Список литературы. Курган. 2019
Уважаемые читатели!
Перед вами список литературы из серии «Национальный бестселлер», посвященный лауреату премии 2019 года Андрею Рубанову.
Лауреатом премии «Национальный бестселлер-2019» стал роман Андрея Рубанова «Финист – ясный сокол». В финал, помимо «Финиста» Рубанова, вышли еще пять произведений: «Я буду всегда с тобой» Александра Етоева, «Калечина-малечина» Евгении Некрасовой, «Славянские отаку» Упыря Лихого, «Четверо» Александра Пелевина и «XX век представляет. Кадры и кадавры» Михаила Трофименкова.
Книга «Финист – ясный сокол» Андрея Рубанова получила столько же голосов членов жюри, что и роман «Калечина-малечина» Евгении Некрасовой. Победителя выбрал почетный председатель Юрий Воронин. «Не хочу сказать, что это выбор из плохого и хорошего, все книги хорошие, каждый по своему замечательный, и, пожалуй, я под воздействием изложений, которые я слышал частично, сделаю свой выбор в пользу книги и назову фамилию Рубанов», - сказал председатель жюри.
Лауреат получит приз в размере одного миллиона рублей. Остальным финалистам выплатят по 60 тысяч.
Книга повествует о девушке, которая ищет своего возлюбленного. Произведение основано на русских народных сказках и былинах. Автор определил жанр своей работы как «славянское фэнтези».
Андрей Викторович Рубанов – российский прозаик, кинодраматург. Родился 25 июля 1969 года в селе Узуново Московской области. Наибольшую известность получил как автор книг в жанре автобиографической прозы, или «нового реализма». Также выпустил несколько фантастических романов в жанре биопанк. Финалист «АБС-премии» за романы «Хлорофилия» (2010) и «Живая земля» (2011), участник шорт-листа литературной премии «Большая книга». В 2017 году стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная русская проза» за роман «Патриот».
Статьи об Андрее Рубанове в периодических изданиях
Бес сюжета. Андрей Рубанов // Известия. – 2018. – 4 сентября. – С. 7.
Рогова, А. «Я вырос в книжном шкафу» : интервью с Андреем Рубановым / А. Рогова // Известия. – 2017. – 19 октября. – С. 7.
Пульсон, К. «Я видел войну, и мне она не понравилась» : интервью с Андреем Рубановым / К. Пульсон // Российская газета. – 2017. – 12 октября. – С. 11.
Ты делаешь книгу, книга делает тебя : интервью с Андреем Рубановым // Литературная газета. – 2012. - № 15. – С. 4.
Рубанов, Андрей Викторович. Финист - ясный сокол [Текст] : роман / Андрей Рубанов. - М. : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2019.
(книга имеется в Отделе единого книжного фонда, в библиотеках им. Горького, Некрасова, Чехова, Лермонтова, Шолохова)
Андрей Рубанов о работе над романом «Финист – ясный сокол»: «Есть такая сказка «Финист - ясный сокол», которую записал в свое время Платонов. Сказка страшная, не детская. Я вдруг решил взять эту сказку и расписать в полноценный роман. В жанре исторического фэнтези. Действие происходит где-то во II веке нашей эры, в дохристианские, дописьменные времена. Занимаясь сценарием «Викинга», я набрал огромное количество материала, который в кино не вошел, а он дико интересный – просто чума, другого слова не подберу. И вот сейчас весь этот материал - туда, в этот роман».
Новый роман Андрея Рубанова – попытка вернуть сказку к ее первоосновам, не реконструкция мифа, а попытка его медитативного проживания. Тут вполне можно впасть в ересь, а можно нащупать и открыть что-то очень важное. Перед нами попытка сократить дистанцию между сказкой, мифом и реальностью, а также показать, как рождается исторический эпос, где малое и незначительное может произвести грандиозное, попытка прочувствовать логику рассуждений и мировосприятие человека дохристианских правремен, о которых мы имеем совершенно призрачное представление в силу отсутствия письменных памятников, разве что фольклор в какой-то мере доносит эхо той эпохи.
При этом Рубанов не пытается реанимировать какой-то совершенно чуждый и диковинный для нас мир. Не пытается его осовременить. Он скорее всматривается в глаза современного нам человека, проникает через них если не в душу, то очень глубоко, стремясь прямо к разговору с праотцами. Когда нет глаз напротив, автор сам становится ими, а соответственно и героем своего повествования. Такова форма медитации: автор-современник и исторические корни волшебной сказки. Так, один из героев книги, скоморох Иван Корень, по признанию писателя, списан с рэпера Рича. В его глаза заглянул Рубанов и увидел там течение крови истории.
В новом романе писатель создает совершенно неведомый исторический слой. Он знает, что это такое, его структуру и архитектонику, и недаром в одном из интервью, посвященных книге, заявляет: «Ясно одно: слой цивилизации тонок». Символом этого слоя может служить, например, тончайшая золотая нить. В развязке романа из нее за одну ночь шьется платье. Правда, шьется оно пустым узлом, когда достаточно чуть дернуть за ниточку, и весь наряд распускается, открывая наготу.
В еще одном интервью Андрей Рубанов описывает мировосприятие своих героев: «Эти люди плыли по течению, все в их жизни было предопределено, как и в любой другой системе многобожия. Нитка твоей судьбы была уже сплетена, ты уже ничего не мог изменить, вообще ничего. Ты просто жил, не переживая о завтрашнем дне». Но само это течение в романе производит не слепой рок, не воля богов, не закон. Магнетизирующее течение – молодая девушка Марья, дочь кузнеца, в которую влюбляются небожитель Финист и практически все, кто с ней сталкивается.
«К такой девке, как Марья, - прилетел, прибежал бы, приковылял, в любую, самую жуткую непогоду, хоть конец света наступи, хоть разразись рагнараек», - рассуждает шут и музыкант Иван Корень. Оружейный мастер и воин, ученик волхва и отверженный птицечеловек также готовы ради нее на все.
Марья – своеобразное веретено, которое скручивает ту самую тончайшую золотую нить: причинно-следственную связь, ход истории, чтобы в дальнейшем ювелирно сплести тонкий исторический слой. От ее движения начинают двигаться целые народы и даже воздушный город. Своеобразный эффект бабочки становится нарастающим эхом в силу связанности всего сущего: «Сквозь весь живой мир течет единая кровь, одна на всех; живых и мертвых, разумных и неразумных связывает крепче крепкого». Эта единая кровь связывает, наполняет жизнью и промыслительными смыслами и саму историю.
В романе идут постоянные намеки на изнаночную реальность: чтобы что-то понять, надо обернуться, стать иным, преодолеть свое существо. Выворачиваешься наизнанку и тогда понимаешь связь всего, что внешне различается, тогда и становится понятным, что пространство стянулось в столицу, которая все «люди – те же птицы, только вывернутые наизнанку». Эх, почему люди не летают, как птицы? Забыли... Может быть, и Катерина Островского так не страдала бы в своей предгрозовой атмосфере.
Не стоит думать, что Андрей Рубанов забрался в далекие первые века новой эры, от которых нет даже преданий старины, чтобы намекнуть читателю о наших днях. Он создал самодостаточный мир без какой-либо контрабанды современности. В рассуждениях, тяготеющих к философичности и развертыванию внутреннего мира и мировоззрения героев, нет идеологии и манипуляции читателями. Важно, что автор не довлеет над читателем и дает ему полную свободу умозаключений и выводов. Сейчас подобное нечасто встретишь.
«Финист» прост и сложен, он многоаспектен, его можно раскручивать без конца, как ту самую золотую нить.
Рецензии на роман «Финист – ясный сокол»
Рудалев, А. Эффект Финиста / А. Рудалев // Учительская газета. – 2019. - № 13. – С. 18.
Ломыкина, Н. Сказочный разворот / Н. Ломыкина // Читаем вместе. – 2019. - № 3. – С. 34.
Составитель главный библиограф Пахорукова В. А.
Верстка Артемьевой М. Г.