своей природе. Еще в 1927 году по итогам исследования отдела психологии труда Института охраны труда был сделан вывод о творческом характере библиотечного труда, базирующемся на определенном запасе знаний и связанным с большим количеством технической работы [2, с. 87].

Большинство библиотечных процессов предполагают наличие творческой активности у субъекта библиотечно-библиографической деятельности (информационный поиск, культурно-досуговая работа, процессы библиографирования, методическая деятельность и др.).

Внутри каждого библиотечного процесса возможны как репродуктивные, так и творческие операции. Так В. М. Баранов выделяет три вида библиотечно-библиографических операций: канцелярские, логические, творческие. При канцелярских операциях полностью прописан их алгоритм, а роль субъекта сводится к четкой реализации заданной последовательности действий. При логических — не определены исходные данные, которые либо отсутствуют, либо заданы в допустимом диапазоне. Суть действия субъекта заключается в переборе различных вариантов набора данных до принятия приемлемого решения. Творческие операции предполагают нечеткий алгоритм. Отсутствие форм, методов, решения задач компенсируется наличием эвристических приемов, основанных на профессионализме и опыте решения аналогичных задач [1, с. 74].

Для отнесения той или иной операции, процесса, вида деятельности к творческому, необходимо идентифицировать творческие компоненты в их структуре. Психолог О. К. Тихомиров выделил три признака творческой деятельности:

  1. Деятельность включает не только правила и операции по их реализации, но и другие качественно своеобразные структурные единицы (потребности, мотивы, установки, цели, смыслы, образы, эмоции);
  2. Деятельность характеризуется появлением новых структурных образований по ходу ее осуществления, относящихся к решению задачи (и разрушением исходных структурных единиц);
  3. Деятельность может включать установление новых связей между структурными единицами [9, с. 67].

Все три признака присущи множеству элементов современной библиотечной практики. Мощным стимулом проявления и развития профессионального творчества является инновационная деятельность библиотек, которая по своей сущностной природе носит творческий характер, поскольку начинается с постановки проблемы, на всем ее протяжении происходит генерирование идей, ведется научный поиск, постановка эксперимента и т.д. Кроме того, инновационная деятельность характеризуется неопределенностью результата, большой вероятностью риска, что свойственно и творческой деятельности.

Принципиально новые виды деятельности требуют от исполнителей не только практического освоения путем «проб и ошибок», но и теоретического осмысления на основе обобщения опыта, видения возникающих проблем и перспектив развития новых библиотечных технологий.

Для повышения инновационного и творческого потенциала персонала библиотеки необходимо осуществлять его целенаправленное развитие. Развитие креативности — это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для ее количественных и качественных преобразований.

В кадровом менеджменте процесс приобретения сотрудником новых и развития существующих компетенций, способностей, знаний, умений и навыков, которые в дальнейшем он будет использовать в своей профессиональной деятельности, называется профессиональным развитием. Профессиональное развитие превратилось в ключевой элемент управления современных организаций. Оно осуществляется через профессиональное обучение, планирование и развитие карьеры, образование, подготовку резерва руководителей.

Рассмотрим формирование творческих характеристик будущего специалиста в процессе получения высшего библиотечного образования и развитие творческой активности сотрудников в условиях профессиональной деятельности библиотеки.

Образование. Образование — процесс и результат усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей. Среди направлений и функций профессионального образования имеется та, что отвечает за развитие креативности человека. На первоначальном этапе профессионального становления развитие креативных характеристик личности происходит в процессе профессиональной подготовки — процессе формирования способностей, компетенций, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного освоения профессиональной деятельности, поскольку учебный процесс частично позволяет моделировать практическую деятельность.

Получение фундаментального библиотечного образования в вузе — основа развития способностей будущего библиотечного специалиста. На студенческой скамье закладываются не только система основных знаний, умений и навыков, но и уважение и любовь к профессии, приходит осознание будущим специалистом своих профессиональных, трудовых, нравственных норм, выработанных на протяжении столетий.

Единой методики развития профессиональных творческих качеств в специальных образовательных учреждениях нет, инструменты развития креативности должны выбираться соответственно целям педагогического процесса (воздействия). Однако можно выделить определенные педагогические условия, способствующие активизации и развитию творческого потенциала личности.

Обучение. В условиях инновационного развития библиотечной деятельности профессиональная компетентность специалистов подвергается быстрому устареванию, требуется планомерное, постоянное обучение, которое выполняет функцию профессионализации (освоения инновационных стандартов деятельности), целенаправленного развития инновационных и творческих специалистов.

Сегодня динамично развивающаяся библиотечная практика и постоянно рождающиеся в ней инновации требуют регулярного обновления профессионального библиотечного знания. Подмечено, что в результате появления новой информации компетентность специалистов снижается наполовину — так называемый «период полураспада компетентности». В течение последних десятилетий этот период резко сокращается. Если 50%-е устаревание знаний специалиста-выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускника 1960 г. — уже через 8 — 10 лет, а для нынешних выпускников оно наступает всего через 2 — 3 года. Таким образом, постоянное повышение квалификации и овладение новыми знаниями становится непременным условием профессионализма.

Профессиональное обучение — это кратковременный системный процесс, который помогает работнику справляться с конкретными заданиями и/или овладевать навыками и знаниями на определенном уровне. Цель обучения в рабочей ситуации — развить индивидуальные способности специалиста для удовлетворения настоящих и будущих производственных нужд организации. Проведение внутриорганизационного обучения может осуществляться с целью профессионализации, повышения квалификации или личностного развития (актуализации творчества) библиотечных специалистов.

В настоящее время послевузовское обучение состоит из следующих видов: подготовка кадров; переподготовка кадров для специалистов с высшим не библиотечным образованием (дополнительное профессиональное образование); повышение квалификации, самообразование. Во многих библиотеках открыты постоянно действующие образовательные центры внутреннего и внешнего пользования (Российская государственная библиотека, ГПНТБ СО РАН и др.), библиотеки ежегодно планируют и осваивают финансы, привлекая ведущих специалистов-практиков, ученых, преподавателей профильных и непрофильных вузов для проведения образовательных мероприятий. Дополнительные формы обучения библиотекарей (курсы повышения квалификации, школы, конференции, семинары и т. д.) отличаются многообразием форм и методов (круглые столы, деловые игры, тренинги, дискуссии и т. д.) Они краткосрочны, имеют узкую предметную тематику, их цель — дополнить уже существующие профессиональные знания и умения.

Кроме этого, в настоящее время развит рынок образовательных услуг. Особое внимание стоит обратить на тренинговые компании, которые в числе прочих предлагают образовательное программы по развитию творческих способностей. Широкое распространение получили краткосрочные тренинги развития творческих способностей, ориентированные прежде всего на состоявшихся специалистов с законченным высшим образованием.

Единоразовые тренинги и курсы не решают проблему, так как развитие устойчивых навыков креативности возможно лишь на регулярной основе в течение достаточно продолжительного времени. Профессиональное обучение должно осуществляться на периодической основе, представляя собой связанную логикой цепь образовательных и развивающих мероприятий. Каждое из которых имеет свою цель и является средством реализации общего стратегического плана развития персонала библиотеки. Цели обучения должны быть сопряжены с проблемами (барьерами) профессиональной деятельности, в свою формулировку включать модель и конечный результат процесса обучения.

Обучением должны быть равномерно охвачены все сотрудники. Перекос в распределении ресурсов образования по какому-либо основанию (степень управленческих, лидерских способностей и т. д.) скажется негативно не только на эмоционально-психологическом состоянии сотрудников, но и на результатах библиотечной деятельности, неполноте реализации библиотечной стратегии, поскольку квалификация кадров — основной фактор успешности по всем направлениям.

Современной педагогикой разработано множество методов развития профессиональной компетентности. Ведущий специалист в этом вопросе С. Шекшня выделяет следующие основные методы обучения на рабочем месте:

  1. Инструктаж — разъяснение и демонстрация приемов работы на рабочем месте.
  2. Ротация — метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых знаний, умений и навыков. Одновременно прослеживается благотворное влияние на сотрудника: более глубокое постижение сущности собственной деятельности, приобретение видения собственной деятельности в системе более высокого уровня (технологического или производственного цикла, организации), способствование профессиональному самоопределению, усиление мотивации. Метод помогает избежать однообразия в функциях специалиста, расширяет его производственные контакты.
  3. Ученичество и наставничество («коучинг») — работа рядом с наставником, мастерски владеющим деятельностью.

Вне рабочего места распространены следующие методы:

  1. Лекции — монолог инструктора, содержащий устное раскрытие учебного материала.
  2. Анализ практических ситуаций (кейсов) — анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и др. Метод предполагает наличие теоретических знаний и практического опыта, поскольку связан с принятием управленческих решений. Профессиональная дискуссия предполагает активность обучающегося, побуждает к осмыслению, стратегическому мышлению, творческому поиску, способствует выработке собственной позиции и ее обоснованию. В процессе обучения происходит знакомство с опытом других организаций в контексте актуальных направлений и проблем практики.
  3. Деловые игры моделируют профессиональную деятельность в ускоренном производственном цикле. Деловая игра — это метод имитации управленческих и деловых ситуаций путем игры по заданным правилам. Она воссоздает предметное технологическое, организационное, социальное содержание в профессиональной деятельности, моделирует системы отношений к определенной проблемной ситуации. В условиях деловых игр усвоение нового знания накладывается на профессиональную деятельность; обучение приобретает совместный коллективный характер, поэтому игры обладают широкими возможностями для свободного целеполагания, самореализации, организации общения на материале проблемного содержания.

Среди форм и методов обучения для нужд развития творческого потенциала особое внимание необходимо уделять диалоговым. Они могут строиться на проблемно-конфликтных ситуациях, сюжетных играх, проектировании, импровизации, игровом моделировании. Поиск самостоятельного решения профессиональной задачи, групповое обсуждение и коррекция собственного или группового решения на основании стремления решить проблему приводит к осмыслению ситуации как личностно важной. В результате творческих коммуникаций происходит обмен информацией опытом, генерируются новые смыслы.

Формирование творческой направленности любого метода возможно путем применения приема кризиса, поскольку состояние кризиса, проблемы, противоречия активизирует творческий поиск, способствует поиску нового. Творческие способности формируются главным образом посредством выполнения нестандартных заданий. Оптимальной формой для этого может быть учебная задача (именно они лежат в основе всех методик, формирующих и развивающих творческую компоненту).

Все учебно-творческие задачи можно квалифицировать в два вида:

  1. репродуктивные ситуации, требующие от учащихся применения ранее известного алгоритма способа приема деятельности;
  2. творческие ситуации, требующие разрешения некоторого диалектического противоречия, для выхода из которого нужен новый метод, прием, средство деятельности и которые одновременно стимулируют развитие творческих способностей личности (дискуссионные ситуации, прогнозирование, выдвижение гипотез и т. д.).

Хотелось бы отметить, что учебно-творческие задачи могут быть использованы с целью развития творческих способностей личности, овладения новыми знаниями о понятиях, законах, теориях, принципах, методах, правилах и средствах деятельности, овладения умственными и практическими умениями, диагностики творческих способностей личности, контроля знаний и умений, актуализации знаний, умений, творческих способностей личности.

Методы развития креативности активизируют креативное мышление, помогают выработать умение решать новые проблемы, способствуют более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы. Результат профессионального креативного обучения реализуется в наличии у обучаемых библиотечных специалистов креативной компетентности, которая предполагает умения:

  • креативно решать профессиональные задачи,
  • использовать методологию психолого-педагогического творчества,
  • вести эвристический поиск при столкновении с ситуациями, которые не разрешаются логическим путем, требуют применения нешаблонных творческих приемов (обобщения и конкретизации задачи, последовательного доопределения задачи и ее переформулирования, соотнесения условий с требованиями задачи, деления задачи на подзадачи, перевода прямой задачи в обратную, варьирования свойств ситуации с точки зрения требований задачи и т. д.).
  • осуществлять креативную исследовательскую работу (формулировать и проверять гипотезу, четко формулировать цели, учитывать новые данные, вести альтернативный поиск средств и способов решения проблемной ситуации, широко варьировать способы действий, сравнивать данные, абстрагировать и выделять существенное, гибко приспосабливаться к фактам, отбрасывать второстепенное, синтезировать и анализировать ситуации и т. д.).
  • анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность деятельности, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в профессиональной деятельности.

В заключении представим правила развития креативности и заповеди работы с творческими идеями.

Правила развития креативности1

  1. Каждый день напоминайте себе о своей цели или мечте. Постоянно ищите пути воплощения своей мечты в жизнь. Если у Вас нет возможности побывать в Нью-Йорке, зайдите в библиотеку и полистайте альбом фотографий и пейзажей города.
  2. Ежедневно ведите дневник. Записывайте посетившие Вас идеи. Не думайте об этом как об акте творчества, речь идет о «дани памяти». Идея в том, чтобы каждый день Ваши мысли переносились на бумагу.
  3. Выделяйте время для того, чтобы побыть в одиночестве. Пару часов в неделю делайте что-нибудь не характерное для Вас: возможно, именно в эти моменты Вас посетят наиболее продуктивные идеи. Например, сходите в музей, побродите по зоопарку или просто прогуляйтесь, освежите свое восприятие.
  4. Общайтесь с творческими людьми независимо от сферы их деятельности.
  5. Откажитесь на недельку от просмотра телевизионных программ, не читайте письма, не слушайте радио. Неделю без «внешнего шума» можно приравнять к медитации.

Десять заповедей работы с идеями2

  • Правило 1. Не убий. Ни словом (ни молчанием), ни взглядом не убивай идеи других.
  • Правило 2. Не дай убить. Никогда никому не давай убить свою идею.
  • Правило 3. Не зевай. Идеи приходят быстро, а уходят еще быстрее. Лови момент — фиксируй идеи.
  • Правило 4. Смотри по сторонам. Идеи приходят со всех сторон, а не только в лоб. Смотри во все стороны.
  • Правило 5. Укради. Это нормально, если Вы используете идеи других. Три замечания: Ваши идеи тоже могут украсть, не присваивайте идеи коллег, не делайте этого, если идея защищена патентом или копирайтом.
  • Правило 6. Перемешивай. Комбинируйте свои идеи с чужими. Одна Ваша идея плюс одна чужая идея — это еще одна ваша идея.
  • Правило 7. Делись. Как говорил Бернард Шоу: «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы поменяемся этими идеями, то у нас будет по две идеи». Меняйтесь идеями.
  • Правило 8. Не останавливайся. Не переставай придумывать и реализовывать новые идеи. Остановка ведет к творческой смерти.
  • Правило 9. Реализуй. Придумать идею не достаточно. Как бы Вы не гордились количеством и качеством идей, это не главное. Идеи надо воплощать в жизнь.
  • Правило 10. Гордись. Не стесняйся своих идей и достижений. Хорошие идеи и их успешное воплощение — что может быть лучшим поводом для гордости?

Список использованных источников:

  1. Баранов, В. М. К вопросу об исследовании библиотечных операций / В. М. Баранов // Проблемы повышения эффективности функционирования Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина : сборник научных трудов — М., 1978. — С. 73–83.
  2. Давидович, В. Психологический анализ профессии библиотекаря / В. Давидович // Красный библиотекарь. — 1927. — № 6. — С. 69–84; № 7. — С. 85–94.
  3. Джулер, А. Джером. Создание неожиданных, но релевантных коммерческих сообщений / А. Джером Джулер, Бонни Л. Дрюниани // Джулер А. Джером. Креативные стратегии в рекламе. — 7-е издание. — СПб., 2002. — С. 14–19.
  4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 368 с. — (Мастера психологии).
  5. Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эгрономика) : словарь / Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А. В. Королев. — 2-е изд. доп. и перераб. — М. : Академический проспект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. — 848 с.
  6. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук ; АН СССР ; отв. ред. В. А. Лекторский. — М. : Наука, 1978. — 127 с. — (Наука и технический прогресс).
  7. Рапацевич, Е. С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству / Е. С. Рапацевич. — Минск : Этоним, 1995. — 384 с.
  8. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. — М., 1985. — Т. 1. — С. 15–41.
  9. Тихомиров, О. К. Творчество как неалгоритмический процесс / О. К. Тихомиров // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 2. — С. 66–72.
  10. Управление персоналом : энциклопедический словарь / под ред. А. Я. Кибанова. — М. : Инфра-М, 1998. — 512 с.

1 Linda Shrieves, Orlando Sentinel, 28 Jan. 1996. Перепечатано: Джулер, А. Джером Развивайте свою креативность / А. Джером Джулер, Бонни Л. Дрюниани // Джулер А. Джером Креативные стратегии в рекламе. — 7-е издание. — СПб., 2002. — С. 16.

2 Минн, И. Десять заповедей работы с идеями [Электронный ресурс] / И. Манн. — Режим доступа: http://www.psylive.ru/articles/4698_desyat-zapovedei-raboti-s-ideyami.aspx. — (Проверено: 06.01.2019).


Система Orphus

Я думаю!