Обычный режим · Для слабовидящих
(3522) 23-28-42


Версия для печати

Александра Николаенко — лауреат премии 2017 года за роман «Убить Бобрыкина. История одного убийства»

Библиографическое пособие. Курган. 2017

«Русский Букер» продолжает удивлять литературное сообщество своим выбором. Обладательницей двадцать шестой премии стала Александра Николаенко с дебютным романом «Убить Бобрыкина. История одного убийства». Этой победы никто не ожидал, даже сама автор. Неожиданное решение жюри пояснил его председатель Петр Алешковский: «Это очень крутой роман. Здесь русский язык — на десять, архитектура построения романа — на десять. Это не стандарт. Это гениальное произведение, написанное русским языком».

Сама Николаенко призналась, что «даже не могла представить себе такого. Литературный мир принимал меня не как писателя, а как иллюстратора».

По дороге к успеху автор чуть не разуверилась в себе: «На Волошинском фестивале я бросалась на людей с этим текстом. Я не могла выйти из его ритма. В нем можно было спятить. Я понимала, что пишу что-то сумасшедшее. И никто не мог этого понять».

Далеко не все мэтры Александру поддержали. Алексей Слаповский, например, одобрил ее путь в большую литературу, прочитав первую главу романа, а Борис Акунин — не очень.

«Я говорила Акунину, что напишу роман, а он утверждал, что моя ниша — писать рассказы с картинками. Я с ним поспорила и написала этот роман... Для меня эта книжка — как „Большие надежды“, которые в детстве читал мне папа».

Покровитель молодой писательницы Алексей Слаповский написал у себя в «Фейсбуке»: «Кто-то рад, кто-то недоумевает, кто-то в страшном расстройстве. В шорт-листе были хорошие романы. Очень хорошие романы. Но как сказал Чехов? А вот как сказал Чехов: „Что ново, то и талантливо, что талантливо, то и ново“. В книге этой, скажу осторожно, несомненные признаки новизны. И связь с традицией. Сравнивают с Сашей Соколовым и Веничкой Ерофеевым. Зря. Необоснованные сравнения только раздражают, кажутся издательской накачкой. Лучше тут вспомнить „Мелкого беса“ Сологуба. А ритмической прозой у нас живой классик Андрей Дмитриев иногда пишет — „Бухту Радости“ вспомните. Но главное в книге то, что ни на кого и ни на что не похоже. И оно есть. Кто не согласен, спорьте. Но сначала прочтите».

Биография

Александра Николаенко родилась в 1976 году в Москве. Отец был физиком-атомщиком, профессором, мама — художник. В 18 лет поступила в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени Строганова, отделение Монументальной росписи, два года перед тем отработав лаборанткой, а попросту уборщицей. Конкурс в те годы был очень велик, а просто так «с улицы» желающих не брали... Она профессионально освоила работу с мозаикой, роспись стен, живопись, скульптуру, дизайн. После окончания Академии были выставки, и серьезная работа в профессиональных мастерских. Ее работы в частных коллекциях Франции, Великобритании и России. В 2002 году Александра стала одним из самых молодых членов Московского союза художников. Работы Александры всегда несли в себе текстовую нагрузку, еще в школе она начала писать рассказы и писала иногда больше, чем рисовала. Со временем сумев объединить эти два занятия она стала иллюстрировать свои любимые книги: «Похороните меня под плинтусом» Павла Санаева, «Там» Бориса Акунина, «Автобус в лето» Вадима Мещерякова и т.д. Выпустила сборник рассказов «Светофор, шушера и другие граждане». Растит сына.

Александра Николаенко. Автобиография

Вы когда-нибудь писали себе автобиографию?

Я вот — да. То есть писала. Три раза писала, три раза — ничего не получается, хоть тресни.

То тоска одна выходит, то вот как сейчас — вообще непонятно что.

Зовут меня Саша. Саша Николаенко.

Родилась в Москве. В 26 роддоме, и сына родила там же. Его зовут Максим.

Папа мой — доктор наук. Он физик. Работает в Курчатовском. Мама — художник. Мама вольный художник, я — подневольный.

Подневольный, но наполовину, второй половиной я делаю что хочу. Рисую что хочу, и вообще радуюсь жизни.

Так вот. По профессии я художник, но это тоже наполовину. На вторую половину я писатель. Я всё время что-то пишу. Если я не пишу, то рисую, если не рисую, то пишу.

Даже на улицу иногда выйти некогда. Даже чай попить не успеваю.

Кабинет у меня на кухне.

Если на кухне нельзя, то тогда в туалете. Говорят, так все великие писатели начинали, они сидели сначала на кухне, а если было нельзя на кухне, то тогда у них не было другого выхода и они все топали в туалет.

А теперь, когда они все стали великими, они могут сочинять где хотят, потому что их уже хоть раз, но опубликовали.

Я не графоман. Я не графоман и не графоманка, потому что, говорят, для писателя это последнее дело, быть графоманкой. Эти графоманки все тоже думают, что они великие, а сами пишут какую-то ерунду в туалете или на кухне, и остановиться не могут. То есть они вроде меня, но всё-таки не так, как я, потому что я, хотя и пишу всё время, но всё-таки я ещё и рисую всё время, пока не пишу.

А рисоманов нет. Это вообще совершенно не звучит. Глупое какое-то слово.

Училась я, училась, в Строгановке училась, на художника. На отделении Монументальной росписи. Это там, где учат стенки расписывать. Не заборы. А стенки. Как в метро. Потом я вступила в МОСХ. Там почти все художники с бородами. Я одна как дура, без бороды.

Теперь то же самое. Все писатели почти с бородами.

Мечта у меня одна: Быть писателем без бороды, но чтобы все остальные писатели думали, что я с бородой, и меня уважали.

Мой папа профессор, он доктор наук и старший научный сотрудник. У него тоже есть борода. Но его уважают не за бороду. Это факт.

И у меня её нет.

И это тоже факт.

Но писателем я всё равно буду. Даже если для этого придётся её отрастить.

Я хочу этого больше всего на свете.

В этом даю честное слово.

Честное слово!

Сегодня, когда я сказала сыну, что мой один рассказ возьмут в журнал, то сын сказал мне, что так начинали все великие писатели.

И я тоже так хочу.

Саша Николаенко.

Счастливого дня среды 24 числа сентября 2014 года.

О романе Александры Николаенко. Убить Бобрыкина. История одного убийства.

Дебютный роман Александры Николаенко «Убить Бобрыкина. История одного убийства» — о любви и юности, о том, как от притока чувств всё может запутаться в душе и смешаться, и даже любящие нас не смогут передать опыт как спасательный круг...

Книга отражает нынешнее тяготение прозы к поэзии. Может нравиться, может не нравиться, но сегодня такое направление литературы снова является свежим. Книга оснащена иллюстрациями автора. Налицо синтез искусств, а это сегодня тренд. Роман Александры Николаенко — яркий пример творческого поиска. Поиска нового направления в современной русскоязычной прозе. Повторы для писательницы, которая умудрилась вынести в название сразу два однокоренных слова, — главный хлеб и литературный прием. Самых доброжелательных может смутить ворох неточных эмоций, натянутость сравнений, приблизительность метафор, насильственный синтаксис, неуемное желание сказать красиво.

Как это получилось — другой вопрос. Но попытка бывает важнее результата.

Герой книги, в которой нет сюжета, — Саша Шишин, взрослый дурачок, живущий с матерью, одержимый своей школьной любовью, соседской девочкой Таней, и ненавидящий ее мужа, а по совместительству его школьного мучителя Бобрыкина. Бобрыкин тут ходит только с эпитетом «ненавистный», он постоянно в халате, всегда с одной и той же репликой «Здорово, Шишкин лес». Все это написано причудливым стилем, этаким полуямбом, с редкими удачными метафорами и с узнаваемыми образами из советского детства: дети играют в подводников, в пионеров-героев, в «город золотой», мечтают о докторской колбасе. Реальность сплетается со снами, а та с воспоминаниями: Шишин вновь и вновь окунается в детство и свою дружбу с Таней, а она пишет ему — якобы — проникновенные любовные письма. Но разобраться, что тут фантазия, а что правда, не так-то просто.

Источники:

https://rg.ru/2017/12/05/obiavlen-laureat-premii-russkij-buker.html

http://c-ib.ru/novosti-dnya/165240.html

https://www.kp.kg/daily/26767.4/3798485/

Произведения, имеющиеся в библиотеке:

  1. Николаенко, Александра. Убить Бобрыкина. История одного убийства [Электронный ресурс] / Александра Николаенко. – М. : Русский Гулливер, 2017. – 220 с., [17 л. ил.] http://biblio.litres.ru/aleksandra-nikolaenko/ubit-bobrykina-istoriya-odnogo-ubiystva/
  2. Николаенко, Александра. Про синего мертвеца и горящую душу / А. Николаенко // Независимая газета. — 2017. — 8 июня. — С. 15.
  3. Николаенко, Александра. Черт за уши щекочет : фрагмент романа «Убить Бобрыкина» / А. Николаенко // Независимая газета. — 2017. — 9 февраля. — С. 12.

Составитель ведущий библиограф Артемьева М. Г.


Система Orphus

Решаем вместе
Есть предложения по организации процесса или знаете, как сделать библиотеки лучше?
Я думаю!