Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Григорий Наумович Чухрай (к 95-летию со дня рождения)

Биобиблиографическое пособие. Курган. 2016

Предлагаем Вашему вниманию библиографическое пособие, посвященное жизни и творчеству советского и российского кинорежиссёра, сценариста, педагога, народного артиста СССР Григория Наумовича Чухрая.

Цель пособия поднять интерес у читателей к современному киноискусству, познакомить с творчеством деятелей кино.

В работе использованы газетно-журнальные статьи, имеющиеся в фонде библиотеки. Материал расположен в алфавитном порядке.

Нашему кинематографу есть чем гордиться. Среди тех, чьими фильмами мы восхищаемся, прекрасные сценаристы, великие актеры, всемирно известные режиссеры. Есть люди, моментально узнаваемые российским зрителем по их работам, отличающимся подлинной художественностью, несущим историческую правду и память о самых тяжких испытаниях, выпавших на долю нашего государства, легших на плечи тех, кто защищал страну в годы Великой Отечественной войны.

«Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Память», «Трясина» — эти замечательные киноленты созданы народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии Григорием Наумовичем Чухраем.

Григорий Наумович Чухрай (1921-2001) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1981). Обладатель премии BAFTA, номинант на премию «Оскар», трёхкратный номинант на «Золотую пальмовою ветвь» Каннского кинофестиваля.

Биография

Родился 23 мая 1921 года в Мелитополе (ныне Запорожской области Украины).

В 1924 году родители Григория разошлись, и он остался с матерью. Воспитывал его отчим — Павел Антонович Литвиненко, который работал председателем колхоза. В 1935 году отчим был направлен на учёбу во Всесоюзную академию Соцземледелия в Москву, куда уехал и Григорий. По окончании академии (1938 год) П. А. Литвиненко был направлен на работу на Украину, а Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу.

Его приход в кинематограф был не случайностью, а сознательным выбором. Желание работать в кино у еще юного Григория было абсолютно устоявшееся и осознанное. Правда, поначалу он хотел стать врачом, затем увлекся радиотехникой. Вместе с дворовыми мальчишками посещал во Дворце пионеров технические кружки, детскую техническую станцию, где работали инструкторы, много возившиеся с ребятней. Так что смело можно сказать, что с техникой он на короткой ноге. Позже пришло увлечение кино, что неудивительно: на экраны страны выходили настоящие шедевры — «Чапаев», «Машенька»; тот период по праву считается расцветом советского кинематографа.

В 1939 г. Чухрая допустили к экзаменам во ВГИК, но пришел человек из военкомата и сказал, что пора идти в армию. «Меня этот поворот судьбы нисколько не огорчил. Отношение к армии у людей моего поколения было в вышей степени уважительное. Мы считали армию школой мужества. Каждомy хотелось быть настоящим мужчиной. Кроме всего прочего, я считал, то у меня, десятиклассника, нет жизненного опыта для того, чтобы стать режиссером, а в армии, думалось, я тот опыт получу. В армию я, как и другие мои сверстники, шел с охотой...

Служить начал в городе Мариуполе курсантом полковой школы 229 — го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии.

Служба нравилась: я любил строй, сознательную дисциплину, учения. У меня были хорошие друзья. В нашей дивизии служили ребята разных национальностей. Мы уважали друг друга — не за национальную принадлежность, а за честность, ум, смелость. Такой пакости, как дедовщина, у нас не было...

Да, конечно. Думал, что за полтора года наберусь опыта. Но судьба распорядилась иначе. Началась война, а на второй день, 23 июня, при попытке задержать фашистского диверсанта я был тяжело ранен. Спас меня мой друг, казах Мухамеджан Бекшинов, бросившийся мне на помощь. Так я оказался в первый раз в госпитале. А мой друг и спаситель, к сожалению, позже погиб».

Во время Великой Отечественной войны воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. В 1943 году принимал участие в военно-воздушной операции «Днепровский десант». Член КПСС (ВКП(б)) с 1944 года.

Не раз приходилось слышать от бывших фронтовиков, что война здорово изменила их взгляды. Что же вынес из нее молодой офицер Чухрай? По его словам, еще в военные годы он установил правило: не требуй от других героизма, если можешь — будь героем сам. Себя никогда героем не считал, но всегда старался помнить, что внушала ему еще его мать с юных лет: «тебе никто ничем не обязан, и свои проблемы ты должен решать сам». Этот принцип утвердился в нем во время войны еще больше и помогал выстоять всю дальнейшую жизнь, особенно в трудные годы.

Григорий Наумович, размышляя, вспоминал, что в войну рядом служили люди разных национальностей, они вместе защищали Отечество, были, можно сказать, людьми одной группы крови, одних убеждений и одного желания — победить и освободить свой дом. Это был настоящий интернационализм!

В армии он усвоил первые уроки социальной активности. Он понимал, что демократия не может существовать при беспорядках и только сильная власть способна осуществить переход к ней. Это — его формула, и он считал ее незыблемой.

Григорий Наумович, прошедший войну с первых дней до Победы, более полувека размышляет о событиях тех лет. Он очень серьезно занимался проблемами гитлеризма и немецкого фашизма, особенно в период, когда готовился к съемкам художественно — публицистического фильма «Память». Именно тогда Чухрай проводил время в архивах, просмотрел десятки тысяч метров пленки еженедельного кинообозрения «Вохеншау».

В 1953 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. И. Юткевича и М. И. Ромма). После окончания учебного заведения, в 1953 году, Григорию было предложено остаться на «Мосфильме», но перспективный молодой человек решил вернуться на Украину, где устроился на Киевскую студию художественных фильмов.

С 1953 года на киностудии им. Довженко: ассистент режиссёра, 2-й режиссёр.

С 1955 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1965-1975 годах был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм».

С 1965 года — был председателем фонда содействия творческой деятельности и бытовой помощи Союза кинематографистов СССР. С 1964 по 1991 годы — член Коллегии Госкино СССР. Член Советского комитета защиты мира, член Правления Обществ дружбы «СССР-Италия», «СССР-Венгрия».

В 1966-1971 — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрской мастерской. Выпустил две книги воспоминаний («Моя война», и «Моё кино»).

В марте 1966 года подписал письмо 13 деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.

Григорий Чухрай — советский кинорежиссер, заслуженный артист, сценарист с судьбой, достойной стать примером для современного поколения. Григорий Чухрай трижды раненный на войне, он сумел выжить, чтобы через телеэкран донести зрителю свое уникальное творчество.

Фильмография Григория Чухрая потрясает правдивостью и внутренней силой кинолент.

Военный «Сорок первый».

В 1955 году по ходатайству М. Ромма и А. Пырьева Григорий Чухрай был переведен на «Мосфильм». Там автор приступил к созданию первой самостоятельной кинокартины «Сорок первый» (1956), в основу которой легла повесть Б. Лавренева.

«Работая над сценарием фильма „Сорок первый“, я был увлечен не только взаимоотношениями героев, не только оригинальностью сюжета, но и возможностью высказать свой взгляд на Гражданскую войну и на белогвардейцев (в то время такой взгляд был достаточно рискованным). Но не ради новаторства и не ради демонстрации своей смелости я делал этот фильм. Мне хотелось сказать людям правду, о которой не по своей вине они имели превратное представление. Гражданская война велась не между всегда правыми красными и всегда неправыми белыми, не между честными и подлецами, как было принято думать в то время, а между людьми, за каждым из которых была своя правда, свое понимание чести, долга и достоинства. Нацию рвали по — живому, текли реки крови. Я испытывал боль и за тех, и за других. По обе стороны баррикад развела народ история, жажда правды и справедливости. А как осуществить свою мечту, они не знали. Об этом мой фильм».

Работа была положительно оценена зрителем и завоевала на Каннском кинофестивале 1957 года специальный приз. Эта картина об обреченной любви двух людей, оказавшихся по противоположные стороны классовых баррикад, об искренних, глубоких чувствах мужчины и женщины, которых проникновенно сыграли Изольда Извицкая и Олег Стриженов, ставшие символами эпохи 1950-х годов. Эта картина, в которой все по-настоящему сильно, искренне и щемяще, заставляет не только верить происходящему на экране, но и сопереживать всей душой. Хотя перед объективами камеры нет смертей и отсутствуют вражеские солдаты, режиссер Григорий Чухрай сумел заставить зрителя глубоко проникнуться военным временем, показывая, что даже в самые острые, страшные исторические моменты жизнь продолжается и люди любят друг друга, несмотря ни на что.

«Баллада о солдате»

Следующая картина Чухрая «Баллада о солдате» (1959) оказалась успешной, также триумфально прошагала по экранам мира, завоевала две премии на Каннском фестивале, поразив современников глубоким проникновением в психологию отдельной личности, внутренней гармонией и художественной целостностью.

«Замысел фильма „Баллада о солдате“ заключался не в сентиментальной жалости к погибшему солдату, а в стремлении противостоять пошлой и оскорбительной моде изображать войну как место, где „с улыбкой на устах“, „красиво“ умирают солдаты. Я хотел показать, как много теряет мир, когда погибает один добрый человек. Сознание ценности человеческой жизни владело мною, когда я работал над этим фильмом.

Я не стану останавливаться на замыслах других моих фильмов, хочу только сказать, что для меня работа всегда начиналась с определения концепции. Этому и служила концепционная заявка.

Замысел сценария возникает по-разному. Описать все варианты рождения замысла невозможно, хочу сказать лишь о своем подходе, осуществить который в полной мере мне удавалось не всегда... Но если удавалось, получалось хорошо. Это как в любви. Ребенок растет, становится подростком, юношей или девушкой. А в это время в его сознании формируется идеал женщины или мужчины. Не с ходу, не с помощью рационального конструирования, а подспудно, в наблюдении за миром и людьми. Когда идеал находится — счастье! Нашел! Или нашла!

С художником так же. Он живет, получает впечатления, испытывает какие-то переживания, думает о жизни вообще и о ее типичных явлениях. („Типичные“ здесь не значит просто частые и повсеместные. Под „типичным“ я подразумеваю то, в чем наиболее полно выражаются типичные характеры.) А в это время постепенно, как будто сам собой формируется „идеал будущего фильма“.

На пустом месте, там, где не возникло идеала, ничего не вырастет. Создание идеала — это постоянная работа души. И тогда — „ты лишь вошел, я вмиг узнала!“ В жизни это называется любовь с первого взгляда, но этому событию предшествовала долгая и важная работа.

Так происходит и в искусстве (если это настоящее искусство). Художник узнает то, что искал, и это вдохновляет его. Я был счастлив, когда это происходило со мной».

Идея этого фильма у Григория Чухрая возникла еще в годы студенчества. Ему, фронтовику, очень хотелось поведать о своих боевых товарищах, многие из которых не дожили до мирного времени. Помочь с этим замыслом молодому режиссеру помог сценарист Валентин Ежов, также прошедший войну и пожелавший правдиво, честно, без громких фраз, простыми человеческими словами рассказать о сверстнике, солдате-герое, отдавшем жизнь за Родину. Главный герой картины Алеша Скворцов, которого блестяще сыграл Владимир Ивашов, стал ярким символом русского солдата Великой Отечественной войны.

«Чистое небо»

«Чистое небо» (1961) была посвящена осмыслению в истории страны сталинского периода. Это история «сталинского сокола», бесстрашного советского летчика, пережившего немецкий плен, исключение из партии, лишение звания Героя Советского Союза, но оставшегося слепо верящим коммунистом. В картине был представлен блестящий актерский ансамбль: Нина Дробышева, Евгений Урбанский, Олег Табаков.

«Давно окончилась война, уже были сняты фильмы „Баллада о солдате“ и „Чистое небо“, но я продолжал думать о ней (продолжаю и сегодня, постоянно!). Война была самым важным событием в жизни моего поколения. Мы, те, кто остались живы, много сделали и после войны. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что мы совершили на фронте.

И мысль о сущности войны не покидала меня ни на минуту. Я много читал и труды наших историков, и наших союзников по антигитлеровской коалиции, и наших противников.

Создание фильма о Сталинграде я рассматривал как свой долг. Долг перед своими сверстниками, погибшими в боях за Сталинград, долг перед историей.

Я хотел наполнить эти слова живым содержанием, хотел создать памятник победившему народу. Я снял документальный фильм „Память“.

Сталинградская битва явилась поворотным этапом во всей Великой Отечественной войне. После нее немцы уже только отступали. Я поехал по разным странам. И начал — тогда это еще было не принято — с микрофоном в руках брать интервью на улицах. Я спрашивал людей в этих странах: „Что вы знаете о Сталинграде?“ И оказалось, что во всех странах, которые в боях не участвовали, люди ничего толком об этом не знали».

Другой документальный фильм «Сталин и Война»

«Этот фильм снимался совместно с немцами. Он был антисталинским. В нем я говорил о том, что узнал и понял в зрелые свои годы. Заслуги Сталина в победе в Великой Отечественной войне были ничтожны по сравнению со значением героизма и силой духа нашего народа. Но главное — они были ничтожны в сравнении с виной Сталина в том, что эта война вообще началась, и в том, чем она для нас обернулась!

Я рассказывал о преступно неразумных действиях Сталина накануне войны. Ведь именно в результате цепи его нелепых поступков мы оказались абсолютно не готовы к наступлению немцев, понесли столько потерь и потерпели столько поражений, особенно в самом начале войны.

Но в своей картине мне было очень важно сказать о происшедшем всю правду, какую я знал. Поэтому в финале я сказал и такие слова: «Все это было. Но мы победили. И другого Верховного Главнокомандующего у нас не было».

В 1964 году на экраны вышел двухсерийный драматический фильм «Жили-были старик со старухой», рассказывающий о жизни людей из русской глубинки, а именно стариках Гусаковых. На закате жизни им выпали нелегкие испытания: пожар уничтожил жилье, что вынудило пожилую пару поехать к дочери Нине в Заполярье, жизнь которой не складывалась. Фильм рассказывает о человеческой гонке за счастьем, а название картины отсылает зрителя к сказке Александра Пушкина о золотой рыбке.

О матери дезертира Следующая работа — «Трясина» появилась на экранах в 1977 году.

«Уже в конце семидесятых годов я снял фильм „Трясина“. В связи с этой картиной критики попортили мне немало крови. Они то и дело спрашивали:

— До сих пор вы снимали фильмы о героях войны, а теперь сняли фильм о трусе, о человеке, который стал дезертиром. Чем это объяснить? Неужели вы, прошедший всю войну, сочувствуете вашему герою?

Я прошел всю войну. И потому о героях и предателях знаю не понаслышке...

В своем фильме „Трясина“ я сказал не только о том, как отвратительно дезертирство, но и о том, что дезертирство — это прежде всего человеческая трагедия.

Став на путь дезертирства, решив устроить свое благополучие за счет других людей, дезертир обрекает себя на духовную деградацию. Этот процесс доводит его до уровня животного, презираемого и отвергнутого всеми. Жизнь его становится кошмаром. И он губит не только себя, но и всех вокруг. Мертвящая логика дезертирства губит все светлое, что есть в человеке: чувство человеческого достоинства, совесть, честь, любовь сына к матери и святую материнскую любовь к сыну.

Обо всем этом и о многом другом рассказывает наш фильм. И на фоне этой мрачной нетипичной истории еще ярче сияет подвиг тех, кто, презирая страх смерти, остался верен своему народу, подвиг матерей, благословивших своих сынов на справедливую, поистине народную борьбу. Разве этого мало?»

Это фильм о матери дезертира — Матрёне Быстровой (Нонна Мордюкова), потерявшей на фронте сначала мужа, затем старшего сына. Стараясь уберечь от войны младшего ребенка — тихого, застенчивого Дмитрия (Андрей Николаев), она решила спрятать его на чердаке. Спасая сына, мать обрекла себя на муки совести, а свое чадо — на духовную гибель. С каждым днем Дмитрий превращается в затравленное и злое животное, жизнь которого складывается из еды, нытья, обвинений во всех бедах матери и постоянного страха. Частная история матери дезертира вырастает в разрезе фильма до эпических масштабов, делая эту работу наиболее значимым произведением о военном времени. Сначала Григорий Чухрай хотел назвать картину «Нетипичная история», потому что мать вынуждена укрывать ребенка не от врагов, а от своих.

«Жизнь прекрасна» в вымышленной стране. Совместная советско-итальянская работа «Жизнь прекрасна» (1980) с участием Орнеллы Мути — итальянской кинозвезды — повествует о некоей вымышленной стране, в которой правит военная хунта и жестоко подавляется любое свободомыслие. Водитель такси Антонио Мурильо оказывается вовлеченным в политическую борьбу подполья против диктатуры. Мечтающий о профессии летчика и собственном самолете, он становится жертвой доноса, оказывается в тюрьме, где подвергается пыткам. Благодаря проявленной находчивости сумел организовать побег из тюрьмы и даже из страны.

В 1985 году в соавторстве с М. Володским и Ю. Швыревым Григорий Чухрай, фильмография которого в основном посвящена военному времени, снял документальный фильм «Я научу вас мечтать» (1985). Работа посвящена памяти учителя и великого режиссера Марка Донского.

Общественная деятельность Чухрая

Помимо киносъемок советский режиссер активно занимался общественной, преподавательской и административной деятельностью, в 1965-1975 годах являлся художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при «Мосфильме», в 1966-1971 годах работал преподавателем в режиссерской мастерской ВГИКа. С 1965 года являлся секретарем Союза кинематографистов СССР, а в 1964-1991 гг. — членом коллегии Госкино СССР.

Много размышлял он о современности, переживал за происходящие в стране события, думал о том, как восстановить потерянное доверие молодежи к людям старшего поколения, интерес к нашей истории.

«Я, признаться, о многом вспоминаю с ностальгией. Я скучаю по той дружбе между ребятами разных национальностей, которая, я уверен, обогащала души всех нас; я скучаю по времени, когда наши девушки, окончив школу, всю ночь гуляли по улицам и в Москве, и в других городах, не опасаясь нападения или даже хулиганства. Я скучаю по библиотекам, которые заполнены читающим людом, по обязательному бесплатному образованию, по времени, когда за поступление в институт не брали взяток (даже подумать о таком было стыдно!). Я скучаю по пионерским лагерям, по домам отдыха и санаториям, доступным всем. Все это было!»

Последние годы жизни

«...Я понял: надо уходить со сцены вовремя. Хорошо сказать „уходить со сцены“, а как уйти, когда на ней прошла вся жизнь? Когда видеть восторженную публику сделалось привычкой, когда без этой сцены и публики жизнь теряет всякий смысл? Все равно надо побороть себя и уйти, если хочешь остаться в памяти зрителей блистательной великой Тарасовой. Или изменить амплуа и играть старух. Героине это всегда нелегко. Но надо».

В историю отечественного и мирового кино Григорий Наумович Чухрай вошел еще при жизни и стал одним из тех подлинных классиков экрана, кинематографические достижения которых ни у кого не вызывают сомнения. Но Чухрай был не только выдающимся художником, но и потрясающим заступником других художников, только он не любил афишировать свои добрые дела.

Сегодня, когда Григория Наумовича не стало, мы хотим запомнить об этих его делах и о том, какую роль он сыграл в утверждении достоинства кино как искусства, в освобождении искусства от идеологического диктата.

Григорий Чухрай очень тяжело болел, пережил несколько инфарктов, плохо передвигался. Не стало великого режиссера 29 октября 2001 года.

На сегодняшний день советский кинорежиссер является обладателем наибольшего количества международных премий — 101! И это притом, что за свою творческую жизнь Григорием Чухраем было снято всего 8 фильмов. Каждый из них он снимал по своему собственному сценарию, не представляя, как можно работать с чужим материалом. Спустя годы после смерти режиссера его фильмы все равно участвуют в кинофестивалях, получая различные награды.

Признание и награды

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962)

Народный артист РСФСР (1969)

Народный артист СССР (1981)

Ленинская премия (1961) — за фильм «Баллада о солдате» (1959)

Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2000)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)

Орден Отечественной войны I степени (1985)

Орден Отечественной войны II степени

Три ордена Трудового Красного Знамени

Орден Красной Звезды

Медаль «В ознаменование 100 — летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «За оборону Сталинграда»

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»

Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»

Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»

Медаль «За взятие Вены»

Орден Партизанской Звезды (Югославия)

Орден Труда (с золотым венцом) (Венгрия)

Орден Мира и дружбы (Венгрия)

КФ молодых кинематографистов к / с «Мосфильм» (1956, Лучший фильм, фильм «Сорок первый»)

МКФ в Эдинбурге (1956, Почетный диплом, фильм «Сорок первый»)

МКФ в Каннах (1957, Специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтическое величие», фильм «Сорок первый»)

Британская киноакадемия (1960, премия BAFTA за лучший фильм года, фильм «Баллада о солдате»)

ВКФ (1960, Первый приз за режиссуру, Первый приз за художественный фильм, Премия кинокритики, фильм «Баллада о солдате»)

МКФ в Варшаве (1960, Приз «Варшавская сирена», Приз «Злата качка», фильм «Баллада о солдате»)

МКФ в Каннах (1960, Приз за лучший фильм для молодежи, Приз «За высокий гуманизм и исключительные художественные качества», фильм «Баллада о солдате»)

МКФ в Лондоне (1960, Большой приз за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»)

МКФ в Милане (1960, Приз «Серебряная лента» и Почетный диплом, фильм «Баллада о солдате»)

МКФ в Сан-Франциско (1960, Гран-при «Золотые ворота», Приз лучшему режиссёру, фильм «Баллада о солдате»)

МКФ в Тегеране (1960, Серебряная медаль за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»)

МКФ трудящихся в ЧССР (1960, Большая премия, фильм «Баллада о солдате»)

Академия кинематографии Италии (1960, Национальная кинопремия «Давид ди Донателло» за режиссуру, фильм «Баллада о солдате»)

Датская национальная ассоциация кинокритиков (1961, Премия «Бодил» за лучший европейский фильм)

МКФ в Мехико (1961, «Приз Халиско», Приз «Серебряное сомбреро» за фильм «Баллада о солдате», Приз «Золотая голова Паленке» за фильм «Чистое небо»)

ММКФ (1961, Большой приз, фильм «Чистое небо»)

МКФ в Сан-Франциско (1961, Приз «Золотые ворота», фильм «Чистое небо»)

МКФ в Эдинбурге (1961, Приз за лучший иностранный фильм, фильм «Чистое небо»)

Фонд Дэвида Оливера Селзника (1962, «Золотой лавровый венок», за высокое гуманистическое содержание, фильм «Баллада о солдате»)

Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 1993 год.

ОРКФ «Кинотавр» (1996, Премия президентского совета за творческую карьеру)

ОРКФ «Кинотавр» (1996, Приз Президента России за личный вклад в развитие отечественного кинематографа)

Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва).

Фильмография

1954 — Назар Стодоля — второй режиссёр

1956 — Сорок первый

1959— Баллада о солдате

1961 — Чистое небо

1964 — Жили-были старик со старухой

1970 — Память (документальный)

1977 — Трясина

1980 — Жизнь прекрасна

1984 — Я научу вас мечтать (документальный)

Сценарии

1959 — Баллада о солдате (совм. с В. Ежовым)

1977 — Трясина (совместно с В. Мережко)

1979 — Жизнь прекрасна (совместно с А. Каминито)

1984 — Я научу вас мечтать (совместно с Ю. Швыревым, М. Волоцким, автор текста)

Список литературы

Книги

  1. Шнейдерман, И. И. Григорий Чухрай / И. И. Шнейдерман. — Москва : Искусство, 1965. — 228 с.

Статьи

  1. Замошкина, Н. Честь и достоинство / Н. Замошкина // Библиотека. — № 5. — С. 6-9.
  2. Капралов, Г. Григорий Чухрай : «Не надо защищать русский народ от Тарковского» / Г. Капралов // Искусство кино. — 2002. — № 4. — С. 70-74.
  3. Кушниров, М. Всегда ли на войне как на войне? : воспоминания Г. Н. Чухрая о войне / М. Кушниров // Родина. — 2013. — № 6. — С. 9-14.
  4. Ульяшов, П. Григорий Чухрай : Мое кино / П. Ульяшов // Киносценарии. — 2001. — № 6. — С. 176-191.
  5. Чернявская, Е. Григорий Чухрай : «В Каннах плачут также как и у нас в Конотопе» / Е. Чернявская // Смена. — 1996. — № 2. — С. 14-19.
  6. Чухрай, Г. Если дорог тебе твой дом : воспоминания солдата и режиссера / Г. Чухрай // Родина. — 1995. — № .9. — С. 81-88.

Составитель: Яковлева Елена Геннадьевна


Система Orphus

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении
Я думаю!