Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Иммануил Кант: гениальный и… обыкновенный

Библиографическое пособие. Курган. 2024

22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения Иммануила Канта.

Родоначальник немецкой классической философии и ученый, родился в Кенигсберге в 1724 году. Он прожил долгую жизнь в родном городе, где и умер в 1804 году. В отличие от других философов, своих предшественников и современников, он никуда не выезжал, однако жил не в изоляции от мира и людей, живо интересовался происходящим, переписывался с единомышленниками, общался с коллегами по университету. Его дом навещали друзья, ученики и просто знакомые. О некоторых страницах биографии философа рассказывается в библиографическом пособии «Иммануил Кант: гениальный и… обыкновенный».

В работе использованы книги и статьи из периодических изданий, которые имеются в Центральной городской библиотеке им. В. Маяковского, а также материалы из открытых источников.

Детство и юность

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге. В предках у Иммануила учёных не было. По отцовской линии все были ремесленниками - мастерили седла для лошадей. Они научили трудиться Иммануила. Мать делала всё, чтобы он вырос порядочным человеком.

В 6 лет мальчик поступил в гимназию. Учился он восемь лет, зубрил богословие и латынь, изучал римскую поэзию, древнееврейский, математику и французский. Уроки и начинались в семь. До четырёх гимназисты не разгибали спины. Но несмотря на трудности, Кант был впереди всех и закончил гимназию вторым учеником.

В 16 лет Иммануил поступил в Кёнигсберский университет. В университете было трудно. Во-первых, голодно, потому что отец едва сводил концы с концами, а мать к тому времени умерла. Выручали частные уроки, однокурсники, у которых можно было разжиться обедом и вещами, и дядюшка-пастор, подкидывающий небольшую сумму. Во-вторых, мыслям было тесно в голове, постоянно возникали идеи написать сочинения то по физике, то по математике, а знаний не хватало, поэтому свою первую работу Кант писал целых три года, а потом ещё четыре печатал. В «Мыслях об истинной оценке живых сил» он рассуждал о том, что на авторитетные мнения надеяться можно, но самому плошать не следует и, если уверен, что прав, - иди вперёд. Я, говорит, тоже себе путь выбрал, и ничто мне не помешает по нему двигаться.

В 1747 году умер отец и Канту пришлось покинуть университет, так и не защитив магистерскую диссертацию. Семья, главой которой теперь формально считался будущий мыслитель, жестоко нуждалась, и он вынужден был искать заработок в состоятельных семьях, нанимаясь туда частным учителем. Юный педагог исправно снабжал деньгами своих сестер, однако на протяжении более чем двадцати лет всячески уклонялся отличных встреч с ними.

Иммануил Кант гениальный

Несмотря на все трудности и невзгоды, с которыми столкнула Иммануила Канта судьба, было ясно: его удел - научная и преподавательская деятельность. В 1755 году будущий великий философ наконец получил звание приват-доцента в Кёнигсбергском университете и с головой ушел в университетскую жизнь.

На первую лекцию Канта собралось столько слушателей, что зал не смог вместить всех желающих собственными глазами взглянуть на восходящую звезду философии. Известно, что сам «звездный» человек при этом настолько смешался, что первую часть лекции с трудом подбирал слова и путался в своих мыслях. Взять себя в руки ему удалось лишь после перерыва - так началась преподавательская деятельность философа, которая продлилась четыре десятка лет.

Университет занимал столь важное место в жизни Иммануила Канта, что он совершенно не интересовался другими сферами.

К тому моменту, когда Кант начал преподавать в университете, он имел уже изрядное количество собственных философских произведений. Однако истинной жемчужиной его мысли стали три монолитных труда: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Философ столь самозабвенно работал над написанием «Критик», что отказался от предложения занять кафедру в Галле - и это при том, что ему был обещан оклад в 800 талеров и титул придворного советника. Возможно, мыслитель боялся, что перемена обстановки негативно скажется на его работе.

Иной любопытный ум, решивший ознакомиться с трудами Канта, непременно завязнет в первых же строках любой из его работ. Слог Канта - сухой, тяжеловесный, академичный - подчиняясь перу мыслителя, с фундаментальной основательностью объясняет неуловимые явления бытия: пространство, время, разум, природу. Именно из-за этой тяжеловесности выход первой из «Критик» в свет не вызвал всеобщего резонанса. Положение изменилось лишь тогда, когда немецкий математик и философ Иоганн Шульц, выступил с популяризацией учения Канта.

За всю свою жизнь мыслитель изложил одну-единственную по-настоящему «живую» идею, которая обращена не к аналитическому трезвомыслию, но к чувствам: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» .

Красота этой фразы удивляет тем сильнее, чем больше осознаешь, что к теме звездного неба, равно как и к любой другой теме, отражающей очарование бытия, Кант никогда не вернулся.

А вот тема морального закона не на шутку захватила Канта. Философ разработал целое философское учение, посвященное нормам морали. Он полагал, что, совершая те или иные поступки, человек всегда исходит из неких личных принципов. Однако силу подлинного морального закона может иметь только безусловный принцип, не зависящий от воли и желания конкретного человека.

Этот принцип был сформулирован Кантом в следующем виде: «Поступай всегда только согласно той максиме, в отношении которой ты хотел бы, чтобы она стала всеобщим законом» . Иными словами, хочешь, чтобы все люди были добрыми - делай добро. Хочешь, чтобы все были честными - говори только правду. А если не желаешь следовать высшей максиме - представь, что ей не хочет следовать никто.

Иммануил Кант обыкновенный

Несмотря на то, что Кант считается одним из величайших философов в истории, личность его, в чем-то даже подавляющая величием интеллекта, конечно же, имела и обратную сторону - чисто человеческую.

Кант посещал балы, бывал в салонах, но философия захватила его целиком и полностью, и на суетность времени не оставалось. Он был галантен, не чужд светского лоска, вечер мог провести за бокалом вина в приятной компании. И домой вернуться за полночь. Но это бывало редко, потому что с утра надо было ехать на лекции, а тут Кант был непреклонен - работа прежде всего. Его охотно звали в гости. Он оденется по моде, опрятно так, со вкусом, пуговицы в тон штанам, шпагу прицепит, парик на голову, перчатки на руки и к присланному экипажу выйдет, спину ровно держа. «Элегантный магистр», одним словом.

Дома обедать в одиночестве не садился, всегда собирал компанию из шести человек. Говорил, что застольная беседа спасает от ипохондрии, и знал, как сделать эту беседу живой, непринуждённой.

Себя он считал меланхоликом, легко впадающим в мрачную тоску, но доброжелательным, остро реагирующим на несправедливость. Мы, меланхолики, говорил, строгие судьи и себе, и другим, чужое мнение нас не волнует, и опираемся мы только на своё разуменье.

Кант не занимал денег и гордился, что спокойно открывает дверь на любой стук, совершенно не боясь кредиторов. Он считал, что человеку важно сохранять достоинство, не принимать благодеяний и не становиться льстецом и прихлебателем. Зато сам помогал деньгами всем нуждающимся, а своим близким назначил содержание.

Кант был хилым с детства, часто болел и постоянно был готов отойти в мир иной. Но, разработав систему правил, которых строго придерживался, он прожил долгую жизнь без болезней. Вставал в пять утра. Выпивал пару чашек слабого чая и выкуривал трубку, единственную за весь день. Потом готовился к лекциям, ехал в университет, после занятий принимал гостей за обедом, затем отправлялся на прогулку, считая сон после еды вредным. Прогуливался медленным шагом, в одиночестве, много лет по одному и тому же маршруту, перед сном занимался хозяйственными вопросами, читал что-нибудь лёгкое, любовался видом из окна и в десять часов укладывался спать.

Он советовал держать в холоде голову, ноги и грудь, мыть ноги в ледяной воде, больше двигаться, поменьше есть, гулять в любую погоду и уметь самостоятельно вызывать сон. Например, повторяя слово «Цицерон». И вообще, глупо думать во время еды и во время прогулки. Тут что-то одно - либо голова работает, либо желудок, либо ноги. Здоровье необходимо, чтобы работать, а смерти он не боялся. Власть, как и слава, были ему не нужны, на награды он смотрел равнодушно. «Характер - это способность действовать согласно принципам».

Меланхолия существенно усилилась в последние годы его жизни, когда он начал слабеть, потерял вкус и обоняние, переживал упадок сил. Почувствовав приближение старости, он стал чаще укладываться спать, сократил прогулочный маршрут и приглашал к обеду всего лишь пару гостей. Он объяснил всем, что дряхлеет, и просил обходиться с ним, как с ребёнком. И уходил он, внеся правки в наброски автобиографии, запретив публиковать её до своей кончины. Человек, который всё понимал о жизни и смерти, уходил на вершине славы, спокойно и без суеты - дело было сделано, людям он сказал всё, что хотел. «Для человека, готовящегося покинуть этот мир, нет ничего утешительней, чем уверенность, что жизнь прошла не напрасно» .

Умер мыслитель 12 февраля 1804 года. Похоронен в профессорском склепе у кафедрального собора в Кёнигсберге.

Кант опередил свое время. Он совершил революцию в умах людей и доказал, что не важно где ты живешь и кем работаешь, - гораздо важнее насколько ты образован и смел. И тогда у тебя есть шанс открыть самые важные тайны Вселенной.

Произведения Иммануила Канта

  1. Кант, Иммануил. Критика чистого разума ; Критика практического разума ; Критика способности суждения / Иммануил Кант ; пер. с нем. Николая Лосского, Николая Соколова. - Санкт-Петербург : Азбука, 2021. - 1053, [3] с. - (Non-Fiction. Большие книги). - Текст : непосредственный.

  2. Кант, Иммануил. Метафизика нравов / Иммануил Кант ; [пер. с нем.]. - Москва : Мир книги : Литература, 2007. - 399, [1] с. - (Великие мыслители). - Текст : непосредственный.

  3. Кант, Иммануил. Метафизические начала естествознания / Иммануил Кант ; под общ. ред. В. Ф. Асмуса [и др.]. - Москва : Мысль, 1999. - 1710, [2] с. - (Классическая философская мысль : серия основана в 1998 г.). - Текст : непосредственный.

Биография Иммануила Канта

  1. Асмус, Валентин Фердинандович. Иммануил Кант / В. Ф. Асмус ; Академия наук СССР, Институт философии. - Москва : Наука, 1973. - 534, [2] с. - Текст : непосредственный.

  2. Богатырев, Дмитрий Кириллович. Кант / Д. К. Богатырев. - Текст : электронный // КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kant (дата обращения: 10. 04.2024).

  3. Горькавый, Ник. Сказка о космическом путешественнике Иммануиле Канте, которого все считали философом-домоседом / Ник. Горькавый. - Текст : непосредственный // Наука и жизнь. - 2015. - № 4. - С. 90-96.

  4. Гулыга, Арсений Владимирович. Кант / Арсений Гулыга. - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 1981. - 303, [1] с., [12] л. вкл. ил. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : серия биографий : основана в 1933 г. М. Горьким ; вып. 10 (570). - Текст : непосредственный.

  5. Коршунова, Ольга. Иммануил Кант: гениальный и... обыкновенный / Ольга Коршунова. - Текст : непосредственный // Будь здоров! - 2022. - № 7. - С. 89-94.

  6. Нарский, Игорь Сергеевич. Кант / И. С. Нарский. - Москва : Мысль, 1976. - 207, [1] с. : табл. - (Мыслители прошлого). - Текст : непосредственный.

  7. Садовская, Инна. Маленький магистр / Инна Садовская. - Текст : непосредственный // STORY. - 2019. - № 5. - С. 140-143.

  8. Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель : биографические повествования / сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. - Челябинск : Урал, 1996. - 515, [5] с. : ил. - (Библиотека Флорентия Павленкова : биографическая серия, 1890-1915 ; т. 16). - Текст : непосредственный.

  9. Солнцев, Николай Васильевич. Три встречи с Иммануилом Кантом / Н. В. Солнцев. - Текст : непосредственный // Вопросы истории. - 2014. - № 1. - С. 137-140.

Философия Иммануила Канта

  1. Апресян, Р. Г. Кант, тест на универсальность и критерий морали / Р. Г. Апресян. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2018. - № 11. - С.70-85.

  2. Артемьева, О. В. Универсальность и автономия в этике И. Канта / О. В. Артемьева. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2018. - № 11. - С.86-102.

  3. Ашкеров, Андрей Юрьевич. Проблема идентичности у Иммануила Канта / А. Ю. Ашкеров. - Текст : непосредственный // Человек. - 2001. - № 6. - С. 69-80.

  4. Бараш, Дж. Э. Место музыки в эстетике Канта / Дж. Э. Бараш. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2013. - № 10. - С. 115-124.

  5. Беляева, Елена Валериевна. Мораль «модернити» в этике Канта / Елена Беляева. - Текст : непосредственный // Свободная мысль. - 2009. - № 4. - С. 183-194.

  6. Васильев, В. А. И. Кант о добродетели / В. А. Васильев. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 4. - С. 208-222.

  7. Васильева, Марина Юрьевна. Проблема свободы в трансцендентальной философии И. Канта / М. Ю. Васильева. - Текст : непосредственный // Власть. - 2015. - № 7. - С. 96-100.

  8. Васильева, Марина Юрьевна. Учение о мире в диссертации И. Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» / М. Ю. Васильева. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2013. - № 10. - С. 106-114.

  9. Воробьев, Н. Е. Религиозное воспитание в философско-педагогическом творчестве И. Канта / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шачина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 87-92.

  10. Воробьев, Н. Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н. Е. Воробьев, А. Ю. Шачина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 109-117.

  11. Гайденко, П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе / П. П. Гайденко. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2003. - № 9. - С. 134-150.

  12. Гайзман, Г. Учение Канта о вечном мире и его уникальный философский реализм / Г. Гайзман. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2009. - № 12. - С. 94-104.

  13. Гарпушкин, В. Е. Философия И. Канта как версия универсализма / В. Е. Гарпушкин. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 2. - С. 69-81.

  14. Грязнов, А. Ю. Методология физики и априоризм Канта / А. Ю. Грязнов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2000. - № 8. С. 99-116.

  15. Длугач, Т. Б. Кант. Третья «Критика» / Т. Б. Длугач. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2009. - № 7. - С. 5-24.

  16. Долгов, К. М. Иммануил Кант: критика вкуса и эстетическая критериология / К. М. Долгов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2005. - № 8. - С. 42-52.

  17. Дубровский, Д. И. Проблема добродетельного обмана. Кант и современность / Д. И. Дубровский. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2010. - № 1. - С. 16-32.

  18. Жить не по лжи. Споры вокруг этики Иммануила Канта . - Текст : непосредственный // Человек. - 2008. - № 4. - С. 30-56.

  19. Закамулин, А. И. И. Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума / А. И. Закамулин. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 270-282.

  20. Илькевич, Б. В. Этико-педагогическое наследие И. Канта в современной педагогике / Б. В. Илькевич, Л. Т. Усманова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2012. - № 9. - С. 44-49.

  21. Кант и кантианцы : критические очерки одной философской традиции / Академия наук СССР, Институт философии ; отв. ред. А. С. Богомолов. - Москва : Наука, 1978. - 359, [1] с. - Текст : непосредственный.

  22. Киселева, Марина Сергеевна. Антропология как дисциплина: прагматический проект И. Канта / М. С. Киселева. - Текст : непосредственный // Человек. - 2010. - № 2. - С. 116-128.

  23. Коваль, О. А. Продуктивная способность воображения в учении Канта о трансцендентальном схематизме / О. А. Коваль. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2010. - № 10. - С. 81-95.

  24. Крыштоп, Л. Э. Постулаты практического разума: от первой «Критики» ко второй / Л. Э. Крыштоп. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2013. - № 6. - С. 129-139.

  25. Куманьков, А. Д. Кантианский проект вечного мира в контексте современных этико-политических концепций войны / А. Д. Куманьков. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2020. - № 1. - С.85-100.

  26. Лекторский, В. А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии / В. А. Лекторский. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2005. - № 8. - С. 11-21.

  27. Майданский, А. Д.Principium coexistentiae,или История одного сновидения магистра Иммануила Канта / А. Д. Майданский. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2005. - № 10. - С. 167-174.

  28. Михайлов, К. А. Логика и философия в кантовской критике онтологического доказательства / К. А. Михайлов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2003. - № 4. - С. 163-174.

  29. Михайлов, Ф. Т.Kant versus Modern Psychology / Ф. Т. Михайлов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2005. - № 8. - С. 22-41.

  30. Мясников, А. Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) / А. Г. Мясников. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 130-141.

  31. Панафидина, О. П. Трансцендентализм И. Канта и немецкий идеализм : к вопросу о некоторых стереотипах экспликации кантовской теоретической философии / О. П. Панафидина. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2011. - № 4. - С. 177-186.

  32. Розин, В. М. Опыт методологической реконструкции «Критики чистого разума» И. Канта / В. М. Розин. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2011. - № 11. - С. 141-151.

  33. Семенов, В. Е. О деспотическом государстве и ручной мельнице: символическое познание мира культуры в метафизике И. Канта / В. Е. Семенов. - Текст : непосредственный // Обсерватория культуры. - 2009. - № 5. - С. 116-122.

  34. Семенов, В. Е. Трансцендентальная семантика И. Канта / В. Е. Семенов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2011. - № 11. - С. 152-162.

  35. Семенов, В. Е. Трансцендентальное обоснование права в философии И. Канта / В. Е. Семенов. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2015. - № 6. - С. 37-49.

  36. Соболева, Е. А. Психологические аспекты критицизма И. Канта / Е. А. Соболева. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2004. - № 5. - С. 28-40.

  37. Суслова, И. Б. Проблема рациональности в философии и педагогике И. Канта / И. Б, Суслова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 97-105.

  38. Усачев, А. В. Особенности посткантовской теории познания / А. В. Усачев. - Текст : непосредственный // Философские науки. - 2009. - № 7. - С. 25-33.

  39. Хинске, Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести / Н. Хинске, А. Н. Круглова. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2005. - № 2. - С. 144-157.

  40. Чесноков, Г. Д. И. Кант: философская идея истории / Г. Д, Чесноков. - Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 6. - С. 120-138.

  41. Шачина, А. Ю. Цель и задачи педагогической науки в философско-педагогическом творчестве И. Канта / А. Ю. Шачина. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2013. - № 6. - С. 119-126.

  42. Эстетика Иммануила Канта и современность : сборник статей по материалам V Кантовских чтений, Калининград - Светлогорск, 1990 г. / [Калинников Л. А . и др. ; ред.-сост. А. С. Батюшкова]. - Москва : Знание, 1991. - 63, [1] с. - (Новое в жизни, науке, технике : подписная научно-популярная серия) (Эстетика : издается ежемесячно с 1976 г. ; 11/1991). - Текст : непосредственный.

Составитель: ведущий библиограф М. Г. Артемьева

«Иммануил Кант: гениальный и… обыкновенный» : библиографическое пособие / МБУК «Библиотечная информационная система», Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского, Информационно-библиографический отдел ; сост. М. Г. Артемьева. - Курган, 2024.


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!